Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Работы и подготовке к п рактическому занятию




Рассмотрение вопросов целесообразно начать со сравнения общего и особенного в возникновении философии в Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции, указать на исторические, экономические, социально-политические и социокультурные предпосылки восточной философии, определить специфику восточного мифологического и религиозного мировоззрения, а затем перейти к особенностям философии соответственно Древней Индии и Древнего Китая. При анализе философии Древней Индии необходимо строго отличать ее периоды (ведический период, эпический этап, «эру сутр»). При этом нужно помнить, что ведийский период представляет собой предфилософские («профилософские», «профилософские») учения – то из чего возникла философия, поэтому будет целесообразно рассмотреть сначала основные мировоззренческие идеи, содержащиеся в религиозно-мифологической форме в различных разделах Вед и особенно в Упанишадах. Следуя исторической логике развития философских идей в Древней Индии необходимо рассмотреть в первую очередь «настику» - неортодоксальные этико-религиозные философские школы отрицающие авторитет Вед (джайнизм и буддизм), а также, зачатки материализма в философской школе чарвака-локаята, оппозиционной, как буддизм и джайнизм ведам. Затем надо сделать общий обзор ортодоксальных философских школ Древней Индии - астики (веданта, миманса, ньяя, вайшешика, йога, санкхья), которые развивали ведическое учение («даршаны»). Наконец дать краткую характеристику философских трактатов эры сутр, с которыми тесно связаны даршаны: «Веданта-сутра» (Бадараяна), «Миманса-сутра» (Джаймини), «Йога-сутра» (Патанджали»), «Ньяя-сутра» (Готама – Акшапада), «Вайшешика-сутра» (Улука-Канада), «Санкхья-сутра» (Капила), «Санкхья-карика» (Ишвара Кришна).

Рассматривая философию Древнего Китая, нужно, прежде всего, определить центральные понятия: Инь и Ян, Великая Триада, Дао; специфику китайской мифологии как идейного материала последующих философских учений. Затем дать общую характеристику философских школ с седьмого по третий века до нашей эры (даосизм, конфуцианство, легизм, моизм, натурфилософия, номинализм). После чего более подробно охарактеризовать даосизм как древнейшее философское учение Китая, выделить антропоцентризм конфуцианства, принципы «доброго правления», охарактеризовать особенности социальной философии легистов.

Ответ на вопрос о предпосылках возникновения философии в Древней Греции необходимо начать с определения специфики западноевропейской рациональной модели культуры, которая была впервые разработана в Древней Греции, указать социально-экономические, политические, духовные и общекультурные предпосылки возникновения древнегреческой философии. Затем целесообразно определить хронологическое и смысловое деление античной философии на этапы, рассмотреть и сравнить различные типы классификации античной философии, а также проанализировать особенности философии Древней Греции с момента ее возникновения (ионическая философия) вплоть до Сократа. Здесь необходимо показать особенности натурфилософского периода развития античной философии (Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр; Пифагорейская школа; диалектическое учение Гераклита; Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон; Афинские натурфилософы: Эмпедокл и Анаксагор), «интригу» софистического релятивизма, борьба с которым породила величайшие философские системы.

Во-вторых, при подготовке к практическому занятию следует начать с раскрытия роли и значения философской деятельности Сократа и сократических школ философии: мегарская школа (Эвклид из Мегар, Эвбулид из Милета, Стильпон из Мегар, Диодор Кронос), элидо-эретрийская школа (Федон из Элиды, Менедем, Асклепиад из Кирены), киническая школа (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и др.), киренская школа (Аристипп Киренский, Феодор, Диагор Мелосский и др.). Затем необходимо дать самостоятельную характеристику философии Платона и его Академии, философии Аристотеля и его школы перипатетиков. Кроме того, отдельно следует проанализировать специфику материалистической атомистической философии Левкиппа – Демокрита.

Далее докладчики должны показать социально-экономические, политические и духовные истоки философии эпохи эллинизма и дать краткую характеристику ее основных школ: стоики (Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп), скептики (Пиррон, Тимон из Флиунта, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Карнеад), Эпикур и его школа. Затем необходимо дать общую характеристику особенностей греко-римского этапа античной философии. Следует рассмотреть Цицерона как родоначальника латинской философии и яркого представителя римского эклектизма. Особого внимания заслуживает Тит Лукреций Кар как оригинальный продолжатель традиций эпикуреизма и античного атомизма и римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Далее необходимо кратко остановиться на особенностях римского скептицизма (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик) и неопифагорейской школы (Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский, Модерат из Гадеса, Никомах из Геразы в Аравии). Важнейшей вехой античной философии является грандиозная система неоплатонизма (Аммоний Саккас, Плотин, Прокл, Порфирий, Ямвлих), которая оказала значительное влияние не только на западную, но и восточную средневековую философию.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы причины появления и в чем своеобразие философии Древней Индии?

2. Какие школы были в философии Древней Индии, и на какие периоды делится древнеиндийская философия?

3. Каковы причины появления и в чем своеобразие философии Древнего Китая?

4. Как можно охарактеризовать основные школы и периоды древнекитайской философии?

5. Каковы причины появления и в чем своеобразие философии Древней Греции?

6. Что значит «античная философия», и что объединяет всех античных философов?

7. Какие периоды можно выделить в античной философии, и на каких основаниях?

8. Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии?

9. В чем состоит философская «интрига» борьбы диалектических идей Гераклита и учения элеатов о неподвижном и неизменном бытии?

10. Благодаря деятельности каких философов философская рефлексия античности смещается на проблему человека?

11. В чем различие линии Платона и линии Демокрита в философии?

12. Каковы общие и отличительные черты философии Платона и философии Аристотеля?

13. Какие философские школы представляют этический период развития античной философии?

Тема 1.3. Средневековая философия.
Философия эпохи Возрождения

Особенности духовной жизни феодального общества. Формирование средневековой философии. Важнейшие принципы христианской философии Средневековья: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, провиденциализм (божественное предназначения), эсхатологизм (учение о конце мира), ревеляционизм (богооткровение), персонализм, специфический антропоцентризм, сотериологизм (спасение души). Этапы развития средневековой философии. Апологетика и патристика. Антиязыческое на­правления апологетики, направление антииудейской критики, антигностическое направление. Апологеты: Юстин, Татиан, Квинт Семптимий Флоренс Тертулиан, Филон Александрийский, Тит Флавий Климент, Ориген, Феофил Антиохийский. Учение «отцов церкви»: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (греко-восточная патристика), Августин Аврелий (Блаженный), Псевдо-Дионисий (Ареопагит), Иоанн Дамаскин (западная патристика). Платонизм и аристотелизм в философской христианской доктрине.

Схоластика, логика и основные этапы ее развития. Основные проблемы: проблема «вера и разум»; доказательства бытия бога (Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский); проблема универсалий (реализм, номинализм, концептуализм). Борьба интеллектуализма и антиинтеллектуализма в средневековой теологии. Ранняя схоластика (IX-XII вв.). Философия Иоанна Скота (Эриугены), Ансельма Кентерберийского, Росцелина, Гильома из Шампо, Пьера Абеляра. Расцвет схоластики - ХIII век. Религиозно-философские воззрения Альберта Великого и Фомы Аквинского. Еретические движения и критика схоластики. Философские взгляды Роджера Бэкона, Уильяма Оккама, Иоанна Дунса Скота. Философская мысль Востока в эпоху средневековья. Калам как магометанская схоластика (мутакалимы и мутазилиты). Суфизм - неоплатонизм в учениях мистиков - суфитов. Арабский перипатетизм и его роль в развитии западной философии. Восточный перипатетизм: Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авиценна). Испанский перипатетизм: Ибн-Рущд (Аверроэс) и др.

Характерные черты эпохи Возрождения (XIV-XVII вв). Гуманисти­ческий характер культуры Возрождения, ее эстетическая и антропоцентрическая направленность. Основные направления философии Возрождения и их характеристика: гуманистическое (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла), неоплатонизм (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола); натурфилософское (Бернардино Телезио, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Андреас Везалия, Джордано Бруно). Галилео Галилей как «пограничная фигура» между натурфилософией Возрождения и естествознанием Нового времени, политическая философия Никколо Макиавелли, философия социалистов-утопистов (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), реформация (Джон Уиклиф, Ян Гус, Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин, Т. Мюнцер).

Практическое занятие «Средневековая философия.

Философия эпохи Возрождения»

(форма обучения: очная)

1. Апологетика и патристика. Теоцентризм средневековой философии.

2. Схоластика, основные проблемы и этапы развития. Философия средневекового Востока.

3. Социально-экономические, общекультурные и духовные предпосылки появления философии Возрождения.

4. Характерные черты и основные направления философии эпохи Возрождения (гуманистическое направление, неоплатонизм Возрождения, натурфилософия, реформаторство, политическая философия Никколо Макиавелли, утопический социализм).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 222 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.