Богословские взгляды Джона Виклифа. Виклиф оставил после себя довольно обширное наследие, даже краткий обзор которого занял бы довольно много времени. Скажем лишь, что его философские, богословские и полемические трактаты были написаны в основном по-латыни. Часть проповедей и книг популярного характера — по-английски. Наиболее известное фундаментальное его сочинение — «Триалог» (Trialogus или Dialogorum Libri Quatuorum). Состоит из четырех книг. В первой изложено учение о Боге, во второй — о мире (антропология, ангелология), в третьей — о христианской нравственности, в четвертой (занимающей почти половину сочинения) — о таинствах, церковной жизни, эсхатологии. Сочинение было написано в 1382 году. Впервые напечатано в 1525 году, вероятно, в Базеле. По форме это беседа между тремя аллегорическими фигурами — Истиной, Ложью и Разумом (названы они по-гречески Алетейа, Псевдис и Френис).
Для правильного понимания некоторых аспектов учения Виклифа следует иметь в виду одну из принципиальных предпосылок его суждений о Церкви. Виклиф полагал, что тысячелетнее Царство Христа на земле началось сразу же после Его сошествия во ад и воскресения. В это время сатана был скован. Однако по прошествии 1000 лет диавол вновь был освобожден и начал открыто соблазнять верных чад Церкви. Многие епископы и особенно Римские папы подпали под власть сатаны и перестали служить Христу. С этим и связано появление многих нововведений и лжеучений в Католической Церкви ко времени жизни Виклифа.
Во многих своих взглядах Виклиф был близок к реформаторам XVI века. Например, в вопросе о соотношении благодати Божией и свободы человеческой он держался мнения, что Бог от вечности знает, кто войдет в Его славу, а кто будет осужден. Из этого он делал вывод, что можно говорить об особой благодати предопределения. Эта благодать отделяет сынов царства от сынов ада. Если люди, предопределенные ко спасению, впадают даже в смертные грехи, то это только временно. В конце концов они все равно исправятся и получат спасение. Таким образом, Виклиф считал значение благодати Божией в деле спасения всеобъемлющим.
Он отрицал учение о сверхдолжных заслугах святых. Виклиф прямо говорил, что учение о сокровищнице сверхдолжных дел, находящейся в распоряжении у папы, является ложной выдумкой монахов и что это учение вредно для спасения верующих. Поэтому Виклиф отрицал возможность выдачи индульгенций. Он прямо говорил, что прелаты обманывают и грабят народ, продавая индульгенции. Индульгенции — это товар на рынке клевретов антихриста. Таким способом диавол заставляет людей не страшиться грехов, а валяться в них, подобно свиньям в грязи.
Виклиф не отвергал существование чистилища как промежуточного положения между раем и адом. Он также считал, что молитвы верных благодетельны для душ, находящихся в чистилище. Однако он отрицал то мнение, что папа имеет власть освобождать души из чистилища.
Церковь, по Виклифу, есть общество людей, предопределенных Богом ко спасению. Все предопределенные: ныне живущие, жившие в прошлом и те, которые будут жить в будущем, являются членами истинной Вселенской Церкви. Глава Церкви — сам Иисус Христос. Признавать Римского епископа или любого другого христианского епископа видимым главой Церкви невозможно, потому что в таком случае Церковь вместо стройного единого духовного тела будет чудовищем, имеющим две головы. Поэтому никто из Апостолов не считал себя главою или женихом Церкви, но они называли себя рабами Иисуса Христа и служителями Его невесты. Римская Церковь неправильно учит, что кроме невидимого Главы Церкви еще должна быть видимая глава и этой главой служит Римский епископ, преемник апостола Петра. Глава должна сообщать жизнь и движение всему организму. Таким Главою может быть только Христос. Кроме Него никто из людей и ни в каком смысле не может быть главой Церкви.
Римского епископа нельзя считать главой не только Вселенской, но и Поместной Церкви. Церковь есть общество предопределенных. А так как никто из людей без особого откровения не может знать предопределен он ко спасению или нет, то он не может быть уверен и в том, является ли он членом Церкви. А если он не член Церкви, то как он может быть ее главой? Поэтому папа не имеет права требовать себе повиновения.
Кроме предопределенных ко спасению, существуют люди, присужденные к наказанию. Бог предвидит их наклонность ко злу и упорство во грехе. Поэтому эти люди именуются предуведенными (presciti). Как предопределенные ко спасению составляют тело Церкви, так и предуведенные образуют одно тело диавола. В эпоху земной Церкви предопределенные и предуведенные живут на земле вместе. Последние могут внешне принадлежать к Церкви, но по сути таковыми не являются. Господь не открывает нам, кто принадлежит к какой группе. Поэтому мы не можем никого канонизировать, равно как и отлучать от Церкви. Церковь ни о ком не может выносит окончательных суждений, если не было каких-либо сверхъестественных откровений.
Виклиф допускал как возможность ошибки в деле канонизации, так и возможность совершения канонизаций из корыстных побуждений. Поэтому, не отрицая почитания святых в принципе, он утверждал, что христианам для получения спасения не обязательно веровать в того или иного конкретного святого. Виклиф полагал, что праздники в честь святых могут быть отменены. Обязательны лишь Господские праздники. Ведь при жизни святые избегали славы, нельзя думать, что она им приятна по смерти. К тому же излишнее умножение праздников отвлекает людей от труда и не приносит пользы ни Церкви, ни обществу.
Сходного мнения он держался и в вопросе о почитании икон. Прямо Виклиф такое почитание не отвергал, но считал, что Церковь должна вернуться к первохристианской простоте и максимально сократить количество икон в храме. Храм должен возводить ум к Богу, а не развлекать чувства (зрение — иконами, а слух — органом). Веру в чудеса, происходящие от икон Виклиф называл суеверием.
Виклиф признавал первенство святого Петра среди других апостолов. Но он специально подчеркивал, что Петр удостоился быть первым за свои нравственные качества: веру, смирение и любовь. Главенство же Римских пап имеет не божественное, а человеческое происхождение. Его даровал папе Сильвестру император Константин. Дарение это было незаконным, и не случайно его не признают многие христиане в Индии, Греции и в других странах. Виклиф настаивал на том, что Собор должен иметь право низложить папу, если открылись его злые дела.
Начало великой схизмы привело к радикализации взглядов Виклифа. Он стал смотреть на современное ему папство как на учреждение богомерзкое и прямо антихристианское. Виклиф: «Лучше было бы для Церкви, если бы в ней не было пап, и если бы мы обратились к практике Древней Церкви, когда она управлялась Соборами».
Виклиф проводит сравнение образа земной жизни Христа с образом жизни пап. Сравнение приводит к выводу, что это два прямо противоположных явления. Если Христос есть воплощение истины, любви и правды, то папа есть воплощение лжи, коварства и ненависти по отношению к врагам. Виклиф: «Прелаты обратились в волков, начальник же их (папа) по жизни и делам есть сын Диавола, викарий сатаны, антихрист, который обманывает верующих лицемерием и всяким родом лжи».