Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Работы и подготовке к п рактическим занятиям




Изучение данной темы предполагает, прежде всего, анализ специфики социально-политической и духовной жизни Германии в 18 веке. Краткий обзор биографии Иммануила Канта может это проиллюстрировать наглядным образом. Затем нужно охарактеризовать докритический период и подробнее остановиться на критическом периоде в деятельности И. Канта. Здесь рекомендуется последовательное рассмотрение обоснования И. Кантом всеобщности и необходимости научного знания через введение понятий «вещь в себе», «априорные формы чувственности» (пространство и время), «априорные формы рассудка» (категории). Далее нужно показать, как решается проблема объективности научного познания у Канта, как соотносится теоретический и практический разум. В заключение необходимо дать краткое описание социально-политических, правовых и этических идей Канта и отметить значение философии Канта и последователей его идей в 19 и 20 вв.

Рассмотрение философии Фихте и Шеллинга важно для понимания того перехода, который произошел от двойственной философии И. Канта с элементами субъективного идеализма и агностицизма к грандиозной философской системе объективного идеализма Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, разработавшего диалектику как метод и учение о развитии. Философия Фихте, его «Я-концепция» - это продолжение субъективно-идеалистической тенденции философии Канта. Однако, благодаря этому, Фихте усилил диалектическое содержание кантовских идей, продолжил критику созерцательности предшествующих философских систем, показал тем самым односторонность и эмпиризма и рационализма в вопросе о происхождении знаний. При рассмотрении данного вопроса необходимо объяснить, почему у Фихте «практическое Я» имеет приоритет перед «теоретическим Я» и почему он называет свою философию философией свободы. Далее, при рассмотрении философии Шеллинга, надо показать, что она является прямым продолжением философии Фихте, а значит и Канта. Для этого целесообразно рассмотреть эволюцию идей Шеллинга от натурфилософии к философии тождества и от нее к философии откровения. Шеллинг выводит из диалектики разума диалектику природы и, отождествляя мышление с бытием, переходит с позиций субъективного идеализма на позиции объективного идеализма. Тем самым он создает теоретические предпосылки для создания универсальной теории диалектики как учения о всеобщих формах развития и бытия и мышления. Однако сам он дальше предпосылок не пошел в отличие от своего младшего друга Гегеля.

Анализируя философию Гегеля необходимо начать с определения исходного пункта: тождества мышления и бытия и понимания субстанции как субъекта. В данном контексте большую помощь может оказать интерпретация Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» гегелевского афоризма «все действительное разумно, все разумное действительно». Далее следует перейти к анализу «Феноменологии духа» как «тайны и истока гегелевской философии» по определению классиков марксизма, «Науки логики» как учения о саморазвитии абсолютной идеи, «Энциклопедии философских наук» раскрывающей соотношение логики, философии природы и философии духа. Рассматривая учение Гегеля о саморазвитии абсолютной идеи необходимо помнить, что предметом исследования для Гегеля является весь совокупный духовный и практический опыт человечества, взятый в его историческом развитии, что философия Гегеля есть «на голову поставленный материализм». Важную часть философской системы Гегеля занимают его социально-политические и исторические воззрения («Философия права», «Философия истории», «История философии») Закончить данное рассмотрение рекомендуется анализом противоречия между диалектическим методом Гегеля и его философской системой. Большую помощь здесь могут оказать «Философские тетради» В.И. Ленина и произведение Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Кроме того, следует рассмотреть судьбы гегелевской философии, оказавшей значительное влияние не только на ее позитивных критиков (младогегельянцев, марксистов, русских революционных демократов и др.), но и, в не меньшей степени, на ее негативных критиков (иррационалистов, философию жизни, реалистов и неореалистов и др.), создавая проблемное поле их «критической философии». В заключение следует дать краткую характеристику современного неогегельянства.

Л. Фейербах завершает классическую немецкую философию. Историческое значение его творчества определяется тем, что он, во-первых, подверг критике идеализм и восстановил в правах материализм в немецкой философии. Во-вторых, он подверг острой критике религию и положил начало систематической критической разработке истории христианства в немецкой философии 19 века. В-третьих, философия Л. Фейербаха явилась одним из теоретических источников марксистской философии. Оригинальной является его идея создания антропологической философии, но нужно отметить, что Фейербах был материалистом в объяснении природы и идеалистом в объяснении общества. Целесообразно использовать упоминавшуюся книгу Ф. Энгельса. Здесь дается характеристика всего домарксового материализма, его недостатков: созерцательность (пассивность сознания: «вижу – значит, знаю»), механицизм (сведение сложных форм движения материи к простым механическим), метафизичность (недиалектичность), идеализм в понимании истории (общества), отрыв теории от практики.

Далее необходимо рассмотреть взгляды первых критиков и продолжателей гегелевской философии – младогегельянцев, размежевание правых (Гешель, Гиприхс, Габлер) и левых младогегельянцев (Давид-Фридрих Штраус, Бруно Бауер, Эдгар Бауер, Макс Штирнер, Арнольд Руге) по проблеме: теизм или пантеизм.

Рассматривая философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса и их критику философии Гегеля, а затем и Л. Фейербаха необходимо учитывать эволюцию этих взглядов от идеализма к материализму и от революционного демократизма к коммунизму. Для этого полезно будет последовательно рассмотреть рукопись К. Маркса «К критике гегелевской философии права» 1843 года, затем его «Экономическо-философские рукописи 1844 года», первую совместную работу Маркса и Энгельса «Святое семейство» 1845 год издания и, наконец, «Тезисы о Фейербахе» Маркса 1845 года и совместную рукопись Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» 1845 – 1846 года, в которой дается обстоятельная критика всей немецкой классической философии с позиции материалистического понимания истории.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)?

2. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?

3. Что такое «вещь в себе» и чем отличается «трансцендентное» от «трансцендентального» в философии Канта?

4. Какой смысл вложил Кант в понятие «регулятивные идеи»?

5. Что нового в философию Канта внес Фихте?

6. В чем особенности «философии тождества» Шеллинга?

7. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?

8. Каковы теоретические источники философии марксизма?

 

Тема 1.6. Основные течения западной философской мысли
XIX-XX вв.

Характерные черты философской мысли XIX-XX вв. на Западе. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Отношение к разуму и науке.

Условия и предпосылки формирования философии марксизма, ее характерные черты и особенности. Разработка основных положений диалектического материализма. Сущность материалистического понимания истории. Философия марксизма и современность. Исторические судьбы марксизма.

Иррационалистическая философия (Серен Кьеркегор, Эдуард Гартман, Артур Шопенгауэр).

Возникновение и исторические формы позитивизма. Философские воззрения Огюста Конта, Джона Стюарта Милля, Герберта Спенсера. Эмпириокритицизм (Эрнст Мах, Рихард Авенариус). Борьба неопозитивизма против «метафизики». Венский кружок – логический позитивизм (Рудодьф Карнап, О Нейрат, Ф. Франк, Г. Фейгль, Х. Райхенбах). Лингвистическая философия (поздний Витгенштейн, Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Стросон, Дж. Остин). Проблема знания и языка, знака и значения. Аналитическая философия (Витгенштейн, Б. Рассел, Дж.Мур). Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии (Томас Сэмюэл Кун, Карл Поппер, Стивен Тулмин, Имре Лакатос(ш), Пауль (Поль) Фейерабенд). Прагматизим (Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи).

Структурализм (Клод Леви-Стросс, Мишель Поль Фуко). Неокантианская философия Марбургской (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и Баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) школ.

Философия жизни (Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Георг Зиммель, Хосе Ортега-и-Гасет). Интуитивизм (Анри Бергсон, Николай Онуфриевич Лосский). Идея бессознательного и психоанализ (Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм). Персонализм (Николай Александрович Бердяев, Лев Шестов, Эмманюэль Мунье и др.). Философская антропология (Макс Шелер, Хельмут Плеснер, Арнольд Гелен). Феноменология Эдмунда Гуссерля. Философия экзистенциализма (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Габриэль Оноре Марсель, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др.), ее социально-гносеологические основания, проблемы и категории. Экзистенциализм и гуманизм. Неореализм (Джордж Эдуард Мур, Николай Гартман и др.). Критический реализм (Джордж Сантаяна и др.). Философская герменевтика (Ханс Георг Гадамер, Поль Рикер). Франфуртская школа (Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас). Ноосферные концепции. Философско-исторические концепции технологического детерменизма (теории индустриализма, постиндустриализма, информационного, технотронного и т.п. общества).

Философия постструктурализма, деконструктивизма и постмодернизма, основные особенности, задачи и принципы (Ж. Деррида, Р. Барт, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бордияр, Ж. Делез, Р. Рорти и др.).

Эволюция религиозной философии в XX веке. Принципы и современное состояние неотомизма (Жак Маритен, Жильсон, Сертиланжа, Р. Гвардини, Д. фон Гильдебранд и др.). Социальные и гносеологические причины возрождения религиозных идей в философии XX века. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена. Этика и учение о человеке и его свободе в современных религиозно-философских концепциях. Персонализм (П. Шиллинг, М. Бубер, Э. Мунье, Д. Райт, М. Шелер, Ж. Лакруа и др.), неопротестантизм (Э. Трельч, А. Харнак, П. Тиллих, Р. Бультман, Рейенхольд и др.).

Практическое занятие «Основные течения западной
философской мысли XIX - XX вв.»

(форма обучения: очная)

1. Социально-экономические, политические и духовные предпосылки мировоззренческого переворота второй половины XIX.

2. Основные философские школы и течения сциентизма в западной философии. Основные философские школы и течения антисциентизма в западной философии.

3. Место и исторические судьбы марксизма в западной философии

4. Религиозно-философская мысль в современной западной философии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 242 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2443 - | 2197 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.