Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политико-правовая программа Вольтера




Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и власти».

• «Философский словарь» (1764);

Имел огромный успех, был широко известен не только во Франции, но и во многих других европейских странах, вклю­чая Россию. Аббат Шодон, написавший «Антифилософский словарь», свидетельствует: «Его все читают, все его цитиру­ют— военные, магистраты, женщины, аббаты; это чаша, из которой все состояния и все возрасты отравляются ядом

безбожия».

Приговорен к сожжению судами Женевы и Парижа, папс­кой курией был включен в «Индекс запрещенных книг».

• «Метафизический трактат» (1734);

• «Комментарий к «Духу законов»» (1730-е гг.).
Содержание политико-правового учения. Вольтер —

представитель школы естественного права. Признает за каждым индивидом неотчуждаемые естественные права: свободу; собственность; безопасность; равенство.

Вольтер считал, что каждый человек не должен зависеть от чьего бы то ни было произвола: «Свобода состоит в том, чтобы подчиняться только законам».

Каждый имеет право распоряжаться по своему усмотре­нию частной собственностью, так как «собственнический дух удваивает силы человека».

Каждому принадлежит свобода на труд, т.е. возмож­ность «продавать свой труд тому, кто за него дает наиболь­шую плату, ибо труд есть собственность тех, кто не имеет никакой собственности».

Каждый имеет право на свободу совести, поэтому право на нетерпимость по отношению к иноверцам Вольтер не признавал: «Право, основанное на нетерпимости, — дикое и нелепое; это право тигров, но даже еще страшнее, ибо тигры рвут свою жертву на куски только для того, чтобы ее съесть, а мы истребляем друг друга согласно парагра­фу».

К числу естественных прав Вольтер относил и равен­ство: «все люди рождаются равными»; «каждый человек в глубине души имеет право верить, что он полностью равен другим людям». Но одновременно Вольтер называл равен­ство «самым химерическим состоянием», имея в виду не-


/

 


138 Гл ава 9. Политико-правовая мысль во Фра нции XVIII в.

возможность социального и политического равенства меж­ду людьми.

Естественные права предписаны людям естественными законами, общий смысл которых сводится к тому, чтобы «не делать зла другому и не радоваться такому злу».

Естественные законы — это справедливость, которая, считал Вольтер, указана людям природой и «запечатлена в наших сердцах». С естественными законами, по мнению Вольтера, «люди всего мира должны быть согласны, вопре­ки тем законам, что у них есть».

Наряду с естественными законами философ выделяет позитивные законы, необходимость которых объясняет тем, что «люди злы».

Позитивные законы отличаются у разных народов по содержанию, но без законов не может существовать ни одно общество: «Большинство законов так явно себе про­тиворечат, что мало имеет значения, какими именно зако­нами управляется государство, но действительно большое значение имеет выполнение раз принятых законов».

Позитивные законы призваны гарантировать есте­ственные права человека. Многие из этих законов пред­ставлялись философу несправедливыми, воплощающими лишь человеческие невежество. Он писал: «Законы любо­го рода, предназначенные быть лекарством души, почти всюду составлены шарлатанами, лечащими нас полумера­ми, некоторые из этих шарлатанов прописывают нам яды»; «истина всюду одна, законы же между собой расхо­дятся; поэтому большинство законов не стоят ломаного гроша».

Вольтер предлагал сжечь старые законы, проникнутые волюнтаризмом, и написать новые, правильные законы: «Вы хотите иметь хорошие законы? Тогда сожгите старые и создайте новые». Проблема законодательного волюнта­ризма, затронутая Вольтером, остается актуальной до на­стоящего времени.

Вольтер выступал с беспощадной критикой уголовного законодательства, которое в то время было основано на институтах пытки и смертной казни: «Слабость разума и недостатки наших законов ежедневно дают о себе знать; однако их убожество, как никогда обнаруживается в тех случаях, когда большинством всего в один голос суд от­правляет гражданина на казнь колесованием».


 

 

9.1. Политико-правовая программа Вольтера

Рассуждения Вольтера и его современника Беккария воз­действовали на общественное мнение и способствовали мо­дернизации системы европейского уголовного правосудия. Иольтер протестовал против фактов беззакония и судебных ошибок, требовал пересмотра приговоров и восстановления доброго имени людей, пострадавших от религиозного фана­тизма судей. Вольтер добился в 1762 г. оправдания Каласов, а в 1764 г. — Сирвенов.

Беккария Чезаре (1738-1794) — итальянский просвети­тель, юрист, публицист. Его демократические идеи сыграли важную роль в формировании современного уголовного права.

Вольтер критиковал тиранию как форму правления, ти­ран для него — это: «правитель, не признающий иных зако­нов, кроме своих прихотей, присваивающий имущество своих подданных, а затем вербующий их в войско, чтобы отнимать собственность у соседей».

Вольтер — проповедник идей «просвещенного абсолютиз­ма», оказавших большое влияние на многих европейских монархов: Фридриха II в Пруссии, Екатерины II в России.

Однако государство с просвещенным монархом, облада­ющим неограниченной властью, было для Вольтера не единственной формой «мудрого правления» — политичес­кими идеалами для него были голландская республика и английская конституционная монархия. Вольтер дал высо­кую оценку институтам представительного правления и разделения властей, которые он увидел в Англии: «Все го­сударства, которые не основываются на этих принципах, будут подвержены революциям».

Вольтер видел причину социального зла в суевериях людей, которые приводят их к религиозному фанатизму. Христианство для Вольтера, как вообще все другие рели­гии, — это суеверие, которое стоило человечеству «более 17 миллионов лсизней, если считать по одному миллиону в столетие — как тех, кто погиб от рук палачей правосудия, так и тех, кто умер от рук других наемных палачей, постро­енных в боевом порядке...».

Вольтер критически относился не только к различным религиям, но и к атеизму, так как он «почти всегда роко­вым образом действует на добродетель». Атеизм способен подорвать режим законности: «Атеист бедный и свирепый,


 


XVIII в.

верящий в безнаказанность, будет дурак, если не убьет вас, чтобы присвоить ваши деньги. Чернь станет ордой разбой­ников».

Атеизм, считал Вольтер, приводит к росту латентной преступности: «Число тайных преступлений будет беско­нечным, если не будет веры в карающего Бога». Кроме того, атеизм тех, кто правит людьми, — это реальная угроза для последних: «Я хочу, чтобы государи и их министры ве­рили в Бога, который карает и прощает, без этой узды они будут представляться мне жаждущими крови животными».

Именно Вольтеру принадлежит высказывание: «Если бы Бога не было, его нужно было бы выдумать».

Просвещенный человек, по мнению Вольтера, может быть только деистом. Для деистов Бог существует потому, что иначе нельзя объяснить физический миропорядок: «Мой разум доказывает мне, что есть существо, упорядо­чившее материю вселенной». Бог — это то, к чему человек приходит путем разума, а не веры. Поэтому деист никогда не станет фанатиком, ведь он признает свою ограничен­ность в познании замысла Бога: «Деист не знает, как Бог наказывает, покровительствует и прощает, потому что он не настолько безрассуден, чтобы обольщаться иллюзией, будто познал способ действий Бога».

* * *

Политико-правовые идеи Вольтера хотя и не были им систематизированы, но благодаря своей убедительности и ясности аргументации оказали большое воздействие на формирование западной политической и правовой культу­ры в целом. Говоря о влиянии Вольтера, уместно вспом­нить слова А.С. Пушкина: «Если первенство чего-нибудь да стоит вспомнить, то вспомните, что Вольтер пошел по новой дороге — и внес светильник философии в темные ар­хивы Истории».

9.2 Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье. Развитие теории разделения властей

Шарль Луи де Монтескье (настоящее имя Шарль Луи де Секонда) (1689-1755) — французский правовед и поли­тический философ.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1175 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.