Богемские братья. В годы правления Йиржи из Подебрад в Чехии оформилось и еще одно течение, члены которого считали себя продолжателями Яна Гуса. Это были «богемские братья». Духовным отцом этого движения был Петр Хельчицкий (ок. 1390 – 1460). Он был знаком с сочинениями Виклифа и Гуса. Известно также о его интересе к учению вальденсов. На основании всех этих влияний Петр выработал свою оригинальную систему. Он пошел дальше всех своих современников. Его главная идея заключалась в том, что первые христиане в Иерусалиме правильно понимали Евангелие Христово. Однако позже это ясное понимание заповедей Господа было Церковью утрачено. К учению и способу жизни первенствующей Церкви было добавлено множество выдумок, внушенных антихристом. Для верного следования за Христом необходимо пользоваться Священным Писанием и собственным разумом, не полагаясь на традицию. При этом должнó стремиться к возрождению Церкви апостольских времен. Все принципы Римской Церкви (богослужебный обряд, иерархию, другие традиции) следует отбросить. Петр также считал необходимым отбросить политическое устройство государства и все привилегии королей, аристократов и духовенства. Христианин не должен подчиняться мирским законам и обращаться в суды. Христианин должен также отвергать употребление силы и оружия. Хельчицкий отстаивал принцип непротивления злу. В этом пролегало коренное отличие его взглядов от взглядов таборитов.
В Праге появилась группа последователей Хельчицкого. Возглавил ее брат Рокицаны Григорий, монах Эмаусского монастыря. Хотя они были гораздо радикальнее чашников, зимой 1457-58 годов Рокицана помог брату и его общине получить разрешение короля Йиржи поселиться в королевском имении Кунвальд и исповедовать там свою веру. К общине Григория присоединились последователи Хельчицкого, а также остатки таборитов и попавших в Чехию вальденсов. В общине сложилась строгая дисциплина. Всякий поступавший к братьям, должен был оставить светские должности. Членам братства запрещалось служить в войске.
Среди чашников вскоре распространилось отношение к братьям как к еретикам. Рокицана пытался уговорить брата оставить ересь, но тот не согласился. В результате в 1461 году Йиржи начал преследование братьев. Тем самым он показывал свою ортодоксальность Римскому престолу, надеясь за это получить утверждение Пражских компактатов. В 1467 году братья окончательно разорвали связь с чашниками. Они основали свою церковную организацию во главе с тремя избранными священниками, рукоположенными старейшиной австрийских вальденсов Стефаном, бывшим ранее католическим епископом. Йиржи продолжал преследовать братьев до самой смерти, но не истребил их организацию. К концу века братская община ослабила свою суровую дисциплину. В братство стали принимать и тех, кто не оставил своих светских должностей. В результате начался быстрый количественный рост общины.
Таким образом, к моменту начала Реформации Чехия уже была некатолической страной, создавшей свою национальную церковь, не признанную Римом. Начало Реформации принесло в Богемию идеи Лютера и Кальвина, что спровоцировало новые брожения. В результате среди чашников образовалось радикальное крыло (так называемые «неочашники»), симпатизировавшие Лютеру. Консервативные же чашники продолжали искать компромисс с католиками. Среди чешских братьев получили распространение кальвинистские идеи. Однако чешские конфессии сохраняли свою самобытность вплоть до XVII века. В 1620 году после битвы на Белой горе единственным дозволенным вероисповеданием в Чехии и Моравии стал католицизм. Все некатолики должны были либо отказаться от своей веры, либо покинуть страну. Значительное число чешских братьев выехало в Германию, Польшу Голландию. Этим фактически закончилась чешская реформация.