Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Работы и подготовке к п рактическому занятию




Чтобы правильно ответить на первый вопрос необходимо, прежде всего, уяснить специфику философского подхода к проблеме познания, определить место теории познания (гносеологии) в системе философского знания. В каких случаях наши знания совпадают с действительностью, в каких нет, что является источником и основой познания, где найти критерий истинности знания, как соотносится объективное и субъективное, общественное и индивидуальное, абсолютное и относительное в процессе познания? Уже перечисление этих вопросов поможет правильно определить предметную область гносеологии. Ответ будет более полным и убедительным, если вы рассмотрите проблему познаваемости мира на материале истории философии. Наряду с определением теории познания как философской дисциплины следует определить исторический смысл и современные интерпретации эпистемологии, соотнести ее с гносеологией и методологией (философией) науки.

При этом необходимо помнить, что предметом философского анализа выступает гносеологическое отношение, которое включает три составляющих: субъект, объект и знание как результат познания. Данное гносеологическое отношение, включает, соответственно, три типа отношений: между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием и между знанием и объектом. Последнее отношение изучается главным образом в рамках такой гносеологической дисциплины как эпистемология. Поэтому, наряду с определением теории познания как философской дисциплины, следует определить исторический смысл и современные интерпретации эпистемологии, соотнести ее с гносеологией и методологией (философией) науки.

Для того чтобы разобраться во втором вопросе, необходимо определить социально - историческую природу познания, диалектику индивидуального и общественного моментов в познании. Рекомендуется дать анализ ленинской теории отражения, для чего необходимо изучить соответствующие главы книги «Материализм и эмпириокритицизм» (гл.1, параграфы 1 – 3; гл. 3; гл. 4, параграфы 1,6.). Далее необходимо раскрыть природу двух форм объективного процесса: природы и целенаправленной деятельности людей и, на этой основе, соотношение теории и практики.

Такой подход позволяет раскрыть смысл диалектики субъекта и объекта познания и «тайну» априоризма, что особенно важно при рассмотрении третьего вопроса.

Рассматривая третий вопрос данного раздела, обращенный к теме чувственного и рационального уровней познания, следует вначале представить чувственный (эмпирический) уровень познания через его основные формы (ощущение, восприятие, представление). Затем следует представить рациональный (абстрактно-логический, теоретический) уровень познания через его основные формы (понятие, суждение, умозаключение). В итоге, рекомендуется показать соотношение чувственного и рационального уровней познания, их отличие и неразрывную связь.

При раскрытии второй части третьего вопроса целесообразно вначале рассмотреть различные трактовки классического (корреспондентского) определения истины, данного Аристотелем, в философских школах и течениях. Затем необходимо дать анализ  «внепрактических» критериев истины (рациональная интуиция, иррациональная интуиция, логическая непротиворечивость мысли, принцип «экономии мышления», принцип верификации, принцип фальсификации, принцип когеренции, конвенциональный принцип, принцип полезности, эстетический принцип и другие).

Особо следует остановиться на диалектическом понимании истины как процесса: соотношении истины и заблуждения как противоречивых моментов единого процесса познания, объективности истины, соотношении абсолютного и относительного в истине, конкретность истины. Далее следует детально разобраться в вопросе о критерии истинности наших знаний. Основные положения марксизма о практике как критерии истины можно найти в работах: К. Маркс «Тезисы о Фейербахе»; Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (гл. 2 параграф 6); В.И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм» (гл. 2 параграф 6).

Анализ первой части четвертого вопроса необходимо предварить рассмотрением трех «ипостасей» науки: науки как особого вида познавательной деятельности, науки как особой формы общественного сознания наряду с искусством, религией, философией и др. и науки как социального института. Далее требуется рассмотреть основные элементы научного знания: основания науки, научную картину мира, проблемы, идеализации, гипотезы, теории, идеалы, нормы, критерии научности и т.п.

Рассматривая вторую часть четвертого вопроса, следует раскрыть определение понятия «методология науки» и роль философии в ее разработке. Затем целесообразно дать классификацию методов научного познания. Особое внимание следует уделить анализу эмпирических и теоретических методов научного познания. В заключение рекомендуется рассмотреть основные закономерности развития науки:

- обусловленность развития науки потребностями практики, источником ее развития;

- относительная самостоятельность науки;

- преемственность в развитии:

- ускорение темпов развития;

- сочетание эволюции и революции в развитии и др. 

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что изучает гносеология?

2. Как отвечают философы на вопрос о том, познаваем ли мир?

3. Каковы основные положения теории отражения и чем определяется их роль в научном понимании познания?

4. Что такое субъект и объект познания?

5. Какие виды знания выделяют философы?

6. Почему философы различают чувственное знание и рациональное знание?

7. В чем тайна априоризма?

8. Как отвечают философы на вопрос о том, что есть истина?

9. Как соотносятся между собой абсолютное и относительное в истине?

10. Что означает выражение «истина это процесс»?

11. Что рассматривается философами в качестве критериев истины?

12. Каковы цели познания?

 

 

Раздел 3. Социальная философия и философия истории

Тема 3.1. Социальная философия. Философия истории

Социальная философия как учение о всеобщих основаниях и принципах изучения общества и его истории. Соотношение социальной философии, истории, социологии и других социальных наук. Философские концепции объяснения общества. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Объективная и субъективная сторона общественного бытия. Специфика социальной деятельности. Субъекты и объекты общественной деятельности. Деятельность как общественное отношение. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Общество как совокупность общественных отношений. Общество как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека, неолиберальная теория, глобализация. Концепции социальной структуры и стратификации в современной социальной философии.

Общество как обособившаяся часть природы. Антропогенное влияние на природу. Понятие о ноосфере. Влияние географической среды на развитие общества и наоборот. Географическое направление в социологии. Демография и общество (проблемы народонаселения). Проблемы социальной экологии. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация.

Философия истории: предмет, отличие от исторических наук. Источники и субъекты исторического процесса. Динамика и типология исторического развития, периодизация истории. Концептуальные схемы понимания специфики социального детерминизма: этический идеализм Платона и телеология Аристотеля; религиозный провиденциализм средневековья (А. Аврелий, Ф. Аквинский); рационалистически-просвещенческий взгляд на историю.

Философия истории Гегеля; географический детерминизм Ш. Монтескье и др.; демографический детерминизм Т.Р. Мальтуса и социал-дарвинизм, неомальтузианство. Социально-экономический детерминизм К. Маркса и Ф. Энгельса. Формационное развитие общества. Понятие «общественно-экономическая формация» и его структура (производительные силы и производственные отношения, способ производства, базис и надстройка). Семья и формационное развитие общества. Естественно - исторический процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций. Экономический детерминизм Э. Бернштейна и др. Концепция культурно-исторических типов Н. Данилевского. Культурологический подход к истории О. Шпенглера. Понятие культуры, его многозначность. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Материальная и духовная культура. Историческое развитие как воспроизводство и потребление культуры. Развитие общества как возникновение, развитие и исчезновение этнических объединений и их культур. Цивилизационный подход к пониманию общества (А. Тойнби). Понятие цивилизации и его многозначность. Цивилизация как культура. Дикость, варварство, цивилизация как ступени развитии общества. Цивилизация и современное планетарное общество. Проблема признаков цивилизации: письменность, совокупность институтов и социальных общностей, государственность, «вторая природа», право и мораль, искусство.

Технологический детерминизм «постиндустриального» (Д. Белл), «технотронного» (З. Бжезинский), нового «индустриального» (Дж. Гелбрейт), «посткапиталистического» (Р. Дарендорф), «информационного» (О. Тоффлер), «постсовременного» (А. Этциони) общества. Проблемы смысла и назначения истории, социального прогресса и регресса, единства и многообразия истории, роли личности в истории.

 

Практическое занятие «Социальная философия.
Философия истории»

(форма обучения: очная) – дискуссия

1. Философские основания теоретической модели общества. Природа и общество. Общество как самоорганизующаяся система.

2. Философия истории. Источники и движущие силы развития общества.

3. Диалектика исторического процесса. Критерии общественного прогресса.

4. Стадии исторического развития. Идеалистическо-рационалистические подходы, организмический, формационный, цивилизационный, культурологический, технологический подходы. Будущее человечества.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 259 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.