Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современное положение лютеранства. Лютеранство в Украине.




В XIX-XX вв. вследствие миграции лютеран из европейских стран, а также благодаря активной миссионерской деятельности лютеранство распространилось в США, Бразилии, Танзании, Эфиопии, Индии, Индонезии, Папуа – Новой Гвинее и на Мадагаскаре. Сегодня лютеране составляют 3 % от общего числа христиан планеты (третье место после католиков — 52-53 % и православных — 9 %). Общая численность лютеран составляет по разным оценкам от 60 до 75 млн. человек, объединенных в региональные церкви (по данным «Католической энциклопедии» таких церквей 140, по словарю «Христианство» (М., 1994. С. 264) — 192, по Исаеву — 250). В ХХ веке наблюдается стремление лютеранских церквей к объединению не только в различных регионах, но и в мировом масштабе. В 1947 году создана Всемирная лютеранская федерация (союз), в которую входит около 50 млн. лютеран. Также в ХХ веке лютеране принимали активное участие в экуменическом движении. В 1925 году примас Шведской лютеранской церкви Н. Содерблум стал инициатором движения «Жизнь и деятельность».

 После II Ватиканского Собора начался диалог между Католической и Лютеранской церквами. В 1999 году была подписана Совместная декларация в Аугсбурге, в которой в значительной мере были сглажены различия между католиками и лютеранами в учении об оправдании. Папа Иоанн Павел II высказал высокую оценку Аугсбургскому исповеданию веры. Еще в 1983 году он назвал Лютера «свидетелем веры в Иисуса Христа». Учение Лютеранских церквей, сформулированное в Совместной декларации 1999 года, считается не подпадающим под осуждение Тридентского Собора. А на представленное в том же документе учение Католической Церкви не распространяется осуждение лютеранских вероисповеданий.

 Наибольшее лютеранское население – в Германии (ок. 15 млн.), США и Канаде (ок. 9 млн.) и Швеции (7,6 млн.), однако немало лютеран в Африке (6 млн.) и в Индонезии (2,4 млн.).

 Крупнейшей лютеранской деноминацией в настоящее время является Евангелическая церковь Германии (Evangelische Kirche in Deutschland, EKD). До середины XIX века Лютеранские церкви Германии не имели единого центра и были подчинены властям отдельных германских государств (таковых насчитывалось около сорока). В 1848 году была предпринята первая попытка объединить церкви Германии в единый союз, но она оказалась неудачной. В 1852 году была основана Айзенахская конференция, в рамках которой проходили регулярные встречи церквей различных земель. После падения монархии и создания Веймарской республики начались новые попытки объединения земельных церквей. В 1922 годы был создан Немецкий евангелический церковный союз, объединивший 28 региональных церквей. После прихода к власти Гитлера лютеране раскололись на два объединения: «Немецкие христиане» и «Исповедующая церковь». Первое объединение фактически приняло нацистскую идеологию и превратилось в профашистскую организацию, а второе выступило против нацистской идеологии. Члены «Исповедующей церкви» подвергались репрессиям. После войны под давлением членов «Исповедующей церкви» лютеране Германии приняли ряд документов, в которых осуждался фашизм и признавалась вина церкви за злодеяния гитлеровского режима.

 В 1948 году различные земельные церкви объединились в существующую и по сей день EKD. В 1949 году произошло разделение Германии на два государства: Федеративную республику Германия (Западная Германия) и Демократическую Республику Германия (Восточная Германия). Поначалу EKD оставалась союзом Евангелических церквей обоих государств. Однако в 1961 году после возведения Берлинской стены и существенного обострения отношений между ФРГ и ГДР в Восточной Германии был создан самостоятельный Союз евангелических церквей в ГДР. Однако в 1990 году после объединения Германии этот Союз вновь вошел в состав EKD.

 Сегодня EKD объединяет 23 самостоятельные союзные земельные церкви. Границы между церквами унаследованы от исторических княжеств и герцогств и не совпадают с современным административным делением Германии. В EKD входят представители трех конфессий: лютеранской, реформатской (кальвинистской) и союзной униатской (unierte). Униатские (или объединенные) церкви возникли в XIX веке под давлением правительств некоторых германских государств. В этих государствах были заключены унии между лютеранами и кальвинистами, существующие и по сей день.

 Общее число верующих EKD по данным на 2006 год составляло ок. 26 млн. человек. Из них примерно по 12,5 млн принадлежат к лютеранским и униатским церквам и ок. 450 тысяч к реформатским. Общее количество общин EKD — 17 000. По данным опроса 1996 года лишь 45 % населения Германии были верующими, при чем на территории бывшей ГДР эта цифра была еще ниже — 20 %. Тем не менее в последние годы наблюдается положительная динамика официального членства в EKD. Дело в том, что, несмотря на отделение церкви от государства, германское законодательство предполагает официальное оформление членства в каждой зарегистрированной государством конфессии. Люди, официально заявившие о своем членстве в той или иной церкви, уплачивают так называемый религиозный налог, за счет которого финансируются религиозные организации. Хотя уровень религиозности в современной Германии чрезвычайно низок, значительная часть населения относит себя к христианам (противопоставляя себя, например, исламу). Все же официальные представители EKD признают, что современная Германия — это уже не христианская страна.

 EKD принимает Апостольский и Никео-Цареградский Символы веры, Малый катехизис Лютера, Гейдельбергский катехизис (символическая книга кальвинизма), Аугсбургское исповедание веры, а также несколько документов ХХ века. Последние посвящены, в основном, политическим и социальным проблемам современности (например, осуждают фашизм, антисемитизм, Холокост и т.д.). EKD является членом Всемирного Совета Церквей и Конференции европейских Церквей. С 1959 года ведутся официальный диалог EKD с Русской Православной Церковью. С 1959 по 2008 год состоялось 24 встречи, посвященных различным богословским и иным вопросам.

 Руководящие органы EKD: Синод, Совет и Церковная конференция. Синод является законодательным органом и вырабатывает позицию по церковным и общественным вопросам. Он собирается ежегодно в различных землях Германии. Состоит из 120 человек, из 100 — выборные делегаты. Синодом руководит президиум во главе с президентом. Совет EKD — постоянно действующий исполнительный орган, реализующий решения Синода. Состоит из 15 человек, избираемых Синодом и конференцией сроком на 6 лет. Совет из своей среды избирает председателя. 28 октября 2009 года избрана на пост Председателя Совета избрана женщина-епископ Маргот Кессман, что привело к напряжённости в отношениях с Московским Патриархатом. Избрание Маргот Кессман состоялось в канун планировавшихся масштабных торжеств в связи с 50-летием диалога между Русской Православной Церковью и EKD. Предполагалось, что торжества состоятся в Берлине и в Москве. Однако, после избрание председателем Совета EKD женщины-епископа Московский Патриархат заявил о невозможности проведения торжеств в прежнем формате. Председатель ОВЦС МП архиепископ Илларион (Алфеев) предложил, чтобы на торжества в Москву приехала не Кессман, а прежний председатель Совета EKD епископ Вольфганг Хубер. В Берлин же он планировал направить кого-нибудь из своих заместителей. В ответ на это EKD приняла решение вообще отказаться от празднований. В результате под угрозой оказался и сам официальный диалог с EKD. Предполагается, что в 2010 году архиепископ Илларион посетит Германию и обсудит с руководством EKD сложившуюся ситуацию.

 В состав Церковной конференции входят руководители церквей-членов EKD. Председатель Совета одновременно является и председателем конференции. Конференция занимается текущими делами EKD наравне с Синодом.

 Следует иметь в виду, что EKD — это все же не унитарная церковь, а союз самостоятельных церквей. Потому среди этих церквей нет полной унификации. Например, среди членов EKD нет единства по поводу активно обсуждаемых в протестантской среде вопросов. В последние годы таких вопросов два: женское священство и возможность церковного благословения однополых браков. В EKD допускается женское священство. В 1992 году положено начало и женскому епископату. Однако к проблеме гомосексуализма разные земельные церкви относятся по-разному. Хотя в целом отношение EKD к однополой любви снисходительное, все же однополые церковные браки разрешены лишь в 9 из 23 земельных церквей.

 Современное лютеранство чрезвычайно неоднородно. И потому EKD нельзя воспринимать как единственно правильный вариант современного лютеранства. Собственно в лютеранстве есть и, условно говоря, «высокоцерковное» направление, считающее себя реформированными католиками. Есть и либеральные, и харизматические направления. В особую группу принято выделять так называемое «конфессиональное» лютеранство, имеющее немецкие истоки.

 «Конфессиональное» лютеранство — это конгрегационалистское направление в лютеранстве, более близкое к крайнему (безлитургийному) протестантизму. В этом направлении делается более значимый упор на изучение Библии. Конфессиональные лютеране более консервативны, не признают женского священства и однополых браков. Однако их традиционализм не распространяется на церковное устройство. Так, конфессиональное лютеранство не придает никакого значения апостольской преемственности — у них просто отсутствует институт епископа, а новых пасторов рукополагают сами пасторы.

 В конфессиональном движении сегодня наиболее известны две группы, которые сформировались вокруг двух американских лютеранских синодов — Миссурийского и Висконсинского.

 Висконсинский Евангелический Лютеранский Синод (WELS) был основан в 1850 году в штате Висконсин, откуда и происходит ее название. По данным на начало 2005 года она насчитывает около 398 000 членов и более чем 1 200 приходов, во всех 50 штатах США, а также 24 странах мира. Эта Церковь считает, что служителем любого уровня в церкви может быть только мужчина, и что все церковные служения установлены Богом. Сторонники Висконсинского Синода принципиально отрицают практику однополых браков. Отрицает возможность совместной молитвы с теми христианами, с которыми не достигнуто единство веры.

 Лютеранская Церковь — Синод Миссури (LCMS) была создана в 1847 году в штате Миссури, откуда и получила свое название. Изначально Синод Миссури был церковью немецких эмигрантов, однако антинемецкие настроения времён первой мировой войны заставили американизировать имидж церкви, отказаться от служб на немецком языке и перейти на английский. Синод Миссури считает, что только служение пастора установлено Богом, тогда как остальные должности в церкви это мирские институты и, соответственно, их могут занимать женщины. Эта деноминация также отвергает женское священство и однополые браки.

 Лютеране в России. Первые лютеранские общины появились в России уже в XVI веке, когда здесь образовались поселения иностранцев (торговцев, ремесленников, военных, состоявших на русской службе, а также военнопленных). К 1559 году относится упоминание о прибытии в Россию первого лютеранского пастора, а к 1576 году — о сооружении в Москве лютеранского храма. Положение лютеран в России было лучше, чем во многих других европейских странах, однако до 1905 года свободный переход русских (православных) в лютеранство не дозволялся.

 После победы Петра I в Северной войне в состав России вошла Ингрия (Ингерманландия, историческая область вокруг Санкт-Петербурга), Эстония, Ливония и часть Финляндии. На этих территориях проживало много лютеран. Также Петр привлекал на Русь иностранных специалистов, что тоже вело к заметному увеличению количества лютеран в Российской империи. Екатерина II пригласила в Россию немецких переселенцев для освоения побережья Черного моря и Поволжья после русско-турецких войн. В 1819 году была создана Главная консистория Евангелической Церкви в России. В 1832 году принят устав Евангелическо-Лютеранской Церкви России. В 1914 году в Российской империи (без учета Финляндии и Польши) насчитывалось 3,6 млн. лютеран.

 В годы советской власти лютеране подверглись гонениям. К 1937 году на территории СССР не было ни одного действующего лютеранского прихода. На законных основаниях Лютеранская церковь существовала лишь в Прибалтике после ее присоединения к СССР перед началом Великой Отечественной войны. На остальной территории СССР первый лютеранский приход после погрома 1930-х годов был открыт в Акмолинске (совр. Акмола, Казахстан) в 1957 году.

 В 1988 году официально утверждена Немецкая Евангелически-Лютеранская Церковь Советского Союза (ныне — Единая Евангелически-Лютеранская Церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии). На территории России зарегистрировано 72 общины этой Церкви. Ее общая численность порядка 30-40 тыс. человек.

 Также в России существует Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии, следующая финской традиции. Ее возрождение началось в 1970 году регистрацией первого прихода в Петрозаводске. До 1992 года ее приходы входили в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви Эстонии. В 1992 году официально оформилась в самостоятельную Лютеранскую церковь. Сегодня к ней принадлежит около 15 тыс. человек.

 Лютеранство в Украине известное с середины XVI в. К этому течению принадлежали некоторые представители украинской шляхты (Радзивиллы). Обсуждалась возможность унии лютеран с православными. Однако в силу исторических процессов и деятельности монашеских католических орденов, в частности, иезуитов, дошло до почти полного исчезновения украинской лютеранских общин. Сегодня в Украине лютеранство представлено несколькими конфессиями, основными из которых являются: Украинская Лютеранская Церковь и Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь Украины. Украинская Лютеранская Церковь (УЛЦ) организационно возникла в Украине 1926 г. (Украинская Евангельская Церковь Аугзбурзкого Вероисповедания) и действовала в Западной Украине до 1939 г. В то время она насчитывала 25 общин, многие миссий. Возглавлял УЛЦ пастор Илларион Шебець. В Станиславе (совр. Ивано-Франковск) действовала семинария и издательство с типографией; выходил журналы "Знамя", "прозрел", "Новый мир". К УЛЦ принадлежали по разным данным от 10 до 20 тысяч верующих. Как отмечают лютеране, они не употребляли в богослужениях лютеранскую редакцию латинской мессы, но зато использовали лютеранскую редакции Божественной Литургии Святого Иоанна Златоуста, чтобы приблизиться к культурным традициям региона и способствовать успеху миссии. В советский период УЛЦ подверглась преследованиям, церковные здания и имущество было национализировано. Много верных и пастырей были репрессированы, некоторым пришлось вынужденно эмигрировать. После провозглашения независимости Украины началось возрождение УЛЦ. Ее общины учреждаются в Киеве, Тернополе, Кременце, Запорожье, Севастополе, Симферополе и других населенных пунктах. Руководящим органом УЛЦ является Собор, который созывается, как правило, раз в год. В период между Соборами действуют Синоды. На местах действуют общины или миссионерские станицы. Основным учебным заведением, которое готовит магистров богословия, является Украинская Лютеранская Богословская Семинария Святой Софии в Киеве. УЛЦ издает газету "Знамя" и журнал "Добрая весть". По данным Госкомнацрелигий Украины на 1 января 2008 УЛЦ имела 40 приходов, в которых служили 37 священнослужителей. На Соборе в Киеве 25-27 августа 2000 председателем епископата УЛЦ избран епископ Вячеслав Горпинчук. Немецкая Евангелическо-Лютеранская Церковь в Украине (НЕЛЦУ). ведет свою историю от домашних лютеранских общин немецких поселенцев середины XVIII в. 1765 г. в Киев как учитель для семьи немца-аптекаря прибыл пастор Христофер Лебрехт Грааль, который начал править богослужение в такой домашней прихода, к которой присоединились многочисленные немцы-лютеране со всего Киева. В последней четверти XVIII в. началась активная колонизация Северного Причерноморья иностранными поселенцами, среди которых значительную часть составляли немцы-лютеране. К середине XIX в. их насчитывалось около 500 тыс. человек. С 1803 г. с разрешения императора Александра I начинается процесс официального открытия лютеранских общин в Российской империи, во времена Николая I объединились Евангелическо-Лютеранскую Церковь в Российской империи, в состав которой входили и лютеранские общины на территории Украины. С конца 1980-х годов в Украине открываются новые немецкие лютеранские общины. Основой для создания первых общин в Украине стали национально-культурные общества немцев во Львове, Одессе и других городах. 16 октября 1990 в Одессе была официально зарегистрирована первая лютеранская немецкая община в Украине. 31 января - 2 февраля 1992 г. в Киеве состоялся (Учредительный) Синод НЕЛЦУ с участием представителей общин из 6-ти городов Украины (Днепропетровска, Запорожья, Киева, Львова, Одессы и Харькова), а также делегаций из России, Германии и Румынии. Синод провозгласил создание НЕЛЦУ, избрал ее руководящие органы во главе с президентом Синода Юрием Шеффером из Одессы и суперинтендантом пастором Виктором Грефенштайном. Епископ Гарольд Калнинем на торжественном Богослужении в киевской кирхе св. Екатерины ввел в служение Президиум Синода. Центром епархии НЕЛЦУ стала Одесса, а центральным собором Украинской епархии - кирха св. Павла. 1

993 НЕЛЦУ получила регистрацию государственной власти Украины. НЕЛЦУ входит в состав Евангелично-лютеранской Церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии, хотя и является самостоятельным в своих внутренних делах. С 1993 г. в Одессе действует Духовная семинария НЕЛЦУ. В НЕЛЦУ принято персональное фиксированное членство с членскими взносами в пользу Церкви. Сегодня общины НЕЛЦУ действуют практически во всех регионах Украины. По данным Госкомнацрелигий Украины эта конфессия на январь 2008 года насчитывала 38 общин и 31 священнослужителя. Помимо этих двух лютеранских объединений в Украине также действуют 17 лютеранских общин. Таким образом общее количество лютеранских общин в Украине приближается к 100.

 

Билет № 8





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 494 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2526 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.