Проблема определения науки является одной из сложнейших в современных исследованиях по философии науки. Существует множество дефиниций науки, в каждой из которых в качестве определяющего признака или сущностной характеристики науки вычленяются: набор специфических познавательных процедур; объектно-предметный характер знаний, получаемых в результате научного исследования; уровень системной организации и обоснованности научных знаний и др. Особенности науки и ее взаимосвязи с другими способами познавательной деятельности и культуры находят свое выражение в трех основных аспектах ее существования и функционирования: наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт, наука как особая сфера культуры.
Наука как познавательная деятельность выступает в виде организованного процесса производства достоверных знаний, осуществляемого специально подготовленными для проведения исследований людьми – учеными. Следовательно, наука может рассматриваться как особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Как и другие способы познания, наука возникает из практической деятельности людей. Она является непосредственным продолжением обыденного, стихийно-эмпирического познания, в ходе которого люди постигали свойства и отличия необходимых им в практической жизни вещей. По мере дальнейшего развития наука начинает постепенно опережать практику по освоению новых объектов реального мира. Этого она достигает благодаря тому, что вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийно-эмпирической, практической деятельности, начинает строить теоретические модели с использованием абстрактных и идеальных объектов. Основой познавательной научной деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, прогнозировать будущее. Опора на объективные законы дает науке в конечном итоге возможность предсказывать и открывать новые явления и события, которые могут в дальнейшем с успехом использоваться на практике.
Наука как специфическая деятельность организована, прежде всего, по дисциплинарному принципу, т.е. путем выделения отдельных научных дисциплин (математики, физики, химии, биологии, социологии, лингвистики и др.), в рамках которых содержание и последовательность познавательных действий согласуются с особенностями объекта и предмета исследования, а также характером искомого знания и сферами его применения. Наряду с дисциплинарной организацией научной деятельности существуют такие ее формы как область исследований, где объединяются некоторые параметры смежных дисциплин, а также программно-целевые исследования, ориентированные на решение комплексных задач, например, освоение новых источников энергии, создание новых материалов, освоение мирового океана, морского дна, космоса и т.д.
В рамках представлений о науке как специфической деятельности выделяют также два основных типа научных – исследований фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования ориентированы на приращение предметного знания, фиксируемого в форме наиболее общих представлений и законов. Прикладные – ориентированы на приращение знания, используемого непосредственно для решения практических задач. В рамках фундаментальных исследований в свою очередь выделяют фундаментальные исследования двух типов.
Фундаментальные исследования первого типа – это научные разработки, критериями которых являются: пересмотр основных положений данной дисциплины; пересмотр ее общепринятых методологических установок; исследования вблизи предельных значений числовых параметров изучаемой реальности; исследования в пограничных областях; отсутствие прямо выраженной ориентации на непосредственное практическое использование результатов.
В фундаментальных исследованиях второго типа ставится цель найти оптимальное по определенным параметрам прикладное решение крупной научно-технической или социальной проблемы или обеспечить теоретическое обоснование ее решения. Таковы, например, фундаментальные исследования, ориентированные на решение проблемы термоядерного синтеза, создание ЭВМ новых поколений, разработку высоких технологий и др.
Исторически первым аспектом науки, привлекшим к себе пристальное внимание философов и самих ученых, была ее характеристика как системы знаний. Главной причиной этого был социальный статус науки практически исключительно как явления духовной культуры, ценность и своеобразие которого зависели от уровня оригинальности и содержательного богатства знаний. Как духовный потенциал материального производства и тем более производительная сила наука не принималась во внимание. Об этом свидетельствует, например, отсутствие социального спроса на оригинальные научно-технические проекты (летательных аппаратов, подводной лодки и др.) в античной науке.
Отсутствие опытного экспериментально-математического естествознания с его развитой операциональной компонентой, а также устойчивой социальной ниши и социальной организации самих ученых были причинами недостаточно интенсивного осмысления других аспектов науки, прежде всего деятельностного (наука как специфическая деятельность).
Каксистема знаний наука представляет собой целостное, развивающееся единство всех ее составных элементов, которая постоянно обновляется благодаря деятельности ученых. Реализация познавательного отношения человека к миру создаёт предпосылки для перевода познаваемых объектов в идеально-знаковую форму, в которой они распредмечиваются и обретают статус знания. Наука как система знаний — это совокупность упорядоченных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности. Она включает в себя следующие основные уровни: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Эмпирический уровень составляют прежде всего данные наблюдений, эмпирические факты и их корреляции, эмпирические обобщения, зависимости и законы. Основными элементами теоретического уровня знаний являются понятия, категории, законы, принципы, гипотезы, теории. Совокупность элементов метатеоретического уровня (или что то же самое уровня предпосылочного знания) включает в себя научную картину исследуемой реальности (научную картину мира), идеалы и нормы научного исследования и философские основания науки.
Наиболее масштабные единицы измерения науки как деятельности по производству и теоретической систематизации знания – это три основные группы наук: 1) естественные – науки о природе; 2) гуманитарные – науки об обществе и человеке; 3) технические – науки об искусственных объектах. Несколько условно их можно выделить также по характеру познавательных целей, связанных с содержанием человеческой жизнедеятельности. Первые ориентированы на изучение условий взаимодействия человека с природой, вторые – на изучение целей воздействия человека на природу, третьи – на изучение средств воздействия человека на природу. Для того чтобы наука как деятельность и знание могла реально существовать в обществе, она должна быть органично интегрирована в систему социальных связей и коммуникаций, т.е. выступать в функции социального института.
Наука как социальный институт может быть обозначена как совокупность научных организаций и учреждений, интегрированных определенными нормами научного этоса, принципами и методами профессиональной коммуникации, а также формами взаимосвязи с конкретно-историческим типом общества.
Наука как социальный институт за время своего существования претерпела большие изменения: от деятельности группы древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного международного научного сообщества, объединенного профессионально, организовывающего свою деятельность, как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций.
Наука, как и любой другой социальный институт, включает в себя единство двух элементов:
1. Организационно-оформленная структура. Наука включает в себя академии наук, научные лаборатории, научные центры и т.д.
2. Система норм и правил поведения, которые регулируют деятельность ученых.
Основоположником изучения науки как социального института является американский философ науки Р. Мертон (середина ХХ века). Р. Мертон полагает, что социальный институт, в том числе наука – это, прежде всего, специфическая система отношений, ценностей и норм поведения. Отличие науки как социального института от других институтов Р. Мертон видит во внутреннем типе организации науки.
Цель и назначение науки как социального института состоит в производстве и распространении научного знания, разработке средств и методов исследования, воспроизводстве ученых и обеспечениеивыполнения ими своих социальных функций. Научная деятельность сегодня – это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным ее проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности.
Организационной формой науки является научное сообщество (сообщество ученых), которое отличается от бюрократических структур следующими свойствами: оно опирается на устойчивые традиции и на самоорганизацию. Значительное внимание обычно уделяют характеристике способов трансляции знаний, форм и методов научной коммуникации как внутри научных сообществ, так и в режиме диалога с обществом в целом. В современных условиях фронтальной интенсификации научных исследований актуальной проблемой становится разработка эффективных систем ценностно-нормативной регуляции научной деятельности, исследование этических и социокультурных аспектов науки как специфической формы духовного производства и интеллектуальных инноваций. Свобода научного творчества и социальная ответственность ученого соединяются в современной науке как две неразрывно связанные между собой ипостаси единого процесса научного открытия и использования его результатов в социальной и экономической жизни общества.
Наука как особая сфера культуры. Современная философия науки рассматривает науку как социокультурный феномен. Это значит, что наука зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, и сама в значительной степени определяет общественную жизнь. Наука отвечает на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире и претендует на роль устойчивого и «подлинного» фундамента культуры.
Как особая сфера культуры наука формирует соответствующий субъект науки, отвечающий определенным требованиям. Помимо наличия природных задатков к научной деятельности будущий ученый проходит особое обучение, обеспечивающее его знания в избранной им отрасли науки, способность ориентации в потоке научной информации, а также умение применять свойственные науке средства и методы решения ее задач и проблем. Субъект науки – творение культуры, его обращение к научной деятельности сопряжено с формированием системы ценностей, фундаментом которой является установка на поиск истины и постоянное наращивание истинного знания. Наука не может развиваться, не осваивая знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной памяти.
Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную наполненность. Открываются новые возможности этоса науки, связанные с проблемой интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного выбора, а также личностными аспектами принятия решений, проблемами нравственного климата в научном сообществе и коллективе.
Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов, которая осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки. Этос науки (по Р. Мертону) – совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.
Следовательно, наука является важным элементом культуры, понимаемой как совокупность всех способов и результатов взаимодействия человека с окружающей его действительностью, как т опыт освоения человеком мира и адаптации к нему. Наука испытывает на себе влияние со стороны других элементов культуры (обыденного опыта, права, искусства, политики, экономики, религии, и др.). Правильное представление о роли и месте науки в общей системе культуры возможно только тогда, когда будут учитываться, во-первых, её многообразные связи и взаимодействия с другими компонентами культуры, а во-вторых, специфические особенности, отличающие её от других форм культуры, способов познания и социальных институтов.
Исходя из вышесказанного, обобщенное определение науки может быть представлено следующим образом. Н аука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.
Основными сторонами бытия науки являются следующие:
- процесс получения нового знания;
- формирование целостной, развивающейся системы знаний;
- существование науки в качестве социального института с собственной инфраструктурой, включающей финансовые ресурсы, оборудование, систему научной информации, научные объединения и т.д.;
- наука выступает в качестве особой области духовной деятельности человека и важнейшего элемента культуры.