Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Гуситское движение после казни Яна Гуса. Чашники и табориты.




Гуситское движение. Казнь Гуса вызвала в Богемии бурю негодования. Чешский сейм направил в Констанцу свой протест, в котором говорилось, что Гус был высоконравственным человеком с безукоризненной репутацией и пострадал невинно. В ответ на это Собор наложил на Прагу очередной интердикт. Прага не подчинилась. Здесь был создан союз для защиты свободы проповеди. Высшей инстанцией в вопросах вероучения в Чехии был провозглашен Пражский университет. Союз поддержали 452 представителя национальной аристократии. Епископ Ян Литомышльский в ответ на это заявил о создании Католической лиги, но она не получила поддержки в стране.

 Казнь Иеронима Пражского подлила масла в огонь и привела к эскалации конфликта. Собор потребовал, чтобы вожди союза, созданного в Праге, прибыли на суд в Констанцу. Это требование было проигнорировано. Большинство храмов Праги было уже в руках гуситских священников. В это же время одним из главных лозунгов восставших становится требование преподавать мирянам причастие под обоими видами.

 [Распространение на Западе причащения под одним видом. Вытеснение древнего обычая причащения мирян Телом и Кровью Христовой началось на западе в XII веке. Однако процесс этот шел постепенно и неравномерно. К тому же вплоть до Констанцского собора не было общецерковного запрета на причащение под обоими видами. В литературе иногда высказывается мнение, что IV Латеранский Собор издал распоряжение о причащении мирян только под одним видом. Но это неверно. Латеранский Собор утвердил учение о пресуществлении как официальную доктрину Католической Церкви. И таким образом, причащение под одним видом могло беспрепятственно распространяться в Церкви. Ведь из учения о пресуществлении следовало, что причащясь даже частичкой освященного хлеба, человек принимает всего Христа (до Латеранского Собора высказывалось мнение, что в хлебе присутствует только Тело, а в вине только Кровь, и полноценным является причащение лишь под двумя видами). Так что Латеранский Собор лишь снял препятствия на пути распространения причащения мирян под одним видом. При этом такая практика не была общепринятой ни в XIII, ни в XIV веке. Даже в XV веке в некоторых местностях сохранялось причащение мирян под обоими видами.

 Считается, что в Чехии обычай причащения мирян под одним видом был введен Карлом IV в 1350 году. Карл был ревностным католиком и старался искренно служить Римской Церкви. К тому же после открытия в Праге университета сюда приехали профессора из разных стран Европы, а именно университетские богословы и были главными защитниками новой практики. Так что это дало толчок к закреплению нововведения в Богемии. Таким образом, на рубеже XIV-XV веков обряд причащения под обоими видами в Чехии еще не был забыт. Есть свидетельства о том, что кое-где он даже еще сохранялся.]

Дискуссионным остается вопрос о том, кто начал призывать к возрождению древней практики. Нет оснований думать, что это был сам Ян Гус. Хотя в его сочинениях «доконстанцкого» периода и встречаются рассуждения о возможности причащать и мирян под обоими видами, однако он никогда не утверждал необходимости именно такого причащения. Тем более он никогда не говорил о том, что новая практика неспасительна. Гус держался учения о пресуществлении и потому не отвергал благодатности причастия и под одним видом.

 Уже когда он был в Констанце, в Чехии начались разногласия по вопросу о практике причащения. Последователи Гуса стали учить о необходимости причащаться всем исключительно под обоими видами. 15 июня 1415 года Констанцкий Собор осудил практику преподавания мирянам причастия под обоими видами как ересь. 18 июня Гус писал своим друзьям в Прагу: «О какое безумие отвергнуть как ересь Евангелие Христово и благовествование апостола Павла, полученное им, как он сам говорит, не от человека, но от Христа, пренебречь деяниями Христа, Его апостолов и других святых в установлении святой Чаши Господней для всех верных возрастных! Вот уже называют ересью и то, что верным мирянам дозволено пить из Чаши Господней, и если бы какой священник дал пить мирянину Крови Господней, то тотчас провозгласили бы его лжеучителем, а в случае если бы не перестал сие творить, то и осудили бы такового как еретика. О святой Павел! Ты привел слова Господа, сказавшего всем верным: Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Всякий раз, когда вы едите хлеб и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор. 11, 25-26), то есть ко дню суда, в который Господь придет! И вот уже говорят, будто сей обычай стоит в противоречии с духом Римской Церкви» (Послания Яна Гуса, сожженного Римскою куриею в Констанце 6 июля 1415 года. Перевод с чешского и латинского А. Вознесенского. Послание № 82. С. 184).

 После смерти Гуса требование чаши для мирян становится символом гуситского движения. Гуситские священники в Праге начинают причащать мирян под обоими видами. Поэтому их называли «утраквистами» (от лат. Sub utraque specie — под обоими видами). Чешский вариант слова «утраквисты» — «подобои». Еще их называли «kališnici» (от лат. calix — чаша). В русскоязычной литературе общеупотребимым стал термин «чашники». Гуситы стали призывать к реформе Церкви. В этом они были поддержаны светской властью. Здесь очевидно присутствовал социально-экономический подтекст. Чешская аристократия стремилась к секуляризации церковных земель, количество которых непомерно выросло в Богемии в XIV веке. Это объясняет, почему в рядах гуситских войск оказалось так много хороших воинов из числа низшей знати.

 Чашники представляли собой умеренное крыло гуситов. Одновременно в Праге оформилось и крыло радикальное, которое впитало многие положения вальденсов. Радикальные гуситы отрицали существование чистилища (сам Гус его не отрицал), молитвы за умерших, поклонение святым, смертную казнь. Требовали для Церкви абсолютной бедности. В Праге радикальные идеи проповедовал священник Ян Желивский, пришедший сюда около 1418 года из Южной Чехии.

 В сентябре 1418 года между двумя партиями гуситов было достигнуто соглашение. В двадцати трех статьях были оформлены принципы чашников, которые признали также и радикалы. Основные принципы католицизма провозглашались сохраняющими силу. Однако радикалов не обязывали возвращаться к тем католическим практикам, которые они считали неприемлемыми.

 Тем временем в Констанце был избран папа Мартин V (11.11.1417), который 20.04.1418 распустил собор. Схизма была преодолена, но никаких реформ проведено не было. Более того папа подтвердил все решения, касавшиеся Виклифа и Гуса. Фактически Чешское королевство было признано еретическим, над ним нависла угроза противостояния со всем остальным католическим миром. Обеспокоенный этим Вацлав IV издал декрет о том, что в распоряжение чашников передается лишь три храма в Праге. Но это только усугубило конфликт. В июле 1419 года сторонники Яна Желивского взяли власть в магистрате. В городе начались разбои и грабежи. Народ направил свой гнев против богатых немцев и монастырей. В результате большинство немцев бежало из Праги. Узнав об этом, король Вацлав умер от сердечного приступа (16.08.1419). Преемником Вацлава был Сигизмунд. Однако он не смог сразу же занять Прагу. В это время он вел борьбу с турецкой агрессией на Балканах, пытаясь сохранить там хотя бы часть венгерских владений. В результате в Чехии было фактическое безвластие. Началась гражданская война между католиками и гуситами.

 Умеренные гуситы сначала не выступали против права Сигизмунда на Богемский престол. От него лишь требовали разрешить причастие под обоими видами, провести церковную реформу, уничтожить симонию, дать свободу университету и признать незаконность казни Гуса и Иеронима. Сигизмунд давал на это уклончивые ответы. Но его участие в делах Констанцкого Собора скорее наводило на мысль о невыполнимости этих требований. Радикальное же крыло гуситов было принципиально против Сигизмунда. Центром радикальных Гуситов стал город Табор на юге Чехии (от него они и получили свое название — «табориты»). Они были готовы вести военные действия. К тому же военачальником таборитов стал талантливый полководец Ян Жижка. Он происходил из мелкой шляхты Южной Чехии, служил при королевском дворе, был почитателем Гуса. После смерти Вацлава он сделал запрос в университет: допустимо ли употреблять оружие против насилия и преследований? Университет дал положительный ответ. После этого Жижка начал готовиться к войне с Сигизмундом.

 В 1420 году стали очевидными истинные намерения Сигизмунда. Он обратился к папе с просьбой объявить крестовый поход. 1 марта 1420 года Мартин V издал буллу с призывом уничтожить виклифитов, гуситов и других еретиков в Богемии. В июне крестоносцы двинулись на Прагу, но были наголову разбиты войсками Яна Жижки. Впоследствии Сигизмунд организовал еще четыре крестовых похода (1420-1431), но все они потерпели неудачу. Гуситы вышли победителями во всех сражениях. Более того, они перенесли войну на территорию противника. Гуситы вторглись в Силезию, оттуда в Тюрингию и Саксонию, распространяя здесь антиримские настроения.

 В 1420 году в Праге требования гуситов были сформулированы в четырех статьях: 1) Священники имеют право свободно проповедовать Слово Божие; 2) Все верующие причащаются под обоими видами; 3) секуляризация церковных земель и требование от священников и монахов евангельского образа жизни; 4) Возможность для представителей светской власти наказывать клириков за смертные грехи по мирским законам. Эти пункты приняли оба крыла гуситов.

 В 1431 году потерпел неудачу последний, самый мощный крестовый поход. Папа признал необходимость вести с гуситами переговоры. В том же году в Базеле начал работу очередной собор, в повестку дня которого входил и гуситский вопрос. В 1433 году сюда прибыла чешская делегация. Однако два месяца дискуссий оказались безрезультатными. Тогда собор и император направили делегацию в Прагу. Здесь господствующее положение занимали чашники. Их также поддерживало большинство шляхты, обогатившейся за счет проведенной в стране секуляризации и теперь стремившейся к заключению мира и признанию status quo. В результате были подписаны Пражские компактаты, представлявшие собой смягченный вариант четырех статей 1420 года.

 Соглашение с католиками обострило конфликт между чашниками и таборитами. Последние были против компромисса. В результате 30 мая 1434 года состоялась битва под Липанами. Табориты пытались уничтожить католический анклав в Пльзне. При этом чашники стали на сторону католического меньшинства. Радикалы были разгромлены, что существенно подорвало позиции таборитов.

 После этого 5 июля 1436 года чашники заключили мир с императором Сигизмундом. Император ратифицировал Пражские компактаты, а чешская шляхта признала его право занять Богемский королевский престол. Сигизмунд признал чашников «верными чадами Церкви». Однако они отличались от остальных католиков не только обрядами, но и тем, что не признавали авторитета папы. Чешский сейм избрал Пражским архиепископом Яна Рокицану — представителя чашников, но папа Евгений IV не утвердил этого избрания. Папа также не признал Пражские компактаты. Сигизмунд скончался в 1437 году. После этого борьба за чешский престол продолжалась вплоть до 1458 года.

 В это время чашники искали контактов с христианским Востоком. В 1452 году их делегация посетила Константинополь, где представила свое исповедание веры и начала переговоры о возможном присоединении к православию. Константинополь признал исповедание гуситов вполне православным и высказал согласие на унию. Но падение Константинополя прервало эти контакты. Позже гуситы засылали своих эмиссаров и в другие страны, в том числе и на Русь, но так и не присоединились ни к одной из Православных Церквей.

 В 1448 году власть в Праге взял в свои руки молодой шляхтич Йиржи из Подебрад. В 1452 году он окончательно разгромил Табор. В 1458 году Йиржи был избран чешским королем. Он вел политику примирения с католиками, стремясь добиться от папы официального признания Пражских компактатов. Но папа Пий II отверг компактаты и призвал Йиржи искоренить ересь в своем королевстве. Однако Йиржи и архиепископ Ян Рокицана считали утраквизм вполне ортодоксальной доктриной. Еретиками для них были только те, кто отвергал Пражские компактаты. В результате Пий II в 1466 году предал Йиржи анафеме и провозгласил его лишенным королевства. В 1468 году был объявлен новый крестовый поход против Чехии. Его возглавил венгерский король Матияш I, стремившийся подчинить себе Чехию. Но и этот поход оказался неудачным.

 После смерти Йиржи в 1471 году Чешский престол достался польскому королю Владиславу II. Он пытался покровительствовать католикам и запретил доступ чашников на государственные должности. Это вызвало мощный протест. В результате в 1485 году была официально объявлена свобода вероисповедания. Таким образом, в Чехии официально сосуществовали две конфессии — чашники и католики. Тем не менее, чашники так и не добились от Рима рукоположения своего епископа. Поэтому еще в 1478 году они выработали особую организацию. Верховная власть в этой церкви принадлежала консистории, состоявшей из восьми священников и четырех мирян. Страна была разделена на округа, в которых контроль над духовенством осуществляли настоятели округов. Какое-то время чашникам удавалось пользоваться поддержкой двух итальянских епископов, которые рукополагали для них священников. Один из них, Филипп Навалийский, даже перебрался в Прагу и руководил утраквистской церковью. После его смерти (1507) вновь возникли трудности с рукоположением священников. Чашники были вынуждены принимать священников, на которых наложила прещения Католическая Церковь. Поэтому ряды утраквистских священников пополнялись людьми не самых высоких моральных качеств.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 893 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2336 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.