Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Естественный нравственный закон




Еще одно важное понятие этики, общее для религиозных и безрелигиозных нравственных доктрин, - понятие естественного нравственного закона. Если высшее благо указывает, к чему стремиться человеку, то нравственный закон указывает, что нужно при этом делать. Естественный нравственный закон всегда рассматривается как нечто, стоящее над человеком, и вытекающее из фундаментальных принципов, на которых зиждется мироздание.

Архимандрит Платон (Игумнов) отмечает, что реальность естественного нравственного закона вытекает из общечеловеческого нравственного опыта, который у всех народов во все времена освящался верой в высшую и вечную правду, в мировой объективный закон, благодаря которому подлежит справедливому возмездию всякое совершаемое в мире зло. …Реальность естественного нравственного закона убеждает нас в том, что личная нравственность отдельных людей, воплощаемая в нравственной культуре как традиционных, так и новых обществ, - это не просто случайный покров, наброшенный на историческую жизнь человечества, это фундаментальная, глубокая и таинственная основа мирового строя человеческой жизни. Быть нравственным – это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и в окружающем мире по образцу того порядка, который мы видим в устройстве и закономерностях физической вселенной. К этому следует добавить, что естественный нравственный закон не является произвольным установлением человека, и его действие, фактически, также неотвратимо как действие физических законов.

Содержание нравственного закона может быть сведено в самой лапидарной формулировке к предписанию делать добро и не делать зла. Расшифровки естественного нравственного закона включают в себя общие для большинства народов требования, запрещающие убийство, прелюбодеяния и другие нравственные преступления. Возникает вопрос – каков источник предписания, выражаемого в естественном нравственном законе. По отношению к этому вопросу этические системы могут быть разделены на гетерономные (от греч. heteros – другой и nomos – закон), согласно которым человек получает нравственный закон извне, и автономные, согласно которым человек имеет собственный закон.

Пожалуй, наиболее яркий образец автономной этики – этика Канта. Это всецело рассудочная конструкция, которая тяготеет к дедуктивному, математическому выводу универсальных нравственных принципов. Таков – категорический императив Канта в нескольких его формулировках. В своей этике Кант исходит из фундаментального факта наличия Другого (человека) по отношению к каждому и вытекающих из этого требований к поступкам по отношению к Другому во имя соблюдения естественных интересов и свобод каждого человека. Подобного рода требования, согласно Канту, человек обнаруживает в своем разуме как априорную данность.

Очевиден безрелигиозный характер нравственного учения Канта, поскольку всякая религия помимо нравственных обязанностей человека по отношению к себе и к ближнему указывает на обязанности по отношению к Богу. Кантовская этика, возможно, способна упорядочить и усовершенствовать отношения между людьми, но идея спасения ей принципиально чужда.  

Религиозные этические системы, как правило, гетерономны. В них источником естественного нравственного закона выступает не человек и его разум, а Бог (теономия). Следует оговориться, что ряд религий характеризуется отсутствием понятия Бога (конфуцианство, буддизм), но в любом случае источник нравственных требований в религиозных моральных системах – трансцендентный, сверхсущий.

Посмотрим, как преломляется понятие естественного нравственного закона сквозь призму различных религиозных традиций. Православное нравственное богословие, опираясь на святоотеческое наследие отождествляет содержание естественного нравственного закона с десятью заповедями Ветхого Завета. При этом архимандрит Платон (Игумнов) замечает: «Как бы высоко мы ни ставили естественный нравственный закон, мы должны признать, что он указывает лишь на самый элементарный уровень нравственности… Христианам нет необходимости прибегать к естественному нравственному закону, имея более высокую и более совершенную этику в Евангелии. С точки зрения евангельской этики, мы не можем назвать человека нравственно совершенным, основываясь только лишь на том, что она – не убийца, не прелюбодей и не вор. Все наши представления и утверждения о добре и зле, о правильном и неправильном должны оцениваться в свете восточного православного богословия с его учением о личном спасении и обожении как главной цели назначения человека».

К христианской традиции относятся и следующие знаменательные слова апостола Павла из его послания к римлянам: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2:14). Не вдаваясь в тонкости толкования этого текста, дадим иллюстрацию к нему:

Конфуцианство (Ли цзи): «Учитель заметил: «Жизнь нравственного человека следует как образцу всеобщему нравственному закону. Жизнь низкого человека, напротив, противоречит всеобщему нравственному закону.

Жизнь нравственного человека – отражение всеобщего закона, ибо он неустанно взращивает в себе истину, или нравственное бытие. Жизнь низкого человека противоречит всеобщему закону, ибо он в своем сердце не уважает нравственный закон и не боится его»».

Джайнизм (Уттарадхъяянасутра):

«Ночь проходит. Она никогда не вернется.

Тщетно проходит она для того,

Кто действует без закона».

Буддизм (Дхармасангити сутра): «Благословенные Будды, бесконечные и неограниченные в добродетелях, рождаются Законом Справедливости. Они пребывают в Законе, они воплощены в Законе. Закон – господин для них, Закон – их свет, Закон – поле их деятельности, Закон их прибежище…

Закон один и тот же для всех. Закон заботится и о низшем, и о среднем, и о высшем. Поэтому я должен сделать свое сознание подобным Закону. Закон нельзя понимать как нечто приятное. Закон нельзя передать. Поэтому я должен сделать свое сознание подобным закону».              

Итак, естественный нравственный закон есть система универсальных, всеобщих нравственных принципов, данных, согласно религиозной точке зрения, человеку Богом как нечто необходимое для его существования и жизни и укорененное в сущем, являющееся продолжением законов, лежащих в его основе. 

 

Добро и зло

Добро и зло относятся к числу центральных и наиболее общих категорий этики. Содержание их коротко можно охарактеризовать следующим образом. Добро – это основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Добро – абстрактное понятие. Это простая позитивность, выступающая в отвлечении от всех конкретных качеств доброго. Категория добра не тождественна категории «высшее благо», так как добро не подлежит сравнению, оно не может быть высшим или каким-либо иным. Зло, очевидно, - это прямая противоположность добра.

Этика всегда подчеркивает взаимосоотнесенность добра и зла. Человек узнает зло, поскольку имеет определенное представление о добре; он ценит добро, испытав на собственном опыте, что такое зло. Другой аспект взаимосоотнесенности добра и зла – их вечное противоборство в одной личности. Эту мысль некогда выразил Овидий: «Благое вижу, хвалю, но к дурному стремлюсь». Более основательно та же мысль звучит у апостола Павла в его послании к римлянам: «Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое».

Абстрактность, точнее метафизичность категорий добра и зла служит тому, что как таковые они мало вовлечены в область нравственно-богословских рассуждений. Рассуждения о добре и зле относятся скорее к области богословия догматического и его аналогов в нехристианских религиях.

В традиции христианского нравственного богословия добро нередко отождествляется с высшим благом, в некоторых случаях с добродетелью, а зло – с грехом. Так, Г. Мартенсен пишет: «Царство Божие на земле может быть осуществлено только через постоянную борьбу со злом и через победу над ним, как над противоположностью к добру. Подобно тому, как добро есть то, к чему человек должен стремиться и в чем он вследствие влечения своего бытия находит себе мир и блаженство, так и зло представляет как раз противоположное этому… Зло есть грех, нарушение нормальных отношений … к Творцу».

Литература

1. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Круглый стол по религиозному образованию в Русской Православной Церкви. – 1994. – 240 С.

2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.. Этика. – М.: Гардарика, 1998. – 427 С.

3. Мартенсен Г. Христианское учение о нравственности. (Перевод А. Лопухина). - Т. 1-2. СПб., 1890.

4. Этика /Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 1999. – 496 С.

5. Этика: Энциклопедический словарь/ Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М.: Гарадарики, 2001. – 671 С.  

 

Лекция №6.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 675 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2368 - | 2116 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.