Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 8. Политико-правовые учения в России XVII в.




Федоровича»; грамоты, издаваемые самими царями, на­пример грамота Михаила Федоровича 1617 г.); политиче­ские произведения без авторства («О причинах гибели царств», или Описание вин или причин, которыми к поги­бели и к разорению всякие царства приходят, и которыми делами в целости и в покою содержатца и строятца»; «Плач о пленении и конечном разорении Московского государ­ства»); политические учения Никона и Аввакума; политико-правовое учение Ю. Крижанича («Политика»). Основные темы политике-правового дискурса.

1. Поиск причин гибели («погибели» и «разорения) госу­
дарства.
Тема не новая: еще Филофей в XVI в. говорил о
причинах гибели Первого и Второго Рима. Смута в рус­
ском государстве воспринималась как его гибель. Поэтому
интерес к пониманию причин кризиса государства.

В работе безымянного автора «О причинах гибели царств» назывались следующие причины:

• грехи правителей: «грехами и... жестокостью госуда­
рей и начальников оскверняемо и развращаемо бывает го­
сударство»; «никогда не были долговечны власть и могу­
щество мучителя, так как злодеяния и насилия будят в
подданных зависть и ненависть и порождают в людях думы
и помыслы о мести»; «те начальники, которые... жаждут
того, чтобы подданные скорее боялись их, чем любили,
идут к гибели точно слепые»; «нет ничего хуже, если все
одного боятся»;

• божья кара: «все царство переполняется злом и греха­
ми человеческими, за которые карает Бог».

2. Средства против гибели государства (этика госуда­
ря).
В той же работе «О причинах гибели царств» приво­
дятся следующие рекомендации государям:

• «во всяком государстве властителям и начальникам
подобает жить честно и праведно, чтобы являлись они об­
разцом всех добродетелей, ибо каков будет царь, таковы
же, глядя на него, будут и подданные его»;

• необходимо избегать насилия и беззакония;

• законы (судебники) должны вводиться для блага всех
людей в государстве, а не для возвышения богатых и знат­
ных, либо для угнетения неимущих;

• целостность государства более зависит от неизменнос­
ти законов или судебников: всякое новое несет государству
больше потерь, чем прибыли, и «нововведения приводят к
смуте и мятежу в стране»;


А I


8,1. Политико-правова я идеология це рковного раскола... 127

• власть должностных лиц (приказных людей) должна
осуществляться в «своих пределах и в соответствии с зако­
ном и чтобы приказные люди своей власти не превышали,
а пользовались ею лишь настолько, насколько это предус­
мотрено судебниками»;

• не жаждать богатства, не слушать льстецов, не прини­
мать решения во гневе;

• «праздность и лень — также убыток для государства,
когда должностные люди не исполняют своих обязаннос­
тей, возложенных на них Богом, из-за своей праздности и

лени».

3. Происхождение царской власти. Сохраняется тради­
ция толковать власть правителей как данную им от Бога.
Такая трактовка также не нова. В XVI в. Иван Грозный
считал себя Богом избранным русским царем и противопо­
ставлял себя избранному людьми польскому королю.

После избрания в 1613 г. Михаила Романова на Зем­ском соборе возникла проблема согласования идеи богодан-ности русского царя с фактом избрания. В «Утвержденной грамоте» эта проблема решалась следующим образом: «по праведному суду Божию сие избрание на тебе, великом го­сударе».

4. Соотношение церкви и государства. Православная цер­
ковь в России зависела от государства: с середины XVI в.
царь назначал митрополитов, с 1589 г. — и патриархов. Ре­
шение проблемы соотношения церкви и государства связа­
но с именами деятелей православной церкви патриарха
Никона и протопопа Аввакума.

8.1. Политико-правовая идеология церковного раскола. Никон, Аввакум

Никон, в миру Никита Минов, (1605-1681) — русский церковно-политический деятель, патриарх Русской право­славной церкви (с 1652 г.).

Биография. Никон родился в крестьянской семье в Мордовии. Получил" духовное образование в Макарьев-ском Желтоводском монастыре (Костромская губерния). Вначале был сельским священником, затем — священни­ком в Москве, позднее принял постриг и стал монахом в Соловецком монастыре. Будучи игуменом Кожеезерского монастыря, свел в Москве личное знакомство с царем


128 Глава 8. Политик о- правовые учения в России X VII в.

Алексеем Михайловичем (1646). Царь пожелал видеть его архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, в ко­тором находилась родовая усыпальница рода Романовых. В 1652 г. царь «уговорил долго отказывавшегося Никона принять сан патриарха... на всей его воле»1. В окружении царя (среди духовенства и дворянства) давно велись разго­воры о необходимости приведения русских церковных об­рядов и книг в соответствие с обрядами и богослужебными книгами современной греческой церкви. Патриарх Никон возглавил церковную реформу. Реформа привела не толь­ко к расколу Церкви, но и к разрыву Никона с царем.

В 1658 г. Никон уезжает из Москвы в Подмосковье, в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский мона­стырь. В 1666 г. церковный Собор лишил Никона патриар­шего сана. Никон был заточен в Ферапонтов монастырь «как простой монах». Царь Алексей Михайлович не пере­ставал искать пути к примирению, и перед самой своей смертью хлопотал о восстановлении Никона в патриаршем звании. Звание было возвращено уже при царе Федоре (1681), но не застало Никона в живых — он умер, возвра­щаясь в Новый Иерусалим, 17 августа 1681 г.

Логическое основание политико-правового учения. Религиозно-обрядовое мировоззрение.

Основные работы: Письма царю Алексею Михайло­вичу; «Возражения или разорения смиреннаго Никона, божиею милостью патриарха противо на вопросы боярина С. Стрешнева, еже написа Газскому митрополиту Паисию Лигаридиусу и на ответы Паисеовы» (в 1666 г. этот боярин вел допрос Никона, задав ему в письменной форме 30 воп­росов).

Содержание политико-правового учения. Патриарх Никон, возглавив церковную реформу, понимал, что она, по сути, является реформой политической. Церковный Со­бор 1666 г., судивший Никона, поставил, в числе прочего, ему в вину то, что он «досаждал» государю: вмешивался в дела, которые его как патриарха совсем не касались.

Никон критиковал концепцию «Москва — Третий Рим», согласно которой царь объявлялся хранителем пра­вославия. Эта концепция предопределяла возвышение светской власти над властью церковной. Никон же был против такого понимания: «Ты говоришь, что римская сла-

1 Е.Ф. Шмурло. Курс русской истории. СПб.: 2000. Т. 3, гл. 13.






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 473 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2557 - | 2403 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.