Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Карл маркс (1818-1883) и фридрих энгельс (1820-1895)




Теоретики коммунистического воспитания.

Критиковали буржуазное воспитание за классовый

характер. Буржуазия дает образование народу лишь

постольку, поскольку это в ее интересах. Пролетариат

должен захватить власть и уничтожить буржуазное

образование.


Умственное образо­ вание — вооружить

подрастающее поколение знаниями основ наук о природе, обществе и мышле­нии и на их основе сформировать диалектико-материа-листическое мировоз­зрение.

«В науке нет широ­кой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабка­ ется по ее каменис­ тым тропам».


Общество, организованное на коммунисти­ ческих началах, дает возможность своим членам применять их всесторонне развитые способ­ ности.


Нравственное воспитание

воспитание духа обществен­ности, социалистического гуманизма, пролетарского интернационализма и патрио­тизма.

Физическое воспитание

воспитание здорового, силь­ного, смелого поколения молодых работников и защит­ников социалистической родины. Средства — гимнас­тика и военные упражнения.

Политехническое обуче­ ние — знакомство с основны­ми принципами производства и орудиями труда. Труд и воспитание соединены, но только для целей воспитания.


 


 


Принципы образования: доступность для всех вне зависимости от социаль­ного положения, пола; бесплатность, обязательность, соединение воспитания с производительным трудом и политех, направленность, светскость и атеистичес­кий характер.

Марксистское учение продолжало гуманистические традиции общественной мыс­ли XVIII—XIX вв. и оказало значительное влияние на социальные науки и историю общества в конце XIX в. и в нач. XX в. Но оно содержит утопические и противоре­чивые положения: абсолютизировались социальные антагонизмы, роль насилия в истории, не допускалась внутренняя эволюция буржуазного общества, отрица­лось значение частной собственности, как экономической основы гражданского общества; романтизировалась историческая роль пролетариата.


97


 


 


ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА РОССИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ


 


ПРОСВЕТИТЕЛИ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ


ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ

(1652 — 1726), известный

Экономист и публицист


ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686 — 1750), историк, крупный обще­ственный деятель, организатор проф. образования на Урале


 


Книга о скудости и богатстве, Заве­ щание отеческое.

Развивал идею о необходимости создавать в России школы для каж­дого сословия, в том числе и для крестьян: «Не худо бы так учинять, чтобы не было в малой деревне без­грамотного человека».

Считал, что книги должны печа­таться на русском языке, необходи­мо упростить церковнославянский алфавит.

Стремился разработать основы со­знательного обучения, ввести в обу­чение строгий, продуманный поря­док, организовать учет знаний каж­дого ученика, который должен фик­сироваться в специальной книге.

Большое место в своих работах от­ водил нравственному, патриоти­ческому и трудовому воспитанию.

Требовал воспитывать детей в «ве­ликой грозе», в духе религиозности и покорности.

Не возражал против физических на­казаний: если сын впадает в блуд «...ребра ему сокруши, без всякого милосердия накажи его».


О порядке преподавания в школах при ураль­ ских казенных заводах, Разговор о пользе наук и училищ, Духовная моему сыну и др.

Образование и воспитание, по его мнению, служат делу повышения благополучия госу­дарства и укрепления религии.

Оставаясь защитником сословного дворянс­кого просвещения, отстаивал идею не только промышленных училищ, но и открытия школ для крепостных крестьянских детей обоего пола, которых с 5 до 10 лет учить грамоте, а до 15 лет — ремеслам. Сторонник общественно­го воспитания, требовал расширения сети школ. Был организатором ремесленного об­разования на Урале, инициатором создания училищ при горных заводах с весьма демокра­тичным составом учащихся.

В училищах учителя и руководители должны сочетать ремесленное обучение с обучением счету, письму, чтению.

Считал нецелесообразным посылать дворян­ских детей для обучения за границу, т. к. это не будет способствовать их патриотическому воспитанию.

Много внимания в своих работах уделял свет­скому образованию и нравственному воспита­нию дворянина. Он должен был изучить: пись­мо, арифметику, геометрию, артиллерию и


98


ИВАН ТИХОНОВИЧ ПОСОШКОВ (1652 — 1726), известный экономист и публицист ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ ТАТИЩЕВ (1686 — 1750), историк, крупный обще­ственный деятель, организатор проф. образования на Урале
Дитя надо растить не балуя роско­шью, «обучай его и нужду всякую тер-пети». Выступал против детской праздно­сти. Они должны быть заняты или ху­дожественным делом,или чтением книг. Подчеркивал необходимость со­здания учебных книг, построенных по принципу самоучителя, которы­ми учащиеся могли бы пользовать­ся без помощи учителя. фортификацию и др. разделы математики, немецкий язык, русскую историю и географию, гражданские и воинские законы. Предъявлял высокие требования к у ч и т е -л я м, которые должны учить по совести, над­зирать за детьми «как отец о сущих детях», показывать достойные примеры, быть благо­разумным, кротким, не пьяницей, не блудли­вым, не воровать, не лгать. Выступал против ранних браков (желатель­ны после 30 лет).

 

  КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК ПО В. Н. ТАТИЩЕВУ
Классиф. Определение Примеры
наук    
Нужные Те, которые «яко душевно, так и 1. Телесные — воспитание «спо-
  телесно весьма нужны, ибо от не- койности телесной», воздержания,
  искусства или незнания, в них зак- способности довольствоваться ма-
  лючающегося, пользы и вреда бла- лым.
  гополучны быть». 2. Душевные — воспитание «спо-
    койности души»; душевного покоя.
  Те, которые «до способности к об-  
Полез- щей и собственной пользе принад- 1. Грамматика. 2. Риторика.
ные лежат и суть многочисленны». 3. Иностр. языки. 4. Арифметика.
    5. География. 6. История. 7. Бота-
    ника. 8. Химия.
  Те, которые служат не обще-  
Щегольс- ственной пользе, развлечению, 1. Стихотворство (поэзия). 2. Му-
кие или «веселию сердца». зыка, скоморошество. 3. Танцы.
увесе-   4. Вольтижировка («или на лошадь
ляющие   садиться»). 5. Живопись.
  «Сии науки суть такие, которые ни  
Любо- настоящей, ни будущей пользы в 1. Астрология. 2. Физигномия,
пытные себе не имеют, но большею час- «или лицезнание». 3. Хиромантия.
  тию и в истине оскудевают...» 4. Алхимия.
  «Сии глупее преждереченных (лю- 1. Некромантия — «чрез мертвых
Вредные бопытных), иже зовутся волхвова- провещание». 2. Аэромантия.
  ние, ворожбы, или колдунство». 3. Пиромантия. 4. Гидромантия.
    5. Геомантия.

99






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 198 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2508 - | 2381 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.