(Мф. 14,15-21; Мк. 6,35-44; Лк. 9,12-17; Ин. 6,5-14) и насыщение 4000 7-ю хлебами (Мф. 15,32-39; Мк. 8,1-10).
Особенности первого насыщения:
1. Было 5 хлебов и 2 рыбы.
2. Ученики подходят ко Христу.
3. Остаток - 12 корзин.
4. Место: пределы Вифсаиды.
5. Народ 1 день был со Христом.
Особенности второго насыщения:
1. Было 7 хлебов и несколько рыб.
2. Сам Христос подошел к ученикам.
3. Осталось 7 корзин.
4. Место: Десятиградие.
5. Народ был со Христом 3 дня.
Сам Христос сказал о 2-х насыщениях: Мф. 16,9-10; Мк. 8,19-20. Толкователи связывают это насыщение с таинством Евхаристии на том, что Христос взял хлебы, воззрел на небо, благословил, преломил и дал ученикам. Иоанн Богослов связывает второе насыщение с беседой Христа в Капернаумской синагоге о Хлебе Небесном. В одном случае Христос насыщает телесно (символ, прообраз), во втором - духовно (действительность).
Хождение по водам Галилейского моря (Мф. 14,24-34; Мк. 6,47-53; Ин. 6,16-21).
Мф. наиболее подробен из всех Евангелистов в описании этого чуда. Смысл этого чуда многосторонен. 1. было проявлено милосердие Христа к Своим ученикам, 2. Христос показал Себя властителем мира (на время освободил тело Своё от законом земного мира), 3. это возможно всякому верующему человеку (Петр), 4. Христос показал, что, несмотря на Своё добровольное подчинение законам мира, Он показал, что "Царство его не от мира сего, 5. буря на море - это внутренняя жизнь человека (Петр).
Чудо со статиром во рту рыбы (Мф. 17,24-27).
В это время собирали религиозный налог на Храм. Дидрахма - это серебряная монета =1/2 сикля (евр.). Сикль - ежегодный налог на Храм. Эта традиция установлена ещё Моисеем. Все иудеи платили. Сам вопрос говорит о том, что сборщики сомневались, заплатит ли Христос или нет. Те, кто не платил, исключались из общества Израиля, хотя сыны царя не платили. Эта история хорошо показывает, что по мысли Христа Его последователи связаны соблюдением платы налогов, чтобы никого не соблазнять. Итак, если Христос знал, что во рту первой рыбы будет ста-тир, то Он всеведущ.
Исцеление слепорожденного (Ин. 9,1-41).
По тексту получается, что этот человек рожден слепым по воле Божией, он включен в план Мессии. Этот человек - печать первородного греха Адама. Брение, взятое от земли, плюновение - символы, напоминающие творческий акт Бога о создании человека. Земля - материя, плюновение - жизнь, которая исходит от Христа. Вообще, чудеса по Иоанну составлены так, чтобы показать, что Христос обладал особой творческой силой (воскрешение Лазаря, например). Чудеса по Иоанну более впечатлительны, чем у других евангелистов.
Воскрешение Лазаря (Ин. 11,1-45).
Христос сказал: "Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией". Т.о. Лазарь также включен в божественный план Мессии. С одной стороны, по Иоанну, многие уверовали во Христа, другие пошли и сказали фарисеям. И фарисеи с этого дня решили убить и Христа, и Лазаря. В тропаре Лазаревой субботы сказано: "Общее воскресение прежде Твоей страсти предваряя...". Т.е. это воскрешение - прообраз всеобщего воскрешения. Это было знамение Его торжества над смертью. Относительно дальнейшей жизни Лазаря предание говорит, что он бежит от иудеев на остров Кипр. На Кипре он прожил 30 лет и был епископом Кипрской Церкви. Позже его мощи перевезли в КП.
Засохшая смоковница (Мф 21,17-22; Мк. 11,12-14, 22-23).
"Сколько чудес сотворил перед ними (иудеями), и они не веровали в Него" (Ин. 12,37). Иудеи - это и есть смоковница. Это загадка духа Израилева. Смоковница внешне зеленела, но плодов не было. Так же и иудеи. Это символика о судьбе еврейского народа. Так же это символ духовного бесплодия всего народа и человека.
Исцеление Малха (Лк. 22,49-51; Ин. 18,1011).
Это символ того, что духовную истину нельзя защищать насилием. Это последнее завещание Христа, каким путем идти: не политическим, не государственным, не войной.
20. УЧЕНИЕ ХРИСТА О ЦАРСТВЕ БОЖИЕМ, ВЫРАЖЕННОЕ В ПРИТЧАХ
Сущность учения заключается в том, чтобы раскрыть понятие о ЦБ и об участи человека в нем. ЦБ ничего общего с царствами земными не имеет. Это не материальные богатства, не власть одного человека над другим. Область этого Царства - человеческие души. ЦБ безгранично, духовно и вечно. В ЦБ призываются все люди и никакие заслуги, образование, национальность не имеют веса. Но путь в ЦБ узок и не многие его избирают. Большинство идет широкой проторенной дорогой, конец которой - смерть. Чтобы встать на узкий путь, надо покаяться (греч. "meta,noia" - исправление образа мыслей), изменить образ жизни. ЦБ силой берется. Это духовная сила. То, что говорил Христос о Царстве, внешне было похоже на Царство Мессии, но в глубине Христос разошелся по этому вопросу с книжниками и фарисеями. Желая помочь своим современникам понять суть ЦБ, Христос использовал примеры из обычной жизни - притчи. В ВЗ в П. 77: "отверзу в притчах уста моя и изреку сокровенное от создания мира". Притча (слав.) -"paroimi,a", "parabolh," (греч.) - "маша,л" (евр. Iv'm'). Это в ВЗ могло быть и загадкой, и пословицей, и сравнением, и иносказанием, и мудрой мыслью, и даже пророчеством, прообразом. Притча по-славянски - это то, что предшествует Истине, предтекает пред ней. Так же толковал это слово и блж. Иероним. Притчей Господь иногда пояснял, иногда скрывал, иногда доказывал Истину, иногда пытался заставить человека задуматься. Иудеи широко использовали приточную форму. Сохранилось много притч иудейских мудрецов. По Мф., притчи носят более умозрительный характер, характер рассуждения. У Лк. притчи носят нравственный характер, характер милосердия. У Ин. это иносказания. У Мк. особых отличий нет. Он повторяет притчи Мф. и Лк. Притчи бывают следующих видов: