Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современный подход к оформлению текстильных изделий 7 страница




Конечно, мы воспринимаем различие теплых и холодных цветов потому, что привыкли цвет огня рассматривать как теплый, а зелено-синий цвет воды или льда связывать с ощущением холода. С другой стороны, оранжево-крас­ный цвет даже в небольших количествах выделяется гораздо сильнее, чем си­ний или сине-зеленый. Мы его воспринимаем как активный, а синий и зеле­ный — как цвета пассивные. Цвет оранжевый или охры как бы приближает к нам окрашенные предметы, в то время как легкие сине-зеленые цвета как бы удаляют их от нас.

В значительной степени взаимодействие цвета на человека зависит от того, к какому объекту этот цвет относится, что изображает, в каком окруже­нии находится. И тем не менее, например, одни цвета можно все же смело характеризовать как легкие, а другие—как тяжелые. К первым, более проз­рачным, воздушным, обычно относят светлые, менее фактурные, холодные, нa­поминающие цвет неба, дали, воздушного пространства. Ко вторым следует отнести цвета темные, малонасыщенные, с активной фактурой, плотные (ко­ричневые, черный, темно-серые и др.)- Тяжелые цвета как бы напоминают цвет земли.

Любопытно еще одно обстоятельство: понятие теплоты цвета относительно. Так, карминно-красный цвет по отношению к оранжевому выглядит холодным, но воспринимается теплым по отношению к синему.

Следует отметить и то обстоятельство, что противопоставление теплых и холодных цветов является основой взаимодействия цветов в искусстве вообще и в текстильном орнаменте, в частности. Даже легкое контрастирование цветов в указанном плане поднимает и активизирует эти цвета, делает их звучание богаче и ярче.

Не менее сложным представляется вопрос гармонии цветов. Он с давних пор интересовал и художников, и многих ученых.

Уже Леонардо да Винчи, который занимался теорией цвета, заметил, в частности, что некоторые цвета как бы занимают среди других особое положение. Он назвал их основными, или главными. Таких главных цветов в природе четыре: желтый, синий, красный и зеленый.

Значительно позднее (XVII век) Ньютон одним из первых попытался по­строить по аналогии с музыкальными цветовые гармонии, основываясь на длине световых волн спектральных цветов. Немецкий физиолог Геринг заострил внимание на проблеме психофизиологической значимости цвета. Изучая цвета не спектра, а те, которые человек воспринимает в повседневной жизни, он си­стематизировал их; при этом главным для ученого были непосредственные ощу­щения сходства и различия (но отнюдь не длина волн). Геринг пришел к за­ключению, что четыре первичных цвета — желтый, красный, синий и зеле­ный — попарно являются противоположными.

Следует отметить вклад в теорию цветовых гармоний Оствальда. При яв­ной ошибочности ряда его положений те гармонии ахроматических цветов и теневых рядов, которые он построил, могут быть приняты и в наше время (конечно, с учетом эволюции эстетических взглядов).

Что же представляет собой гармония хроматических цветов? Какое содер­жание вкладывается в это понятие? Можно говорить о гармонии как о зако­номерном сочетании цветов. Правда, тут же надо сделать оговорку: всякая гармония означает определенную закономерность, но не всякая закономер­ность может вести к гармонии.                                                                                                      

Кроме того, в теории, к сожалению, в основном рассматриваются гармо­нии двух цветовых тонов, без учета в должной степени изменения светлоты и насыщенности цветов, размеров площадей, занимаемых сочетаемыми цветами, формы этих площадей и т. д.

В художественной практике при оценке сочетаемых цветов самое важное — их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания. Нельзя анализировать гармонические сочетания изолированно от эсте­тических вкусов и взглядов, сложившихся в ту или иную историческую эпоху. Именно от эстетических вкусов, взглядов той или иной эпохи зависит эстети­ческий критерий оценки гармонических сочетаний. Нельзя понимать гармо­нию цвета как категорию незыблемую, раз и навсегда принятую. Нет и не может быть цветов красивых и некрасивых, гармоничных и дисгармоничных |36]. То, что выдвигалось и утверждалось как безусловная гармония в одну историческую эпоху, претерпевало значительные изменения в другую.

Во все времена, однако, эстетическая оценка цветовых отношений в пер­вую очередь определялась отношениями цветовых тонов. Именно сочетания различных цветовых тонов прежде всего обусловливают и характеризуют гар­монические сочетания цветов. Кроме того, в произведениях искусства боль­шую роль играют сочетания цветовых тонов по светлоте. По-настоящему оце­нить сочетания цветовых тонов можно только с учетом их светлотных отно­шений. Поэтому-то любой цвет нельзя рассматривать изолированно от его насыщенности и особенно светлоты. Не случайно Коровин, говоря, о значении живописи, на первое место ставил светлотные отношения (важно вначале уста­новить, что светлее и темнее, и уже потом, что какого цвета). Последнее обсто­ятельство широко известно художникам-живописцам, используют его в своей практической деятельности и художники-текстильщики.

Действительно, один и тот же цвет в разном, если можно так выразиться, светлотном окружении производит иногда приятное, и иногда неприятное впе­чатление.

Цвета, не сочетающиеся между собой, можно сделать гармоничными, из­менив их фактуру. Часто цвета, недостаточно согласованные на плоскости, совсем по-другому начинают взаимодействовать в пространственных формах костюма. Наконец, два цвета при равных их количествах нередко образуют неубедительное сочетание, а при изменении количества одного из цветов пре­красно «уживаются» один с другим.

Выбор тех или иных гармонических сочетаний является эффективным ору­дием в художественном поиске.

Из сказанного следует, что гармонию цветов можно и должно рассматри­вать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комби­наций с учетом всех основных характеристик цветов — светлоты, насыщен­ности, цветового тона, а также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Эстетически оценить указанную гармонию каким-либо иным спо­собом, кроме визуального, не представляется возможным. Другими словами, главным эстетическим критерием гармонических сочетаний цветов является визуальная оценка [37].

Итак, цвет и общий колорит являются наиважнейшими выразительными средствами орнаментальной композиции. Они обладают большой силой эмо­ционального воздействия на человеческие чувства. Выразительность же и бо­гатство колорита текстильного рисунка в первую очередь зависят от хромати­ческого контрастирования цветов (цветовых тонов).

Колористическое оформление текстильного рисунка основывается на гар­монизации в нем различных хроматических цветов, точнее цветовых сочета­ний этих цветов. Выявление же возможностей использования тех или иных цветовых сочетаний путем гармонизации цветов в текстильных рисунках сле­дует считать главной задачей художника-орнаменталиста. При этом нельзя не заметить, что гармония цвета в текстильном рисунке не есть нечто постоян­ное, незыблемое. Гармонические сочетания цветов не надо рассматривать как точный закон, это реализация основных направлений художественного творчества, это возможность получения разнообразных, различных по эмоциональ­ному звучанию сочетаний цветов.

Знать закономерности построения цветовых гармоний необходимо, но поль­зоваться ими следует свободно, развивая творческую индивидуальность, чув­ство нового и современного.

Глава 2

 

Построение хроматический

Сочетаний цветов

 

Чтобы выявить основные закономерности построения цветовых гармониче­ских сочетаний, нужно прежде всего привести в систему то разнообразие цве­тов и их оттенков, которые представляет нашему вниманию объективный мир. Понятно, что художника интересуют главным образом цвета, которые человек воспринимает в повседневной жизни, с которыми он имеет дело в своей твор­ческой деятельности.

Естественной шкалой цветовых тонов является спектр солнечного света, в котором цвета располагаются в определенной последовательности. При вни­мательном рассмотрении спектра можно заметить в его синем конце некоторую красноватость, а в красном, наоборот, синеватость. Смешав крайние спектраль­ные цвета, мы получаем уже упоминавшийся выше ряд переходных тонов пур­пурных цветов. Если добавить эти пурпурные тона к спектру и замкнуть его в кольцо, получится естественный цветовой круг с той же последовательностью цветовых тонов, что и в спектре.

С физической точки зрения, все цвета равноправны, и ни один цвет не мо­жет быть выделен как обладающий каким-либо преимуществом. Можно лишь, исходя из эмоционального восприятия хроматических цветов, разделить их на две большие группы: теплые цвета, как бы приближающиеся по восприятию к цвету теплых тел — солнца, огня, света и т. д.; холодные цвета, близкие к цвету льда, воды, неба, сумерек и т. д.

Но существует одно обстоятельство, которое позволяет из огромного числа цветов выделить четыре главных: желтый, красный, синий, зеленый. Только эти четыре цвета не содержат никаких примесей соседних с ними в цветовом круге цветов и оттенков. Обращаясь к цветовому кругу, построенному на осно­ве этих цветов, нетрудно заметить, что чистый желтый и чистый синий — цвета, которые не содержат оттенков красноватости или зеленоватости, а чис­тый зеленый и чистый красный — цвета, которые не содержат оттенков желтоватости или синеватости.* Главный цветовой круг (круг /// на рис. 44) был разработан Шугаевым. Система из пяти цветовых кругов достаточно полно определяет направления для построения цветовых гармоний.

* Строго говоря, вопрос, может ли зеленый цвет считаться главным, до сих пор оконча­тельно не решен. По этому поводу существуют две точки арония. *

 

 

Если исключить из главного цветового круга четыре главных цвета, по­следний лишается опорных точек, и тогда любые классификации становятся неопределенными, расплывчатыми, необоснованными, более того — практиче­ски ненужными.

Система цветовых кругов, каждый из которых состоит из 24 цветовых тонов, по существу представляет собой цветовой конус на плоскости. Средний круг /// — главный — составлен из цветов наибольшей насыщенности. Два внут­ренних круга IV и V состоят из тех же цветовых тонов, но с постепенно убы­вающей насыщенностью. Два наружных круга // и / по сравнению с основ­ным характеризуются постепенным затемнением цветоных тонов. Таким обра­зом, каждый из 24 цветовых тонов состоит из пяти светлотно-теневых града­ций. Подобный однотоновый ряд можно получить, если постепенно примеши­вать к любому хроматическому цвету белый или черный цвет.

Следует заметить, что при добавлении белого цвета насыщенность хрома­тического цвета уменьшается в значительно большей степени, чем при добав­лении черного. Кроме того, цвета желтые и красные от добавления белого цвета несколько желтеют, а сине-зеленые голубеют.

Естественно, однотонный ряд можно без труда продолжить, и тогда он бу­дет содержать не пять, а больше ступеней.

Вернемся, однако, к главному цветовому кругу.

В основу построения этого круга, как было сказано выше, положены четы­ре цвета — желтый, синий, красный и зеленый. Все они являются нейтраль­ными, поскольку каждый из них не содержит в себе никаких примесей других главных цветов. Располагаются в цветовом круге пары главных цветов (желтый и синий, красный и зеленый) на концах двух взаимно перпендикулярных диаметров. Следовательно, они являются контрастными и дополнительными (цвета называются дополнительными, если при оптическом смешении дают ахроматический цвет.

Промежуточные цвета (между главными) находятся в четырех четвер­тях круга, по пять в каждой четверти. Таким образом, имеем четыре группы промежуточных цветов — желто-красные, сине-красные, сине-зеленые и желто-зеленые. Конечно, можно построить цветовые круги с большим или меньшим числом промежуточных цветовых тонов, но для практической деятельности предлагаемый вариант является оптимальным.

Количественный состав цветов таков (см. также рис. 45):. 1 — чистый желтый (100%);

2— желто-оранжевый (83% желтого и 17% красного);

3 — желто-оранжевый (66% желтого и 34% красного);

4 — оранжевый (50% желтого и 50% красного);

5 —оранжево-красный (34% желтого и 66% красного);

6 — оранжево-красный (17% желтого и 83% красного);

7 – чистый красный и т.д.

 

Указанные количественные соотношения главных цветов являются прибли­зительными.

Итак, вот выводы, которые позволяет сделать анализ системы цветовых кругов:

 

 

 

 

 

1. В каждом круге цвета, расположенные на одном диаметре, являются
контрастными и дополнительными независимо от светлоты и насыщенности.

2. Крути обладают достаточной равноступенностью.

3. Все цвета, расположенные по одну сторону диаметра, соединяющего главные цвета в любой из двух пар, значительно отличаются по восприятию их человеком от цветов, расположенных по другую сторону этого диаметра. Цвета /— 6 и 20—24 независимо от их светлоты и насыщенности являются теплыми, а цвета 818 — холодными.

4. Цвета чистый красный и чистый зеленый и их производные называются нейтральными по желто-синей контрастности, а чистый желтый и чистый си­ний цвета и их производные — нейтральными по зелено-красной контрастно­сти. В мире цветов существуют только два вида контрастности цветовых тонов: желто-синяя и красно-зеленая.

5. Предлагаемый в системе цветовых кругов порядок расположения цветов позволяет разделить последние на цветовые группы, принципиально отличные по психофизиологическому восприятию.

Переходя к гармоническим сочетаниям цветов, назовем четыре основные их группы:

однотоновые гармонические сочетания цветов; гармонические сочетания родственных цветов; гармонические сочетания родственно-контрастных цветов; гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.

Однотоновые гармонические сочетания

Однотоновые гармонии цветов (или, как их еще называют в литературе, гармонии теневых рядов) по сути своей очень близки к ахроматическим гармо­ниям, которые были рассмотрены выше на с. 93—95. Отличие заключается лишь в том, что основу гармонических сочетаний цветов составляет один ка­кой-либо цветовой тон, который в тех или иных количествах присутствует в каждом из сочетаемых цветов. Контрастируют же эти цвета один с другим только по светлоте и насыщенности.

Общий цветовой тон придает однотоновым сочетаниям цветов спокойный уравновешенный характер.

Рассмотрим возможные направления организации однотоновых гармониче­ских сочетаний.

Допустим, имеется теневой ряд, состоящий из 15 ступеней (подобно ахро­матическому равноступенному светлотному ряду). Такой теневой ряд в однотоновом треугольнике показан на рис. 43 (здесь по основанию треугольника располагаются ахроматические цвета, а по боковым сторонам — хроматиче­ские). В одной из вершин треугольника (8) находится наиболее насыщенный цвет, влево этот цвет разбеливается, вправо — затемняется.

В зависимости от задачи, гармония может быть организована в разных светлотных диапазонах.

В пределах выбранного светлотного диапазона эффект контраста светлот и насыщенностей цветов может основываться на равноступенности выбранных цветов. Например, применительно к полному светлотному диапазону можно взять цвета 2, 8 и 14; 5, 8 и 11 и др. Когда сопоставляемые цвета одинаково отстоят один от другого, сочетание представляет собой гармонию равноступенного контраста. Такое сочетание вызывает ощущение особенного покоя, ста­бильности.    

Если цвета, выбранные для сочетания, отделены один от другого разными интервалами, контраст по светлоте и насыщенности выражается сильнее; динамические отношения между цветами вносят в композицию элемент актив­ности, напряженности. В данном случае однотоновые гармонии правильнее именовать гармониями динамического контраста (например, цвета 5, 10 и 11 или 6, 7 и 12).

Обычно при организации однотоновой гармонии динамического контраста два цвета выбирают с небольшим интервалом между ними; третий же цвет должен отделяться от первых двух большим интервалом. Именно поэтому тре­тий цвет активно контрастирует с первыми двумя, а в композиции активно про­читывается или светлый, или темный рисунок орнамента.

Кстати, таким способом достигаются и эффекты свечения и горения цвета в хроматических однотоновых композициях. В частности, для достижения эф­фекта горения нужно, чтобы самый светлый цвет был одновременно и сильно насыщенным, расположенным близко к середине теневого ряда. Кроме того, этот цвет следует располагать на очень небольших по величине площадях. Другие цвета, которые служат фоном, должны быть сильно затемненными и сближенными по светлоте.

На рис. 46 (см. с. 118) показано несколько эскизов, основанных на одното­новых гармонических сочетаниях цветов.

Для однотоновых гармоний очень важно отношение площадей, занятых сочетаемыми цветами. В случае примерно одинакового распределения пло­щадей всех трех цветов утверждается идея статики. В случае контраста площа­дей естественно подчеркнуть и контраст по светлоте и насыщенности.

 

Гармонические сочетания

родственных цветов

 

К родственным цветам в цветовом круге относят все промежуточные цве­та, включая один из главных цветов, их образующих. Главные цвета, располо­женные рядом, не являются родственными, но каждый из них по отношению к промежуточным цветам, примыкающим к нему, может рассматриваться как родственный. Таким образом, родственные цвета объединяет между собой нали­чие в них примесей двух или хотя бы одного из главных цветов.

В цветовом круге (а точнее — в системе цветовых кругов) имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные и сине-зеленые. Если воспользоваться обозначениями цветов, принятыми на рис. 45, то группу желто-красных цветов составят цвета 16 или 2 —7, группу желто-зеленых цветов — цвета 1, 20—24 или 19—24 и т. д.

Существующее мнение, причем достаточно распространенное, что любые два цвета, которые в цветовом круге расположены рядом или близко отстоят один от другого, являются родственными, ошибочно. В этом нетрудно убедить­ся, сравнив две пары цветов: 4—6 и 6—8 (см. рис. 44 и 45). Если оба цвета в первой паре образуют два главных цвета — желтый и красный взятые в раз­ных соотношениях, то в цвета второй пары входит красным цвет ■ примерно

17% в одном случае желтого и в другом синего цвета (желтый и синий цве­та являются контрастными). (Естественно, ощущения, которые вызывают цвета обеих пар, не могут быть одинаковыми; цвета 6 и 8 родственными те являются.

 

Гармония родственных цветов основывается на наличии в одних и тех же главных цветов.

На рис. 47—50 показаны эскизы, основанные на гармонических сочета родственных цветов (соответственно желто-красных, желто-зеленых.

зеленых и сине-красных). Нетрудно убедиться, что представленные сочета­ния четырех групп родственных цветов вызывают у нас весьма различные ощущения. В то же время есть нечто общее, что их объединяет: речь идет о чии в них примесей двух главных цветов, расположенных в цветовом круге рядом.

Родственные сочетания цветов — это сравнительно сдержанная уравнове­шенная спокойная колористическая гамма, особенно когда они не содержат резких светлотных противопоставлений. Гармония родственных цветов основа­на на похожести цветовых тонов, на легком их противопоставлении (опять же по цветовому тону).

Самый элементарный анализ цветов, представленных в системе цветовых кругов, достаточно убедительно говорит о том, что отличие этих цветов один от другого обосновывается не столько разницей цветовых тонов, сколько наличи­ем в них примесей белого или черного цвета. Естественно, введение в соче­тание родственных цветов даже в незначительном количестве указанных при­месей способствует гармонизации цветов, усилению их эмоциональной вырази­тельности.

Шугаев под цветовой гармонией подразумевал цветовое равновесие. Но что такое цветовое равновесие (к примеру двух цветов)? Это такое соотношение, такие качества обоих цветов, при которых они не кажутся чуждыми один дру­гому. Речь идет по сути дела не о равновесии двух главных цветов в сочета­емых цветах, а о зрительном равновесии одного из главных цветов, входящих в состав двух сопоставляемых цветов. Ведь уравновесить сразу два главных цве­та в двух разных родственных цветах, расположенных в цветовом круге, прак­тически нельзя. Уравновесить же один из главных цветов можно лишь при условии изменения (уменьшения) насыщенности того цвета, в котором главно­го содержится больше. Таким образом, гармонизация, уравновешенность соче­таемых цветов неизбежно связана с изменением их насыщенности, а следова­тельно, чаще всего с изменением их светлотных отношений.

Рассмотрим для примера, как можно гармонизировать три родственных цвета: чистый желтый 1, оранжевый 3 и оранжево-красный 4 (см. рис. 45). Количество желтого и красного в каждом цвете различно. Поэтому, чтобы до­стичь гармонии указанных цветов, необходимо уравновесить хотя бы один из составляющих их цветов, например желтый. Делается это следующим обра- зом: разбеливают чистый желтый цвет 1 и тем самым уменьшают количество желтого компонента в нем; оранжевый цвет 3 разбеливают в меньшей степе­ни, уменьшая в нем одновременно количество и желтого и красного; наконец, оранжево-красный цвет 4 оставляют неизменным. В результате количество жел­того (чистого) в трех цветах становится примерно одинаковым. Эту же задачу можно решить добавлением к двум цветам разного количества черного цвета.

Конечно, здесь речь идет не о точно взвешенных пропорциях главных цве­тов в их сочетаниях, а о приблизительном, кажущемся равновесии цветов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конечно, здесь речь идет не о точно взвешенных пропорциях главных цве­тов в их сочетаниях, а о приблизительном, кажущемся равновесии цветов.

Анализируя систему из пяти цветовых кругов (см. рис. 44), можно заметить, что родственные цвета главного цветового круга значительно менее всего согла­суются один с другим в колористическом отношении (по сравнению с анало­гичными родственными цветами в других кругах, несколько разбеленными или затемненными). Не случайно в искусстве орнаментации тканей сочетания род­ственных цветов одинаковой (и тем более сильной) насыщенности — явление сравнительно редкое. Орнаментальные композиции, построенные по этому принципу, хотя и смотрятся броско, но обычно характеризуются некоторой гру­бостью колорита. Чаще в практике приходится встречаться с затемненными или несколько высветленными пастельными насыщенностями родственных цветов.

Важно отметить и другое достаточно распространенное явление в сочетани­ях родственных цветов: с гармониями родственных цветов наиболее совместим активный светлотный контраст.

Таким образом, равнонасыщенные цветовые тона одинаковой светлости не могут образовывать тонких цветовых сочетаний. Но достаточно к двум из трех сочетаемых цветов добавить некоторое количество черного или белого цвета, и сочетание сразу становится убедительнее, цвета начинают гармонично соеди­няться один с другим, подчеркивая и акцентируя внимание на третьем, самом насыщенном цвете.

Многочисленные примеры из практики свидетельствуют о том, что гармо­нии родственных цветов возникают не только при условии, когда количество главного цвета в сочетаемых компонентах одинаково. Можно поэтому предпо­ложить, что обеспечение равных количеств одного из главных цветов отнюдь не является обязательным условием.

Существуют, наверно, иные отношения количеств главного цвета в сочетае­мых компонентах (1:2, 2:3, 2:4 и т. д.).

Кроме того, важнейшим условием гармонизации цветов в орнаментальных

композициях являются пропорции площадей, занимаемых сочетаемыми цвета­ми, форма этих площадей.

В творческих поисках гармонических сочетаний родственных цветов рас­смотренными выше правилами следует пользоваться не догматически, а сво­бодно, творчески.

Изображенная на рис. 44 система цветовых кругов позволяет выбрать цве­та для будущего гармонического сочетания (например, один цвет берется из главного круга, другой из круга / и третий из круга V). Более точная гармо­низация выбранных цветов осуществляется путем добавления или уменьшения примесей белого и черного в выбранных цветах с одновременным изменением их количества по площади.

 

 

Гармоническое сочетание родственно – контрастных цветов.

 

Сочетания родственно – красных цветов, представляют пожалуй самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветовых кругов родственно – контрастные цвета располагаются в смежных четвертях это теплые желтовато – красные и желто – зелёные и холодные сине – зелёные цвета, теплые желто – красные и холодные сине – красные цвета. Всего как не трудно убедиться, мы имеем четыре группы родственно – контрастных цветов.

 

Рассмотрим несколько подробнее цвета первой группы — желтый и желто-зеленые. С одной стороны, они несут в себе признак родственностипоскольку и в тех, и в других имеется некоторое количество общего желтого цвета: все они в какой-то мере желтоваты по сравнению с другими цветами. Одновременно с этим в желто-красных цветах в разных количествах присутствует чистый красный, а в группе желто-зеленых — чистый цвет, контрастный и дополнительный красному цвету. Таким образом, эти та в известной мере несут признак контрастности.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов различных групп характеризуются повышенной цветовой активностью и сложностью.

На рис. 51 представлены эскизы, основанные на гармонических сочетаниях теплых желто-красных и желто-зеленых цветов. Принципиально отличаются от них сочетания холодных сине-красных и сине-зеленых цветов (рис. 52). И, конечно, совсем по-другому звучат сочетания теплых желто-зеленых цве­тов с холодными сине-зелеными (рис. 53) и теплых желто-красных цветов с холодными сине-красными (рис. 54).

Далеко не все сочетания родственно-контрастных цветов в одинаковой сте­пени гармоничны. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, ко­торые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизон­тальных хорд (на рис. 55 несколько таких хорд показаны пунктирными линия­ми; обозначения цветов в цветовом круге те же, что и на рис. 44 и 45). Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяю­щего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов.

Художественная практика свидетельствует о том, что родственно-контраст­ные цвета даже в чистом виде, без примесей к ним ахроматических цветов, гармонично соединяются один с другим при условии, когда количество объеди­няющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в двух сочетаемых цветах одинаковы. Но художник чаще имеет дело с цветами болеесложных оттенков, разбеленными или затемненными. Ощущение эмоциональ­ной выразительности родственно-констрастных цветов, естественно, меняется в зависимости от того, из какого цветового круга выбраны цвета для сочетаний.

Здесь возникает вопрос, можно ли один из цветов для сочетания взять из одного цветового круга, а другой из другого.

Рассмотрим в качестве примера сочетание желто-зеленого цвета 22 из главного круга и оранжевого 4 из круга / (см. рис. 44, 45 и 55). Оранжевый затемненный цвет содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Со­гласно принятому ранее условию, что­бы создать наиболее гармоничное рав­новесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый цвет 22 несколько разбе­лить, что уменьшит количество чистого желтого и чистого зеленого в нем, осла­бит его насыщенность. Однако при этом следует учесть, что уравновешенность цвета таким способом будет связана с увеличением его светлоты. Если этот факт в композиции нежелателен, можно к чрезмерно высветленному желто-зеленому цвету добавить такое коли­чество черного, чтобы визуально цвета были гармонично уравновешены.

Заметим, что в практике художе­ственного творчества сравнительно редко приходится сталкиваться с ком­позициями, которые содержат всего два цвета. Это и понятно: два цвета не могут составить пропорциональное отношение. Простейшее гармониче­ское сочетание двух родственно-конт­растных цветов значительно обогаща­ется при добавлении к ним одного ах­роматического цвета, особенно белого или черного. Аналогично приведенно­му другое решение, когда к сочетанию двух родственно-контрастных цветов добавляются цвета из теневых рядов этих цветов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 288 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2284 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.