Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Школа и педагогическая мысль Византии ( V в. До Н. Э. - XV В. )




Территория: Балканский полуостров, Малая Азия, Юго-Восточное Сре­диземноморье.

Школа и образование унаследованы от эллино-римской культуры. Спе­
цифика византийской культуры определялась также тем, что она фор­
мировалась на разнородной по своему составу этнической основе. За
1000 лет своего развития Византия впитала культурные ценности не
только Западной, но и Восточной цивилизаций. Однако культура им­
перии оставалась грекоязычной.

• Высокий социальный статус образования и образованности — одна из
ведущих тенденций в развитии византийской культуры. Наличие об­
щего образования служило непременным условием для получения дол­
жности как в государственных, так и в церковных учреждениях.

• Просветительская деятельность таких видных представителей визан­
тийской культуры, как патриарх Фотий, Лев Математик, Михаил Пселл,
Иоанн Итал и др., активно способствовала утверждению светской на­
правленности образования.

  Идеалом образованной личности в Византии являлся человек, получивший ■ \ классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоз-   зрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью.  ■

Высокая культура домашнего воспитания — характерная черта визан­
тийской жизни. В знатных семьях мальчика 5—7 лет отдавали в руки
наставника, в обязанности которого входило наблюдать за играми ре­
бенка, развлекать его и учить грамоте.

• В семьях ремесленников дети получали навыки письма и чтения, если
грамотными были их родители.

• В Византии не существовало социальных ограничений на получение
образования. Учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел
возможность учиться.

• Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых
школ.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

ШКОЛЫ ГРАМОТЫ давали элементарное образование («пропедиа»),
срок обучения — 2—3 года с 5—7-летнего возраста.
Византийская школа грамоты — христианизированное продолжение

эллинистической элементарной школы.

Отличия: свитки заменены тетрадями («бомбиковые книги»), стиль за­менен птичьим или тростниковым пером («графис»).

Учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным про-говариванием написанного хором, как и в греческих школах.

38


Отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя — дидаскалы — владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний.

• ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ обеспечивали получение среднего об­
разования («энкиклиос педиа» — всеохватывающее образование).

Все дети светской и церковной элиты проходили эту ступень обучения.

Эти школы были частными, государственными и церковными.

Цель обучения — формирование общей культуры и красноречия, раз­витие мышления у школьников.

Акцент делался на грамматике, риторике, диалектике и поэтике. «Ма­тематическую четверицу», т. е. арифметику, геометрию, музыку, астроно­мию изучали немногие.

Важнейшим средством обучения считалось состязание школьников друг с другом, особенно в толковании текстов и риторике. Овладение искусст­вом толкования требовало от учеников достаточно широких знаний по античной и библейской истории, географии, мифологии и т. д.

• ВЫСШАЯ ШКОЛА «АУДИТОРИУМ» (константинопольская школа, с
середины IX в. называлась Магнарвой). Существовали высшие юриди­
ческая, медицинская, философская и патриаршая школы. Они в отли­
чие от средневековых университетов Запада не имели автономии и
подчинялись императорской власти.

До VII в. преподавание велось как на греческом, так и на латинском языке. Позднее — только на греческом.

Преподаватели высшей школы — «консулы философии», «главы рито­ров» — являлись государственными служащими высокого ранга, состав-ляли замкнутую корпорацию, их отличала и одежда.

Основной метод преподавания — лекции и комментарии преподавате-Основная форма обучения — диспут. В ходе диспутов рассматрива-

лись проблемы этики, политики, истории, юриспруденции.

Цель обучения — подготовка энциклопедически образованного госу-ЛРрственного или церковного деятеля.

Содержание образования: платоновская и неоплатоновская философия, комментирование и критика греческих текстов, комментарии к сочине­ниям отцов церкви, метафизика как метод исследования природы, бого-ие, медицина и музыка.

• Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, свое­
образные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировав­
шихся вокруг мецената-философа. Наиболее известными были круж­
ки: патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), дочери импера­
тора Анны Комниной (XI—XII вв.) и др.

Высшее богословское образование получали в монастырях, до XV в. сохранивших большое значение в византийской образовательной си­стеме.

39






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 256 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2338 - | 2137 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.