Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Притчи о богатстве и об отношении лю­дей к этому богатству.




а) Притча об обеспеченном богаче (Лк. 12,15-21). Этот богач наслаждался своим богатством и строил планы на будущее. Часто так все и дела­ют, Но Господь предупреждает: смотрите, чтобы накопление богатств не поглотило вас полно­стью; остерегайтесь накапливать богатства толь­ко себе; вы не владеете богатством в полной ме­ре, ибо в любое время можете лишиться его. Эта притча не запрещает богатеть, но говорит о том, чтобы люди помнили слова Христа. Богатство по Евангелию нейтрально: оно не добро, не зло.

б) Притча о неверном управителе (Лк. 16,1-14). Смысл этой притчи для многих и сейчас не­ясен. "Приобретайте себе друзей богатством не­праведным", - это камень преткновения. По На­горной проповеди, богатство, хотя и нейтрально, по человеческому опыту склоняет человека ко греху. Дело в том, что богач вольно или невольно обкрадывает других, даже если делает это по за­кону. И в то же время богатство есть, и его необ­ходимо верно применить для пользы других. К этому и призывает Господь в притче. Христос здесь так же призывает к находчивости в этом плане.

в) Притча о богатом и Лазаре (Лк. 16,19-31). Притча приоткрывает завесу загробного мира.

6. Притчи по Иоанну. Они все сравнения:

а) Притча о храме тела Своего (Ин. 2,19-22)

б) О воде живой (Ин. 4,13-14)

в) О Духе Божием (Ин. 7,37-38).

г) О зерне пшеничном (Ин. 12,24-25)

д) О добром Пастыре (Ин. 10,1-16)

е) О виноградной лозе (Ин. 15,1-6)

Это все притчи в синоптическом понимании. Остальные притчи - это сравнения.

21.  НАЧАЛО ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ХРИ­СТА, ПО ИОАННУ БОГОСЛОВУ (ИН. 1,19-3,36)

Синоптики дают понять, что Христос вступает на общественное служение после ареста Иоанна Крестителя. Они не показывают, что один растет, а другой умаляется. По Иоанну Богослову, от вступления Христа на служение до ареста Иоанна Крестителя прошло много времени. Евсевий, ви­дя эту разницу, говорит, что Иоанн Богослов дает всё сначала, восполняя все пробелы у синопти­ков. Итак, восполнение: свидетельство ИК о Христе - это знакомство Христа со Своими уче­никами, первое чудо в Кане, изгнание торгующих из Храма, беседа с Никодимом, последнее свидетельство Предтечи о Христе. Это всё составляет примерно 8 месяцев, чего нет у синоптиков (с ян­варя по ноябрь 780 года от основания Рима). Итак,

Свидетельство Предтечи о Христе (Ин. 1,19-37).

Согласно стиху 31, Иоанн Креститель дол­жен был явить Мессию Израилю. Явить, значит показать и доказать. Другими словами, ИК дол­жен был указать на Христа так, чтобы это увидел Израильский народ. ИК выразил это действие словами, во-первых, посланным от Синедрион, во-вторых, народу, в-третьих, ученикам.

Итак, вопрос посланных от Синедриона: "кто ты"? Это вопрос, который как бы не содержит лукавства. Они знали, что ИК был сыном свя­щенника. Посланные были левитами, священни­ками и фарисеями. Вопрос как бы неуместен. Их беседа носила публичный характер, посланные имели полномочия от Синедриона, который должен был следить за духовностью народа, за порядком - это всё факторы, которые играли по­лезную роль для посланных. Не он ли Мессия? Это интересовало Синедрион. За этой законной целью узнать скрывались другие цели. Проповедь ИК настораживала Синедрион. Может быть, по­сланные пытались заставить признать ИК себя Мессией, а потом и уловить его в слове. ИК, бу­дучи сыном священника, не явился в Храм и не стал священником. Это и настораживало Синед­рион. Но ИК торжественно заявил, что он не Мессия. ИК засвидетельствовал этими словами истину, которая была ему вверена, свидетельст­вовать и в религиозном, и в юридическом смысле означает удостоверять в качестве свидетеля. ИК фактически допросили священники и левиты, и он засвидетельствовал и перед ними, и перед на­родом. Священники Синедриона принимали ре­шения, а левиты исполняли приказ. Поэтому бы­ли посланы левиты. Вопрос "кто ты?" означает "за кого ты себя выдаешь?" Левиты - это как бы поддержка, исполнительная власть, полиция при священниках. "И не отрекся" - это гебраизм. ИК торжественно произнес религиозную клятву: не Мессия". Второй вопрос: "Кто же ты? Илия? Пророк?" На все вопросы ИК ответил отрица­тельно. Однако, Христос в духовном смысле на­звал ИК Илией. Почему? Скорее всего, иудеи по­нимали слова пророка Малахии буквально: Илия должен сойти с небес.

Второй вопрос означает, что иудеи ожидали возвращения ВЗ пророков: Иеремии, Илии и т.д. ИК не являлся в этом смысле вернувшимся про­роком. ИК ответил фразой из Писания. Почему? Потому что посланные были из фарисеев - по­клонников Писания. Этот прием и обезопасил самого ИК, и пресекал дальнейшее улавливание в словах со стороны посланных.

В целом посланные из Синедриона устроили допрос ИК с целью уловить его в его же словах, взять и арестовать его, но ИК своими ответами отвел от себя арест.

ИК трижды отрицательно отвечает на вопрос, но посланные всё равно стали допытываться. Они не были довольны ответами ИК. "Кто же ты? чтобы дать нам ответ пославшим нас". Эта фраза свидетельствует о том, что с такими отрицатель­ными ответами они не могли вернуться в Иеруса­лим. Не посланные ведут следствие по ИК. "Я глас вопиющего в пустыне". ИК, подчиняясь высшей иерусалимской власти, дает ответ. Эта фраза из книги пророка Исайи дана по LXX. Только вместо "уготовайте" ИК употребляет сло­во "исправьте путь". Эти слова почти синонимы, но "исправьте" более указывает на усиливающие­ся искривления в Израиле.

Посланные пришли к ИК ещё и за тем, чтобы стяжать доверие народа к своей партии (фари­сеи). Фарисеи приписывали себе исключительное право толкования Священного Писания. Отвечая фразой из Исайи, ИК как бы попрекает их непо­нимание. Это одна т.зр.

Другая т.зр. состоит в том, что допрос велся в 2 этапа: 2 этап - 24 стих и далее. Их интерес ясен: "чего же ты крестишь?" ибо много было в то время лжемессий. Что значит этот вопрос? Если ты не Мессия, не Исайя, не пророк, то кто дал тебе право крестить? Это и обвинение, и запрет одновременно ИК обличал книжников и фарисе­ев. Их неприязнь к ИК понятна. Они запрещают ему крестить. ИК отвечает, что его крещение -водное, земное, но стоит посреди нас Некто, Ко­го вы не знаете, я не достоин развязать ремень обуви Его, т.е. Мессия уже пришел, но фарисеи Его не знают. Почему? Потому что понятие о Мессии было размыто и утеряно с веками. У ев­реев Мессия был царь и освободитель. Ответ ИК - это второй упрек фарисеям. ИК отвечает, что он по сравнению с Мессией настолько мал, что и сравнение невозможно.

 

28 стих.

Место - Виффавара (евр. "место лод­ки, место переправы") при Иордане - место, где крестил и проповедовал ИК. В некоторых древ­них кодексах стоит "Вифания". Это та Вифания (евр. "дом незрелых плодов"), которая находи­лась на восток от Иордана в Перее. Именно Ори-ген, исправляя это место, вместо "Вифания" по­ставил "Вифавара". А Иоанн Златоуст, толкуя это место, говорил, что Вифавара - это пристань ма­ленького селения Вифании в Перее.

 

28-34 стих.

Второе свидетельство ИК о Хри­сте. Предполагают, что священники, получив от­вет, вернулись в Иерусалим недовольные. На другой день (говорит Иоанн Богослов) Иоанн Креститель видит Христа идущего к нему. "Вот Агнец Божий, вземлющий грех мира". ИК указы­вает торжественно на Христа народу. ИК завер­шает свою Миссию. Почему ИК называет Христа Агнцем Божиим? Может быть, ИК имел в виду пасхального агнца, которого приносили в жертву за грех. Т.е. Христос спасет вас от грехов ваших. С другой стороны, кровь пасхального агнца спас­ла первенцев еврейского народа в Египте. Т.е. Христос - спаситель. 3-я т.зр. во время Маккавейских войн агнец с рогами был символом по­беды у евреев. Но в этом случае ИК имел ввиду духовную победу. 4-я т.зр. состоит в том, что ИК знал Писания пр. Исайи и Иеремии, где Христос уподобляется безропотной жертве за грехи наро­да. 5-я т.зр. Агнец - это символ триумфа добра как в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Т.к. все образы Агнца имеются в книге пр. Исайи, то счи­тают, что эта книга имела большое значение и для Христа, и для ИК. "Вземляй грехи мира" -глубокая мысль. Т.е. Христос - жертва за весь мир. "Грех мира" - это грех не одного Израиля, но всего мира. Кроме того, это грех обнимает все времена: прошлое, настоящее и будущее. "Взем­ляй" - постоянно берущий наши грехи на себя. Такого значения не могли иметь агнцы ВЗ.

 

30 стих.

"Был прежде меня". Это в какой-то степени повтор 27 стиха - ответ посланным, но здесь ИК ясно указывает на Христа и говорит о том, что он сам лишь служитель. Слово "муж" в этом стихе означает 30-летнего взрослого муж­чину, по Закону имеющего право учить других. Это еврейское понятие слова "муж". Ал. Павел говорит о том, что верность христианина ко Хри­сту уподобляется верности жены мужу. "Стал впереди меня, потому что был прежде меня" -фраза, указывающая на вечность Христа.

 

31-33 стихи.

Указание на то, откуда ИК узнаёт о своем назначении и о признаках Христа. Т.е. взгляд ИК свободен от человеческого пристра­стия. Через ИК Христос сделался известным для других. Знамения при Крещении явились знака­ми, по которым узнали Мессию и народ, и ИК. "Я видел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий". Что значит эта фраза? Если вы верите знамениям Бога, если вы верите в Божественный промысел, то вы должны поверить и мне, как свидетелю

 

34-35 стихи.

Ученики последовали за Иисусом. Это третье свидетельство. Андрей и Иоанн -имена первых учеников Христовых. На самом деле учеников было больше, но, по толкованию древних отцов Церкви, они разошлись, чтобы другим рассказать о случившемся. Цель ИК была не только лишь провозгласить Мессию пред на­родом, но и чтобы некоторые из его учеников перешли к Иисусу, потому что ИК знал прибли­жающийся конец своей миссии.

 

37-50 стихи.

Это повествования о первых зна­комствах Христа со Своими учениками. Кроме того, этот фрагмент указывает на путь распро­странения благовестия Христом. Это путь Учите­ля и ученика. Учитель - евр. "равви". Христос был путешествующим Учителем, у Него не было строгой системы, Он говорил экспромтом, в за­висимости от ситуации. С одной стороны, Он кроток и смирен, с другой стороны, Он уверен в Себе и в непогрешимости Своего учения. Он учил со властию.

ИК побудил двух своих учеников следовать за Христом, они пошли. К сожалению, Иоанн Бого­слов ничего не говорит о мотивах их интереса ко Христу. Одно верно - это был перелом в их жиз­ни. Робкое "где живешь?" означает некоторое смущение, страх. Ведь у Него ИК не смел даже развязать обувь. "Равви" - просто приветствие, это ещё не обращение к Мессии. Иоанн Богослов не говорил о том, где жил Христос. Он говорит только о результате беседы - "мы нашли Мес­сию".

"Было около 10-го часа" - не понятно, какое это время: римское или иудейское (4 часа по по­лудни). Если римское - 10 часов вечера.

40 стих.

Иоанн Богослов из 2-х учеников упо­минает лишь Андрея, а о себе умалчивает. Анд­рея он упоминает как бы ради ап. Петра. В этот момент Андрей проявляет большую активность. Он первый проповедует о Христе Петру. Поэтому Церковь называет его Первозванным. Эта актив­ность - хорошая черта миссионера. После беседы Андрей и Иоанн ищут своих братьев, чтобы рас­сказать о найденном Мессии.

 

42 стих.

"Кифа, что значит камень" - перевод с арамейского на греческий. Вообще камень - это Христос, поэтому лучше читать "Кифа, что зна­чит Петр". Камень - символ твердости и верно­сти. Андрей приводит брата, чтобы утвердить его в вере.

 

43 стих.

О Филиппе - "иди за Мной" - это скорее всего призвание, а не приглашение просто сопутствовать Христу в Галилею. Вифсаида (Бет-саида) - "дом рыбы" или "деревня рыбы". Виф-саиды были 2: 1. на западном берегу Галилейско­го моря; 2. севернее Капернаума. Речь идет о первой, галилейской. 2-я Вифсаида Юлиева была в Итурее. Андрей и Петр, и Филипп, возможно, родились в Вифсаиде, но Петр жил в Капернауме. Филипп - греческое имя. Возможно, он был по­луеврей, полуэллин. Любопытно, что к нему по­том обратятся эллины, чтобы встретиться со Христом.

45 стих.

Нафанаил. Этого имени нет у синоп­тиков, и наоборот, у синоптиков есть имя Варфо­ломей, и нет имени Нафанаил. Полагают, что это одно и то же лицо. Он был из Каны Галилейской. Нафанаил - это имя, Варфоломей - отчество (сын Толомея или Фоломея).

 

46 стих.

Назарет - малоизвестная деревня. Во­обще Галилея была не на хорошем счету у право­верных иудеев. Ученики ещё не знали, что Хри­стос родился в Вифлееме. Для них Он был Иисус, сын Иосифов из Назарета.

47 стих.

Встреча Христа с Нафанаилом. Хри­стос не укоряет Нафанаила за плохой отзыв о На­зарете и за сомнение. Господь даже хвалит его: "Вот израильтянин, в котором нет лукавства". Нафанаил сомневался искренне.

 

48 стих.

Мистическое всеведение Христа. О чем именно говорил Господь, не ясно, но резуль­тат однозначен: "Равви! Ты - Сын Божий, Ты -Царь Израилев". ВЗ знал духовное усыновление Богу. Нафанаил понял, что это не сын человече­ский, не человек, ибо человек не мог знать, что было под смоковницей, а Сын Божий. Это ещё не обращение к Мессии. Это одна т.зр. Другая т.зр.: Нафанаил исповедует Иисуса Христом, так же как и ап. Петр позже.

 

50 стих.

"Увидишь больше сего", но только при условии, если будешь верить, что Я тебя ви­дел под смоковницей.

 

51 стих.

"Аминь, аминь" - "Истинно, истинно" - в Ев. от Иоанна двойной повтор встречается около 20 раз. "Небо отверстое и Ангелы Божий восходящие..." Когда это случилось и как? Блж. Августин говорил, что под Ангелами следует понимать Апостолов. Второе мнение: здесь Христос имел ввиду свое крещение. 3-я т.зр.: имеются в виду искушения Христа; 4-я т.зр.: Геф-симания. 5. Христос есть центр, соединяющий верующую душу и Бога. Т.е. это духовное пони­мание Христа. В этом стихе Христос называет Себя "Сыном Человеческим". Из Евангелий вид­но, что Он любил так называть Себя. Одни счи­тают, что Христос взял это слово из Дан. 7,13. Другие считают, что это слово очень популярно для Мессии в глазах Израиля. Третьи считают, что Христос нигде не заимствовал это слово. Просто так Он выражал Своё воплощение и Свою любовь к человечеству вообще и к челове­ку в частности. Четвертые полагают, что этим Христос готовил Своих учеников к Своим стра­даниям, чтобы ученики не подумали, что страдает и умирает Бог.

22.  АПОСТОЛЫ ХРИСТОВЫ

1. Симон Петр. Евр. "Шимеон" - "слышание"; греч. "Петр" - евр. "Кифа" - камень, скала.

2. Иоанн (Воанергес - сыны грома)

3. Иаков (Воанергес - сыны грома)

4. Андрей (греч. - взрослый, мужественный человек)

5. Филипп (греч. любитель лошадей, коней)

6. Нафанаил Варфоломей (евр. "Бар Толомей" или "Бар Фоломей" - сын Фоломея)

7. Фома (греч. "Дидим" - близнец)

8. Матфей Левий

9. Иаков Алфеев

10. Иуда Иаковлев или Леввей Фаддей

11. Симон Кананит или Симон Зилот (евр. "Канна" - ревновать)

12. Иуда Искариот ("Кериот" - деревня в Иу­дее)

23.  ГОСПОДЬ В КАПЕРНАУМЕ И В ИЕРУСАЛИ­МЕ. I ЧАСТЬ (ИН. 2,12-25; МФ. 21,12-17; МК. 11,15-19; ЛК. 19,45-48)

Капернаум и Иерусалим - главные центры деятельности Христа. Предпочтение толкователи отдают Капернауму. В Иерусалим Господь при­ходил только на крупные годовые праздники (Кущей, Обновления и Пасхи). Капернаум назы­вают местом жительства Христа, Его городом. Иоанн Богослов пишет, что после первого чуда в Кане Господь положил начало чудесам, явил Свою славу, и уверовали ученики Его. После сего пришел Он в Капернаум, и Матерь Его и братья Его. Сейчас ученые спорят. Господь избирает этот город центром Своей деятельности. Воз­можно, Он бывал там и раньше. Итак, посещение после Каны. М.б. Христос навестил Назарет, по­тому что братья в Кане не упомянуты. Слав. "сниде в Капернаум" - Кана находится на более высоком месте. "Несколько дней" - что творил Христос в это время — неизвестно. Приближалась иудейская Пасха - это лучшее время для откры­того публичного выступления Христа на пропо­ведь. "Внезапно приидет в Храм Господь..." (Малах. 3,1-3). "Взыде в Иерусалим" - указание о подробностях путешествия. Иудейская Пасха бы­ла весной 13-14 Нисана (Апрель). Именно 13 Ни­сана правоверный иудей готовился отметить праздник. Старались очистить дом от квасного хлеба. Подобно главе семейства, входящему в свой дом со светильником, Господь вошел в Храм Иерусалимский, чтобы очистить его.

 

14 стих.

"Церковь" - это совокупность всех построек Иерусалимского Храма. Торговля шла на дворе язычников. Это была торговля жертвен­ными животными, обмен валюты под проценты и т.д. Ревнителей Закона это не волновало, т.к. они сами получали барыш от этой торговли. Каждый иудей был обязан подавать подать на Храм раз­мером в 1/2 сикля. Хронологическая последова­тельность событий: Кана → Капернаум → на праздник Пасхи в Иерусалим → изгнание из Храма. Почему Иоанн Богослов дает эпизод из­гнания в начале своего повествования, а синоп­тики в конце? Существует 3 точки зрения.

1. Христос дважды очищал Храм: в начале и в конце Своего служения. Это возможно.

2. Христос один раз изгонял. Синоптики дали исторически верную версию, т.е. изгнание про­изошло непосредственно перед крестными стра­даниями, а Иоанн Богослов неверно описывает последовательность событий - или по старости, или из-за смерти не успел технически располо­жить папирус с текстом, а кто-то из учеников по­местил повествование не в конце, а в начале, не зная хронологии событий.

24.  ГОСПОДЬ В КАПЕРНАУМЕ И В ИЕРУСАЛИ­МЕ. II ЧАСТЬ

Третья т.зр. Иоанн Богослов хотя и как ученик знал когда это произошло, но он целенаправлен­но дает этот рассказ в начале Евангелия, чтобы показать исполнение пророчества Мал. 3,3-4 об очищении Храма. Для Иоанна Богослова важен сам факт, а не хронология. Христос очищает Храм, чтобы открыть и иудеям, и язычникам путь к Богу.

 

15 стих.

Христос употребляет власть. Когда бессильно было слово обличения, тогда Господь употреблял власть. Христос сделал бич и изгнал торговцев Толкователи считают, что бич был лишь символом, Христос не употребил его. Од­нако, древние толкователи так не считают. Хри­стос употребил бич, т.к. иудеи превратили Храм в настоящий рынок.

 

16 стих.

Торговцам голубей Христос только сказал: "Возьмите это отсюда". Голуби были жертвой бедняков. Всё это было проявлением гнева Христа — законной страсти и негодования. В Нагорной проповеди Христос осуждает гнев. Но есть и священный гнев. Ап. Павел сказал: "дайте место гневу Божию" (Рим. 12,19). Почему гневался Господь. У Храма сидели менялы ино­странной валюты на сикли. Естественно, они взимали проценты 1/12 сикля себе в карман + процент Храму. Это был грабеж. Далее продавцы животных продавали их по цене в несколько раз (от 5 до 15 раз) большей, чем вне храма. И нако­нец третье: иудеи превратили Храм в рынок, т.е. храм был осквернен. 4. может быть этим Христос выступил против кровавых жертв вообще, как и пророки раньше. 5. Иудеи использовали для этой торговли двор язычников. Ев. Мк. пишет: "Дом Мой, домом молитвы наречется для всех наро­дов". Т.е. язычники по сути присутствовали на рынке, а не в Храме. Это было показателем от­ношения иудеев к язычникам. Это было проявле­нием гордости, презрения и претензии на из­бранность. Храм был посвящен Богу, а иудеи употребили его для своей наживы. Христос гне­вался, но не за Себя.

 

17 стих.

Ревность - это эмоция, связанная с любовью, это страдание от того, что проявляется недолжное отношение к предмету любви. Хри­стос хотел заставить проявлять должное отноше­ние к Храму Господню. "Снедать" - это значит томить, мучить и даже сокрушать душу.

 

18 стих.

Это реакция на поступок Христа со стороны власть имущих. Они не осуждают Хри­ста, а требуют знамения. Их целью было высме­ять Христа, чтобы уловить Его. То, что сделал Христос, заставило их задуматься, а может быть Он - Мессия. Ибо обычный иудей не сделал бы подобного.

19 стих.

Это пророчество Христа о Своей смерти. С другой стороны, Христос предвидел, что придет конец Храму и кровавым жертвам. Марк. 14,38: "...воздвигну другой нерукотворен-ный храм...". Это замена Иерусалимского Храма новым нерукотворным Храмом.

 

22 стих.

Поверили Писанию и слову. М.б. эти стихи относятся к Пс. 15,10 ("Не дашь святому Твоему увидеть тление").

 

20 стих.

Это насмешка. Иудеи не поверили, но потом вспомнили слова Христа и даже дважды.

 

21 стих.

Это экзегеза 19-20 стихов.

 

23-25 стихи.

Это краткая характеристика дея­тельности Христа на эту Пасху. Христос - знаток человеческих сердец, Иоанн Богослов не пишет подробно о чудесах Христа на эту Пасху. М.б. эти чудеса более привлекали, нежели рождали веру. Христос не вверял Себя людям, не хотел столь короткой популярности. У человека, на самом деле, есть 4 лица:

1. Лицо при первом знакомстве с человеком.

2. Лицо, которое знают близкие человека.

3. То, что человек сам знает о себе.

4. То, что Бог знает о человеке.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-15; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 204 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2265 - | 2088 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.