Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Воспитательно - образовательные идеи и практика ранних христиан




Первые христианские общины возникли в I в. в Антиохии. Главный источник воспитательных идей — Библия. Основа воспитания — любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни.

Для христианского воспитания характерно:

— преобладание веры над наукой;

— доминирование нравственно-религиозного воспитания над обучением;

— осознание высокой важности трудового воспитания («Кто не хочет
трудиться, тот не ешь» (апостол Павел);

— в центре нравственного воспитания общечеловеческие ценности;

— вместо соревнования и самоутверждения античности — взаимопомощь,
смирение, аскетизм.

I в. — школы катехуменов для тех, кто желал стать членом христианской
общины. Изучалась Библия, давались начатки музыкального образования.
Под надзором священника выслушивали нравственные наставления.

II в. — эти школы стали школами катехизиса, давали образование по­
вышенного уровня, готовили священников.

С III в. — трансформировались в кафедральные и епископальные школы. Большинство христиан вплоть до V в. получали высшее образование в учебных заведениях античного типа.

ВАСИЛИЙ КЕСАРИЙСКИЙ (330-379)

О том, как молодые люди могут извлечь пользу из языческих книг.

• Предлагал воспитывать положительное отношение к традициям греко-
римской образованности, необходимой для пребывания в бренном мире.

• Вершиной образования признавал уход от мирской жизни, молитву и пост.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (около 347-407)

Блестящий стилист, талантливый проповедник, незаурядная личность.

О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей, Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне, Слово об учении и наставле­ нии, Слово о воспитании детей и др.

• Оказал огромное влияние на формирование византийско-православ-
ной педагогической мысли. Один из известнейших проповедников во­
сточной православной церкви. В его проповедях излагались основы
христианской методики обучения и нравственного воспитания.

• Предлагал христианские методы воспитания с учетом античной тради­
ции: наставление и беседа, а также — увещевание, совет, предостереже­
ние, исключающие авторитарные методы давления и принуждения.

• Задача школы: «наставить душу и сформировать ум».

• В деле воспитания надо обращаться к самому божественному в человеке: его
воле, свободе, его самодеятельности, основанной на нравственности.

30


• Показал пример того, как наставнику следует обращаться к личности
каждого ученика, а не к массе, строить свою речь так, чтобы она была
образной, доходчивой, эмоциональной, конкретной, наглядной и пол­
ностью раскрывала содержание изучаемого.

• Главным источником знания, по Златоусту, является Библия.

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Блаженный Августин) (354-430)

Крупнейший мыслитель, блестящий светский преподаватель риторики, в конце жизни — епископ.

О порядке, Исповедь, О книге Бытия, О христианской науке, Об обучении о гшшаемых (катехуменов) и др. Полное издание его трудов составляет 40 то-I ж

• Считал Платона предшественником христианства.

• Признавал определенные положительные стороны античного образо­
вания и педагогической мысли.

• Основной принцип в обучении — ориентация на достоверность, «на
истинное». Отсюда отрицает необходимость изучения «вымыслов» ан­
тичной поэзии.

• Высоко ценил значение грамотности, изучения языков и истории, ма­
тематических наук (арифметики, геометрии, музыки, астрономии), ди­
алектики и риторики, необходимых христианскому полемисту и про­
поведнику.

• Делал упор на развитие ума, а не памяти.

• Отвергал изучение наук, ведущих к роскоши и излишествам. Учение
нужно для практических целей нравственного совершенствования лич­
ности, а не для чистого созерцания теоретических высот знания. Но
светские знания считал второстепенными и вспомогательными.

• Выступал против физических наказаний. Его отличал интерес к пси-

хологии ребенка, его внутреннему миру.

  Обращал внимание на значимость слов авторитетного учителя для уче­ника.

Главное место в образовании должно занимать изучение Библии. В вос-питании видел средство, призванное помочь человеку в интуитивном, психологически субъективном постижении объективной, вечной и неиз­менной Священной истины.

У учителя должно быть радостное и терпеливое настроение. Он учиты-вает индивидуальные состояния учащихся, связывает изучение Священ­ной теории и истории с тем, что понятно ученику, вызывает у него заин­тересованное внимание. Истинное знание свойственно человеку от рож-кния. оно вложено Богом. Задача учителя лишь сделать это знание ■сознаваемым для ученика.


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 240 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2676 - | 2239 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.