Изучение данной темы рекомендуется начать с изучения предпосылок и особенностей зарождения на Руси теоретического мышления, связанного с языческой культурой мифолого-религиозного и рационально-практического освоения мира и восприятием в результате христианизации Древней Руси традиций античной философии в их византийской интерпретации.
С самого начала необходимо определиться со спецификой постановки вопросов в русской философии в отличие от западной философской мысли. Необходимо помнить, что Киевская Русь (IX — начало XII вв.) сыграла свою роль в переосмыслении раннехристианской и византийской литературы, сопровождая ее освоение творческим отношением. В XI в. развивается оригинальная литература, в которой нашло отражение становление религиозно-философских воззрений в XI-XIII веках: Илларион («Слово о Законе и Благодати»). Владимир Мономах («Поучение»). Климент Смолятич («Послание пресвитеру Фоме»). Филипп Пустынник («Плач»), Кирилл Туровский («Притча о человеческой душе и теле»).
С другой стороны, языческо-волховистская оппозиция христианству послужила социальной базой для проникновения на Русь общехристианских ересей, которые стимулировали развитие «самобытного мудрования» на древнерусской почве. Апологетами восточно-христианской мистики выступили Симеон Новый богослов Григорий Синаит, Григорий Палама. Большое влияние имели арианство и богомильство, которое, возводя сотворение мира к дьяволу, полагало, что Богу противно всякое земное служение, всякий земной обычай, выступало против светской власти, против угнетения и эксплуатации. Стригольники исповедовали обряд поклонения земле, которой приписывалась способность прощать и отпускать грехи, а Феодосий Косой (XVI в.) отрицал божественность Христа, утверждал равенство всех людей и народов.
Ереси вносили дух соперничества и разногласия в церковь и, тем самым, стимулировали религиозно-философские искания. К началу XVI в. духовенство раскалывается на иосифлян (основатель Иосиф Волоцкий), продолжавших традиции древнекиевского религиозного рационализма, и нестяжателей (основатель Нил Сорский), ориентировавшихся на наследие византийских исихастов. Псковский старец Филофей проповедует теорию «Москва — третий Рим» (первая половина XVI в.). Вершиной развития теории иосифлян были воззрения Ф. И. Карпова, И. С. Пересветова о государственной власти Ивана Грозного. В этой связи будет уместен анализ взглядов Андрея Курбского и его полемики с Иваном Грозным. В этом же контексте интересен анализ борьбы Аввакума (духовного лидера старообрядцев) и Никона (реформатора русского православия «на греческий лад»). Необходимо также рассмотреть оригинальные социально-философские идеи Юрия Крижанича.
Немалый интерес представляют центры схоластики: Киевско-Могилянская академия (основатель Пётр Могила) и Московская Славяно-греко-латинская академия - первые высшие учебные заведения России. В этой связи важен анализ взглядов Сименона Полоцкого.
Далее следует рассмотреть идейное содержание философии эпохи петровских реформ (Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Антиох Дмитриевич Кантемир, Григорий Саввич Сковорода).
Особо следует отметить идейное содержание произведений представителей русского просветительства, которое охватывает период с середины XVII в. до первой трети XIX в,(философские идеи Михайло Васильевича Ломоносова и Александра Николаевича Радищева, а также позднепросветительская эпоха - концепции общественного развития С. Е. Десницкого, Я. П. Козельского, Д. И. Фонвизина, М. М. Щербатова, А. И. Галича).
Наиболее насыщен оригинальными философскими идеями 19 век, особенно его вторая половина. Поэтому особенно важно понять противоречивую роль Чаадаева, разбудившего духовную жизнь русского общества своим первым «Философическим письмом», после которого духовная элита русского общества разделилась на славянофилов и западников. Кроме того, необходимо уяснить идейное содержание, общее и различное в позициях славянофилов и западников.
Анализируя философские идеи революционных демократов, необходимо выяснить связь с ними русского марксизма и его отличие от их идейных установок.
Рассматривая третий вопрос, особое внимание следует уделить философии В. Соловьева, в оригинальности которой не сомневаются представители различных философских течений. Кроме того, необходимо разобраться в особенностях философских взглядов Л. Толстого и Ф. Достоевского. Н. Бердяева. Выделить религиозное и научное направления русского космизма, оказавшего глубокое влияние на мировую культуру. Важно помнить, что русский «космизм» интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей конца ХIХ – середины ХХ веков, в частности, Н.Ф. Фёдорова, В.С. Соловьева, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского и др. были поставлены сущностные проблемы, во-первых, единства космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности; во-вторых, онтологической взаимосвязи человека и космоса.
Интерес представляет идейная борьба между либерально-демократическим, позитивистским и марксистским течениями в русской философии. При рассмотрении русского либерализма важно различать: неогегельянскую позицию В.Н. Чичерина, социологический позитивизм М.М. Ковалевского, юридический позитивизм Н.М. Коркунова, неокантианскую позицию А.И. Введенского, Г.И. Челпанова, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, С.А. Котляревского.
Анализируя основные этапы и особенности советского периода русской философии, надо отдавать отчет о том, что в советский период некоторые авторы внесли творческий вклад в развитие философии вопреки идеологическим преградам.
Что касается философии «русского зарубежья», то его начало положил печально знаменитый «философский теплоход» 1922 года, то есть публичная высылка из страны по решению СНК РСФСР маститых ученых и мыслителей, писателей и общественных деятелей, не разделявших марксистско-ленинских взглядов, что негативно отразилась на развитии российского общества как в общенаучном, так и в философском плане (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Г.В. Флоровский, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин, В.В. Розанов, С.Л. Франк.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем принципиальная особенность постановки вопросов в русской философии от западной философии?
2. Какие традиции развивает русская философия и в чем она оригинальна?
3. Какие периоды в развитии отечественной философии вы знаете, и чем они отличаются друг от друга?
4. В чем суть спора между нестяжателями и иосифлянами?
5. Кто разработчики идеи «Третьего Рима», и какой смысл они в нее вкладывали?
6. Каков круг философских идей русских просветителей?
7. В чем суть философского «скандала» устроенного Чаадаевым, разделившим русское общество на западников и славянофилов?
8. Является ли философская мысль революционных демократов ХIХ века западничеством или славянофильством?
9. В чем особенности русского марксизма?
10. Можно ли назвать Достоевского и Толстого разработчиками оригинальных философских идей?
11. Русское «евразийство»: философия или идеология?
12. Есть ли различие в понимании русской идеи у Вл. Соловьева и славянофилов?
13. Почему для Н. Бердяева ценность личности абсолютна?
14. Чем различаются между собой естественно-научное и религиозное направления русского космизма?
15. В чем заключается специфика материалистических и позитивистских идей в русской философии?
16. Каковы особенности и основные этапы развития советской философии?
Раздел 2. Философская онтология и теория познания
Тема 2.1. Философское учение о бытии и сознании
Философский смысл проблемы бытия. Категория «бытие», ее соотношение с понятиями «объективный мир», «мир субъекта», «Космос». «Вселенная». Бытие мира - предпосылка его единства. Мир (бытие) как совокупная реальность. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материалистическое и идеалистическое понимание единства мира. Основные элементы бытия и их диалектика. Формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Специфика бытия «второй природы». Бытие человека в мире природы. Основные закономерности развития природы, общества и мышления. Специфика социального бытия человека. Человек «сам в себе». Бытие сознания. Бытие индивидуализированного и объективированного духовного. Современные концепции бытия природы, общества и мира идей.
Материя и сознание в структуре бытия. Определение материи. Категория материи в истории философии. Материя как субстанция. Структура материи. Движение как способ существования материи. Основные формы движения и развития материального мира и их взаимосвязь. Пространство и время как атрибуты (неотъемлемые свойства) материи.
Категория сознания в истории философии. Сознание и душа. Сознание и идеальное. Сознание и человек, происхождение сознания, сущность сознания. Сознание как активное отражение действительности. Психика и сознание. Сознание и язык. Структура сознания. Характеристика знаний, эмоционально-чувственной и волевой сфер сознания. Сознание, рассудок, разум: соотношение и специфика. Идеальность (нематериальная сущность) сознания. Интенциональность (направленность на предмет) сознания. Идеаторность (способность творить и воспроизводить идеи) сознания. Сознательное и бессознательное.
Взаимосвязь материи и сознания. Деятельностная сущность сознания. Функции сознания. Философский смысл проблем моделирования мышления и создания искусственного интеллекта.
Практическое занятие «Философское учение о бытии и
сознании»
(форма обучения: очная, заочная)
1. Философский смысл проблемы бытия. Формы бытия. Специфика социального бытия.
2. Категория материи.
3. Идеальное и материальное.
4. Деятельностная сущность сознания.