Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политико-правовое учение Шарля Луи Монтескье. 141




Биография. Шарль Луи де Секонда родился в дворян­ской семье, которой принадлежал замок Л а Бред под Бордо. 15 колледже получил основательную подготовку по класси­ческой литературе, а затем в течение нескольких лет само­стоятельно изучал юриспруденцию.

В 1716 г. наследовал от дяди фамилию Монтескье, со­стояние и должность председателя парламента Бордо (су­дебного учреждения того времени). В течение почти десяти лет пытался совмещать профессиональные обязанности с занятиями разностороннего исследователя и литератора. С 1728 г., после своего избрания в члены Французской акаде­мии, путешествовал по странам Европы, изучая государ­ственное устройство, законы и обычаи этих стран.

Логическое основание политико-правового учения. Мировоззрение Монтескье сформировалось под воздей­ствием работ французского ученого Ж. Бодена по истории права, а также английского философа Дж. Локка. Особое влияние на Монтескье оказало естествознание XVIII в. Методы наблюдения и сравнения были для него основопо­лагающими.

Принципиальная новизна правового мышления Мон­тескье заключается в использовании им системного мето­да исследования. Монтескье рассматривал законы во взаи­модействии с другими элементами окружающей среды: «Многие вещи управляют людьми: климат, религия, зако­ны (курсив наш. — Авт.), принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образу­ется общий дух народа».

Все эти факторы представляют собой цепь, звенья кото­рой неразрывно связаны между собой, поэтому, считал Монтескье, усиление значения одного может происходить лишь за счет ослабления значения другого: «Чем более усиливается в народе действие одной из этих причин, тем более ослабляется действие прочих».

Из такого представления логично вытекает следствие, что законы могут стать важным элементом в жизни обще­ства. Монтескье, как и все другие просветители, возлагал огромные надежды именно на разумные законы как гаран­тии человеческой свободы.

Основные работы: «Персидские письма» (1716); «Раз­мышления о причинах величия и падения римлян» (1734); «О духе законов» (1734-1748) — беспрецедентная для того времени работа по юриспруденции; «В защиту "Духа зако­нов"» (1750).


142 Глава 9. Пол итико- правовая мысль во Франции XVIII в.

Содержание политико-правового учения. Понятие свободы включало два основных тезиса.

1. «Свобода есть право делать все, что дозволено закона­
ми». Но не всякие законы способны обеспечить свободу, а
лишь те, которые принимаются народным представитель­
ством, действующим регулярно: «Свободы не было бы и в
том случае, если бы законодательное собрание не собира­
лось в течение значительного промежутка времени...».

2. «Свобода политическая заключается в нашей безопас­
ности или, по крайней мере, в нашей уверенности, что мы в
безопасности».

Гарантиями свободы служат:

•/ справедливость уголовных и уголовно-процессуаль­ных законов: «Законы, допускающие гибель человека на основании показаний одного только свидетеля, пагубны для свободы. Разум требует двух свидетелей, потому что свидетель, который утверждает, и обвиняемый, который отрицает, уравновешивают друг друга, и нужно третье лицо для решения дела»;

S справедливость налоговых законов: «Подушный на­лог более свойствен рабству, налог на товары — свободе, потому что он не столь непосредственно затрагивает лич­ность налогоплательщика».

Теория разделения властей. Монтескье развил теорию разделения властей Дж. Локка, опираясь на существующий государственный строй Англии. Человеческая свобода пря­мо зависит от государственной власти. Однако эту власть осуществляют люди, и по опыту веков хорошо известно, что «всякий человек, обладающий властью, склонен зло­употреблять ею». Монтескье предлагает распределить власть между разными органами: «Чтобы не было возмож­ности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».

Монтескье считал необходимым, чтобы в любом совре­менном государстве были:

• власть законодательная;

• власть исполнительная;

• власть судебная.

Законодательную власть должно осуществлять двухпа­латное собрание: «Таким образом, законодательная власть была бы поручена и собранию знатных, и собранию пред­ставителей народа, каждое из которых имело бы свои от-






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 283 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2214 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.