Эмпиризм
Особенности:
• Основателем эмпиризма является Френсис Бэкон.
• Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").
2. Рационализм
Особенности:
Основоположником рационализма (от лат. ratio-разум) считается Рене Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)
3. Иррационализм (Ницше, Шопенгауэр) выделяется в качестве особого направления.
· Согласно иррационалистам, мир хаотичен, не имеет внутренней логики, следовательно, никогда не будет познан разумом.
4. Гностицизм, представителями которого являются, как правило, материалисты.
Основные положения:
- мир познаваем;
- возможности познания не ограничены.
5. Агностицизм, к числу видных теоретиков которого принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы.
Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например: Бог существует – Бога не существует. Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий).
Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - "вещи в себе".
Основные положения:
• мир непознаваем;
• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
Раздел I. Основные этапы философии
Тема 2. Культурно - исторические типы философии
Восточная философия
Три основные восточные культуры в истории человечества – Китая, Индии и арабcкая (арабоязычная) мира. Середина I тысячелетия до н.э. – тот рубеж в истории развития человечества, на котором в двух очагах цивилизации – в Индии и Китае – практически одновременно с Грецией возникает философия.
В 40-70-е годы ХХ века широкое распространение приобретают стереотипно-контрастные характеристики Востока и Запада.
Востоку приписывается:
- религиозность,
- спиритуальность (духовность),
- интуитивизм,
- интровертность (обращенность к внутреннему миру человека),
- пессимизм,
- единство субъекта и объекта.
Западу приписывается:
- секулярность (освобожденность от церковного влияния),
- натурализм,
- рационализм,
- экстраверность (ориентация на познание внешнего мира),
- жизненно-утверждающий оптимизм,
- дуализм субъекта и объекта.
Российское духовное наследие тяготеет больше к западной философской культуре.
Китайская философия
Основные этапы развития:
1. VII в. до н. э. - III в. н. э. - зарождение и становление
древнейших национальных философских школ;
2. III - XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буддизма (III в. н.э.) и его влияние на национальные философские школы;
3. XX в. н. э. – современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской философии достижениями европейской и мировой философии.
Характерные черты:
- восприятие своей страны - Китая - как центра существующего мира;
- понимание отдельных событий, истории в целом как циклического процесса;
-осознание своей ответственности перед Небом и Землей за
правильное воплощение на Земле космических циклов;
- восприятие человека, природы и космоса как единого целого;
- консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен;
- невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;
- осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной стихии; приоритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригационное земледелие и др.); отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством;
-восприятие человеческой личности, коллектива, общества и
государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (императора) высшей объединяющей силой государства, а государства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;
- конформизм (пассивность) во взаимоотношениях, предпочтение покою и
недеянию;
- понимание жизни, прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правильного образа жизни и правильного отношения к окружающей действительности);
- восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;
- уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов ("шэнов").
Сущность учения Конфуция
Конфуцианство - древнейшая философская школа, которая рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни. Основоположником конфуцианства является Конфуций (Кун-Фу-Цзы), живший в 551 - 479 гг. до н. э., главным источником учения - произведение Лунь Юй ("Беседы и суждения").
Особенности:
• Основные вопросы, решаемые конфуцианством, заключаются в том, как необходимо управлять людьми и как вести себя в обществе.
• Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия - отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным - как отца к сыновьям.
• Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласил: не делай другим того, чего не желаешь себе.
• Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет
со времени жизни и деятельности автора.
Основополагающие принципы учения Конфуция:
жить в обществе и для общества;
уступать друг другу;
слушаться старших по возрасту и по званию;
подчиняться императору;
сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;
быть человечным.
Качества, которыми должен обладать руководитель:
• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;
• управлять на основе добродетели ("бадао");
• обладать необходимыми знаниями;
• верно служить стране, быть патриотом;
• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
• быть благородным;
• делать только добро государству и окружающим;
• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом.
Качества, которыми должен обладать подчиненный:
- быть лояльным по отношению к руководителю;
- проявлять старание в работе;
- постоянно учиться и самосовершенствоваться.
Индийская философия
Основные этапы развития:
1. Ведический период (XV - VI вв. до н. э.). Веды (дословно - "знания") - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части вед - упанишады (дословно с санскрита - "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания вед
Составные части, как правило, включавшиеся в веды:
• "священное писание", религиозные гимны ("самхиты");
• описание ритуалов ("брахманы"), написанное брахманами (жрецами) и используемое брахманами при отправлении религиозных культов;
• книги лесных отшельников ("араньяки");
• философские комментарии к ведам ("упанишады").
2. Эпический этап (VI - II вв. до н. э.), наиболее известными источниками которой являются две поэмы - эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.
3. Эра сутр (II в: до н. э. - VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.), - завершает период древнеиндийской философии.
4. В средние века господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм.
5. В XVIII- XX веках индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).
Сущность учения Будды
Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после Ш в. н. э.), а также в иных регионах
Особенности:
• Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-
отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н.э.) и передал свои духовные достижения людям.
• Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений,
страданий, физического и морального изнеможения).
• "Средний путь" - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является
Нирвана - высшая благодать.
Четыре благородные (арийские) истины, открытые Буддой:
1. земная жизнь полна страданий; 2. страдания имеют свои причины - жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.; 3. от страданий можно избавиться; 4. существует путь, освобождающий от страданий, - отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Этапы "Восьмиричного Пути Освобождения" - предлагаемого буддистской философией каждому человеку плана личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение:
1. правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
2. правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении
мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
3. правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
4. правильное действие - жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
5. правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом
поступке;
6. правильное умение - усердие и трудолюбие;
7. правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
8. правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие
связи с космосом.
Пять заповедей-ориентиров буддизма:
- не убий;
2. не укради;
3. будь целомудренным;
4. не лги;
5. не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.