Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона.
Суверенитет государства, т.е. верховная власть государства — это такая власть, «действия которой не подчинены иной власти и не могут быть отменены чужой властью по ее усмотрению».
Гроций различает общего носителя суверенитета — государство, а также конкретных носителей, которыми могут быть как одно лицо, так и несколько лиц. Поэтому государства могут иметь различную форму правления, однако ни одна из них не может быть названа совершенной, «ибо какую бы форму правления ни изобрести, никак невозможно избежать тех или иных неудобств или опасностей».
Учение Гроция о суверенитете связано с его представлением о договорном происхождении государства: до момента заключения договора суверенитет принадлежит народу, а после его заключения — государству.
Право народа на низложение и наказание носителей суверенитета государства. Гроций считал, что государство создано путем общественного договора, а договоры согласно предписаниям естественного права должны соблюдаться. Исходя из этой логики, народ не должен иметь права «низлагать и карать» государей, которые злоупотребляют своей властью.
Однако народ, по Гроцию, все же имеет это право, если государь
• становится «явно враждебным всему народу»;
• уже отрекся от престола;
• утратил свою власть, полученную под каким-либо ус
ловием;
• при вручении ему власти он сам дал согласие на то,
что ему, в известных случаях, можно оказывать сопротив
ление и др.
Понятие права. Под правом Гроций понимал «правила нравственных поступков», которые являются для индивидов обязательными: «Во всяком случае, необходима обязанность, ибо... например, правила чести, не имеющие обязательной силы, не заслуживают названия закона или права».
Классификация права. Вслед за Аристотелем Гроций делил право на естественное и позитивное (волеустановлен-ное).
108 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...
В отличие от Аристотеля, для которого источником естественного права была природа, для Гроция источник естественного права — разум. Естественное право — это «предписания здравого разума».
Источником позитивного права для Гроция является воля, которая может быть человеческой и божественной.
Гроций не только по-новому определил источник естественного права, но и сформулировал правила, которые предписываются этим правом каждому рационально мыслящему индивиду:
S воздержись от присвоения чужого имущества;
S верни полученную тобой чужую вещь;
■S возмести извлеченную из этой вещи выгоду;
S возмести ущерб, причиненный по твоей вине;
S воздай людям заслуженное наказание (преступление должно быть наказано);
S договоры необходимо соблюдать (pacta sunt servanda).
Правила естественного права, считал Гроций, неизменны, как неизменна сама разумная природа индивидов. Поэтому естественное право незыблемо и не может: быть изменено даже Богом: «Действительно, подобно тому как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро».
Гроций — буржуазный мыслитель. Он признает право частной собственности, которое устанавливается, с одной стороны, правом позитивным, а с другой — получает защиту в силу права естественного: «Право собственности в том виде, как оно существует в настоящее время, установлено волей человека и, однако же, раз оно установлено, то в силу естественного права преступно похищение против воли чужой собственности».
Концепция международного права. Гроций выступал против захватнических войн и за необходимость подчиняться правовым ограничениям, если война уже началась: «Я был свидетелем такого безобразия на войне между христианами, которое позорно даже для варваров, а именно: сплошь и рядом берутся за оружие по ничтожным поводам, а то и вовсе без всякого повода, а раз начав войну, не соблюдают даже божеских, не говоря уже о человеческих, законов, как если бы в силу общего закона разнузданное неистовство вступило на путь всевозможных злодеяний».
7.2. Политическое уч ение Томаса Гоббса
Гуго Гроций вошел в историю политической и правовой мысли как основоположник школы естественного права Нового времени, основу которой составил рационализм. Он внес существенный вклад в науку международного права.
7.2. Политическое учение Томаса Гоббса
Гоббс Томас (1588-1679) — английский политический мыслитель, теоретик «сильного» государства.
Эпоха. Английская буржуазная революция (начало — 1640 г.); казнь Карла I по приговору верховного трибунала, созданного парламентом в 1649 г.; учреждение республики (commonwealth) (1649-1653); диктатура Кромвеля (1653-1658); реставрация династии Стюартов — правление Карла II (1660-1685).
Биография. Томас Гоббс родился в Веспорте на юге Англии (по другим сведениям — в Мальмеберге). Мать — крестьянка, отец — священник. Еще в школе овладел латинским и греческим языками; в 15 лет поступил в один из колледжей Оксфордского университета, который закончил спустя пять лет, получив степень бакалавра искусств. Стал воспитателем сына одного из английских баронов, что позволило ему путешествовать по другим европейским странам (Франция, Италия). В 1613 г. Гоббс стал секретарем у Френсиса Бэкона — философа и высокопоставленного политика; в 1646 г. преподавал математику будущему королю Карлу II, проживающему во время правления Кромвеля в Париже.
Современники: Рене Декарт (1596-1650) — французский философ (картезианство), математик (декартова система координат), физик (вихри Декарта), физиолог (ввел представление о рефлексе — дуга Декарта).
Логическое основание политике-правового учения. Т. Гоббс — материалист. Он считал, что человек — это тело в мире тел: «Человек ведь является не только физическим телом; он представляет собой также часть государства, иными словами, часть политического тела. И по этой причине его следует рассматривать равным образом как человека и как гражданина».
Основные работы: «О гражданине» (1642); «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного
НО Глава 7. Возникн овение теорий естественного права...
и гражданского» (1651). Эти сочинения были внесены в «Индекс запрещенных книг».
Содержание политико-правового учения. Концепция договорного происхождения государства.
Гоббс различает догосударственное, т.е. естественное, состояние (status naturalis) и государственное, т.е. гражданское, состояние (status civilis).
В естественном состоянии человек действует как физическое тело и руководствуется естественным правом (jus naturale). Естественное право — это «свобода всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наиболее подходящим для этого средством».
Естественное состояние — это состояние войны всех против всех (bellum omnium contra omnes); состояние постоянного страха за свою жизнь.
Однако людям присущ естественный разум, который им предписывает следовать естественным законам (leges naturalis) — неизменным и вечным. Естественный закон (lex naturalis) — «найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».
Гоббс различает три фундаментальных естественных закона.
1. Закон как цель: «следует искать мира и следовать
ему».
2. Закон как средство: «в случае согласия на то других
людей должно согласиться отказаться от права на все вещи
в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и са
мозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по
отношению к другим людям, какую он допустил бы у дру
гих людей по отношению к себе». Отказаться от права на
все вещи означает для Гоббса «упразднить общность иму
щества» и установить право собственности, отсутствие ко
торого в естественном состоянии — причина «войны всех
против всех».
3. Закон как долг: «люди должны выполнять заключен
ные ими соглашения, без чего соглашения не имеют ника
кого значения» (pacta sunt servanda).
7.2. Политическое учение Томаса Гоббса
Все естественные законы, в понимании Гоббса, это моральные законы, они «всегда и везде обязывают людей перед внутренним судом, или судом совести». Чтобы эти законы выполнялись всеми, а не только моральными личностями, необходима общая для людей власть. Чтобы установить эту общую для всех власть необходимо, чтобы «люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы представителями их лица». Каждый доверяет носителю общей власти делать все, чтобы обеспечить общий мир и безопасность, и каждый подчиняется носителю этой власти: «Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим...». «Если это свершилось, то множество людей, объединенных таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни civitas. Таково рождение Левиафана... того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитой».
Отрицание права индивидов па сопротивление государству. Индивиды заключили договор друг с другом о подчинении суверену, а не отдельные договоры с ним, поэтому по отношению к конкретному индивиду суверен не может нарушить договор. Все, что бы суверен «ни делал, не может быть неправомерным актом по отношению к кому-либо из своих подданных и он не должен кем-либо из последних обвинен в несправедливости». Следовательно, ни один суверен «не может быть по праву казнен или как-нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных».
Государство представляется Гоббсу меньшим злом для людей, чем его отсутствие: «Положение человека никогда не может быть без того или другого неудобства и что величайшее стеснение, которое может иногда испытывать народ при той или иной форме правления, едва чувствитель-. но по сравнению с теми бедствиями и ужасающими несчастьями, которые являются спутниками гражданской войны, или с тем разнузданным состоянием безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой принудительной власти, удерживающих их от грабежей и актов мести... если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но беспорядочная толпа, как у циклопов».
Классификация форм правления государства. Критерием классификации служит принадлежность суверенитета и
112 Глава 7. Возникновение теорий естестве нного права...
пригодность формы правления для обеспечения безопасности людей.
Гоббс выделяет три формы, правления государства:
• монархию;
• аристократию;
• демократию.
Монархия — такая форма правления государства, при которой общие интересы совпадают больше всего с частными интересами: «Богатство, сила и слава монарха обусловлены богатством, силой и славой его подданных».
Аристократия — такая форма правления государства, при которой «верховная власть принадлежит собранию лишь части граждан».
Демократия — такая форма правления государства, при которой верховная власть принадлежит собранию всех.
Гоббс критиковал монархию, потому что по наследству верховная власть может достаться несовершеннолетнему или тому, кто не может различать добро и зло. Но демократия также вызывала его критику, так как в отношении решения вопросов о войне и мира и в отношении составления законов она оказывается в «таком же положении, как если бы верховная власть находилась в руках малолетнего».
Образ государства. Государство представляется Гоббсу Левиафаном. Левиафан — это морское чудовище, о котором сообщается в Библии. Тело Левиафана покрыто чешуйками, каждая из которых символизирует гражданина государства, а в руках — символы государственной власти: «Ибо искусством создан тот великий Левиафан, который называется государством (по латыни civitas) и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан».
Гоббс проводит аналогии между государством как искусственным человеком и человеком как таковым: верховная власть — душа; магистраты — суставы; награда и наказание — нервы; благосостояние и богатство частных лиц — это сила; безопасность народа — занятие; справедливость и законы — искусственный разум и воля; гражданский мир — здоровье; смута — болезнь; гражданская война — смерть.
Б.Н. Чичерин назвал Гоббса геометром, настолько математически образными были его выводы. Гоббс отправляет-
7.3. Учение Джона Локка о праве и г осударстве... 113
ся не от действительной истории, а исходит из гипотетического естественного состояния. Идеи Гоббса были восприняты основателем школы юридического позитивизма Джоном Остином.
Словарь «Bellum omnium contra omnes» — «Война всех против
всех»
«Cogito ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, я существую» (Декарт)
«Pacta sunt servanda» — «Договоры должны соблюдаться»
7.3. Учение Джона Локка о праве и государстве. Теория разделения властей
Локк Джон (1632-1704) — английский мыслитель, первый радикальный критик абсолютной монархии, теоретик неотчуждаемых прав человека, разделения властей и законности.
Эпоха. «Славная революция» 1688 г. в Англии, принятие «Билля о правах» 1689 г., установление конституционной монархии.
Биография. Джон Локк родился в Рингтоне (графство Сомерсет на юго-западе Англии). Отец его был провинциальным адвокатом, служил в парламентской армии Кромвеля. Во время диктатуры Кромвеля Джон Локк учился в колледже Христовой церкви Оксфордского университета — за выдающиеся успехи его приняли на казенный счет, в 1656 г. получил степень бакалавра, в 1658 г. — степень магистра. Был домашним врачом и доверенным лицом одного из английских лордов. Во время английской «Славной революции» 1688 г. находился в эмиграции в Нидерландах. В 1689 г. вернулся в Англию, где опубликовал свои произведения, принесшие ему известность. Умер от тяжелой легочной болезни. Сочинил собственную эпитафию: «Остановись, путник: здесь покоится Джон Локк. Если ты спросишь, что за человек он был, то знай — он был доволен своим скромным уделом. Он был воспитан как ученый, все свои дни и труды он посвятил постижению истины. Это ты сможешь узнать из его сочинений».
Логическое основание политико-правового учения. Основатель эмпиризма в теории познания; представитель естественной школы права.
114 Глава 7. Возн и кновение теорий ес т ест венн ого права...
Основные работы: «Опыты о законах природы» (1662-1664); «О медицинском искусстве» (1669); «Два трактата о правлении» (1690).
Содержание политике-правового учения. Дж. Локк был сторонником концепции неотчуждаемых прав человека. Он признает существование естественного, т.е. догосудар-ственного, состояния. В этом состоянии существуют равенство индивидов в обладании правом на жизнь, свободу, собственность.
Жизнь, свобода и собственность — вот триада естественных и неотчуждаемых прав человека по Локку.
Критика абсолютной монархии. Абсолютная монархия, считал Локк, несовместима с гражданским обществом и не может быть вообще формой гражданского правления. «Цель гражданского общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из того, что каждый человек является судьей в своем собственном деле».
Концепция договорного происхождения государства. Государство создается для преодоления недостатков естественного состояния путем заключения общественного договора: «Люди вступают в соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо не являющийся членом общества».
Заключение общественного договора позволяет преодолеть недостатки государственного состояния, при котором:
1) «нет установленного, определенного, известного за
кона, который был бы признан и допущен по общему со
гласию в качестве нормы справедливости и несправедливо
сти»;
2) «нет знающего и беспристрастного судьи»;
3) «недостает часто силы, которая могла бы подкрепить
и поддержать справедливый приговор и привести его в ис
полнение».
Эти недостатки лишают индивидов возможности обеспечить свою частную собственность — одно из фундаментальных для Локка естественных прав человека: «Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их собственности».
7.3. Учение Джона Локка о праве и государстве... 115
Концепция ограничения государственной власти. Для обеспечения триады естественных и неотчуждаемых прав человека необходимо следующее.
1. Ограничить объем законодательной власти. Законо
дательная власть:
•S не может быть «абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа»;
■/ «не может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия»;
•S «законодательная власть представляет собой лишь доверенную власть»;
■S «законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, доверенное народом...».
2. Разделить государственную власть: «Законодатель
ную и исполнительную власть часто надо разделять».
Локк выделяет три власти:
1) законодательную;
2) исполнительную;
3) федеративную.
Законодательная власть действует непродолжительное время. Исполнительная и федеративная власти действуют непрерывно, так как требуется постоянное исполнение законов. Федеративная власть — это исполнительная власть, которая решает вопросы внешней политики.
У Дж. Локка разделение властей — это соподчинение властей. Законодательная власть является верховной по отношению ко всем другим видам власти.
Право народа на сопротивление законодательной власти. Суверенитет принадлежит народу, который сохраняет за собой право на восстание: «Сообщество постоянно сохраняет верховную власть для спасения себя от покушений... кого угодно, даже своих законодателей, в тех случаях, когда они окажутся настолько глупыми или настолько злонамеренными, чтобы создавать и осуществлять заговоры против свободы и собственности подданного».
Концепция законности у Локка состоит из двух частей.
1. Соотношение закона и свободы. Свобода — это жизнь в соответствии с законом: постоянным; общим для каждого в обществе; установленным законодательной властью, созданной в обществе. И наконец, свобода — это возможность следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон.
116 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...
2. Равенство всех перед законом: «Преступать пределы власти не имеет права ни высокопоставленное, ни низшее должностное лицо; это в равной степени непростительно как королю, так и констеблю».
* * *
Концепция неотчуждаемых естественных прав человека, разработанная Джоном Локком, была воспринята Томасом Джефферсоном, подготовившим проект Декларации независимости США (1776) и использовавшим локков-скую триаду естественных прав человека (жизнь, свобода, собственность), но несколько в другой редакции (жизнь, свобода, стремление к счастью).
В дальнейшем теория разделения властей Локка была развита Ш. Л. Монтескье.
7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы
Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) — голландский философ, теоретик естественного права и договорного происхождения государства.
Эпоха. В XVII в. Нидерланды представляли собой федеративную республику, которая до середины века была самой развитой буржуазной страной Европы. По мнению историков, «вместо подлинно единых Нидерландов республика представляла собою "тесную унию"». Усиливаются противоречия между кальвинистским духовенством и республиканским правительством. Возобновляются попытки дворянства установить монархию.
Биография. Бенедикт (Барух) Спиноза родился в Амстердаме, в еврейской купеческой семье, которая бежала из Португалии в Нидерланды, спасаясь от преследований инквизиции. Рано стал помогать отцу в торговле. В 1654 г. после смерти отца возглавил его дело. Заинтересовался естественными науками и философией Декарта. В 1656 г. за несоблюдение еврейских религиозных обрядов и отказ посещать амстердамскую синагогу был подвергнут великому отлучению от синагоги. Был вынужден переселиться в провинцию, где занимался философией и шлифовкой стекол. Ему покровительствовал Ян де Витт, известный математик, который возглавлял нидерландское правительство и
_____ 7.4. Поли тико-правов ое учение Бенедикта Спинозы 117
был лидером республиканской партии. В 1670 г. Спиноза переехал в Гаагу, а в 1677 г., в 45-летнем возрасте, умер от чахотки, в ужасающей бедности.
Логическое основание политико-правового учения. Спиноза — материалист, для которого мир природы не является продуктом творения Бога и не содержит в себе ничего сверхъестественного. В природе, полагал Спиноза, все детерминировано. Спиноза был последователем учения пантеизма, отождествлявшего Бога и природу. Ф. Энгельс отмечал, что, начиная со Спинозы, философия «настойчиво пыталась объяснить мир из него самого».
Основные работы: «Принципы философии Рене Декарта» (1663); «Богословско-политический трактат» (1670); «Этика, доказанная геометрическим методом» (1675), в которой Спиноза построил сложную систему этических норм с помощью правил Евклидовой геометрии; «Политический трактат» (не завершен).
Содержание политико-правового учения. Спиноза выработал концепцию естественных прав человека, рассматривая эти права с точки зрения естествоиспытателя. Естествоиспытатель одинаково осмысливает как явления мира природы, так и социальные явления. Как естествоиспытатель Спиноза, например, не видел никакой принципиальной разницы в изучении человека или рыбы. Для Спинозы рыбы — это существа, которые определены природой к плаванию, а большие рыбы определены природой к пожиранию меньших рыб. Рассуждая таким образом, он признавал за рыбами естественные права. Рыбы, считал Спиноза, по своему высшему естественному праву владеют водой, а большие рыбы — еще и правом пожирать малых, человек представлялся Спинозе такой же частицей природы, как и рыбы, поэтому человек подчиняется тем же законам природы, что и рыбы.
Вслед за Гоббсом Спиноза стремился изучать человека и его действия как геометр. Необходимо, полагал Спиноза, рассматривать «человеческие действия и влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах».
Спиноза делает вывод, что человек как существо природное руководствуется, прежде всего, своими аффектами (эгоизм, страсть, корысть и др.), одновременно следуя закону самосохранения: «стремится к своей пользе, к выгоде, но большинство руководствуется своим мнением, увлече-
118 Глава 7. Возникновение теорий естественного права...
нием, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим», «с величайшим жаром ищет своей пользы, а за справедливейшие считает те законы, которые необходимы для сохранения и приумножения его достояния».
Итак, естественное право человека — это право на самосохранение, которым обладает каждый индивид. Естественное право индивида — это его природная «мощь», «сила».
Спиноза разделял концепцию договорного происхождения государства. Он различал два состояния людей: естественное и государственное.
Естественное состояние представлялось ему борьбой отдельных сил-прав, которую ведут отдельные индивиды в целях своего самосохранения.
Однако самосохранение, полагал Спиноза, не может быть обеспечено в естественном состоянии, так как отсутствует общее для всех право, нет никакого понятия преступления, все равны в своем праве на все.
Самосохранение каждого индивида, заключал Спиноза, может быть обеспечено только в государстве, в котором по общему праву всего государства решается, что есть добро, а что зло. Поэтому, учил Спиноза, сама природа людей диктует им выход — перейти в государственное состояние: «Ясно, что причин и естественных основ государства следует искать не в указаниях разума (ratio), но выводить из общей природы... людей».
Путь перехода из естественного состояния людей в государственное Спиноза видел в заключении общественного договора между индивидами: «Общество может быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем всегда с величайшей верностью, если, конечно, каждый перенесет на общество всю мощь, какую он имеет; оно, стало быть, одно будет иметь высшее естественное право на все, т.е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания».
Таким образом, государство у Спинозы является результатом сложения сил-прав, а высшее естественное право государства равняется сумме естественных сил-прав индивидов.
Спиноза полагал, что государство — необходимая форма человеческого существования, потому что только оно способно сдерживать аффективную природу человека:
7.4. Полити ко-правовое учение Бенедикта Спи н озы 119
«...Ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей».
Однако отношение Спинозы к создаваемому индивидами государству утилитарное: он полагал, что каждый индивид связан общественным договором только до тех пор, пока он приносит ему пользу. Как только договор перестанет приносить пользу индивиду, «договор сразу прекращается и остается недействительным».
В отличие от Гоббса Спиноза считал, что «естественное право каждого... в гражданском состоянии не прекращается», так как в каждом из этих состояний человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом и надеждой; «каждый сохраняет при себе из своего права многое, зависящее, таким образом, только от его решения, но ни от чьего другого».
Концепция границ государственной власти. Вслед за Макиавелли Спиноза обратился в своих исследованиях к проблеме определения границ вмешательства государства в жизнь общества.
Макиавелли предлагал решать эту проблему с опорой на тот исторический опыт, который был накоплен у различных народов. Например, он призывал государя, стремящегося получить поддержку у своих подданных, не посягать на их имущество и не задевать честь подданных. Спиноза решает ту же самую проблему на основе выведенного им закона самосохранения. всего живого, согласно которому все в природе стремится к самосохранению, включая и государство. Спиноза считал, что «к праву государства менее относится то, на что негодует большинство». Развивая эту тему, он конкретизирует границы государственного вмешательства. Государство не должно посягать, прежде всего, на свободу мысли:
• «то правление считается насильственным, которое по
сягает на умы»;
• «то правительство самое насильническое, при котором
отрицается свобода за каждым говорить и учить тому, что
он думает»;
• «законы, устанавливаемые относительно мнений... из
даются не для обуздания злодеев, но скорее для раздраже
ния честных людей и не могут быть защищаемы без боль
шой опасности для государства»;
120 Глава 7. Возникновение теорий естественного пра ва...
• «можно ли выдумать большее зло для государства, чем то, что честных людей отправляют как злодеев в изгнание потому, что они иначе думают и не умеют притворяться?». В качестве обоснования невмешательства государства в духовную сферу человеческой жизни Спиноза выбрал ссылку на предмет заключенного индивидами общественного договора: «Каждый поступился, заключив общественный договор только правом действовать по собственному решению, а не правом рассуждать и судить о чем-либо».
Спиноза предложил новый критерий насилия над подданными в государственном правлении: «Чем менее дают людям свободы суждения, тем более уклоняются от состояния наиболее естественного и, следовательно, тем насильственнее господствуют». Этот критерий используется Спинозой и при анализе конкретных форм правления государства.
Классификация форм государственного правления. Спиноза различает три формы государственного правления: монархию; аристократию; демократию.
Спиноза — против абсолютной монархии, но допускает ограниченную монархию, поскольку считает, что «устойчивость монархической формы правления тогда будет, когда все право будет изъявленной волей царя, но не так, чтобы всякая воля царя была правом».
Аристократия — это такая форма государственного правления, при которой носителем власти выступает «достаточно многочисленное собрание». Примерами такой формы государственного правления были для Спинозы Венецианская и Голландская республики, в которых власть была открыта «большинству богатых», т.е. патрициату, а простонародье от власти отстранялось.
Аристократия признавалась Спинозой более устойчивой формой государственного правления, нежели монархия, так как при этой форме правления:
•/ нет секретных расходов, обременительных для подданных;
S государство «более приспособлено к сохранению свободы»;
•S монархи смертны, а советы, напротив, вечны.
Демократия воспринималось Спинозой как наиболее естественная форма государственного правления, так как она позволяет сохранить свободу индивидов, которую природа представляет каждому. В этом государстве, полагал
____ 7.4. Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 121
Спиноза, «каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет». В демократическом государстве все договариваются действовать только исходя из общего решения, которое получило наибольшее число голосов: «В демократическом государстве менее должно бояться нелепостей, ибо почти невозможно, чтобы большинство собрания сошлось на одной нелепости».
Таким образом, можно сделать вывод, что Спиноза приемлет только такие формы государственного правления, в которых допускается свобода мысли: монархию, в которой монарх опирается на мнение Совета; аристократию, которая, по определению, предполагает коллегиальное вынесение решений; демократию как оптимальную форму реализации свободы мысли.
Теория закона. Спиноза придавал большое значение законам, устанавливаемым в государстве. Исходя из того, что человек по своей природе — существо, которое не руководствуется истинным разумом, а большинство людей руководствуются лишь своим мнением, движимы прихотями, не считаются с будущим, Спиноза обосновывал необходимость законов для людей. Он писал: «Ни одно общество не может существовать... без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданные порывы людей»; законы нужны для того, чтобы «сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно».
В связи с этим Спинозу волновал вопрос: как воплотить в законах истинный разум, направленный на общее благо? Отвечая на него, Спиноза сознавал, что создание законов не может быть доверено монархам или любым другим отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы неизбежно возьмут верх над разумом. Чтобы закон был разумен, делал вывод Спиноза, он должен быть принят большим собранием людей, в котором противоречивые частные интересы и аффекты взаимопогашаются, и в результате остается только разумное начало.
Представление Спинозы о законе как выражении человеческого разума напоминает положение Аристотеля о законе как уравновешенном разуме.
Впоследствии идея о том, что свобода людей в государстве возможна лишь в условиях подчинения равному для
122 Глава 7. Возникн овение теори й естественного права...
всех и в то же время разумному закону, появится у Локка, а затем станет общей для французских просветителей (Вольтер, Монтескье, Руссо).
Спинозу волновала проблема устойчивости законов, которая может служить критерием их эффективности. Он решал эту проблему следующим образом: «Законы же остаются незыблемыми, когда они защищаются и разумом, и общим для людей аффектом; иначе, т.е. если законы опираются исключительно на разум, они, конечно, бессильны и легко нарушаются».
Спиноза поднял проблему панюридизма — тотального регулирования общества законами. Спиноза — противник панюридизма: «Кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их».
В частности, Спиноза не допускал даже мысли о том, что государство может навязывать посредством законов мораль.
С именем Спинозы связана идея народного суверенитета, истоки которой можно найти в Средние века у Марси-лия Падуанского. Продолжателем традиции обоснования народного суверенитета в эпоху французского Просвещения станет Руссо (схема 2).
XVII в. |
Просвещение |
Средние века