Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Знание, познание и его формы. Специфика научного познания, критерии научности.




 

Под термином   «знание»  понимаются идеально воспроизведенные в сознании человека объективные связи реального мира. Обусловленный социальной практикой процесс обретения, углубления, воспроизводства и постоянного расширения знаний принято называть познанием. В результате взаимодействия объекта познания и познающего субъекта формируется новое знание. Таким образом, понятия «познание» «знание» представляют собой тесную диалектическую взаимосвязь как процесс и результат. Термин «знание» как правило, применяется для обозначения умений или навыков, которые основываются на определенного рода информированности о том, каким образом можно что-либо сделать. Кроме этого он употребляется для обозначения информации, которая несет в себе познавательный смысл. Наконец, термин «знание» обозначает познавательную единицу, формирующую особую форму отношения человека к миру – гносеологическую, существующую в тесной взаимосвязи с практической формой. Раздел науки, который исследует проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, а также исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности  называется гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение). Таким образом, термин «гносеология» может быть применим как учение всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности и в качестве философской дисциплины, предметом исследования которой является научное познание как форма познания (в данном контексте используется понятие «эпистемология» – от греч. episteme – «знание» и logos – «учение»).

Постижение и овладение мира человеком происходит двумя основными способами. Первый (генетически исходный) – связан с производством жизненно необходимых средств существования, материально-технической практикой. В рамках второго способа (духовного) осуществляется познавательный процесс субъектом окружающего мира. Как форма духовной деятельности познание существует с начала появления общества. В ходе исторического развития, происходит усложнение и дифференциация познавательного процесса, в зависимости от социально-культурных факторов формируются различные познавательные формы, имеющие свою специфику. Таким образом, сам познавательный процесс невозможно свести к какой-либо одной форме, например, только к научной, хотя научное познание составляет основу процесса познания.

Формы познания.   В.П.Кохановский различает следующие формы познания[1].  

1. Одна из наиболее распространенных познавательных форм – это обыденно-практическое познание, связанное с получением  элементарных сведений о природе и окружающей действительности. Основу данной формы познания составляет жизненно повседневный опыт, характеризующийся разрозненностью, отсутствием системности, простым набором сведений о чем-либо.  Обыденно-практическое знание можно рассматривать как исходную базу любого познания, которое используется человеком, как правило, неосознанно, без предварительных доказательств. В своем историческом развитии человечество всегда располагало огромным арсеналом обыденного знания (приметы, назидания, рецепты, и личный опыт, традиции и т.д.). Таким образом, особенностью обыденного знания является его бессистемность и бездоказательность.  

Другой особенностью является  принципиально бесписьменный характер обыденного знания, свидетельством чему являются различные пословицы и поговорки, а также народный фольклор. 

В качестве особой формы обыденного знания выступает так называемая народная наука, которая первоначально возникла как этнонаука и которой ранее занимались шаманы и жрецы. В настоящее время она нашла применение в деятельности различного рода целителей и знахарей. Как правило, народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. 

2. Следующая форма познания – мифологическое познание,   в рамках которого вырабатываются определенные знания о природе и космосе, о человеке, его деятельности и способах общения с другими людьми. Специфика мифологического познания состоит  в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности,    своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. Основу мифологического познания является мифологическое мышление, связанное с художественно-образным описанием различных социокультурных процессов. Мифологическое мышление отличается ярко выраженным синкретизмом,  неотчетливым разделением объекта, субъекта и предмета познания, слова и знака, происхождения и сущности явлений и т.д. По мнению некоторых исследователей, в современном знании роль мифологического познания нисколько не уменьшилась: например,  П. Фейерабенд считает, что в сфере культуры  достижения мифа несравненно более значительны, чем научные, создателей мифов можно назвать основоположниками культуры, в то время как рационалисты пытались ее изменить, причем не всегда в лучшую сторону.

3. Древней формой, генетически связанной с мифологическим познанием, считается религиозное познание, главная особенность которого заключается в эмоциональной направленности людей по отношению к господствующими над ними сверхъестественными силами.  Кладезем мудрости и глубокой сокровищницей религиозных  знаний являются, например, Библия и Коран. Однако религия (как и мифология) не производила знание в систематической и тем более теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценностный и доказательный характер. Для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное.

4. Серьезный гносеологический потенциал содержит в себе художественная форма познания, получившая  наиболее развитое выражение в творчестве. Несмотря на то, что художественную деятельность не следует полностью сводить к познанию, познавательную функцию искусство осуществляет посредством художественных образов. Например, герменевтика считает искусство важным способом постижения истины. Художественное освоение действительности посредством живописи, музыки, театра и т.д. не только способствует созданию особого мира по законам красоты, но и его познанию, поскольку в любое произведение всегда включены различны образы людей, стран, народов, традиций и т.д., обогащающие уже существующие знания и представления о них.

5.В познавательной деятельности широкое распространениеполучила игровая форма познания. В ходе игры приме­няются специальные игровые модели и игровые сценарии, где проиг­рываются различные варианты течения сложных процессов и реше­ния научных и практических проблем: в результате  человек приобретает большой объем новых знаний. В различных на­правлениях современной философской науки игра рассматривается  в качестве самостоятельной области изучения, например, в герменевтике (Г.Гадамер), педагогической антропологии (Э. Финк) и др. По мнению Й.Хейзинги, игра является базовым принципом формирования культуры,  основой человеческих взаимоотношений в разные периоды развития общества. Г. Гадамер полагал, что игру можно рассматривать как основу бытия искусства, которое представляет собой особый способ постижения истины.

С методологической точки зрения игра – это своеобразная имита­ция реально существующих систем отношений, гипотез, теорий, правил (норм) деятельности и т.п. Разнообразие вид игр (учебные, спортивные, военные, деловые, ро­левые, имитационные, управленческие, исследовательские, физичес­кие и интеллектуальные и т.д.) определяет и разнообразие их познавательных функций и характеристик.

6. Важное место в сфере познавательной деятельности занимает личностное познание, актуальность которого была доказана М. Полани. Ученый исходил из того, что субъектом научной деятельности является человек (в обобщенном смысле – люди) и для получения определенных научных результатов необходимо особое искусство и особые инструменты. Следовательно, полученные знания должны быть персонифицированы. Это означает, что ученые с их интересами, ценностями, целями, психологическими особенностями и т.д. тесно связаны с производимыми ими знаниями и их невозможно автоматически заменить другими людьми.

Согласно Полани, в личностном знании запечатлена не только познаваемая действительность, но сама познающая личность, ее заинтересованное отношение к знанию, личный подход к его трактовке и собственное осмысление.  Следовательно, личностное знание недостаточно рассматривать как совокупность научных  утверждений, оно должно включать и отношение к ним самого ученого, поскольку каждый шаг познавательного процесса отмечен личным вкладом в него познающей личности,  что не делает результат познания субъективным. Полани считает, человек обладает двумя видами  знания: а) явное, артикулированное, выраженное в различных формах рационального мышления, и б) неявное, имплицитное, не поддающееся  полной рефлексии человеком. Поскольку неявное знание не имеет языкового выражения и воплощено в телесных навыках и практическом мастерстве, оно  передается «из рук в руки», в общении и личных контактах исследователей.

С точки зрения форм познания, можно выделить знания рациональные и эмоциональные, феноменалистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (вооруженные в основном количественными средствами анализа), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные, научные и вненаучные и т.д. В последнее время интерес к вненаучным знаниям возрастает. Отметим, что в современной философии науки к вненаучным знаниям относят:

-паранаучное – включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

- лженаучное – сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное зна­ние;

- квазинаучное – насаждаемое теориями, но не подтвержденное фактами;

- псевдонаучное – оперирующее известными научными гипотезами, еще не нашедшими подтверждения или опровержения, спекулирующее на популярных теориях. Для псевдонаучного знания характерны сенсационность, при­знание тайн и загадок, «умелая обработка фактов».

антинаучное –  утопичное и сознательно искажаю­щее представления о действительности.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-18; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1008 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.