Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Работы и подготовке к п рактическим занятиям




Изучая данную тему, в первую очередь, необходимо уделить внимание социально-экономическим, политическим и духовным предпосылкам мировоззренческого переворота, произошедшего во второй половине ХIХ века на Западе, который означал коренную ломку философских представлений о разумности всего существующего и основополагающей роли разума в модернизации условий общественной жизни. Отсюда следует тенденция неверия в мощь человеческого разума и его высшей формы – науки, т.е. антисциентизм, который считает, что научно-технический прогресс привел человечество в цивилизационный тупик (экологический кризис и бездуховность человеческого бытия).

С другой стороны, ХIX в., и тем более XX в. продемонстрировали невиданную мощь науки и техники в решении практических вопросов человеческой жизнедеятельности, вплоть до превращения науки в непосредственную производительную силу, в разумную оболочку Земли (Ноосферу). Отсюда берет начало сциентизм (упование на всемогущество науки в решении всех вопросов человеческого бытия).

Поэтому тему современной западной философии целесообразно рассматривать через призму острого диалога между сциентизмом и антисциентизмом. Изменившееся отношение человека к природе, человека и общества, человека к самому себе, нашло отражение в различных по содержанию философских течениях, школах и направлениях, каждое из которых вносит свой вклад в решение философского осознания непростых цивилизационных вопросов и вызовов, с которыми столкнулось человечество.

Однако нужно помнить, что в чистом виде указанная оппозиция сциентизма и антисциентизма встречается редко. Тем не менее, философские течения указанного периода можно с разной степенью точности определить как связывающие в конечном итоге прогресс человечества с наукой или занятых поиском альтернативных путей. Рекомендуется рассмотреть, в качестве сциентистски ориентированных, следующие философские направления и учения: позитивизм и его исторические формы, критический рационализм, неокантианство (Марбургская школа), неогегельянство, феноменологизм, структурализм, неореализм, критический реализм, социально-философские концепции технологического детерменизма (теории постиндустриализма), франфуртская школа, учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Соответственно, в качестве альтернативных, в конечном счете, рекомендуется рассмотреть следующие учения и направления: иррационализм философия бессознательного, философия жизни, школа философской антропологии, интуитивизм, персонализм, экзистенциализм, философская школа герменевтики, постструктурализм, деконструктивизм, философский постмодернизм.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм в широком смысле – это реакция на изменение места культуры в условиях постиндустриального общества. Философия указанных «коммунологических» (от слова - коммуникация) философских школ стремится «сломать диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, используемые разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний». Постструктуралистско-постмодернистский комплекс идей представляет собой традиционный антисциентистский подход к пониманию философии. Он ограничивает философию интерпретационной функцией, противопоставляя ее не только формам и методам научного познания, но и рационализму в целом.

Далее желательно раскрыть суть основных принципов философии постмодернизма: объективная сущность – иллюзия; обретение знания – это бесконечный перебор словаря; действительность формируется под воздействием желаний и поступков; человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимущества перед другой и т.п.

Переходя к философии К. Маркса и Ф. Энгельса необходимо помнить, что они не только основатели оригинальной философии диалектического и исторического материализма, но и соавторы цельного социально-политического учения (марксизма) в единстве его трех составных частей: философии, политической экономии и научного социализма. Для понимания исторических условий появления марксизма и его идейных истоков целесообразно использовать работы В.И. Ленина «Три источника и три составные части марксизма» и «К. Маркс». В философии К. Маркс и Ф. Энгельс «очистили» диалектику Гегеля от идеализма и «соединили» ее с материализмом. Вот почему материализм Л. Фейербаха и диалектика Г.В.Ф. Гегеля стали теоретическими источниками философии марксизма. Необходимо также указать на естественнонаучные источники философии диалектического материализма: открытие клетки, экспериментальное обоснование закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Чарльза Дарвина. В заключение целесообразно кратко охарактеризовать историческую судьбу философии марксизма.

Анализируя современную философию нельзя оставить без внимания религиозно-философскую мысль, так как религия является самой массовой формой общественного сознания.

Под определение религиозной философии обычно попадают такие философские школы, как персонализм (П. Шиллинг, М. Бубер, Э. Мунье, Д. Райт, М. Шелер, Ж. Лакруа и др.), христианский эволюционизм (Тейяр де Шарден), неопротестантизм (Э. Трельч, А. Харнак, П. Тиллих, Р. Бультман, Рейенхольд и др.) и неотомизм (Ш. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гвардини, Д. фон Гильдебранд и др.)

Рассматривая данный вопрос, следует помнить, что религиозная философия связывает решение всех современных проблем с учением о Боге как современном бытии, Боге как всей реальности, чья свободная воля прослеживается в истории и в культуре. Проблемы развития гуманизма также связываются с историей развития христианской религии. Все вопросы этики, эстетики, космологии просматриваются через призму христианского учения. Большую роль играют в религиозной философии проблемы сочетания веры и разума, науки и религии, возможности синтеза философии, теологии и науки при определяющем влиянии теологии.

Центральная проблема современной религиозной философии — проблема человека. Как относится человек к Богу? Какова миссия человека в истории, в чем смысл бытия человека?

Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем отличие философии XIX-XX вв. на Западе от классической западной философии?

2. В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса?

3. В чем состоит суть материалистического понимания истории – важнейшего открытия марксизма?

4. Создал ли марксизм новую философскую антропологию?

5. Что представляет собой «первый», «второй», «третий» позитивизм»?

6. Как развивают идеи Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства?

7. В чем разница между основными направлениями психоанализа и как они возникли?

8. Почему феноменологический метод Гуссерля был востребован в различных областях философского знания XX в.

9. Кого и на каком основании мы называем экзистенциалистами?

10. Как определяют «понимание» представители герменевтической философии?

11. Что такое философский структурализм?

12. Что нового в понимание проблемы человека внесла «философская антропология»?

13. Что представляют собой коммунологические философские школы деконструктивизма, постструктурализма и постмодернизма?

14. В чем состоит своеобразие философии неотомизма?

 

 

Тема 1.7. Отечественная философия

Традиции и особенности русской философии. Зарождение теоретического мышления на Руси, его связь с языческой культурой, традициями античной и византийской философии. Периодизация отечественной философии. Общее и особенное в русской, западной и восточной философии.

Становление религиозно-философских воззрений в XI-XIII веках. Илларион («Слово о Законе и Благодати»). Владимир Мономах («Поучение»). Климент Смолятич («Послание пресвитеру Фоме»). Филипп Пустынник («Плач»),  Кирилл Туровский («Притча о человеческой душе и теле»).

Языческо-волховистская оппозиция христианству, проникновение на Русь общехристианских ересей, развитие «самобытного мудрования» на древнерусской почве. Апологеты восточно-христианской мистики Симеон Новый богослов, Григорий Синаит, Григорий Палама, Феодосий Косой.

Период борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига и становления Московской Руси (XIII – XVII вв.). Феофан Грек, Сергей Радонежский, Филофей (идея «Москва – третий Рим»). Борьба нестяжателей (Нил Сорский) и иосифлян (Иосиф Волоцкий) в русской общественной мысли XV – XVI века. Андрей Курбский и его полемика с Иваном Грозным. Юрий Крижанич и его философские идеи. Борьба Аввакума и Никона.

Центры схоластики: Киевско-Могилянская академия (основатель Пётр Могила) и Московская Славяно-греко-латинская академия - первые высшие заведения России. Сименон Полоцкий. 

Философия эпохи петровских реформ (Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Антиох Дмитриевич Кантемир, Григорий Саввич Сковорода).

Философия русского просвещения. Философские идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева.

Позднепросветительская эпоха - концепции общественного развития С. Е. Десницкого, Я. П. Козельского, Д. И. Фонвизина, М. М. Щербатова, А. И. Галича.

Русская общественно-политическая мысль первой половины ХIХ века. Декабристы и их социально-философские идеи. Истоки спора между западниками и славянофилами в философии Петра Ильича Чаадаева. Ранние славянофилы. Философские и социологические взгляды К.С. и И.С. Аксаковых, Ивана Васильевича Киреевского, Алексея Степановича Хомякова. Проблемы бога, природы, церкви и общества, взаимоотношения Востока и Запада. Мессианские мотивы в учении ранних славянофилов. Поздние славянофилы (Николай Яковлевич Данилевский, Константин Николаевич Леонтьев). Философские воззрения русских революционных демократов (Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Николай Гаврилович Чернышевский, Николай Александрович Добролюбов и др.). Русская буржуазная либеральная мысль и идеи западничества (Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин, Николай Владимирович Станкевич, Тимофей Николаевич Грановский).

«Серебряный век» русской философии. Философия всеединства (Bладимир Cергеевич Соловьев) как синтез различных способов познания сущего. Свободная теософия. Учение о богочеловечестве. Теократия. Этическое учение Соловьева, философия любви. Эстетика как философия творчества. Разработка персоналистического варианта религиозной философии (Николай Александрович Бердяев). Проблемы свободы, творчества, отчуждения и объективации человеческой индивидуальности.

Сергей Николаевич Булгаков и Павел Александрович Флоренский - наиболее видные представители софиологического течения в религиозной философии.

Русский космизм как уникальный философский феномен. Религиозный и естественнонаучный космизм. Философия «общего дела» Н.Ф. Федорова. К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.

Русский марксизм: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Русский либерализм: неогегельянская позиция В.Н. Чичерина, социологический позитивизм М.М. Ковалевского, юридический позитивизм Н.М. Коркунова, неокантианская позиция А.И. Введенского, Г.И. Челпанова, Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, С.А. Котляревского. Основные особенности развития советской философии. Философия «русского зарубежья».

Практическое занятие «Отечественная философия»

(форма обучения: очная) – дискуссия

1. Русская и западная философия. Особенности становления и развития. Философия допетровской Руси. Русское Просвещение.

2. Философия Чаадаева как исток диалога западников и славянофилов. Философия революционных демократов.

3. «Серебряный век» русской философии. Русский «космизм».

4. Русский марксизм и либерализм. Советский этап развития философии..

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 262 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.