Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Школа и педагогическая мысль средневековых цивилизаций





ВОСТОК

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ АБУНАСЫР МУХАММЕДА АЛЬ - ФАРАБИ (873-950)

«Второй учитель» своего времени (после Аристотеля). Все ученые Вос­тока, начиная с Авиценны, называли его своим учителем. Ученый-гума­ нист, врач, астроном, философ, авторитетный преподаватель медресе, один из основоположников опытного естествознания.

Признавал одинаковые возможности женщины и мужчины в педагогичес­ ком и образовательном деле.

 

Биографичес­кие сведения и основные работы Обучение Воспитание Цели и методы воспитания
Знал многие языки.Крайне отрицательно относился к софистам. Как подлин­ный гуманист не признавал национальные предрассудки и преграды, подчеркивал интернацио­нальный характер науки. Основные работы: Слова о классифика­ ции наук, Жемчужина Обучение—это усвоение посред­ством учения основ наук, теоретического знания, «это наделение теорети-ческими добродете­лями народов и городов». Обучение должно начинаться с усвоения простых свойств материи и завершаться изучением проблем метафи­зики. Определенное место отводил обучению кал­ лиграфии— навыкам художе- Воспита­ ние — «это способ наделения народов этическими добродете­лями— искусством, основанном на знании»; это деятель­ность учителя, направлен­ная на выработку у молодых людей нравствен­ных норм и практических навыков Использование двух педаго­гических методов при воспитании: 1. «Мягкий» (если воспитуемые проявля­ют желание к изучению науки и ремесла). 2. «Твердый» (если проявляют своеволие и непослушание). Цель учителя, использую­щего эти методы, — подго­товить своих учеников к поискам путей к достижению счастья. Нравственное воспитание молодежи ставил на первое место, т. к. оно в значитель­ной степени гарантирует достижение человеком наивысшего совершенства

32


Биографичес­кие сведения и основные работы


Обучение


Воспитание


Цели и методы воспитания


 


премудрости, Гражданская политика, Большая книга музыки, Книга духовных искусных приемов и природных тайн о тонко­ стях геомет­ рических фигур, Трактат о достижении счастья, трактаты о логике и философии.

Большой интерес представляют труды ученого по психоло­ гии, этике и эстетике.


ственного пись­ма.

Теоретическим вещам следует обучать методом убеждения, а многие из теоре­тических (знаний) воспринимаются путем соображе­ния (сочетания слова и наглядно­сти). «Кто проти­вится усвоению теоретических знаний, которые они начали при­обретать», сле­дует применять принуждение.

Широко следует применять при обучении наблю­ дение и опыт.

Чтобы не нару­шать принцип системности, надо «ограничи­вать свои занятия одной наукой».

Науку и разум считал основны­ми средствами изучения бытия. «Упражнять мысль посред­ством трудности поиска» (созда­вая трудности и обучая их преодо­лению). «Пони­мать лучше, чем учить наизусть».


овладения ремеслом и науками.

Значитель­ную роль в воспитании отводил музыке, выделяя три ее вида:

1 — произво­
дит удоволь­
ствие;

2 — выража­
ет и вызыва­
ет страсти;

3 — обраща­
ется к
воображе­
нию.

В духовном, умственном воспитании важное значение придавал овладению такими «воспита­тельными науками», как арифме­тика, геомет­рия, астро­номия и музыка. Отождеств­ление главы государства и учителя.


и счастья. Нравственные качества личности формиру­ются под воздействием среды и воспитания. Фор­мированию добродетельного человека противостоят 4 порока: невежество, безнравственность, пере­ менчивость, заблуждение.

Чтобы стать нравственным и противостоять порокам, человек должен познать самого себя.

Воспитание того или иного свойства у людей зависит от окружающей среды, воли и желания воспитуемого. Первостепенное значение придает привитию устойчи­вых нравственных привычек, вырабатываемых много­ кратными упражнениями.

Отрицал врожденность

этических качеств и призна­вал индивидуальные разли­чия людей «в соответствии с дифференциацией ступеней родов, искусств и наук, к которым они склонны от природы».

Признавал религию, но не ставил ислам выше других религий и считал,что религия должна служить средством для достижения счастья.

Призывал в воспитании к соблюдению меры: «уклон от меры — это либо избыток, либо недостаток», мера определяется в каждом случае путем конкретного подхода к анализу ситуации.


33


Требования к учителю

Если учитель недобросовестно относится к своим обязанностям по воспитанию или не выполняет их, то не заслуживает уважения и зани­маемой должности.

«...Не каждый человек способен руководить другим, и не каждый спосо­ бен побуждать другого к совершению соответствующих действий».

«Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не дол­ жен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, т. к. суровость восстанавливает против наставника, потворство приводит к неуважению его персоны, нерадению к его преподаванию и его науке».

Аль- Фараби





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 288 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2377 - | 2324 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.