нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и, конечно, голосовую функцию (повышает звонкость, силу голоса).
Известный русский фониатр Е.Н. Малютин еще в конце XIX в. при помощи вибрационных раздражителей вылечивал такие тяжелые расстройства голосовой функции, как истерическую афонию, детский голос у мужчин, фонастению у певцов. Он называл эти вибрации активно-пассивной гимнастикой голосовых складок и полагал, что резонаторы также возбуждаются этими вибрациями и начинают украшать голос обертонами.
Изучая значение вибрационной чувствительности для го-лосообразования, В.П. Морозов нашел, что «под действием вибрационной связи происходит уточнение голосовой реакции». Он полагает, что вибрации лицевой части скелета в области носа приводят к значительному усилению высоких обертонов в границах 2000—4000 Гц. Отсюда — увеличение звонкости, сочности, красоты, полетности звучания голоса.
В системе «обратной связи» определенная роль отводится зрительному контролю за дыхательными и артикуляционными движениями, что помогает слуху и мышечному чувству правильно настроить голосовой аппарат. Таким образом, наличие целой системы регулирования голосовой функции делает возможным восстановление голоса даже при грубых деформациях гортани — происходит замещение утраченной функции органа на основе деятельности других функциональных структур (ложные голосовые складки вместо истинных, стенки пищевода вместо голосовых складок и т. д.).
При вызывании голоса важно получить легкое и свободное его звучание при произнесении звука м, вибрационный контроль помогает получить звучание голоса «в позиции резонатора», в ротовой позиции. Ротовая позиция помогает «поймать звук на губах», «собрать», «сконцентрировать» его, при этом снимается напряжение с мышц гортани, шеи.
Для увеличения силы голоса, его звонкости и широты звучания к полученному звуку м присоединяется гласный у, т.е. произносится на выдохе прямой слог му. Переход к гласному у объясняется следующими причинами:
62
Е. С. Алмазова
I. Вызывание звука голоса — наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса (м) сочетается с гласными у, о, а, и в прямых и обратных слогах.
«Мычание» производится больным с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, т. е. голосовые складки не должны смыкаться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыхаемой струей или несколько позже.
Почему мы начинаем с согласного звука и почему наиболее легким согласным является звук м?
1. Согласные звуки — артикуляторно сильные, так как
усиливаются путем прорыва затвора струей воздуха, идуще
го из полостей бронхов и легких, а м — согласный звук.
2. При произнесении звуков объем глоточного резонато
ра сужен, что увеличивает громкость звука.
3. При произнесении звука м объем глоточного резонато
ра сужен, поэтому м — звук громкий (резонирует носовая
полость).
4. Звук м — наиболее простой звук с анатомо-физиологи-
ческой точки зрения по участию языка, губ, нёбной занавес
ки. Незначительный импеданс уменьшает напряжение го
лосовых складок, создает наиболее щадящий режим их
работы, что особенно важно в условиях деформированной
гортани.
5. При произнесении звука м большую роль играют так
тильно-вибрационные ощущения (ощущения дрожания
губ, щек, крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка
верхней челюсти). Эти ощущения являются сигналом пра
вильного использования верхних резонаторов (рта, носог
лотки, носа). Подобный способ регулирования на основе
оценки результатов совершаемых действий в физиологии
получил название «обратной афферентации», «обратной
связи».
Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают