заучивание стихов и гимнов, философия, крас норечие, грамматика, литература, математика, история, медицина, этика, танцы, музы-
Готовили также сборщиков налогов и дани, казначеев.
Могли учиться и вайшья (торговцы, земле дельцы, ремесленники). Судры (неприкасаемые) к образованию не допускались.
В VI—V вв. до н. э. появляется буддизм — высшая цель человеческих стремлений — постижение духовного просветления как высшего состояния удовлетворенности и самодостаточности путем отречения духа от тела, ко торое надо укрощать и подавлять. Нравственные идеи: братская любовь, милосердие, запрет на убийство живых существ, не красть, не пить хмельное, не прелюбодействовать и др.
КИТАЙ Доконфуцианский период
(с IV тыс. до н. э. до середины I тыс. до н. э.) Привилегированные сословия: жре цы и аристократия.
Аристократы обучались: шести видам письма, чтению, девяти видам счета, навыкам устной речи, декламации стихов, изучали летописи. Военно-физическое воспитание: 5 видов стрельбы из лука, 5 видов езды на колеснице, владение щитом и копьем.
Жреческие школы: космогония, магия, музыка, танцы, общеобразовательные предметы.
Конфуцианский период
(со второй половины
I тыс. до н. э.)
В идеале образованного человека заключена теория гуманитарно-этического образования. Зародилась идея всеобщего (но необязательного) образования. Положение в гос. иерархии зависит от уровня образования.
Методика обучения: накопление материала через заучивание - осмысление через комментирование - интерпретация через написание сочинений.
Учеба в школе без каникул. Физические наказания. Экзамены 2 раза в год. После школы экзамены 1 раз в 3 года: в губернском городе — 1 -й и 2-й экзамены.
После 1- го: ученая степень «цветущего таланта»,
после 2- го: признанного ученого. 3- й экзамен—в императорской столице: ученый, внесенный в списки. 4- й: членство в императорской Академии.
15
КОНФУЦИЙ
(КУН - ФУ - ЦЗЫ - Почетный учитель Кун) (551-479 гг. до н. э.)
Цель воспитания — благородный муж, нравственно воспитанный, образованный, развитый умственно, физически, эстетически, сочетающий в себе глубокие знания и должное поведение.
Конфуций считал, что природное в человеке — материал, из которого при правильном воспитании можно сделать идеальную личность. Стабильность общества покоится на воспитании согласно социальному назначению. «По своей природе люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки».
Принцип гуманного отношения к людям: «чего себе не пожелаешь, того не делай и другим».
«Любить людей по-настоящему, не заинтересованно, не унижая опекой или равнодушием, принимая их такими, какие они есть, помогая развиться всему лучшему в них, но не закрывая глаза на их пороки и слабости».
ЛЮДИ ПО ПРИРОДНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ
«сыны неба», обла дающие врожденной
Мудростью
«благородные
мужи», благодаря
Учению пришедшие
К знанию
«чернь», не способ ная к трудному процессу постиже ния знаний
Жизнь и деятель ность (гг. до н. э.) | Основные принципы этико- политического учения (конфуци анства) | Значение образова ния |
Школа Конфуция