Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Темы для самостоятельного изучения. 1 страница




1. Обличение фарисейских преданий (Мф. 15,1-20; Мк. 7,1-23).

2. Обличение фарисеев и предостережение от закваски фарисейской и саддукейской (Мф. 16,1-12; Мк. 7,1-23).

3. Христос предсказывает о Своей смерти и воскресении. Учит о несении своего креста (Мф. 16,21-28; Мк. 8,31-38; 9,1; Лк. 9,22-27).

4. Беседа о том, кто больше в Царстве Небес­ном (Мф. 18,1-5; Мк. 9,33-41; Лк. 9,46-50).

5. Учение о борьбе с соблазнами и о значении суда Церкви (Мф. 18,6-20; Мк. 9,42-50; Лк. 15,3-7; 17,1-2).

6. Христос и Его ученики и самарянское селе­ние (Лк. 9,51-56).

25.  БЕСЕДА ИИСУСА ХРИСТА С НИКОДИМОМ (ИН. 3,1-21)

В наших Евангелиях имеются около 50 бесед Иисуса Христа, из них 10 в Евангелии от Иоанна. В беседах у синоптиков речь идет в основном о Царствии Божием, о его отношении к миру, о нравственном облике последователей Христа. В беседах в Евангелии от Иоанна говорится в ос­новном о личности Христа, об отношении Сына Божия к Отцу, о характере единения христиан со Христом. Первое место среди этих бесед занима­ет беседа Иисуса Христа с Никодимом. Она со­держит повествование о возрождении человека, которое является условием спасения, о плодах веры и неверия. Толкователи говорят, что в этой беседе изложена вся суть спасения. Это краткий катихизис, которому Христос обучал Своих уче­ников. Беседа проходила в Иерусалиме, скорее всего после Пасхи (первой), после изгнания тор­гующих из Храма, М.б. изгнание побудило прий­ти Никодима ко Христу. Беседу делят на 2 части:

ü 1-2 стихи — вступление

ü 3-12 стихи - о духовном возрождении челове­ка,

ü 13-21 - вторая часть беседы.

"Никодим" - слово греческое. Означает "побе­дитель, побеждающий". Это имя было распро­странено у евреев, оно встречается в Талмуде. Христос называет его начальником иудейским. Позднее именно он принес 100 литров алоэ — значит он не был бедным. Он - член Синедриона, значит отвечает за духовность народа иудейско­го. "Пришел ночью" - это или мера предосто­рожности, или Никодим отдает дань иудейской традиции (иудеи любили вести духовные беседы ночью). Никодим весьма искренне был настроен ко Христу. Учитель Израилев - это светское лицо в Синедрионе, мирянин. Полагают, что Иоанн Богослов был с ним знаком. Древнее предание говорит о том, что Никодим стал христианином и написал апокрифическое Евангелие. Никодим называет Христа "равви". Так называют только тех, кто прошел школу раввинистической мудро­сти. "Мы знаем" — от какого лица так говорит Никодим? Или от имени членов Синедриона, или от лица фарисейской партии, или от лица тех, кто хорошо был настроен ко Христу. Однако, Нико­дим выразил веру не во Христа, а в пророка, в посланника Божия. Никодим не признавал Хри­ста Богом, Но слова его были искренние. Поэто­му Христос и решается вступить с ним в беседу. В целом Никодим - это человек мыслящий, это иудейский интеллигентный богоискатель того времени. Он приходит ко Христу со своими со­мнениями. Ответ Христа Никодиму в 3-м стихе -это не ответ на приветствие, а ответ на внутрен­ние сомнения пришедшего. М.б. после этого приветствия последовали слова о Царстве Божи­ем (в Евангелии их нет) и Христос говорит о ду­ховном возрождении, "Аминь, Аминь" - это осо­бенность 4-го Евангелия, эти слова говорил только тот человек, который имел богатый ду­ховный опыт, раввин. "Если кто не родится свы­ше, не может войти в Царствие Божие". Христос отодвигает чудеса в приветствии. Как бы говорит: "Это не главное, главное - это возрождение. "Анофэ" - "свыше" (греч.), это значит:

1. Измениться радикально, совершенно.

2. Родиться снова, второй раз. Образное вы-ражние.

3. Родиться от Бога.

В целом "родиться свыше" значит полное пе­рерождение. Без Бога это невозможно. Такое пе­рерождение означает рождение водой и духом (ст. 5). Никодим был знаком с этой идеей пере­рождения. Иудеи говорили, что прозелит подо­бен новорожденному ребенку. Обрезание сердца, обновление духом - это слова из иудейских про­роков. Раввины ставили духовное перерождение главным условием для приема язычников в иу­действо. Но это условие ставилось лишь для язычников. Иудеи гордились своим происхожде­нием. Иоанн Богослов пишет Евангелие ещё и для язычников. В среде язычников известно ду­ховное перерождение (мистерии, умирание и воскресение в духовном возрождении). В Еванге­лии от Иоанна находят 4 идеи:

1. Идея духовного возрождения.

2. Идея отношения чад Божиих к духовному возрождению.

3. Идея чад Божиих.

4. Идея вечной жизни.

Царство Божие, будем ли мы его применять к Церкви земной или небесной, означает царство­вание Бога, царствование Его идей. Царство Бо-жией - это общество, в котором проявляется во­ля. Быть в этом Царстве значит вести такой образ жизни, в котором проявляется воля Божия. Чада Божий - это сыновья Бога, которым через веру дано право называться чадами Божиими. Их ос­новные качества: повиновение и любовь. Поэто­му быть чадом Божиим означает быть граждани­ном Царства Небесного. Войти в вечную жизнь означает войти в вечную жизнь Бога. Войти туда можно лишь через исполнение воли Божией. "Водой и Духом - 2 символа: первый - очищение и укрепление; 2-й - духовная сила. Очищение прошлого и сила для победы в будущем - глав­ный смысл.

 

5 стих.

Скорее всего ИХ отсылает Никодима к пророкам.

 

6 стих.

Это великий закон жизни, закон биоге­незиса, закон живорождения (всё живое рождает­ся от живого). "Плоть" - "саркс" - состояние падшего человека, греховное состояние. "Плоть и кровь Царства Божия не наследуют" (ап. Павел). Плоть рождает лишь плоть. В момент перерож­дения человек подчиняет постепенно плотское духовному. Никодим проявил непонимание, по­тому что сам не хотел понять, он считал, что ду­ховное возрождение не для него.

7 стих.

Не рассуждай сам, доверься Мне, по­верь, что всем надо перерождение для участия в Царстве Мессии. "Надобно вам" - указание на Закон и подзаконных.

8 стих.

"Дух дышит, где хочет...". Греч. "пнев-ма". Скорее всего Дух - это ветер во фразе, пото­му что Никодим ещё не был знаком с Духом, по­тому что ещё не уверовал. Так бывает непостижимо духовное перерождение, которое заметно лишь по плодам.

 

9 стих.

"Как это может быть?" Никодим всё ещё сомневается. Что это, гордость? Возможно, это фарисейская гордость, выражающаяся в же­лании всё исследовать.

 

10 стих.

"Ты учитель Израилев и этого не зна­ешь?" Это смирение фарисейской гордыни. Что значит "учитель Израилев"? Скорее всего, это не один из 70 членов Синедриона, это один из 3-х: 1. председатель, первосвященник; 2. консультант по юридическим, религиозным вопросам; 3. "хо-кан", знаток Писания, консультант по вопросам Писания.

 

11 стих.

"Мы свидетельствуем...". Что значит "мы"? Есть разные т.зр.:

1. Христос и древние пророки.

2. Христос и ИК.

3. Христос, Бог Отец и Святой Дух. Скорее всего, верна 2-я точка зрения.

 

12 стих.

"Если Я сказал вам о земном..." Зем­ное - это новое рождение, которое совершается хотя и от Бога, но оно совершается на земле. Не­бесное - это или тайна Самого Христа, Сына Бо­жия, или тайна Креста, или же любые другие не­постижимые для человека тайны Царства Небес­ного.

Вторая часть беседы.

13 стих.

"Никто не восходил на небо...". То, что Я говорил вам о духовном перерождении, о небесных тайнах, есть истина. Вы должны Мне верить, потому что Я сошедший с небес. Небеса -это область, где обитает Бог. Она никому не дос­тупна в полной мере, кроме Бога. Взойти на небо - это значит проникнуть в небо, в тайны Царства Небесного. Только Христос имеет полное, со­вершенное знание. Вот почему Ему нужно ве­рить.

 

14-15 стих.

"И как Моисей вознес змию в пус­тыне, так и...". В книге Числ рассказывается о медном змие. Этот змий был долгое время в по­чете у иудеев, он был прообразом вознесения на Крест Христа, Как медный змий был вознесен на древо для спасения иудеев, так и Христос должен быть вознесен на Крест. Иудеи должны были смотреть на змия взором веры, исцелял не змий, а Бог. В этом-то и состоит прообраз. Вознесение Христа - это ещё и Вознесение на небо, путь к славе Небесной. Итак, Христос приоткрывает Никодиму тайну Своих страданий, потому что иудеи уже начали забывать о Мессии страдаю­щему.

 

16 стих.

"Ибо так возлюбил Бог мир, что от­дал...". Это не конец беседы, как считают протес­танты, ибо без этого продолжения для Никодима был бы непонятен смысл предыдущих слов Хри­ста. Господь объясняет Никодиму, что Христос послан, чтобы спасти всех ("дабы всякий верую­щий в Него не погиб..."), а не только иудеев.

 

17 стих.

Эти слова определяют соотношение между любовью и судом. Инициатива спасения исходит от Бога. Две мысли: Бог в ВЗ не Бог Ка­ратель, а Бог милосердный и прощающий и вто­рая мысль: Его суд - это суд любви. Эта любовь безгранична. Она для всех: и для хороших, и для плохих. В стихе 17 сказано: "не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир...". В другом месте: "На суд пришел Я в мир". Это не противо­речие. В 9,39 сказано о разделении людей по от­ношению к Нему. Оно зависит только от воли человека. Тот, кто уверовал, тот идет к Свету, кто же не уверовал, тот сам своими устами прочел приговор себе. "Уже осужден" - это значит, что для неверующих Страшный Суд ничего нового не принесет. Христос воплощался не для того, что­бы судить мир, но с Его приходом начался внут­ренний суд, суд совести. Свет Христов стал не­терпим для тех, у кого больна совесть. Злые дела являются причиной неверия, скепсиса. Злой че­ловек враждебно относится к свету. Тьма покры­вает наши дела. При свете открывается реаль­ность, и человек произносит суд над самим собой своей реакцией на свет. Тот же, кто верит, идет к Свету, этот Свет даже одушевляет его, он живет на виду и ничего не скрывает. Итак, это основа духовного перерождения. В каждом есть зло, и человек для перерождения должен осудить это зло и дать обещание не творить больше зла. В результате перерождения человек становится ча­дом Божиим, ребенком Бога. Целью прихода Христа было сделать возможным это рождение, сделать условия для него, а не судить. Но не всем понравился Свет, исходящий от Христа.

Беседа с Никодимом произвела положитель­ное впечатление на последнего. Никодим прини­мает участие в погребении и был крещен Петром и Иоанном. Паломникам в Иерусалиме показы­вают гроб Никодима недалеко от Гроба Господ­ня. Никодим уверовал во Христа.

26.  ПРЕБЫВАНИЕ ХРИСТА В ИУДЕЕ И ПО­СЛЕДНЕЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О НЕМ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ (ИН. 3,22-36)

Этот фрагмент представляет собой повество­вание о деятельности Христа в Иудее во время последних дней проповеди ИК. Иерусалим не принадлежал конкретно ни к какому из колен, он был особым городом. Он не принадлежал Иудее, хотя и находился в ней, поэтому получается, что пришел Христос из Иерусалима в Иудею. Больше нигде в Евангелии не говорится о том, что Хри­стос целенаправленно пришел именно в эту часть Палестины. В Деян. ап. Петр скажет, что Он хо­дил по всей Иудее. Крестил не Сам Господь, а Его ученики во имя Его. Крещение означало при­соединение в число Его учеников. Что это было за крещение? Это ещё не христианское крещение, потому что Христос ещё не был прославлен. Бы­ло ли оно в духе Иоанна, т.е. крещение или нечто другое, неизвестно. М.б. это крещение как бы связывало проповедь Иоанна Крестителя и Хри­ста.

 

23 стих.

Т.е. когда ИХ был в Иудее, ИК кре­стил в Еноне близ Салима. Где это? 1. По мне­нию древних экзегетов, это место находилось в Самарии близ Иордана. 2. Енон - евр. "источни­ки". Эта место принадлежит колену Симеонову, юг Иудеи. 3. Иоанн крестил где-то возле Иеруса­лима, ибо в Псалмах Иерусалим назван Салимом. Иоанн Богослов отмечает это место, ибо в Малой

Азии встречались ученики ИК, и это было акту­ально.

24 стих.

Иоанн Богослов подчеркивает, что ИХ проповедовал тогда, когда ещё ИК не был заключен в темницу.

 

25 стих.

Иоанн Богослов пишет о неприятном споре учеников ИК и иудеев об очищении. Это спор о достоинстве крещения ИК и крещения Христа. Кто такие эти иудеи? Полагают, что это иудеи из Иерусалима. По мнению др. толковате­лей они пришли не только, чтобы просто узнать, что-либо, но может быть даже для того, чтобы внести раздор между Христом и ИК, ибо Первый возвышался, а второй умалялся.

26 стих.

Во фразе чувствуется недоброжела­тельность ко Христу. Они даже не называют Его по имени. Они говорят "Тот". Это соперничество и зависть ко Христу со стороны учеников ИК. Принадлежит ли эта мысль самим ученикам ИК или её привнесли иудеи в споре об очищении, неизвестно.

 

27-30 стихи.

Это последнее свидетельство ИК о Христе. Это первый раздел, в который ИК го­ворит о себе самом.

 

27 стих.

ИК указывает своим ученикам на веч­ный закон о том, что всё происходящее на земле происходит по воле Бога, т.е. возрастание ИХ -воля Божия.

 

28 стих.

ИК напоминает ученикам, что он - не Христос, а лишь Предтеча Христа, поэтому не надо возвышаться ИК.

 

29 стих.

У евреев друг жениха играл главную роль в браке. Он вел переговоры с родителями невесты. Когда оформляли брак, он символиче­ски соединял руки жениха и невесты. Т.е. он не завидовал жениху, он радовался, когда всё шло хорошо. В ВЗ этот образ брака видят как таинст­венный союз жениха с невестой в книге Песнь Песней Соломона. Если раньше ИК называл себя недостойным звания даже раба Христова, то сей­час он называет себя другом Жениха — это знак особой близости. Почему? Если раньше, когда ИК хотели провозгласить Мессией, он принижал себя, то сейчас, когда в нем хотят возбудить за­висть ко Христу, он называет себя другом.

"Стоящий и внимающий" - по мнению древ­них экзегетов, это знак благоговения ИК по от­ношению ко Христу.

"Радостью радуется" - гебраизм, еврейский оборот, означающий высшую степень радости. Некоторые считают, что после этих слов некото­рые из учеников ИК должны были сделать вывод: или относиться с уважением ко Христу, или отойти от ИК и больше не ходить с ним. В Малой Азии позднее ученики ИК образовали секту, ко­торая в целом враждебно относится ко Христу. Даже сейчас есть эта секта на территории Ирана и Ирака. Они называются сабиями, сабийцами. В их учении есть элементы иудаизма, христианства. Они молятся, даже причащаются, но только у во­ды. Живут они обособленно малыми селениями по берегу Тигра. У них есть свой первосвящен­ник, они сохранили неприкосновенным арамей­ский язык. Их около 40 тысяч.

 

30 стих.

Заключение и переход ко 2-й части.

 

30-36 стихи.

Повествование о Христе.

 

30 стих.

Христос Сам по Себе не возрастал, возрастала Его слава в среде Израиля.

 

31 стих.

Преимущество Христа в том, что Он небесного происхождения. Это та же мысль, что и в беседе с Никодимом. По Своей природе Он равен Богу и наоборот, ИК имеет земную приро­ду, земное происхождение. Это состояние чело­века, вытекающее из его свойств. Т.е. Мессия не­измеримо отстоит от ИК, как небо отстоит от земли.

 

32 стих.

Это свидетельство ИК о божественно­сти и истинности учения Христова. "Свидетель­ства Его никто не принимает". С другой стороны, В 26 стихе сказано "все идут к Нему". Конечно, были люди, которые не шли к Нему и которые принимали Его учение. Но что это значит? Это горечь ИК, означающая, что большинство идет ко Христу и большинство не принимает Его уче­ния.

 

33 стих.

"Запечатлел". Слово происходит от слова "печать". Эта печать - вера человека.

 

34 стих.

По человечеству Христу дана вся пол­нота даров Святого Духа. Эта полнота принадле­жит только Ему, и никакому другому человеку. Это уже третье преимущество.

 

35 стих.

Христос уже называется здесь Сыном. По любви Бог отдал всё Сыну Своему.

 

36 стих.

Следствие веры во Христа - жизнь вечная. Верующий уже сейчас и здесь соединен с Источником Жизни. Вечная жизнь верующего начинается уже на земле. Неверующий - это соз­нательно закрывающий свое сердце от света Христова. "Гнев Божий" - это карающая правда за грехи.

Вывод. Многие толкователи, исходя из выше­сказанного, считают ИК человеком без зависти. Иоанн Богослов сам был учеником ИК, сам стал­кивался с учениками ИК в Малой Азии. Иоанн Богослов показывает им, какое место занимал ИК, и какое занимал Христос. В этом месте пока­зана скромность ИК. Он не стал поддерживать волнения своих учеников, он указал на их ошиб­ки, он сказал им правду и истину.

27.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ В ТЕМ­НИЦУ (МФ. 14,3-5; МК. 6,17-20; ЛК. 3,19-20)

Иоанн Креститель, как пророк и человек, по­чувствовал, что ему пришло время уходить на второй план. Он исполнил, насколько мог, свой долг. Промыслом было устроено так, что ИХ вступил на служение тогда, когда Иоанн Крести­тель ушел на 2-й план, потому что нельзя было раскалывать иудейский народ на 2 лагеря. Ни один из Евангелистов не дает порядок событий, когда ИК был заключен, сколько пробыл в тем­нице, и когда был умерщвлен. Мф. и Мк. соеди­няют весте события заключения и умерщвления Иоанна Крестителя. Лука же вообще говорит о заключении ранее Крещения ИХ. Это дает толко­вателям предполагать, что ИК был заключен дважды: в Иерусалиме во время искушений ИХ в пустыне и второй раз через год по приказанию Ирода. Противники этого предположения гово­рят, что Синедрион не заключает в темницу без предварительного расследования. ИХ говорит, что с ИК поступили как хотели. Возможно, что фарисеи внушили Ироду, что ИК опасен и для царя, и для иудеев. Опасен, потому что популя­рен. Иосиф Флавий утверждает, что всё было именно так. Блж. Иероним говорил, что фарисеи не только ненавидели ИК, но и обезглавили его. Тетрарх- Галилеи Ирод Антипа по Лк. за обличе­ние за Иродиаду заключает ИК в темницу. Ирод Антипа в это время был женат на дочери Ареты -князя (эмира) одного из племен в Аравии. Он княжил в Набатии. Именно с этим Аретой воевал Ирод Великий. Конец войны был скреплен бра­ком Ирода Антипы с дочерью Ареты. Это был политический брак. Иродиада - дочь Аристовула, сына Ирода Великого от одной из жен по имени Марианна, которая происходила из рода Макка­веев. По политическим причинам, Ирод Великий отдает молодую Иродиаду за Филиппа из рода Боэтова. Филипп был сыном Ирода от 7-й жены по имени Клеопатра. Чтобы примирить враж­дующие кланы Маккавеев и Боэта, Ирод женит Филиппа и Иродиаду. Иродиада не любила Фи­липпа. Он был в 2 раза старше её и в несколько раз глупее её. При жизни Ирода Великого Иро­диада смирялась. Но после его смерти Иродиада (она мечтала быть царицей) сходится с Антипой. Они принимают решение порвать свои браки. Ирод мог иметь много жен, но как быть с Аре­той? Жена Ирода Антипы дочь Ареты узнаёт об этом заговоре и до прибытия Иродиады догова­ривается с мужем, для лечения отправляется на восток, в крепость Мохерон поближе к своему отцу. Ирод нарушает закон и берет жену при жи­вом муже. Все молчали, кроме ИК. Он стал без­боязненно обличать нового Ахава и смирять но­вую Иезавель. Он знал, что это означает. ИК воз­можно бывал во дворце Ирода, Ирод слушал его. В начале ИК имел влияние на царя, но когда ИК потребовал удалить Иродиаду из дворца, чтобы не соблазнять народ, тогда и произошел перево­рот в отношениях, Ирод решается на заключение ИК в темницу. Марк говорит: "ИК был предан". Кем? Ирод Антипа заключил ИК за правду, но по Иосифу Флавию царь заключил пророка по за­висти и по подозрительности. Т.е. фарисеи заста­вили наговорами заключить пророка. По Иосифу Флавию, ИК был заключен в крепости Мохерон. Это 2-я крепость после Иерусалима. Она была выстроена Иродом Великим во время войн с Аретой. Сейчас это территория Иордании.

В чем обвинили ИК? Он оскорбляет царское достоинство, может быть, ИК каким-то образом выступает против Рима, может быть его могли взять как безумного, одержимого. Это предпола­гаемые обвинения. Какова цель заключения. Что­бы ИК скомпрометировать и подорвать автори­тет ИК заключением: если он сидит, значит есть за что. Учитывая популярность ИК, Ирод пола­гал, что он бы справился с теми, кто заступился за пророка, а потом народ просто бы забыл его. Или Ирод подыгрывал фарисеям, чтобы распо­ложить их к себе и хотел заставить ИК замолчать. В итоге Ирод заключает ИК в далекую, недоступ­ную крепость. Есть такая западная молитва: "Дай нам, Господи, раскаяться так, как он учил, всегда говорить только правду, обличать порок". Платон говорил: "Мудрый всегда предпочитает страдать несправедливо, нежели творить несправедливость"

 

 

28.  ПРЕБЫВАНИЕ ХРИСТА В САМАРИИ И БЕ­СЕДА ХРИСТА С САМАРЯНАМИ (ИН. 4,1-42)

Самария - область Израильского Царства. На­звание или от имени горы Симерон, или от име­ни владельца этой горы Семира. Это территория, где жило колено Ефремово и 1/2 колена Манас-сии. Салмонассар, царь Ассирийский, взял когда-то эту территорию. Иудеев переселили на восток, а восточные народы - в Израиль. 4Цар.: "Они Бо­га чтили и богам своим служили". Новые народы принесли с собой божков. Для многобожников нетрудно поверить в ещё одного Бога. Отсюда пошла вражда между иудеями и самарянами. Иу­деи возвратились из плена вавилонского, начали строить Храм, самаряне хотели помочь, а иудеи им отказали. Вышла обида. Самаряне построили свой храм на горе Гаризим. Иоан Гиркан разру­шил его, возникла страшная вражда. Самаряне чтили только Пятикнижие, чтили Моисея, имели туманную веру в грядущего Мессию. Когда храм на горе Гаризим разрушили, они стали покло­няться его развалинам. Даже сейчас они молятся там. ИХ не зря повел своих учеников через Самарию - землю раскольников. Здесь Христос нашел благоприятную почву для проповеди. Он бывал и раньше в Самарии. Он ставит самарян порой вы­ше гордых иудеев. Самаряне сейчас имеют свою синагогу, первосвященника, свиток с Пятикни­жием. Их сейчас около 300 человек.

Христос сейчас не желает быть вовлеченным в полемику о крещении с фарисеями. Поэтому Он решает оставить Иудею и идти опять в Галилею через Самарию. Это пеший путь в 3 дня. Околь­ный путь занимал 6 дней. Путь через Самарию Христос избрал намеренно.

 

5 стих.

Что такое Сихарь? Колодец Иакова на­ходился рядом с Сихемом. Почему так? Или это ошибка переписчика? М.б. Сихарь - первона­чальное название Сихема, м.б. официально город назывался Сихем, а иудеи называли этот город с насмешкой Сихарь от "Шакер" - упиваться ви­ном. М.б. это просто название местечка возле Сихема. В настоящее время это местечко называ­ется Аскет, возле Набулуса (бывш. Сихем) -арабский город.

6 стих.

Колодец Иакова. Что это? В ВЗ о нем нет упоминания. Но по преданию он принадле­жит Иакову. Самаряне гордились, что они явля­ются потомками Иакова и его сына Иосифа, гор­дились этим колодцем. Колодец глубокий (36 метров). 6 час - это 12 часов дня. "Утрудившись в пути" - скорее всего эта фраза намеренно упот­реблена Иоанном Богословом против докетов, которые учили о том, что во Христе не было че­ловеческой природы. 6 час - начало зноя.

 

7 стих.

"Приходит женщина из Самарии" -женщина вообще из Самарии, а не из города Са­марии. Её звали Фотиния. Непонятно, почему она пришла в полдень за водой, потому что

обычно приходят утром или вечером. Почему Христос не должен был заговорить:

1. Раввины запрещали общение с самарянами.

2. Раввины вообще запрещали правоверным иудеям вести разговоры на улицах с любыми женщинами.

3. Фарисеи запрещали правоверным иудеям общаться с грешными женщинами.

 

9 стих.

Беседа была наедине. Самарянка по внешности узнала во Христе иудея. "Ибо иудеи с самарянами не сообщаются" - это либо слова словоохотливой женщины, либо пояснение для греков Иоанна Богослова. Далее идет беседа, в которой Христос предстает не как обличитель, не как критик, а как Человек, старающийся понять её, даже такую женщину, как Фотиния. Здесь Христос проявил Себя выше религиозных и на­циональных различий. Форма беседы похожа на беседу с Никодимом. Христа не понимают, тогда Он использует метафоры. Его так же не понима­ют, тогда Он Сам побуждает человека понять, почувствовать себя самого.

 

10 стих.

Христос не входит в полемику, Он не отвечает на вопрос Самарянки, Он неожиданно переводит разговор на другую тему. "Дар Бо­жий". Что это такое? Одни считают, что это Сам Христос. Другие считают, что это дары Святого Духа. Третьи полагают, что это жизнь вечная по аналогии с ап. Павлом. Итак, Христос хочет дать Самарянке другую духовную воду. В тексте "жи­вая вода" - это проточная чистая вода, в отличие от дождевой воды. Самарянка не поняла смысл слов Христа. Обращение её ко Христу "господин" - это обычное уважительное обращение.

 

12 стих.

Логика самарянки такова: если Он го­ворит о какой-то другой воде, которая лучше, то неужели Он выше патриарха Иакова. Самаряне считали себя потомками Иакова через Ефрема и Манассию. И самаряне, и иудеи использовали слово "вода" в переносном смысле, оно означало утоление духовной жажды богообщения. М.б. самарянка знала этот смысл.

13-14 стихи.

Христос объясняет достоинство Своей воды. Он как бы говорит Фотинии: Я го­ворю не об этой воде. Да, она может удовлетво­рить жажду, но лишь на время. Как естественная вода из глубин поднимается вверх на поверх­ность, так и духовная вода поднимает человека вверх в небо. Большинство отцов под живой во­дой понимают благодать Святаго Духа, которую Христос приобрел ценой Креста. Самарянка на­конец начинает понимать, что Христос предлага­ет ей какую-то иную воду, от которой больше не будет жажды. М.б. это насмешка над Христом, м.б. это искренняя просьба, в которой слышится глубокая печаль. Просьба её наивная, но Христос не упрекает её.

 

16 стих.

Есть мнения, что Христос хотел, что­бы и муж самарянки принял участие в беседе. Но это вряд ли. Далее становится ясным, что это за муж. Христос дает понять ей, что Он знает нечто о её муже. Религиозные убеждения самарянки по беседе были чисто обрядовыми, они не изменяли её, поэтому в её душе легко уживались понятия о Боге и грех.

 

18 стих.

Некоторые считают, что "пять мужей" - это аллегория. Символ Самария - женщина, а 5 мужей - это 5 богов, которые принесли с собой 5 народов с Востока. А 6-й муж - это Господь, Ко­торый не муж, ибо Самария не вступила с Ним в законный брак. Другие полагают, что 5 мужей — это её законные мужья, которые или умирали, или разводились с ней, а 6-й муж - это не её муж, это муж иной женщины, и она находится с ним в тайной связи.

 

19 стих.

Слова Христа поразили её. Она при­знаёт Его пророком, по причине пророческого всеведения. Пророчество - это критика, основан­ная на вере, а в вере всегда есть надежда, а не от­чаяние. Есть выход из беды. У самарянки воз­никла возможность узнать, кто прав в вековом споре иудеев с самарянами. Самаряне проигры­вали этот спор, и потому использовали ложь: они говорили, что на г. Гаризим принес в жертву Ав­раам своего сына, здесь Авраам встретился с Мелхиседеком.

 

21 стих.

Некоторые считают, что этим стихом Христос отменяет закон о месте поклонения Бо­гу. Христос утверждает, что Богу будут покло­няться везде. Пророк Малахия говорит, что "на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему". Пророки понимали, что нельзя концен­трировать молитву лишь в одно место.

 

22 стих.

Фраза чисто иудейская. Почему "чему кланяетесь", а не "Кому кланяетесь"? М.б. речь идет о способе поклонения или это сравнение одного религиозного культа с другим, т.е. м.б. самаряне потеряли веру в Живого Бога, они кла­нялись идолам, иудеи же имели верную религи­озную цель - Мессия (что было утрачено самаря­нами). Т.е. Христос отдает предпочтение иудей­ству по сравнению с самарянским культом, кото­рый носил ограничивающий характер (самаряне принимали только Пятикнижие). М.б. Христос указал на 5 богов самарянских (см. выше).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 178 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2612 - | 2286 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.