Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Педагогическая мысль в Византии




ИОАНН ДАМАСКИН (675—753). Один из первых средневековых схола­стов. Оказал огромное влияние на западноевропейское богословие и воззре­ния древнерусских мыслителей. Основной трактат — Источник знаний.

Основная мысль — необходимость универсального, энциклопедическо­го и богословского образования. Дамаскин дал высочайшую оценку книж­ному учению и образованию. В трактате рассмотрена психолого-педагоги­ческая проблематика: о способностях воображения, памяти и др. Даны ме­тодические рекомендации по работе с книгой, организации диспутов и пр.

ФОТИЙ (патриарх) (820—897). Наставник Кирилла (Константина) и Мефодия, славянских первоучителей. Организатор школьного дела. По его мнению, школа должна являться местом, где молодое поколение усваивает точно очерченный круг общечеловеческих ценностей. Создал в Константинополе школу для детей элиты, представляющую собой нечто среднее между высшей школой и интеллек­туальным кружком. Ее характерные особенности:

ведущая роль энциклопедически образованного учителя, имеющего не­
пререкаемый авторитет;

простота и искренность между учителем и учениками, привязанность
их друг к другу и общая «ревность» к знанию;

универсальное содержание образования, включающего как светские на­
уки, так и богословие;

активный метод обучения — беседа.

Для своей школы Фотий написал труд Мириобиблион (Тысячекнижие), содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, историков, ученых.

МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018—1090), выдающийся государственный деятель и философ, личность предвозрожденческого склада и высоты, ученый-эру­дит, логик, учитель дворцовой школы, воспитатель наследника императорс­кого престола, автор учебников. В середине жизни принял монашество. Оставил большое число педагогических трудов: Обзор риторических идей, О стиле некоторых сочинений, О всяческой науке и др.

Выступал противником крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения. Соглашаясь с учением о двух природах — земной и небесной, — он считал, что и образование человека должно проходить в два этапа: изучение наук о низшей природе, заканчивающееся усвоени­ем элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии.

Идеально воспитанный византиец, по Пселлу, — телесно прекрасен, светски образован, умеет восхищаться красотой материального мира, обладает хри­стианской твердостью ума и душевным благородством. Во взглядах на цели воспитания Пселл был ярким представителем христианского гуманизма.

Продолжателями идей М. Пселла были его ученики: Иоанн Итал (XII в.), Варлаам Калабрийский (конец XII — нач. XIII в.), Никифор Григора и Феодор Метохит (XIII — XIV вв.) и др. Наиболее видной фигурой последнего периода византийской философской и педагогической мысли считают Георгия Гемиста Плифона (1355—1452).

Специфические черты византийской культуры и образованности ока- ■
 зали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной

■ культуры.                                                                                                          

40


ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

АНИЦИЙ МАНЛИЙ БОЭЦИЙ (ок. 480—524). Римский политический и государственный деятель, философ, теолог и поэт, «великий учитель сред­ невековья».

Утешение философией, Наставления к музыке, Наставления к арифмети­ ке, богословские сочинения и др.

Получил блестящее образование в Риме и др. городах, изучив весь круг античных наук. Был хранителем и популяризатором достижений антич­ной мысли.

Заложил фундамент схоластики. Дал теоретическое обоснование двух­ступенчатой системы обучения — тривиума и квадривиума, в ходе изуче­ния последнего у учеников должно формироваться умение мыслить дис­циплинированно и строго логически.

Автор классических учебников по арифметике, музыке, геометрии, ас­трономии, пользовавшихся большой популярностью с VI по XIII в.

АЛКУИН (ФЛАКК АЛЬБИН) (ок. 735—804). Англосаксонский ученый и педагог, современник Карла Великого, его советник по делам культуры, шко­лы и церкви, аббат.

Разговор об истинной философии, Словопрения Пипина с Альбином, теоло­ гические соч., 300 латинских писем о каролингской эпохе, труды по литур­гии, заложившие основы католической обрядности и др.

Развивал идеи о распространении образования. Считал, что мудрость есть знание, приобретенное в процессе обучения. Его учебники были построены в диалогической форме таким образом, что вели ученика от простых понятий и простого выражения мысли к философским концеп­циям и сложным оборотам.

Призывал обучать детей грамоте и диалектике, не презирать светские знания.

Использовал в своей пед. практике разнообразные формы изложения материала, живые дискуссии, сложные иносказания — загадки, перефра­зы. Научить — значит «мудро спросить».

Среди его учеников было много выдающихся деятелей Каролингского возрождения.

ВЫСОКОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

ФИЛИПП НАВАРРСКИЙ (1195—?). Знатный барон, рыцарь-кресто­носец, писатель, дипломат, юрист, поэт, моралист и государственный де-жтель.

Четыре возраста человека — морально-дидактический трактат, доказы­вавший, что воспитание должно носить религиозный характер. Детство Хри­ста — идеал, пример для подражания: он, будучи истинным царем, Бо­гом, господином неба...желал быть смиренным и послушным своей слав­ной матери и ее супругу, «и когда подрос еще больше, почитал и слушался

41


их...» Недостаток религиозного воспитания наносит наибольший вред нрав­ственности молодых людей, «приводит их к неверию и в итоге — к пло­хому концу...»

Задача воспитания — привить навыки будущей деятельности (священ­
ника или воина). Воспитание должно носить функциональный харак­
тер.

Идея сословной дифференциации воспитания и обучения.

Не считал человека греховным от природы: «...Бог дал разум человеку,
чтобы он мог выбрать между добром и злом...»

Детствофундамент жизни. На добром фундаменте можно выстроить
здание основательного знания. Должно учить детей простому и хоро­
шему поведению.

Основной принцип воспитания — строгость и требовательность. «В люб­
ви к ним (детям) нужно проявлять меру и разум». Призывал родителей
строго контролировать детей. Жесткая дисциплина с возможными те­
лесными наказаниями. Воспитатель во имя любви к ребенку не дол­
жен уступать его злой воле, терпеть его плохие поступки, нехорошие
игры, т. к. ребенок быстро приучается к дурному.

Труд — важное средство воспитания, трудовые навыки надо прививать
как можно раньше: «работать и хорошо изучать ремесло, какое бы оно
ни было малое или великое, т. к. большая честь и выгода в том, чтобы
стать хорошим мастером своего дела».

Не следует девочек обучать многим наукам, давать большие знания. Ос­
новное нравственное качество женщины — целомудрие. Она должна
быть послушной, смиренной. Надо привить девочкам навыки хороше­
го поведения: «Чтобы они не были ни дерзкими, ни завистницами, ни
попрошайками, ни болтуньями». Необходимый элемент воспитания
девочек — обучение ремеслу.

42






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 263 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2539 - | 2392 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.