Конгрегационализм как богословское направление и тип церковного устройства сложился в пуританских общинах в Англии в XVI столетии. Его название происходит от латинского слова congregatio, что значит объединение, соединение, община. Главная отличительная черта этого течения — широкая автономия локальных общин (конгрегаций).
Появление конгрегационализма связано с историей Реформации в Англии. Часть пуритан, недовольных половинчатыми (с их точки зрения) реформами Генриха VIII и Елизаветы I, утверждали, что господствующая церковь — это орудие в руках государства и что этой церковью зачастую руководят недостойные священнослужители. Сторонники этих идей получили наименование нонконформистов. В годы правления Елизаветы они преследовались государством. Не позднее 1567 года в Лондоне появилась «отделенная церковь» (separated Church), организованная на конгрегационалистских принципах и руководимая Ричардом Фитцем (Richard Fitz).
Главным идеологом конграгационализма является Роберт Браун. Он опубликовал два программных сочинения: «Трактат о немедленной реформации» и «Об образе жизни истинных христиан». Он утверждал, что Церковь, берущая свое начало от светской власти или контролируемая ею, есть «церковь антихриста». Браун настаивал на том, что Церковь должна быть независимой не только от государственной, но и от какой либо высшей церковной власти и признавать над собой только власть Христа. Группа верующих, согласившихся исповедовать одну веру, заключает церковный договор (covenant) и создает общину (конгрегацию). Последователи Брауна отвергали какие-либо навязанные извне формы церковной жизни (например, предписанные общие обряды или молитвы).
Хотя в конце жизни Браун отрекся от большинства своих взглядов, в Англии сохранилось немало его последователей. Пуританское движение в целом отнеслось к «браунистам» отрицательно. Умеренные пуритане полагали, что Браун своим излишним радикализмом лишь скомпрометировал пуританское движение и навлек на него гонения со стороны государства.
Одним из продолжателей Брауна стал Джон Робинсон. Он развил теорию Брауна. Робинсон ввел в конгрегационалистскую доктрину понятие межцерковных связей и тем самым проложил путь к учению о принятии в общение всех верных христиан, независимо от их конфессиональной принадлежности. В 1608 году вместе со своей общиной он покинул Англию и эмигрировал в Голландию. Однако экономические трудности и угроза ассимиляции заставили конгрегационалистов в 1620 году выехать из Голландии за океан и обосноваться в Плимуте, штат Массачусетс, где создали поселение Новая Англия.
В XVIII веке церкви конгрегационалистского устройства появились в английских колониях в ряде других стран мира (главным образом, в Канаде и Австралии). Здесь стремление к максимальной самостоятельности отдельных общин было связано с большими расстояниями между ними. Конгрегационалисты принципиально отказались от формулирования своих исповеданий веры, считая их ограничением, накладываемым извне на автономные общины. Они также всегда подозрительно относились к любым попыткам создания надобщинных церковных структур. При этом они с уважением относятся к древним вероисповедным текстам, признавая их историческую ценность. В богословском отношении конгрегационалисты разделяют Вестминстерское исповедание, за исключением тех его частей, где говорится о пресвитерианском церковном устройстве.
Таким образом, главная отличительная черта теологии конгрегационализма — это особая экклесиология. Конгрегационализм настаивает на полной организационной завершенности местной церковной общины, находящейся под «водительством» (руководством) Христа. Местная община понимается как единственное истинное и зримое проявление Церкви. Для них Церковь — это группа верующих, участвующих в договоре (соглашении). Отсюда следует, что в общине могут состоять только те, кто сознательно принимает решение войти в нее. Поэтому в конгрегационалистских церквах крещение младенцев отвергается.
Второй важный пункт экклесиологии конгрегационализма — необходимость общения отдельных церквей друг с другом. Средствами такого общения являются Местные Советы (Vicinage Council) и различные ассоциации. Общины именуют друг друга «церквами-сестрами» и направляют своих делегатов для участия в Советах. Здесь могут рассматриваться споры, возникшие внутри какой-либо из общин. Однако рассмотрение дела может состояться лишь по просьбе самой этой общины. Решение о поставлении служителей в различных общинах принимается самостоятельно, хотя на ординацию могут приглашаться и представители других общин.
Экклезиологические принципы конгрегационализма способствовали широкому распространению в этой среде либеральной теологии. Уже с XVIII века в конгрегационализме начался отход от кальвинистского богословия, выразившийся в тенденции отказа от учения об изначальной испорченности человеческой природы, о жестком предопределении и о непогрешимости Библии. В XIX веке в конгрегационализме также получило распространение унитарианство (то есть, отказ от учения о Святой Троице).
В XIX столетии был создан ряд национальных союзов Конгрегационалистских церквей в Англии, Уэльсе и США. Изначальный богословский либерализм конгрегационалистов также способствовал их активной вовлеченности в экуменический диалог. В результате в течение ХХ века во многих странах конгрегационалисты заключили унии с другими церквами реформатской традиции. В 1948 году был создан Международный конгрегационалистский совет, который в 1970 году слился со Всемирным союзом реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов). В 1957 году значительная часть конгрегационалистов в США объединилась с Евангелической реформатской церковью, образовав Объединенную церковь Христа.
Однако другие конгрегационалистские общины, желая сохранить свое классическое устройство, отказались от вхождения в подобные структуры. В 1974 году они создали Международное конгрегационалистское содружество (International Congregational Fellowship). Раз в четыре года проходят встречи представителей церквей, входящих в это содружество. Содружество также имеет богословскую комиссию, которая два раза в год выпускает «Международный конгрегационалистский журнал» (The International Congregational Journal).
Общее количество конгрегационалистов в мире оценивается в 2,9 млн. человек.
Билет № 10