ii.i таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечит людям безопасность и счастье». Разумеется, «благо-р.-иумие требует, чтобы правительства, установленные с данних пор, не менялись бы под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех нор, пока их можно терпеть, нежели исполь-ловать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длительный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа».
Данное право народа на революцию обосновывалось и отстаивалось Джефферсоном и другими «отцами-основателями» США в период борьбы североамериканских колоний за независимость. Однако по мере укрепления государства и утверждения в стране республиканского строя их взгляды, касающиеся этого права, претерпели значительные изменения. Джефферсон вместе с другими сторонниками теории общественного договора стал настоятельно проводить мысль о том, что право народа на восстание исчерпало себя в США, хотя и сохранило свою значимость в странах, где еще не установилась представительная форма правления.
В одном из писем Джефферсон подчеркивал, что США являются едва ли не единственной страной в мире, где можно законным путем, без применения оружия внести существенные изменения или вообще полностью обновить общественный договор, если он перестал удовлетворять требованиям и нуждам народа.
Опираясь на концепцию естественных прав человека, Джефферсон обосновал не только право народа на революцию, но и другие права и свободы. В частности, он придавал большое значение свободе слова и печати, без которых не мыслил существование демократического государства. Будучи принципиальным противником монархической формы правления, равно как и любой тирании, Джефферсон выступал против религиозного фанатизма и тирании, против навязывания государством своим гражданам тех или иных религиозных взглядов.
I
182____ Глава 11. Политико-правовые учения в США... _______________
Выступая против различных учений, проповедующих элитаризм в вопросах государственной власти и управления, Джефферсон последовательно отстаивал идеи народовластия, свободы, равноправия всех без исключения граждан, стремился к реализации принципа выборности и ' сменяемости не только в системе представительных государственных органов, но и в судебной системе.
* * *
Значительная часть идей, развивавшихся Т. Джеффер-соном, нашла свое воплощение в политической и правовой жизни США в то же время, как некоторые из них, включая идею выборности и регулярной сменяемости судей, остались нереализованными.
Критикуя капитализм, набиравший силу в бывших североамериканских колониях и приводивший к массовому разорению и обнищанию населения, а также выступая против монархической формы правления, Джефферсон активно отстаивал политический идеал США как «демократической республики фермеров».
И.З. Политико-правовые идеи Джеймса Мэдисона
Мэдисон Джеймс (1751-1836) — один из «отцов-основателей» США.
Биография. Дж. Мэдисон родился в 1751 г. в штате Вирджиния в семье потомственного плантатора: первый из рода Мэдисонов появился на американской земле еще в 1652 г. К моменту рождения Джеймса семья Мэдисонов была одной из наиболее богатых и влиятельных семей в графстве Орэндж, где проживала в то время.
С 11 лет Дж. Мэдисон посещал частную школу, читал произведения римских и греческих авторов. В 1771 г. он окончил Принстонский колледж (ныне Принстонский университет). Окончив колледж, Мэдисон включился в активную политическую жизнь: избирался делегатом в Учредительный конвент штата Вирджиния (1776), был членом Конституционного конвента от этого штата (1787). При президенте Джефферсоне занимал пост государственного секретаря. В 1808 и 1812 гг. Мэдисон избирался президентом США.
11.3. Политико-правовы е идеи Джеймса Мэд исон а 183
11оследние годы жизни Мэдисон провел в своем родо-
|ц >м поместье. После смерти Т. Джефферсона он занимал
мост ректора Вирджинского университета. Умер Дж. Мэ-
дисон в 1836 г.