Изучение данной темы необходимо начать с выяснения исторических форм диалектики: наивной диалектики досократической античной философии, основных идей Гераклита и элеатов, диалектики как искусства оперирования противоположностями в диалоге на пути определения общезначимой истины (Сократ, Платон, Аристотель), диалектических идей Плотина и Н. Кузанского, антиномий чистого разума И. Канта, антитетики Г. Фихте. Особое внимание следует уделить философии Г. Гегеля, который первым сознательно выделил и описал всеобщие формы диалектики как учения о развитии. Анализ материалистической интерпретации К. Марксом и Ф. Энгельсом и их последователями диалектики (диалектический материализм) должен завершить исторический экскурс, после чего необходимо дать содержательную характеристику диалектики как учения о развитии материального мира и формах его познания.
Во втором вопросе, необходимо уяснить связь понятий «движение», «изменение», «развитие». Затем обосновать различие диалектической и метафизической концепций развития. При этом важно помнить, что метафизический способ мышления абсолютизирует аналитический этап познания, который является ступенью диалектического восхождения от абстрактного к конкретному в процессе теоретического воспроизведения объекта познания. В заключение необходимо различить диалектику, софистику и эклектику как разные способы отражения противоречивой сущности бытия и мышления.
Далее следует определить основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи и взаимодействия, принцип развития, принцип детерминизма, принцип системной организации, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип совпадения исторического и логического. Изучение связей и взаимодействий – путь познания законов, однако, прежде чем изучать законы диалектики, полезно уяснить, что такое закон вообще. Это позволит выявить природу всеобщности законов диалектики, а также совпадение общей теории развития объективной действительности, теории познания и логики. Рассматривая законы диалектики, важно понять, почему закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики, законом, выражающим самое важное в ней. Для этого необходимо проанализировать понятия «тождество», «различие», «противоположность», «противоречие», виды и стадии разрешения противоречий.
Для уяснения сущности второго закона диалектики – закона перехода количественных изменений в качественные – необходимо дать определение таким понятиям как: «количество», «качество», «мера», «скачок», объяснить, почему этот закон описывает механизм развития. Третий закон диалектики – закон отрицания отрицания – требует уяснения сути понятий «отрицание», «преемственность», «возврат якобы к старому», «отрицание отрицания», «спиралевидный характер развития». При раскрытии этого вопроса также следует пояснить, в каком смысле данный закон определяет направленность развития.
Диалектические законы находят свое отражение в диалектических закономерностях, которые демонстрирует диалектика категорий – всеобщих форм развития любого материального и идеального целого, выраженных в философских понятиях. Следует отличать философское познание категорий от категорий познания, т.е. философские понятия о категориях от самих категорий как форм объективного мышления отражающих объективные формы бытия. Далее, необходимо рассмотреть категории, как опорные пункты и ступени познания. Уяснение диалектики единичного, особенного и всеобщего, причины и следствия, необходимости и случайности, содержания и формы, сущности и явления, возможности и действительности позволяет получить цельное представление о содержании диалектических форм развития и значении их правильного понимания для нестандартного, критического, свободного от догм и авторитетов мышления в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе в сфере осуществления таможенного дела. В заключение необходимо рассмотреть проблему субординации и систематизации категорий, создания систематически понятой диалектической логики в ее единстве с диалектикой и теорией познания. Для более глубокого понимания указанных вопросов рекомендуется обратиться к «Философским тетрадям» В.И. Ленина.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое развитие и как оно соотносится с понятиями «движение» и «изменение»?
2. В чем состоит отличие диалектической и метафизической концепции развития?
3. Какие этапы развития диалектики вы знаете?
4. Каковы основные принципы диалектики?
5. Что такое закон, и каковы основные законы диалектики?
6. Что такое категория, и какие категории диалектики вы знаете?
7. Что такое субординация категорий и в чем ее смысл?
8. В чем состоит методологическая роль категорий диалектики?
Тема 2.3. Теория познания. Философия и методология науки
Философия познания (гносеология, эпистемология) как теория всеобщих оснований и закономерностей познавательного процесса. История становления гносеологии как особого раздела системы философского знания. Борьба материализма и идеализма, метафизики и диалектики в истории гносеологии. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии (оптимизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм, солипсизм). Объект и субъект познания. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь.
Сенсуализм и рационализм. Тайна априоризма и варианты ее раскрытия в различных философских системах. Теория отражения и ее роль в понимании познания. Роль интуиции в познании. Творчество в процессе познания. Истина как аксиологическая характеристика знания. Объективность и субъективность истины. Соотношение абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Соотношение истины и заблуждения в познании. Критерий истины. Практика как источник, основа, цель познания и критерий истины. Абсолютность и относительность практики как критерия истины. Виды практики. Проблема «внепрактических» критериев истины (рациональная интуиция, иррациональная интуиция, логическая непротиворечивость мысли, принцип «экономии мышления», принцип верификации, принцип фальсификации, принцип когеренции, конвенциональный принцип, принцип полезности, эстетический принцип и другие). Соотношение истины, убеждения и веры в познавательной деятельности.
Философия и наука. Специфика научного познания. Научное, ненаучное (вненаучное), паранаучное, квазинаучное, лженаучное познание. Структура и логика научного познания. Основания, идеалы и нормы научного познания. Эмпирический и теоретический этапы научного познания, их различие и взаимосвязь. Основные формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, доказательство, теория и их характеристика. Соотношение теории и метода. Понятие метода научного познания. Классификация методов научного познания. Методы эмпирического и теоретического этапов научного познания. Характеристика философского, общенаучных и специальных методов научного познания и их взаимосвязь. Метод, методика, методология. Проблемы формирования методологической культуры. Общие черты и различие естественнонаучного и социально-гуманитарного научного исследования.
Практическое занятие «Теория познания. Философия и
методология науки»
(форма обучения: очная, заочная) – дискуссия
1. Гносеология (эпистемология) в системе философского знания.
2. Объект и субъект познания, их диалектика.
3. Чувственное и рациональное познание. Истина: ее формы, основания и критерии.
4. Структура и логика научного познания. Методология научного познания.