Гуситское движение. Казнь Гуса вызвала в Богемии бурю негодования. Чешский сейм направил в Констанцу свой протест, в котором говорилось, что Гус был высоконравственным человеком с безукоризненной репутацией и пострадал невинно. В ответ на это Собор наложил на Прагу очередной интердикт. Прага не подчинилась. Здесь был создан союз для защиты свободы проповеди. Высшей инстанцией в вопросах вероучения в Чехии был провозглашен Пражский университет. Союз поддержали 452 представителя национальной аристократии. Епископ Ян Литомышльский в ответ на это заявил о создании Католической лиги, но она не получила поддержки в стране.
Казнь Иеронима Пражского подлила масла в огонь и привела к эскалации конфликта. Собор потребовал, чтобы вожди союза, созданного в Праге, прибыли на суд в Констанцу. Это требование было проигнорировано. Большинство храмов Праги было уже в руках гуситских священников. В это же время одним из главных лозунгов восставших становится требование преподавать мирянам причастие под обоими видами.
[Распространение на Западе причащения под одним видом. Вытеснение древнего обычая причащения мирян Телом и Кровью Христовой началось на западе в XII веке. Однако процесс этот шел постепенно и неравномерно. К тому же вплоть до Констанцского собора не было общецерковного запрета на причащение под обоими видами. В литературе иногда высказывается мнение, что IV Латеранский Собор издал распоряжение о причащении мирян только под одним видом. Но это неверно. Латеранский Собор утвердил учение о пресуществлении как официальную доктрину Католической Церкви. И таким образом, причащение под одним видом могло беспрепятственно распространяться в Церкви. Ведь из учения о пресуществлении следовало, что причащясь даже частичкой освященного хлеба, человек принимает всего Христа (до Латеранского Собора высказывалось мнение, что в хлебе присутствует только Тело, а в вине только Кровь, и полноценным является причащение лишь под двумя видами). Так что Латеранский Собор лишь снял препятствия на пути распространения причащения мирян под одним видом. При этом такая практика не была общепринятой ни в XIII, ни в XIV веке. Даже в XV веке в некоторых местностях сохранялось причащение мирян под обоими видами.
Считается, что в Чехии обычай причащения мирян под одним видом был введен Карлом IV в 1350 году. Карл был ревностным католиком и старался искренно служить Римской Церкви. К тому же после открытия в Праге университета сюда приехали профессора из разных стран Европы, а именно университетские богословы и были главными защитниками новой практики. Так что это дало толчок к закреплению нововведения в Богемии. Таким образом, на рубеже XIV-XV веков обряд причащения под обоими видами в Чехии еще не был забыт. Есть свидетельства о том, что кое-где он даже еще сохранялся.]
Дискуссионным остается вопрос о том, кто начал призывать к возрождению древней практики. Нет оснований думать, что это был сам Ян Гус. Хотя в его сочинениях «доконстанцкого» периода и встречаются рассуждения о возможности причащать и мирян под обоими видами, однако он никогда не утверждал необходимости именно такого причащения. Тем более он никогда не говорил о том, что новая практика неспасительна. Гус держался учения о пресуществлении и потому не отвергал благодатности причастия и под одним видом.
Уже когда он был в Констанце, в Чехии начались разногласия по вопросу о практике причащения. Последователи Гуса стали учить о необходимости причащаться всем исключительно под обоими видами. 15 июня 1415 года Констанцкий Собор осудил практику преподавания мирянам причастия под обоими видами как ересь. 18 июня Гус писал своим друзьям в Прагу: «О какое безумие отвергнуть как ересь Евангелие Христово и благовествование апостола Павла, полученное им, как он сам говорит, не от человека, но от Христа, пренебречь деяниями Христа, Его апостолов и других святых в установлении святой Чаши Господней для всех верных возрастных! Вот уже называют ересью и то, что верным мирянам дозволено пить из Чаши Господней, и если бы какой священник дал пить мирянину Крови Господней, то тотчас провозгласили бы его лжеучителем, а в случае если бы не перестал сие творить, то и осудили бы такового как еретика. О святой Павел! Ты привел слова Господа, сказавшего всем верным: Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Всякий раз, когда вы едите хлеб и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11, 25-26), то есть ко дню суда, в который Господь придет! И вот уже говорят, будто сей обычай стоит в противоречии с духом Римской Церкви» (Послания Яна Гуса, сожженного Римскою куриею в Констанце 6 июля 1415 года. Перевод с чешского и латинского А. Вознесенского. Послание № 82. С. 184).
После смерти Гуса требование чаши для мирян становится символом гуситского движения. Гуситские священники в Праге начинают причащать мирян под обоими видами. Поэтому их называли «утраквистами» (от лат. Sub utraque specie — под обоими видами). Чешский вариант слова «утраквисты» — «подобои». Еще их называли «kališnici» (от лат. calix — чаша). В русскоязычной литературе общеупотребимым стал термин «чашники». Гуситы стали призывать к реформе Церкви. В этом они были поддержаны светской властью. Здесь очевидно присутствовал социально-экономический подтекст. Чешская аристократия стремилась к секуляризации церковных земель, количество которых непомерно выросло в Богемии в XIV веке. Это объясняет, почему в рядах гуситских войск оказалось так много хороших воинов из числа низшей знати.
Чашники представляли собой умеренное крыло гуситов. Одновременно в Праге оформилось и крыло радикальное, которое впитало многие положения вальденсов. Радикальные гуситы отрицали существование чистилища (сам Гус его не отрицал), молитвы за умерших, поклонение святым, смертную казнь. Требовали для Церкви абсолютной бедности. В Праге радикальные идеи проповедовал священник Ян Желивский, пришедший сюда около 1418 года из Южной Чехии.
В сентябре 1418 года между двумя партиями гуситов было достигнуто соглашение. В двадцати трех статьях были оформлены принципы чашников, которые признали также и радикалы. Основные принципы католицизма провозглашались сохраняющими силу. Однако радикалов не обязывали возвращаться к тем католическим практикам, которые они считали неприемлемыми.
Тем временем в Констанце был избран папа Мартин V (11.11.1417), который 20.04.1418 распустил собор. Схизма была преодолена, но никаких реформ проведено не было. Более того папа подтвердил все решения, касавшиеся Виклифа и Гуса. Фактически Чешское королевство было признано еретическим, над ним нависла угроза противостояния со всем остальным католическим миром. Обеспокоенный этим Вацлав IV издал декрет о том, что в распоряжение чашников передается лишь три храма в Праге. Но это только усугубило конфликт. В июле 1419 года сторонники Яна Желивского взяли власть в магистрате. В городе начались разбои и грабежи. Народ направил свой гнев против богатых немцев и монастырей. В результате большинство немцев бежало из Праги. Узнав об этом, король Вацлав умер от сердечного приступа (16.08.1419). Преемником Вацлава был Сигизмунд. Однако он не смог сразу же занять Прагу. В это время он вел борьбу с турецкой агрессией на Балканах, пытаясь сохранить там хотя бы часть венгерских владений. В результате в Чехии было фактическое безвластие. Началась гражданская война между католиками и гуситами.
Умеренные гуситы сначала не выступали против права Сигизмунда на Богемский престол. От него лишь требовали разрешить причастие под обоими видами, провести церковную реформу, уничтожить симонию, дать свободу университету и признать незаконность казни Гуса и Иеронима. Сигизмунд давал на это уклончивые ответы. Но его участие в делах Констанцкого Собора скорее наводило на мысль о невыполнимости этих требований. Радикальное же крыло гуситов было принципиально против Сигизмунда. Центром радикальных Гуситов стал город Табор на юге Чехии (от него они и получили свое название — «табориты»). Они были готовы вести военные действия. К тому же военачальником таборитов стал талантливый полководец Ян Жижка. Он происходил из мелкой шляхты Южной Чехии, служил при королевском дворе, был почитателем Гуса. После смерти Вацлава он сделал запрос в университет: допустимо ли употреблять оружие против насилия и преследований? Университет дал положительный ответ. После этого Жижка начал готовиться к войне с Сигизмундом.
В 1420 году стали очевидными истинные намерения Сигизмунда. Он обратился к папе с просьбой объявить крестовый поход. 1 марта 1420 года Мартин V издал буллу с призывом уничтожить виклифитов, гуситов и других еретиков в Богемии. В июне крестоносцы двинулись на Прагу, но были наголову разбиты войсками Яна Жижки. Впоследствии Сигизмунд организовал еще четыре крестовых похода (1420-1431), но все они потерпели неудачу. Гуситы вышли победителями во всех сражениях. Более того, они перенесли войну на территорию противника. Гуситы вторглись в Силезию, оттуда в Тюрингию и Саксонию, распространяя здесь антиримские настроения.
В 1420 году в Праге требования гуситов были сформулированы в четырех статьях: 1) Священники имеют право свободно проповедовать Слово Божие; 2) Все верующие причащаются под обоими видами; 3) секуляризация церковных земель и требование от священников и монахов евангельского образа жизни; 4) Возможность для представителей светской власти наказывать клириков за смертные грехи по мирским законам. Эти пункты приняли оба крыла гуситов.
В 1431 году потерпел неудачу последний, самый мощный крестовый поход. Папа признал необходимость вести с гуситами переговоры. В том же году в Базеле начал работу очередной собор, в повестку дня которого входил и гуситский вопрос. В 1433 году сюда прибыла чешская делегация. Однако два месяца дискуссий оказались безрезультатными. Тогда собор и император направили делегацию в Прагу. Здесь господствующее положение занимали чашники. Их также поддерживало большинство шляхты, обогатившейся за счет проведенной в стране секуляризации и теперь стремившейся к заключению мира и признанию status quo. В результате были подписаны Пражские компактаты, представлявшие собой смягченный вариант четырех статей 1420 года.
Соглашение с католиками обострило конфликт между чашниками и таборитами. Последние были против компромисса. В результате 30 мая 1434 года состоялась битва под Липанами. Табориты пытались уничтожить католический анклав в Пльзне. При этом чашники стали на сторону католического меньшинства. Радикалы были разгромлены, что существенно подорвало позиции таборитов.
После этого 5 июля 1436 года чашники заключили мир с императором Сигизмундом. Император ратифицировал Пражские компактаты, а чешская шляхта признала его право занять Богемский королевский престол. Сигизмунд признал чашников «верными чадами Церкви». Однако они отличались от остальных католиков не только обрядами, но и тем, что не признавали авторитета папы. Чешский сейм избрал Пражским архиепископом Яна Рокицану — представителя чашников, но папа Евгений IV не утвердил этого избрания. Папа также не признал Пражские компактаты. Сигизмунд скончался в 1437 году. После этого борьба за чешский престол продолжалась вплоть до 1458 года.
В это время чашники искали контактов с христианским Востоком. В 1452 году их делегация посетила Константинополь, где представила свое исповедание веры и начала переговоры о возможном присоединении к православию. Константинополь признал исповедание гуситов вполне православным и высказал согласие на унию. Но падение Константинополя прервало эти контакты. Позже гуситы засылали своих эмиссаров и в другие страны, в том числе и на Русь, но так и не присоединились ни к одной из Православных Церквей.
В 1448 году власть в Праге взял в свои руки молодой шляхтич Йиржи из Подебрад. В 1452 году он окончательно разгромил Табор. В 1458 году Йиржи был избран чешским королем. Он вел политику примирения с католиками, стремясь добиться от папы официального признания Пражских компактатов. Но папа Пий II отверг компактаты и призвал Йиржи искоренить ересь в своем королевстве. Однако Йиржи и архиепископ Ян Рокицана считали утраквизм вполне ортодоксальной доктриной. Еретиками для них были только те, кто отвергал Пражские компактаты. В результате Пий II в 1466 году предал Йиржи анафеме и провозгласил его лишенным королевства. В 1468 году был объявлен новый крестовый поход против Чехии. Его возглавил венгерский король Матияш I, стремившийся подчинить себе Чехию. Но и этот поход оказался неудачным.
После смерти Йиржи в 1471 году Чешский престол достался польскому королю Владиславу II. Он пытался покровительствовать католикам и запретил доступ чашников на государственные должности. Это вызвало мощный протест. В результате в 1485 году была официально объявлена свобода вероисповедания. Таким образом, в Чехии официально сосуществовали две конфессии — чашники и католики. Тем не менее, чашники так и не добились от Рима рукоположения своего епископа. Поэтому еще в 1478 году они выработали особую организацию. Верховная власть в этой церкви принадлежала консистории, состоявшей из восьми священников и четырех мирян. Страна была разделена на округа, в которых контроль над духовенством осуществляли настоятели округов. Какое-то время чашникам удавалось пользоваться поддержкой двух итальянских епископов, которые рукополагали для них священников. Один из них, Филипп Навалийский, даже перебрался в Прагу и руководил утраквистской церковью. После его смерти (1507) вновь возникли трудности с рукоположением священников. Чашники были вынуждены принимать священников, на которых наложила прещения Католическая Церковь. Поэтому ряды утраквистских священников пополнялись людьми не самых высоких моральных качеств.