Ответ на первый вопрос практического занятия следует начать с раскрытия смысла терминов: апологетика и патристика, указать на хронологические рамки (1 – 6 вв.), назвать имена создателей теоретической системы богословия и коротко определить их вклад в это дело. Начинать надо с гностицизма (Валентин из Египта, Василид из Сирии), затем перейти к анализу антиязыческого направления апологетики, направления антииудейской критики, антигностического направления, для чего рассмотреть основные идеи и приемы аргументаци апологетов: Юстина, Татиана, Квинта Семптимия Флоренса Тертулиана, Филона Александрийского, Тита Флавия Климента, Оригена, Феофила Антиохийского. Далее уместен обзор учений «отцов церкви»: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского (греко-восточная патристика), Августина Аврелия (Блаженного), Псевдо-Дионисия (Ареопагита), Иоанна Дамаскина, Боэция (западная патристика). Здесь необходимо отметить, что все теоретические разработки этого периода основывались на философии неоплатонизма. Особого внимания требует анализ религиозно-философского учения Августина Блаженного, которое было канонизировано западной церковью.
Продолжая ответ на первый вопрос, надо учитывать, что теоцентризм - это главный, но не единственный отличительный признак средневековой философии. Что бы продемонстрировать это, надо раскрыть такие понятия как эсхатология, провиденциализм, сотериологизм, персонализм, своеобразный антропологизм, теодицея, экстаз, ревеляционизм (принцип откровения), приоритет веры над разумом и т.п.
Ответ на второй вопрос целесообразно начать с разъяснения сути схоластики и краткого рассмотрения ее основных этапов. Кроме того, ответ должен содержать углубленный анализ основных проблем схоластической философии Запада: соотношения разума и веры, сущности и существования, спор номиналистов и реалистов, проблема рациональных доказательств бытия бога, проблемы теодицеи и др. Особого внимания требует философия Ф. Аквинского и ее связь с аверроизмом и философией Аристотеля. Кроме того, следует указать на специфику и причины расцвета философской мысли мусульманского Востока и ее влияние на Западную философию. Затем дать характеристику философской мысли арабского Востока в эпоху средневековья. В этих целях рассмотреть Калам как магометанскую схоластику (мутакалимы и мутазилиты), суфизм (неоплатонизм в учениях мистиков- суфитов), арабский перипатетизм (восточный: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина и испанский: Ибн-Рущд (Аверроэс) и др.) и его роль в развитии философии.
Рассмотрение третьего вопроса предполагает выявление социально-экономических, духовных и общекультурных предпосылок эпохи Возрождения, ее характерных черт: гуманизм, антропоцентризм, антиклерикальная направленность. Кроме того, следует определить основные направления философии Возрождения и дать их краткую характеристику: гуманистическое (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла), неоплатонизм (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, натурфилософское (Бернардино Телезио, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Андреас Везалия, Джордано Бруно), Галилео Галилей как «пограничная фигура» между натурфилософией Возрождения и естествознанием Нового времени, политическая философия Никколо Макиавелли, философия социалистов-утопистов (Томас Мор, Томмазо Кампанелла). Закончить ответ следует краткой характеристикой эпохи Реформации, указать цели Реформации: реформа католицизма, демократизация церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью, и верующими. Кроме того, необходимо определить причины реформации: кризис католицизма, зарождение буржуазии, становление абсолютистских монархий, моральное разложение церкви и т.п.; обозначить направления реформации: бюргерско-евангелическая реформация (Мартин Лютер, Жан Кальвин), народное направление реформации (Томас Мюнцер).
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы основные принципы средневековой философии?
2. Какие проблемы характеризуют духовно-идейное содержание средневековой христианской философии?
3. Каков философский смысл ранней апологетики и патристики?
4. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики?
5. Каковы основные этапы и своеобразие западноевропейской схоластики?
6. Почему философия Фомы Аквинского считается вершиной зрелой схоластики?
7. В чем особенности и значение арабской средневековой религиозно-философской и научной мысли для мировой культуры?
8. В чем состоит антропологизм и гуманизм философии эпохи Возрождения?
9. Какие идеи доминируют на различных этапах философии Возрождения?
10. Является ли неоплатонизм основой всей философии эпохи Возрождения?
11. Каковы характерные черты натурфилософского периода в философии Возрождения?
12. Какую роль сыграла эпоха Реформации в духовной жизни европейского Возрождения?
13. Какую роль сыграли идеи Николло Макиавелли в становлении науки о политике?
14. Что такое «Утопия», и какое значение для дальнейшего развития социалистических идей имели произведения первых утопистов?
Тема 1.4. Философия Нового времени.
Философия эпохи Просвещения
Философия Нового времени - философия эпохи первых буржуазных революций. Научная революция XVII века. Формирование механистической картины мира (Исаак Ньютон, Пьер Симон Лаплас). Рост научных знаний и необходимость разработки методов научного познания. Эмпиризм (Френсис Бэкон) и рационализм (Рене Декарт), индукция и дедукция как методы научного познания.
Теория общественного договора (Гроций Гуго де Гроот, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Шарль де Монтескье).
Просвещение XVIII в. и специфика его проявления в Англии (Джон Локк, Джозеф Пристли, Джон Энтони Коллинз, Дейвид Гартли, Дейвид Юм), во Франции (Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи де Монтескье, Клод Ариан Гельвеций, Дени Дидро, Жан Жак Руссо, Жюльен Оффре де Ламетри, Поль Анри Гольбах), в Германии (Иоганн Вольфанг Гете, Фридрих Шиллер, Иоганн Готфрид Гердер), в Америке (Томас Джефферсон, Бенджамин Франклин)
Представления французских материалистов (Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций) о материи, природе, движении, познании. Взаимосвязь природы, общества и человека во взглядах просветителей. Субъективный идеализм в философии XVII-XVIII вв. (Джордж Беркли, Дейвид Юм). Монадология Готфрида Вильгельма Лейбница и монизм Бенедикто Спинозы (Барух).
Практическое занятие «Философия Нового времени.
Философия эпохи Просвещения»
(форма обучения: очная)
1. Характерные черты и основные направления философии Нового времени
2. Ф. Бекон – родоначальник философского течения «эмпиризм» и его последователи. Р. Декарт – родоначальник философского течения «рационализм» и его последователи. Теория общественного договора Гроция и Гоббса и их последователи.
3. Просвещение 18 века (в Англии, Франции, Германии, Америке).Французские материалисты.
4. Эмпиризм Дж. Локка и субъективный идеализм Дж. Беркли и Д. Юма. Монадология Г. Лейбница и монизм Б. Спинозы.