Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Причины возникновения наркотизма и подходы к его консультированию




 

Наркомания — это одна из многочисленных на сегодняшний день социальных болезней всего мирового сообщества. В различных ра­ботах и статьях довольно часто рассматривается то, каким социально-опасным явлением стало употребление психоактивных веществ (ПАВ). Угроза этого явления обществу и государству, ужас­ные последствия наркомании несомненны, однако не останавлива­ют ее распространение. Существует значительное количество теорий, рассматривающих причины возникновения аддиктивного поведения химического плана. К химическим аддикциям относят: алкоголизм, наркоманию, кофеиновую и никотиновую зависимости; адциктивное пристрастие к снотворному, транквилизаторам, токси­команию. Некоторые авторы к этой же группе относят аддикцию к еде, которая описана нами ранее.

Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации, кото­рая возникает при первой встрече способом аддиктивной реализа­ции и производит определенное впечатление на аддикта. Фиксация чаще всего связана участием в каком-либо виде деятельности. На­пример, в случае компьютерной аддикции это участие в игре, в слу­чае алкогольной или наркотической — совместный прием препара­та, ощущение приятности этого процесса или внутренние пережи­вания измененного состояния сознания, которые запомнились как неповторимые и вызывают желание повторения процесса или само­го состояния. Фиксация является определенным пусковым момен­том аддиктивного процесса. Фиксация также является определя­ющей для способа выбора аддиктивного агента. Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева (2001) подчеркивают важность фиксации для орга­низации аддиктивного процесса. Авторы обозначают, что фиксация в аддиктивном процессе проходит с большой легкостью и не требу­ет напряжения для удовлетворения желания. Постепенно из фикса­ции возникает сверхценное отношение или отношение навязчивости к агенту реализации, что серьезно изменяет жизнь аддиктивной личности. Необходимо помнить, что фиксация — это особое чувство, связанное с обретением психологической свободы, возможностью контролировать и изменять свое состояние, что формирует иллюзию самодостаточности и независимости личности. В результате сверх­ценное отношение к реализации аддиктивного желания не позволя­ет личности формировать какие-либо другие желания.

Рассматривая факторы аддиктивной реализации или причины формирования аддиктивных расстройств, Короленко Ц.П. и Дмит­риева Н.В. (2001) выделяют семь гипотез.

1. Развитие аддикции обусловлено слабостью суперэго, которое не способно противостоять тенденции в получении удовольствия, без учета ближайших и дальних последствий.

2. Дальнейшее прогрессирование аддикции связано с нарушени­ями в структуре Эго, которое не справляется с фрустрацией.

3. Закрепление человека в аддиктивной реализации связано с внутренним дискомфортом, возникающим вследствие недовольства своим профессиональным или ролевым поведением. Прием ПАВ по­зволяет достичь ощущения приближения транцедентного состояния, достижения удовлетворения, единства с космосом.

4. Аддиктивный процесс развивается вследствие влияния вытес­ненных в бессознательное деструктивных конфликтов, которые про­воцируют тревогу, беспокойство или генерализованное чувство вины.

5. Причинами возникновения аддиктивного процесса являются затруднения в социальной сфере, связанные с наличием социальных фобий, чувства скуки, одиночества, пустоты.

6. Причиной развития аддикций считается отсутствие поддержки со стороны первичной группы (близкие люди, члены семьи) в пер­вые годы жизни.

7. Причиной возникновения аддиктивного процесса является эмоциональная нестабильность или отсутствие постоянства страте­гий воспитания в семье. Эти перепады семейных взаимодействий вызывают состояния тревоги, неуверенности в себе, спутанности и являются благоприятной почвой для формирования аддиктивной ре­ализации (Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева, 2001).

Все вышеперечисленное может стать причиной аддикции и при­вести к формированию гиперкомпенсации через адциктивную реа­лизацию. Дело в том, что аддиктивная реализация в этой ситуации дает аддикту ощущение превосходства (о котором мы говорили ра­нее), ощущение возможности менять свое эмоциональное состоя­ние, ощущение контроля над своей жизнью, которых он не имел ра­нее. При этом эмоциональное состояние, которое возникает в про­цессе аддиктивной реализации и следующие за ним аффективные переживания, фиксируются как на сознательном, так и на бессознательном уровне и серьезно изменяют как взаимодействие психиче­ских функций, так и восприятие окружающие.

Достаточно часто причиной аддиктивной реализации считают же­лание избавиться от неприятного или неустраивающего личность со­стояния эмоциональной и психической нестабильности и заменить его состоянием другого содержания. В этом случае внутренние по­требности аддикта практически не вербализуются, так как связаны с состояниями первичными, возникающими вранний довербальный период. В этом контексте Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева (2001) выделяют так называемые аутодеструкции, которые выражаются бес­сознательным стремлением к регрессу до чувства океанического единства.

Авторы подробно рассматривают специфику возникновения ад­диктивной реализации за счет неудовлетворенных потребностей, к числу которых относится любовь, чувство принадлежности, стрем­ления к власти, попытки добиться полной свободы или получить удовольствие. Так как реализация этих потребностей крайне затруд­нена в жизни, а отсутствие их сопровождается чувством психологи­ческого дискомфорта, то возникает попытка найти другие способы (например, активное фантазирование) для получения необходимых ощущений, удовлетворяя собственные потребности. Аддиктивная реализация позволяет снизить чувство неудовлетворения и дать ощу­щение психологического комфорта.

При этом консультирование подобных аддиктивных состояний встречается с рядом сложностей. Научить аддикта адекватным спо­собам удовлетворения своих потребностей, особенно если это свя­зано с неразвитым чувством любви, которое трудно компенсируется через другие способы и дает чувство постоянного дискомфорта, — крайне затруднительно. То есть добиться ремиссии, при лежащем в основе возникновения аддикции подобном комплексе, крайне за­труднительно, так как прекращая участие в аддиктивной реализации, человек не становится здоровым, и причины, приводящие его к ад­дикции, начинают работать с удвоенной силой.

Другой фактор, выделенный авторами, — это аддиктивная реали­зация как суррогат в межличностных контактах. Так как социальным контактам такие люди не доверяют, зная по опыту, что другие люди могут быть агрессивными, сложно прогнозируемыми, зависимым проще и безопаснее общаться с аддиктивными агентами. Происхо­дит своеобразное смещение межличностных отношений на область аддитивной реализации с однозначной гарантией получения удо­вольствия. В этом варианте аддикции, все объекты имеют опреде­ленную социально приемлемую функцию и являются способом вы­страивания отношений: это отношения с пищей, играми, медика­ментами. Специфической особенностью являются то, что все эти агенты используются для изменения психического состояния в нужном направлении. При этом к людям появляется отношение как к объектам манипулирования. Отношение к близким также становит­ся утилитарного характера. Авторы Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитрие­ва (2001) отмечают, что в этом случае поведение аддиктов будет ха­рактеризоваться предпочтением общению с людьми — общению с объектами. Среди причин подобного смещения множество разных историй: отсутствие возможности адекватно выстраивать отноше­ния из-за особенностей семьи, значимые потери, утрата дружеских контактов, социальная изоляция. В этом случае возникают и особен­ности прогрессирования аддиктивного процесса. В структуре жизни аддикта основными чувствами являются одиночество, стыд, злость, страх, психологическая боль, что и является стимулом для нахожде­ния различных способов, позволяющих снизить деструктивные чув­ства. Чаще всего аддиктивная личность пытается найти способы сни­жения боли, скуки, одиночества и аддиктивная реализация помога­ет в этом. Однако в процессе развития аддиктивной зависимости ад­диктивная реализация не способна полностью избавить от скуки и боли. В этом случае аддиктивный ритуал становится менее эмоцио­нально насыщен. Это состояние обычно тяжело переживается аддиктом и связывается с некоторой временной потерей контроля над поведением.

При этом аддикт держится за стиль жизни, как за спасательную соломинку, которая дает ему ощущение уверенности. Постепенно отношения начинают выстраиваться только с теми, кто находится в рамках аддиктивного процесса. Мышление аддикта становится на­правлено только на сохранение аддиктивного поля. Окружающий мир воспринимается как враждебный, часто у аддикта формируют­ся социофобии.

 

АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

 

По структуре и форме алкогольная зависимость является ведущей среди зависимостей от ПАВ. Специфика ее протекания и послед­ствия в виде нарушений психического и физического характера, на­рушений поведения и авитальностость патологического пристрастия выводит алкогольную зависимость на первое место среди угроз здо­ровью нации.

Рассматривая факторы риска возникновения алкогольной зави­симости выделяют три основные группы: социальные; психологиче­ские; индивидуально-биологические факторы.

К индивидуально-биологическим факторам относят наследствен­ность и индивидуальную реакцию на алкоголь.

Группа психологических факторов риска формирования алко­гольной зависимости включает личностные особенности человека,

в том числе его комплексы, внутренние и внешние конфликты, склонность к тревоге и депрессии.

К социальным факторам риска возникновения зависимости от­носят специфику социальной ситуации в стране, влияния средств массовой информации, доступность и качество алкогольной продук­ции, финансовых трудностей населения и т.д. Особым фактором воздействия является структура и особенности семейного воспита­ния.

Выделяются 3 стадии развития алкоголизма:

I. стадия связана с первичным влечением к алкоголю, которое еще может быть подавлено усилием воли или обстоятельствами. Харак­теризуется пропаданием рвотного рефлекса, снижением количе­ственного контроля (хочется выпить больше).

II. стадия может продолжаться от 10 до 15 лет. Симптомы алкого­лизма нарастают, возникают проблемы с социальным окружением: конфликты в семье, скандалы, запои, вытрезвитель, прогулы, может появиться склонность пропивать вещи. Первичное влечение пере­стает быть ритуальным (зависимому уже не надо повода, чтобы вы­пить). Количественный контроль утрачивается, после первой дозы возникает стойкое стремление выпить еще. На этой стадии пьют либо до состояния «отключки», либо «всегда не хватает». Присут­ствует высокая толерантность к алкоголю, которая может продол­жаться на протяжении ряда лет, однако появляется абстинентный синдром (похмелье), на основе которого появляются запои различ­ной длительности. По сути, болезнь входит в ситуацию порочного круга, с потребностью в опохмелении, снимаемой последующей вы­пивкой, вновь приводящей к похмелью.

Идут изменения личности в виде усиления гипертимных черт личности, снижения интеллекта, снижения моральных требований и запретов, вплоть до деградации.

III. стадия является конечной, с отсутствием каких-либо сдержи­вающих факторов. Характерна полная утрата контроля, толерант­ность к алкоголю очень снижена (пьянеет от минимальных доз). Прием спиртного не требует никаких поводов. Характеризуется по­стоянным ощущением злобы, раздражения, особенно по отношению к семье. Обучение новому не возможно. Стадия заканчивается смер­тью зависимого.

Формы зависимости. Психологическая зависимость от алкоголя появляется уже с первых случаев приема его в виде сильного влече­ния к одурманивающему состоянию. Со временем формируется фи­зическая зависимость вследствие того, что алкоголь входит в хими­ческий состав тканей организма.

Рассматривая аспекты психологической зависимости, принято выделять альфа-, бета- и йота-тип зависимости. Альфа-алкоголизм связан с употреблением алкоголя для ухода от неприятной или конфликтной ситуации. Для бета-алкоголизма характерно стремление к времяпровождению в компаниях, где алкоголь является гарантом повышенного настроения, легкого, интересного общения. Со вре­менем такой способ общения становиться единственным, так как в состоянии трезвости человек понимает собственную некомпетент­ность и испытывает комплекс неполноценности.

Йота-алкоголизм связан с потребностью в усилении воображе­ния, с центральным образом — смерти, ее приближения, преодоле­ния. Страх смерти выражен и может явиться основой воздержания от алкоголя. Также выделяют гамма-, дзета- и дельта-формы, кото­рые относятся к физической зависимости.

Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева (2001), описывая химические аддикции, приводят соответствующие разным формам алкогольно­го поведения — аддиктивные мотивации: 1) атарактическая мотива­ция, заключающаяся в приеме алкоголя с целью снижения явлений эмоционального дискомфорта; 2) субмиссивная мотивация, связан­ная с неспособностью отказа при предложении алкоголя хоть сколько-нибудь значимым лицом; 3) гедонистическая мотивация, связанная с попытками достижения кайф-эффекта при приеме ал­коголя, поиск позитивных ощущений; 4) мотивация с гиперактива­цией поведения, субъективным повышением тонуса и самооценки; 5) псевдокультурная мотивация, выражающаяся в желании произве­сти впечатление на окружающих, показать «вкус к жизни». Часто яв­ляется компенсацией комплекса неполноценности.

Достаточно часто прием алкоголя вызывает ситуацию потребно­сти в неотложной помощи зависимому больному как вследствие по­ражения жизненно важных органов и систем, так и вследствие острых психотических расстройств (бред, нарушение сферы влече­ния, агрессия, алкогольные делирии, алкогольный абстинентный синдром и Т.Д.).

Рассматривая основные подходы к лечению алкоголизма, необ­ходимо заметить, что мировая практическая наркология не знает средств для радикального, одномоментного избавления от зависи­мости. Лечение всегда представляет собой сложный многоаспектный процесс с включением медицинского, психологического, психиа­трического и социального компонентов. Напомним, что, опираясь на понятие доминанты Ухтомского, мы можем делать вывод, что полное 100-процентное избавление от зависимости вообще невоз­можно. Все существующие методики ведут речь о воздержании и ре­миссии, или переводе аддикции в другие, более социально приемле­мые формы.

Терапевтический процесс всегда имеет определенную этапность и зависит от целевого назначения воздействий. Обычно выделяют этапы, направленные на: купирование наркологического состоянии, выведение из запоя; дезинтоксикацию; противоалкогольную тера­пию, направленную на принятие новых принципов жизни, без ал­коголя; поддерживающая терапия; реабилитация, направленная на восстановление социальных связей, умений и навыков зависимого.

Противоалкогольный этап лечения всегда проводиться в клини­ке и направлен на формирование отвращения к алкоголю, коррек­цию аффективных и поведенческих нарушений, научение необходи­мым социальным навыкам в плане межличностного взаимодействия, решения конфликтов и т.д. Особое внимание на этом этапе придают работе по снижению или купированию патологического влечения к алкоголю (угашение доминанты). В этом направлении выделяют ряд методов.

Условно-рефлекторная противоалкогольная терапия. Заключается в принятии алкогольных напитков в сочетании с веществами, вызы­вающими тошноту и рвотный рефлекс, наступающий незамедли­тельно после принятия алкоголя. В результате формируется отрица­тельный условный рефлекс, отвращение к спиртному.

Сенсибилизирующая противоалкогольная терапия. Опирается на прием средств, повышающих чувствительность к алкоголю и их не­переносимость.

Блокирующая терапия. Основывается на приеме средств, нейтра­лизующих эйфорические эффекты алкоголя.

Максимально часто для лечения алкоголизма применяются про­граммы, основанные на методологии «12 шагов» Сообщества Ано­нимных Алкоголиков. Рассмотрим ее.

Обычно программа начинает использоваться после первичного лечения, проведенного в стационаре в течение шести недель, и на­правлена на зависимых, которые хотят поддерживать безалкоголь­ный образ жизни. Сообщество Анонимных Алкоголиков (АА) поя­вилось в 1935 г. Основная идея программы направлена на признание своих ошибок и изменение образа жизни зависимого. Впоследствии в рамках сообщества появились дополнительные программы, на­правленные на помощь наркоманам (Сообщества Анонимных Нар­команов (АН) появилось в 1953 г.), семьям зависимых, созависимым. «Ал-Анон» — сообщество для семей и родственников алкоголиков, «Нар-Анон» — сообщество родственников наркоманов. Появились группы для подростков — «Алатин» и группы для детей из семей ал­коголиков — «Алатот». Более подробно с программами можно озна­комиться на официальном сайте сообщества www.aa.org. Ниже при­веден список шагов и традиций.

Двенадцать шагов Анонимных Алкоголиков (www.aa.org.).

1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что наша жизнь стала неуправляемой.

2. Пришли к убеждению, что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

3. Приняли решение вверить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы его понимаем.

4. Произвели глубокое и бесстрашное исследование своего пове­дения.

5. Признались перед Богом, собой и другим человеком в сущно­сти своих ошибок.

6. Полностью подготовились к тому, чтобы Бог избавил нас от всех отрицательных черт нашего характера.

7. Смиренно попросили Его устранить наши изъяны.

8. Вспомнили всех, кому мы причинили зло, и приготовились воз­местить им нанесенный ущерб.

9. Лично возместили ущерб всем этим людям, где это было воз­можно, кроме тех случаев, когда такое возмещение принесло бы вред им или кому-либо другому.

10. Продолжали критически наблюдать за своим поведением и, когда ошибались, своевременно признавали это.

11. Старались путем молитвы и размышления углубить наш со­знательный контакт с Богом, как мы Его понимаем, молясь о знании Его воли и о силе для исполнения этой воли.

12. Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих Шагов, мы старались делиться опытом с другими алкоголика­ми и применять эти принципы во всех наших делах.

Двенадцать традиций (www.aa.org.)

Двенадцать традиций являются основополагающими для органи­зации деятельности участника группы АА. Мы приводим традиции в варианте дублирования принципов АА для АН.

1. Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; лич­ное выздоровление зависит от единства АА (АН).

2. В делах нашей группы есть только один высший авторитет — любящий Бог, воспринимаемый нами в том виде, в котором Он мо­жет предстать в нашем групповом сознании. Наши руководители — всего лишь облеченные доверием исполнители, они нами не управ­ляют.

3. Единственное условие для членства в АА (АН) — это желание прекратить употреблять алкоголь (наркотики).

4. Каждая группа должна быть вполне самостоятельной, кроме тех случаев, когда дело касается других групп или АА (АН) в целом.

5. У каждой группы есть лишь одна главная цель — донести наши идеи до тех алкоголиков (наркоманов), которые все еще страдают.

6. Группе АА (АН) никогда не следует поддерживать, финансиро­вать или предоставлять имя АА (АН) для использования какой-либо родственной организации или посторонней компании, чтобы про­блемы, связанные с деньгами, собственностью или престижем, не отвлекали нас от нашей главной цели.

7. Каждой группе АА (АН) следует полностью опираться на соб­ственные силы, отказываясь от помощи извне.

8. Сообщество Анонимных Алкоголиков (Наркоманов) должно всегда оставаться непрофессиональным объединением, однако наши службы могут нанимать работников, обладающих определенной ква­лификацией.

9. Сообществу АА (АН) никогда не следует обзаводиться жесткой системой управления; однако мы можем создавать службы или коми­теты, непосредственно подчиненные тем, кого они обслуживают.

10. Сообщество Анонимных Алкоголиков (Наркоманов) не при­держивается какого-либо мнения по вопросам, не относящимся к его деятельности; поэтому имя АА (АН) не следует вовлекать в какие-либо общественные дискуссии.

11. Наши отношения с обществом основываются на привлека­тельности наших идей, а не на пропаганде. Мы должны всегда сохра­нять анонимность во всех наших контактах с прессой, радио и теле­видением.

12. Анонимность — духовная основа всех наших Традиций, по­стоянно напоминающая нам о том, что главными являются принци­пы, а не личности.

Группы Анонимных Наркоманов и Алкоголиков опираются на ряд принципов, соблюдение которых является условием работы дан­ной программы.

1. Сплоченность является основополагающим принципом жизни сообщества, и оговорен в «12 традициях» АА. Считается, что отсут­ствие сплоченности не позволит справиться с заболеванием.

2. Внушение надежды направлено на формирование веры в успех работы группы АА и достижение личного и социального благополу­чия. Внушение надежды поддерживается присутствием членов сооб­щества, имеющих большие сроки ремиссии и достигших высоких со­циальных достижений.

3. Обобщение. Принцип связан со снижением уникальности про­блем каждого человека, унификации сложностей, позволяющих по- новому взглянуть на собственную жизнь и получить надежду на то, что с ними можно справиться.

4. Альтруизм как ощущение необходимости друг другу членов в ситуации долгой ремиссии, так и вновь прибывших.

5. Предоставление информации как способность к взаимообме­ну участников методами преодоления тяги к алкоголю, решения воз­никающих в жизни алкоголика проблем.

6. Множественный перенос. Принцип связан с ситуацией пере­хода групповых отношений в отношения, подобные в рамках семей­ного взаимодействия. Такие отношения прорабатываются в рамках занятий по программе как групповых, так и индивидуальных.

7. Межличностное общение. В рамках взаимодействия с группой АА человек испытывает комплекс как положительных, так и отри­цательных эмоциональных состояний, позволяющих научиться ре­шению многих межличностных проблем.

8. Развитие межличностных коммуникаций. В группе АА идет ак­тивное научение межличностной коммуникации, через соблюдение групповых ритуалов представления, участие в группе.

9. Имитирующее поведение. Для формирования трезвого поведе­ния участникам программы предлагается имитировать поведение уже имеющих такой опыт участников, поддерживая себя Лозунгами, как словесными «формулами» программы (готовые способы преодоле­ния сложностей).

10. Катарсис. Связан с работой с чувствами, которые лежат в основе алкоголизации. Проработка негативных чувств, их осознание и научение, управление чувствами, что приводит к психологическо­му облегчению состояния.

Основой работы АА является групповая форма, в рамках которой обеспечивается эффективный уровень обратной связи, подкрепля­ется мотивация трезвости, формируются адекватное самосознание и самооценка.

В рамках программы существуют три основных лозунга, позволя­ющих удерживаться в рамках трезвой жизни: «Живи одним днем», как принцип, направленный на текущий момент «главное остаться трезвым в течение одного этого дня»; «Первым делом — главное», связанный с рассмотрением трезвости как основы жизни; «Тише едешь — дальше будешь», связан с идеей, что сразу изменения не­возможны, движение к трезвости должно быть постепенным и не терпит суеты.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-10-14; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 494 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2201 - | 2091 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.