Биографические сведения, сочинения | Общефилософские и общепедагогические взгляды | Содержание и методы воспитания и обучения |
Родился в семье малоземельного казака в Полтавской губернии. 1738-1741 гг. и 1742-1750 гг. учился в Киево-Могилянской академии. В1742 г. был выбран в придворную певческую капеллу. После возвращения из-за границы преподавал поэтику в Переяславской семинарии. 1754—1759 гт. —домашний учитель. В 1760 — 1769 гг. преподавал в Харьковском коллегиуме поэзию, синтаксис, греч. яз., основы христианского благонравия, оттуда его триады увольняли за антиклерикальные взгляды. Стал странствующим философом. Работы: Рассуждения о поэзии и руководство к искусству оной, Сад божественных песней, Убогий жаворонок, Благодарный Еродий, Начальная дверь ко христианскому добронравию для молодого шляхетства Харьковской губернии и др.., распространялись в основном в рукописном виде, не издавались из-за церковной цензуры. | Был одним из первых в истории укр. общественной мысли, кто выступил против официальной религии и церковной схоластики, против схоластического образования, обратившись к природе, человеку и его разуму, стремился к материалистическому миропониманию, но не стал законченным атеистом. В своих проповедях, притчах, письмах, философских и пед. произведениях подверг резкой критике феодально-аристократическую систему воспитания, где все приносилось в жертву моде, карьере, пресмыканию перед Западом, царским двором. Считал, что образование должно быть всеобщим, равным, общедоступнымибесплатнымдлядетей обоего пола. Выступал за национальную самобытность науки и культуры. Считал бессмысленным заимствовать чужие пед. теории воспитания, т. е. воспитание всегда складывается в соответствии с историей, образом жизни, нац. особенностями данного народа. Народность—краеугольный камень его пед. системы. Говорил о необходимости тесной связи теории и практики, науки и жизни. Труди презрение к тунеядству—коренные основания его этики. Свободный труд— основа всей «машины» общественной жизни, начало и венец радости человека и общества. | Высоко ценил научное знание и умственное воспитание. Особое внимание уделял науке о человеке, нужной, по его мнению, каждому гражданину Был против поверхностного обучения. Видное место отводил чтению—«оно просвещает разум». В основе воспитания и образования должны лежать самодеятельность, наглядность и труд. Воспитание должнобыть полным, включатьвсебя воспитание умственное, нравственное, эстетическое, физическое. Нравственное воспитание осуществлял по принципу: научить благодарности—умению сочетать личные интересы с интересами др. людей. Воспитывал учеников в духе любви к людям, труду, в духе высокой нравственности, честно-сти и преданности Отечеству. Человека надо любить и уважатъ за его достоинства. Дружба —«основание, союз, венец обществу». Будучи поэтом и знатоком народных песен, сказок, он проявлял исключительную заботу об эстети ческом воспитании своих учеников. Выступал за обучение русского народа русскими учителями. Учитель должен быть высокообразованным, любящим свое дело, честным, независимым, примерным в собственной жизни, его слова не должны расходиться с делом. |
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ НОВИКОВ (1744-1818), ' выдающийся русский просветитель, книгоиздатель, писатель - публицист
Педагогическая и общественная дея тельность и основ ные работы
Педагогические взгляды
Организованная им типография издавала большими тиражами учебные книги.
Возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ: создание школ для непривилегированного населения. Ратовал за разработку педагогики как теории воспитания.
Был создателем и организатором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума».
В своих сатирических журналах «Трутень» и «Живописец» помещал статьи на педагогические темы.
Статьи: О воспитании и наставлении детей; Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благопо лучия; Век живи, век учись; Переписка отца с сыном о деревенской жизни и др.
Верил в возможность преобразования общественного бытия Отечества на началах просвещения. Призывал к нравственному совершенствованию людей, считая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными.
Цель воспитания — формирование активной добродетельной личности.
Воспитание должно соединять физическое, нравственное и разумное развитие детей. Стараться образовывать разум и сердце детей. «Причина всех заблуждений чело веческих есть невежество, а совершенства — знание».
Руководствовался идеей народности воспитания. Выступал против физических наказаний.
Считал, что задачу воспитания юношества на себя должно взять общество.
Стремился примирить науку с религией. Видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания.
Считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.
Призывал прививать детям уважение к людям труда. С ранних лет детей надо приучать к полезному труду. Главным средством воспитания должна быть книга.
Образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить.