Познавательная деятельность– это специфически человеческая высшая форма духовного отношения к действительности и ее отражения, ориентированная на получение достоверных знаний. Именно на основе этих знаний и осуществляется успешная адаптация и самопознание человека, а также преобразование природного и социального мира. Научное познание предполагает осмысление предпосылок, путей и способов создания средств, анализа их возможностей в получении достоверного знания, выявления критериев его обоснованности и достоверности. Эта особого рода внутринаучная деятельность имеет свой философский прообраз, называемый рефлексией, и является одной из ее форм, вследствие чего результат такого рода деятельности получил название рефлексивное знание.
Рефлексивное знание – это совокупность сведений, отражающих предпосылки, пути и средства научного познания, а также качество полученного результата.Его основные функции: отражательная (связана с мысленным воспроизведением содержательных параметров познавательного процесса и аксиологическая (связана с оценкой адекватности используемого инструментария познавательной деятельности и качества ее результата, прежде всего степени его достоверности). Это знание о самом научном познании, т.е. об объекте, существенно отличном от тех фрагментов реальности, которые составляют объект познания в его традиционном смысле.
В наиболее распространенном смысле рефлексия (от лат.reflexio- отражение, обращение назад) – это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок.
Понятие рефлексии употребляется и в более широком смысле, выходящем за рамки сугубо познавательных явлений. Она понимается еще как деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и своеобразие духовного мира человека. Именно в этом смысле данное понятие было впервые введено в интеллектуальный обиход древнегреческим философом Сократом. Выражаясь современным языком, Сократ представил человека как систему с рефлексией.
Как результат анализа самой рефлексии были выделены три ее основных вида:
-элементарная рефлексия, направленная на анализ повседневных поступков и сопряженных с ними знаний, уточняющая их значение и границы;
-философская рефлексия как осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом как состояния и способа существования социума;
-научно-теоретическая (внутринаучная) рефлексия, как критический анализ предпосылок, форм, методов и результатов деятельности человека в любой сфере, основанной на принципах системности, детерминизма, логической последовательности и доказательности, наиболее широко культивируемых в науке.
К основным формам рефлексивного осмысления научного познания с точки зрения его специфики и закономерностей относятся: теория познания, методология и логика науки, философия науки.
Теория познания, гносеология, эпистемология ( от греч, gnosis -знание, logos - учение, episteme - знание) – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможности и границы познания, его формы и уровни. Обычно термин «эпистемология» употребляется как синоним термину «теория познания». В зависимости от ответа на фундаментальный вопрос о возможности познания мира, адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик изучаемого объекта в философии выделяются позиции познавательного оптимизма, скептицизма и агностицизма.
В рамках познавательного оптимизма утверждается, что мир познаваем, что человек в состоянии в процессе познавательной деятельности раскрывать сущностные закономерные связи изучаемых процессов и явлений, открывать истины, которые являются универсальной целью познания, и на основе добываемых знаний осуществлять целесообразное изменение и преобразование объективной действительности.
Скептицизм (от греч. - рассматривающий, исследующий) – направление, выражающее сомнение в достижении истинного знания.
Агностицизм (от греч. - недоступный познанию) – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания действительности. Первоначальные формы агностицизма возникли в связи с обнаружением изменчивости, относительности и несовершенства знания. Термин «агностицизм» был предложен в 1869 году Т. Гексли, который рассматривал агностицизм в качестве альтернативы тем, кто считал, что в объективную истинность ряда утверждений следует верить даже в отсутствии логически удовлетворительных свидетельств опыта. В наиболее последовательной форме агностицизм представлен в философской системе И.Канта(1724-1804), который показал, что чисто логическим путем невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания. Он настаивал на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью: «вещь в себе» т.е. вещь как она существует сама по себе отлична от того, как она является для нас в познании и недоступна ему; ни ощущения, ни понятия и суждения не могут дать никакого достоверного знания о «вещи в себе», поскольку она непознаваема.
Элементы агностицизма наблюдаются в более поздних философско-научных построениях: в рамках конвенционализма, «экономии мышления» и т.п.
Гносеологическая рефлексия – это осмысление человеком предпосылок, форм и содержания познавательной деятельности. Такого рода ориентация на самоконтроль в познании была обусловлена необходимостью отделить знание от веры, знание от мнения. Гносеология, как исторически первая рефлексивная система, не была изначально ориентирована исключительно на воспроизведение особенностей научного познания, хотя весь ход событий в этой области философского знания свидетельствует о том, что интенсивнее всего в гносеологии осмысливались именно требования, наиболее близкие принципам научного мышления, а характеристики вненаучного познания, как правило, ставились им в оппозицию. Так были выделены оппозиции «мнение – знание», «вера – знание», «польза – знание», в ходе анализа которых уточнялся предмет гносеологии и оттачивался ее категориально-понятийный аппарат. В рамках этой предельно общей формы рефлексии над познавательными процессами были выработаны фундаментальные представления о структуре познавательной деятельности (в том числе в науке) и основных принципах ее рефлексивного осмысления. Познавательные процессы мыслились как взаимодействие человека и объекта познания, специфика взаимодействия была обусловлена, прежде всего, особенностями познаваемого объекта, особенностями познавательных способностей человека, и в определенной мере используемых при этом научных методов. Считалось, что познавательные способности человека как одно из проявлений способностей его психики обеспечивать адекватную ориентацию в мире и возможности используемых методов позволяли в большей или меньшей степени четко выделить объект и предмет познания, контролировать ход познавательного процесса и определенным образом обосновать и оформить полученный результат.
Следующей формой рефлексии над познавательными действиями является логика науки. Логика науки – одно из направлений или разделов философской науки, которое занимается исследованием логических закономерностей научного познания, способов построения научных теорий, анализа специальных понятий, описания строения и структуры науки, функций научного знания, используемых в различных научных дисциплинах,
логических процедур получения и обоснования знания, методов доказательства и опровержения. В настоящее время фактически никто уже не придерживается точки зрения, согласно которой предмет логики научного познания составляет исключительно анализ формальной структуры определений (дефиниций), понятий, вопросов, проблем, гипотез, законов, теорий и других форм знания. Наряду с этим аспектом предмет логики научного познания представлен рядом так или иначе связанных с ним направлений логического анализа. В их числе:
- исследование специфики различных логических выводов (индукции, дедукции, абдукции, умозаключений по аналогии);
- выявление закономерностей конструирования искусственных (формальных) языков науки;
- определение смыслов эмпирических и теоретических терминов;
- анализ перевода языка теорий на язык наблюдений;
- разработка логических критериев истинности научного знания (трактовка принципов непротиворечивости, полноты, процедуры доказательства и др.).
Методологию науки можно охарактеризовать как учение о методе научно-познавательной деятельности.Научный метод – это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Успех научного поиска во многом определяется правильностью выбранного пути, точностью самого метода исследования. Известный русский физиолог И. П. Павлов отмечал, что «метод держит в руках судьбу исследования».
Методология научного познания является сложноструктурированной системой рефлексивного знания.Методология научного познания—это рефлексивная система, отражающая структурную динамику научного знания и рационально обоснованные оптимальные пути его приращения. Исходные представления методологии научного познания формировались в русле внутринаучной рефлексии практически на всем протяжении развития науки. Однако решающими для ее теоретического становлениясобытиями оказались процессы философского осмысления исследовательской деятельности, осуществляемые первоначально на базе категориально-понятийного аппарата теории познания. В рамках внутринаучной рефлексии научная методология долгое время существовала исключительно в форме конкретнонаучной методологии, анализирующей рационально обоснованные оптимальные варианты организации познавательных действий в той или иной конкретной дисциплине или области исследований почти исключительно их средствами. Поэтому ее результаты носили локальный характер. Известно, что предписываемые конкретнонаучной методологией варианты организации познавательных действий заметно различаются даже в одной группе научных дисциплин. Например, в естествознании наблюдаются существенные различия между методологическими принципами биологического, химического и физического исследования, несмотря на определенные успехи в редукции первых к принципам физического исследования. Еще более ощутимы различия методологической парадигмы естественных и гуманитарных наук. Привлечение категориально-понятийного аппарата теории познания положило начало формированию общенаучной методологии и трансформировало гносеологические проблемы и вопросы в методологические, содержание которых структурируется на основе установки на поиск рационально обоснованного оптимального варианта познавательных действий. В итоге к 70-м годам XXв. методология научного познания сформировалась в качестве самостоятельной философской дисциплины.
В настоящее время методология научного познания имеет достаточно определенно выраженную тенденцию к выделению из философии в автономную область знаний, подобно тому, как это значительно ранее произошло с логикой, этикой и эстетикой, а в недавнее время с науковедением.
Таким образом, методология представляет собой своего рода самосознание науки, осознание путей и методов эффективного решения познавательных задач. Главную задачу методологической рефлексии составляет анализ механизмов порождения научного знания, его взаимосвязи с другими феноменами культуры. Методология науки стремится выявить и проанализировать методы и приемы, в системе которых вырабатывается новое научное знание, чтобы на этой основе получить идеи и принципы, направляющие научный поиск и способствующие эффективному решению познавательных задач.
Формой рефлексивного осмысления научного познания является философия науки. Философия науки– философское направление, исследующее науку как социокультурный и эпистемологический феномен, структуру и развитие научного знания, взаимосвязь науки и морали, науки и искусства, идеалы и нормы науки, ценностные ориентации ученых, этос науки, ее философские основания, природу научных революций и т.д.
Проблематика философии науки. Истоки проблематики философии науки, структуры и развития научного знания восходят к Платону и Аристотелю. В эпоху Нового Времени и позже философия науки вместе с теорией познания становится одной из центральных проблем философии (Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель и др.).
Как особое направление философия наукиформируется в XIX в. в трудах У. Уэвелла, Дж. С. Милля, О. Конта, Г. Спенсера.
Первый этап - э то период актуализации интереса к науке, который был связан с ростом социальной значимости научного труда, становлением дисциплинарно организованной науки, дифференциацией «наук о природе» и «наук о духе», исследованием психологических и индуктивно-логических процедур эмпирического познания.
Второй этап динамики философии науки связан с осмыслением революционных открытий на рубеже XIX - XX вв., формированием теории относительности и квантовой механики, радикальным пересмотром оснований науки со стороны как философов, так и ученых (Э. Мах, М. Планк, А. Пуанкаре, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др.).
Третий этап (1920-1940 ) – «аналитический», был инициирован идеями раннего Л.Витгенштейна и программой анализа языка науки, разработанной классическим неопозитивизмом. Ставится задача создания унифицированной науки по образу математического естествознания, с помощью логических методов проясняется отношение между эмпирическим и теоретическим уровнями знания и т.п.
Четвертый этап (1940-1950)позднего неопозитивизма связан с критикой догм эмпиризации, тщательным изучением логики научного объяснения, исследованием вопроса редукции теорий и построения моделей структуры научных теорий (У. Куайн, Э. Нагель, Г. Гемпель, П. Бриджмен и др.). Расширяется проблемное поле философии науки, предметом исследования становится история, исторический закон и т.д. Оформляется концепция логики научного исследования К. Поппера с разграничением контекста открытия и контекста обоснования, демаркацией науки и метафизики, методом фальсификации и теорией объективного знания. Усиливается тенденция по критике основных догм неопозитивизма.
Следующий постпозитивистский этап в развитии философии науки примечателен дискуссией между представителями «исторической школы» и «критического реализма». Философия науки превращается на этом этапе в междисциплинарное исследование. Обсуждаются проблемы реконструкции исторической динамики научного знания, эвристической роли метафизики в развитии науки, неустранимости социокультурных детерминант научного познания (М. Полани, С. Тулмин, Т. Кун, И. Лакатос, Дж. Агасси, П. Фейерабенд и др.). Возникает взаимовлияние философии, ряда естественнонаучных дисциплин, социальной психологии и когнитивной социологии науки.
Начиная с 1960-х гг. возрождается интерес к философским измерениям науки, смещается акцент от проблем структуры научного знания к проблемам его роста, социокультурной детерминации, истории научных открытий, соотношению научной и других типов рациональности, выявлению мировоззренческих и социальных проблем науки (В.С. Степин, В.С. Швырев, В.Н. Порус и т.д.).
В 1970-1980 гг. намечается тенденция к распространению наработанных в рамках естествознания моделей на анализ социальных и гуманитарных наук. Наряду с активно развивающимися философско-методологическими исследованиями исторической науки, целенаправленно развиваются методологии экономической науки, психологии, социологии, социальной антропологии, юридической и политической наук.
Обобщив основные направления динамики философии науки, отметим, что основной проблемой философии науки является проблема возникновения научного знания. Это значит, что почти вся деятельность научного сообщества направлена на получение нового знания. Также важной проблемой философии науки является проблема роста научного знания. Тем не менее, на разных этапах своего развития философия науки концентрировала свой интерес на различных проблемах. В первой трети XX века она была занята:
- построением целостной научной картины мира;
- исследованием соотношения причинности и детерминизма;
- изучением статистических и динамических закономерностей;
- соотношения различных методов научного мышления: логики и интуиции, индукции и дедукции, анализа и синтеза, теории и факта.
Во второй трети XX века преобладают проблемы:
- эмпирического обоснования науки и роли эмпирического исследования в научном знании;
- соотношения эмпирического и теоретического в научном знании;
- исследования процедур верификации, фальсификации, дедуктивно-номологического объяснения;
- анализа парадигмы научного знания, научно-исследовательской программы, а также проблемы тематического анализа науки.
В конце XX века основными проблемами философии науки становятся:
- исследование нового понятия научной рациональности и содержания критериев научности;
- проблемы обострения конкуренции различных объяснительных моделей развития научного знания, попыток реконструкции логики научного поиска;
- проблема универсальности методов и процедур, применяемых в рамках философии науки;
- проблема социальной детерминации научного знания, а также гуманизации и гуманитаризации науки.
Таким образом, философия науки изучает проблемы возникновения и роста науки, знания на разных стадиях общественного развития. Исследуя общие закономерности развития науки, она раскрывает рациональные методы и способы достижения объективно истинного знания, но это возможно тогда, когда она опирается на достижения частных наук. С другой стороны, философия науки дает общий мировоззренческий и методологический ориентир для решения конкретных проблем, которыми занимаются специальные дисциплины.