Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Новые тенденции мейнстрима




В первой половине 90-х возникли две специфически британскиеразновидности брейкбита: взвинченный, изломанный и быстрый джангл и кудаболее заторможенный саунд группы Massive Attack, который журналисты поначалуназывали "эмбиент хип-хоп". Потом сошлись на термине "трип-хоп", которыйприлип намертво.Пугливый юноша Люк Вайберт (Wagon Christ, Plug) уверяет, что в 1991году написал на своей демо-кассете два слова "trip hop" и в виду при этомничего не имел. Кассета попала на лондонский лейбл Mo'Wax, и близкие к немужурналисты подцепили термин. Люк вовсе не настаивает на своем приоритете,наоборот, очень стесняется, что дал жизнь этому монстру.Под трип-хопом имеется в виду неспешный гипнотический грув в сочетаниис депрессивным рэпом полузадушенным голосом и неуверенным девичьим пением.Как и в случае с джанглом, секрет успеха состоял в синтезе брейкбита сбас-партией, позаимствованной из даб-регги. Классики жанра - Massive Attack,Portishead, Трики. Все они, как и Люк Вайберт, разумеется, всегда отрицали,что имеют отношение к выдуманному журналистами трип-хопу.

Massive Attack

В 1990 году ядро славного бристольского хип-хоп-андеграунда объявилосебя группой Massive Attack. Это были три ди-джея: Daddy G, Mushroom и 3D.Mushroom: "Забудь всю ахинею, которую ты слышал о трип-хопе, пятнадцатьлет назад мы называли наш саунд lover's hip hop. В принципе нет большойразницы между тем, что делаем мы и, скажем, Puff Daddy. Но его почему-тоникто не называет трип-хоппером".Mushroom не сомневался в единстве хип-хоп-культуры и уверял, что емуневдомек то влияние, которое его группа оказала на состояние танцевальноймузыки 90-х. По его мнению, он и его коллеги вовсе не следили за моднымимузыкальными тенденциями и не пытались быть впереди планеты всей. Дескать, укаждого в голове свой собственный гул. Джефф Барроу (Portishead) - вообщезануда, завернутый на саундтреках фильмов 60-х годов. Или DJ Krust - тожепарень себе на уме: "Музыка из Бристоля звучит чуть-чуть иначе вовсе непотому, что Бристоль - ужасно музыкальный город. Как раз наоборот. Бристоль- это гнусная расистская дыра. Своеобразие Бристоля в том, что он изолированот всего остального мира".Похоже, что рецепт раннего трип-хопа выглядел так: бери милую твоемусердцу музыку и топи ее в медленном басу. Massive Attack утопили нежный соули хип-хоп, Portishead утопили джаз и саундтреки дешевых кинодетективовтридцатилетней давности.Massive Attack, начинавшие как чисто ди-джейский коллектив, орудовавшийдвумя проигрывателями грампластинок, пришли к живому многослойному саунду. В98-м трип-хоп стал восприниматься как живая поп-музыка, которую делаютбывшие хип-хоп-ди-джеи.3D бледен, его лицо и шевелюра измяты. В жизни его привлекают две вещи- футбол и алкоголь. Марихуану он тоже курит до омертвения.3D грустно признается, что сам он - шизофреник и что то же самое можносказать и о музыке его группы: "Шоу-бизнес позволяет тебе быть вполнелегальным шизофреником".С вашего позволения, еще одна цитата из 3D - моя любимая: "Есликакая-то вещь вообще заслуживает, чтобы ее делали, то она заслуживает того,чтобы ее делали медленно".

Tricky

На довольно невинный вопрос, какова его самая большая мечта в жизни,Трики, не задумываясь, отвечает: "Одним усилием воли взрывать головы людей".Он представляет себе это очень отчетливо: внутреннее усилие, легкое жжение взатылке, свист в воздухе... и бах! - чья-то голова разлетается как арбуз, покоторому ударили палкой. А Трики может отдышаться и пару минут передохнуть."Очень не люблю людей, ведь Господь Бог насоздавал их всех, чтобыдействовать мне на нервы. Играют в какие-то никому не нужные игры инепрерывно лгут". Но поскольку парапсихологическую способность отрыватьголовы окружающим Трики еще, слава Богу, в себе не развил, то он вынуждендействовать проще: "Я часто смотрю на людей неподвижным и тяжелым взглядом,чтобы вызвать у них хотя бы головную боль".Смотреть на людей с настырностью электродрели Трики научился много летназад у своей бабушки, впрочем, тогда его звали Эйдриан Тос. Он родился вБристоле тридцать лет назад. Отец покинул семью вскоре после рождения сына,мать умерла от передозировки наркотиков.С детских лет Эйдриан страдал астмой и панически боялся умереть отудушья. Бабушка его жалела и разрешала не ходить в школу. Она была страстнойлюбительницей фильмов ужасов, каждый день брала напрокат кассеты и всю ночьсмотрела их вместе со своим внучеком. А утром они отсыпались.Уже в четырнадцать лет Эйдриан был довольно отпетым малым. Онпредводительствовал в банде трудных подростков, которые занимались разногорода мелкой преступной деятельностью: влезали в квартиры, угонялиавтомобили, торговали марихуаной, гонялись за девчонками и, естественно,дрались. Именно в это время к юноше прилипла кличка Tricky Kid, то есть"маленький обманщик", которая через десять лет сократилась до просто Трики.Многие хип-хоп-музыканты уверяют, что если бы не музыка, они точнооказались бы уголовниками. В случае Трики это шаблонное заявление неявляется преувеличением.Бабушка накачивала внучка не только фильмами ужасов, но и безысходнотрагичными песнями Билли Холлидей. Старуха подолгу смотрела в глаза Трики,запрещая ему мигать или отводить взгляд: она пыталась разглядеть в его лицечерты своей погибшей дочери. В результате подросток блестяще освоилнеподвижно-гипнотический и вполне безумный взгляд, который ему очень помог вего уголовной и музыкальной карьере.Собственно, особенно опасным хулиганом Трики не был. Маленький,худенький, тонко чувствующий, и к тому же больной астмой, подросток на шкафникак не походил и в драки предпочитал не ввязываться. Он устрашал своимвидом и хорошо подвешенным языком. Трики постоянно наряжался в девичьеплатье и красил губы в ярко-пурпурный цвет. Заявлялся он в таком виде и вшколу.В семнадцать лет его ненадолго посадили, поймав на попытке разменятьфальшивые банкноты. Спрей против астмы у него отобрали. Когда на Трикинаехали сокамерники, у него от перевозбуждения начался приступ астмы, носпрей ему так и не вернули. Он выжил каким-то чудом.На ребят из Massive Attack принесенная Трики песня "Aftermath" непроизвела ровным счетом никакого впечатления, и они наотрез отказалисьвключить ее в свой второй альбом "Protection". Трики казалось, что егоколлеги слишком долго вылизывают каждый трек, избегают непроторенных путей ине доверяют ему принятие важных стратегических решений. Он понял, что пораначинать соло-карьеру.Сказать, что его дебютный альбом "Maxinquay" произвел впечатление,значит ничего не сказать. Он был одновременно мелодичным и безумным, ритмкак-то неласково сбивался и дергался. В густо наполненных матерщиной текстахречь шла о страхах, ужасах и мрачных сексуальных наваждениях.Хриплый и свистящий голос астматика Трики сравнивали с наждачнойбумагой, а музыка воспринималась не иначе как нечто потустороннее или влучшем случае инопланетное. Одним словом, восторгу критиков не было предела.Именно для характеристики саунда альбома "Maxinquaye" был применен термин"трип-хоп". Трип-хоп воспринимался как брит-поп, изготовленный из хип-хопа идаба.В отличие от Massive Attack и Portishead Трики звучал злобно и мрачно.И в ностальгической грусти и задумчивости его заподозрить было никак нельзя.Источники его саунда критики усматривали в панк-роке (принцип "все, чтони сделаю, будет хорошо"), в необычайном количестве выкуриваемой травы -Трики курит марихуану без перерыва, чем, дескать, и объясняется егосклонность к длинным и монотонным трекам, наполненным страннымиакустическими вкраплениями, - и даже в его хронической астме. Дело не тольков надтреснутом и сухом тембре голоса Трики и в его задыхающейся интонации, ав том, что саунд в целом - очень плотный и удушливый, в нем нет воздуха исвета.Трики был моментально объявлен гением и живым классиком, которомуудалось убедительно продемонстрировать, что у поп-музыки есть будущее. Инымисловами, Трики моментально стал законодателем музыкальной моды - его личныйвкус, его личные боль и безумие вдруг оказались необычайно клевой и стильнойштукой. Всем захотелось иметь такую же.Вся история поп-музыки - это история изготовления love songs (песен олюбви). Поп-сознание воспринимает любовь в качестве позитивной,жизнеутверждающей, освободительной силы. Любовь - это награда страдальцу, иесли Scorpions поют о грязной любви, то они ее вовсе не осуждают, а радуютсяей, вызывая одобрение сочувствующей публики.Для Трики любовь - это паранойя, мрачная и безысходная болезнь. Ну и,разумеется, очень серьезное и глубоко личное дело. Видеоклипные оргии исамореклама в духе Принца, который искренне гордится своими живописными ибезобидными пороками, для Трики неприемлемы. Мысль Трики медленно ходит покругу с настойчивостью кошки-маньячки, которая никуда особенно ненаправляется, но и на месте сидеть не может.В искусствоведении время от времени всплывает термин "декаданс". Когданаступает закат цивилизации, когда общество утрачивает способность кразвитию, начинается роскошное и бессмысленное благоухание. И гниение. Нораз все сколько-нибудь заметные империи уже давным-давно вымерли, критики,ничтоже сумняшеся, усматривают черты декаданса в конце каждой историческойэпохи или еще проще - в конце столетия.Музыка Малера и Дебюсси, поэзия русского и французского символизма,архитектура стиля модерн расцвели на стыке XIX и XX веков. Трики, конечно,не похож на Дебюсси, Бальмонта и тем более на фасад московской гостиницы"Метрополь", но что ненавистный XX век уже проходит, он, очевидно,чувствовал.Все прогрессивное человечество ожидало продолжения альбома"Maxinquaye", но его не последовало. Трики, увидев, что его саундмоментально разворовали и размножили, задался целью изготовить музыку,которую не только будет невозможно скопировать, но, главное, и не захочется.Он добился своего, его продукция образца 1996 года звучала на удивлениесухо, мрачно и минималистично. Трики поставил в тупик большинство своихпоклонников и подражателей и вместе с Мэрилином Мэнсоном стал одной из самыхкрупных странностей середины 90-х.Трики заявлял, что не хочет иллюзии счастья и радости, не хочетподделок, эрзацев и протезов, он хочет того, что он называет реальной жизнью- имеется в виду какой-то всеобъемлющий и непобедимый ужас, в которомоказывается человек, отказывающийся лгать себе. Трики хранит спокойствие, несуетится и не ускоряет темпа, дескать, быстрая музыка - это свидетельствопаники и смятения души, но одновременно он и не отводит взгляда от мрака,окружающего его и в то же время плещущегося в нем. Вообще говоря, этодовольно странная позиция для поп-музыканта. Куда больше она напоминаетмировоззрение средневекового рыцаря или шамана.

Wordsound

На волне разгоревшихся страстей вокруг трип-хопа в моду снова вошелдаб. Опять стали выпускаться даб-альбомы и переиздаваться старые записи 70-хгодов. Даб стал постоянной темой в музыкальных журналах. Выяснилось, чтобасоемкие разновидности музыки очень многим обязаны даб-идее, более того,вся новая музыка 90-х при ближайшем рассмотрении оказалась неодабом.Самый крупный поставщик неодаба 90-х - это нью-йоркский лейблWordSound, продвигающий очень тяжелый, медленный и угрожающий брейкбит,часто с ближневосточным оттенком.По общему признанию, альбомы, выходящие на лейбле WordSound, звучатмрачно, это тяжелая и угрожающая музыка. Я бы не стал настаивать на подобнойпреувеличенно эмоциональной оценке - ведь у каждого свои представления отом, что такое "мрачный" звук. В любом случае, можно согласиться с тем, чтоэто довольно интенсивная музыка, чуждая всякой слюнявости. Впрочем, учитываято, что WordSound действует в атмосфере слюнявого хип-хопа, я быподкорректировал последнее утверждение таким образом: это довольноинтенсивная музыка, даже слюнявость у нее насупленная.Журналисты радостно соглашались, что звучание WordSound как нельзялучше характеризует ту античеловеческую помойку, в которую превратилсяНью-Йорк.Говоря о своей музыке и своем миросозерцании, ребята из WordSoundпостоянно употребляют слова "ill", "illness", то есть "больной", "болезнь".Такие слова как "джаз" и "фанк" раньше были гнусной матерщиной. Теперь же ислово "больной" начинает восприниматься как позитивное. В состоянии всеобщейразрухи и тотальной катастрофы - а музыканты из WordSound уверены, что живутна обломках цивилизации, - всякий трезвый человек должен признать, что онтяжело болен, только тогда у него появится шанс на выздоровление. А в нашейвысокотехнологической цивилизации так называемое здоровье - это симптомполной капитуляции перед материалистическим миром больших машин, большихденег и больших руин.Ребята из творческого коллектива WordSound не только делаютсногсшибательную музыку, у них и в голове сногсшибательные опилки.Европейские журналисты тщательно следят, чтобы по ходу интервью не всплываланикакая паранойя, но отдельные перлы все же просачиваются в печать. Скажем,такой: "Человек - это промежуточная стадия развития. Переход от обезьяны кчеловеку мы уже осуществили, теперь перед нами стоит задача превращениячеловека в инопланетянина".WordSound вдохновляется книгой Уильяма Купера "Вот скачет коньбледный", а также так называемой Книгой откровений. В них идет речь овсемирном заговоре. Для тех, кто не в курсе, я поясню. Конец света наступил,сбываются пророчества Апокалипсиса. Но конец света наступил не сам собой,так сказать, стихийно, конец света - результат деятельности всемогущих, нотщательно законспирированных сил.К чему они стремятся? К тотальному контролю.Функционирует все это дело следующим образом: не осталось свободнойинициативы, абсолютно все, что в обществе происходит, заранее заказано иоплачено. Все мы - безмозглые куклы, единственный мотив нашей деятельности -погоня за деньгами, мы сами не знаем, что и зачем творим. Поэтому все, чтопроисходит вокруг и внутри нас, - это реализация глобального плана каких-тотемных сил. Противостоять этому тайному заговору невозможно - уже слишкомпоздно, но можно попытаться пережить конец света. Для этого надо отказатьсяот материалистического взгляда на вещи и встать на чисто идеалистическуюпозицию.Лейбл WordSound отказывался печатать на обложках своих компакт-дисковштрих-код, дескать, в Библии прямо сказано, что в последние времена будетидти строгий учет всех товаров и на каждом из них будет стоять особаяпомета. Именно поэтому многие американские универмаги отказываютсязаказывать компакт-диски WordSound - ведь все кассы давным-давноавтоматизированы. Продукция фирмы пользуется куда большим спросом в Европе,но ирония судьбы заключается в том, что альбомы WordSound переиздаются вЕвропе с самым настоящим штрих-кодом. Да, от судьбы не уйдешь, я имею в виду- от конца света.Знак фирмы WordSound - это буквы "S" и "W". Написаны они очень хитро: Wпересекает S. В результате получается знак доллара, но не с двумявертикальными черточками, а с тремя. Страшно подумать, что за этим можетскрываться.Особое значение в идеологическом комплексе WordSound имеет нумерология.Просвещенные болваны полагают, что это - лженаука, для тех, кто видит сквозьстены, - это путь к знанию.В 1998 году на интернетовском сайте WordSound я нашел текст парня,выпускающего свою музыку под псевдонимом Профессор Шихаб: "Нумерология - этоне только священная наука, это самый простой и естественный способ общения синопланетянами. Последовательность чисел - это единственная возможностьобменяться с ними знанием. Числа "3" и "1" полны смысла и значения. Весьдуховный опыт человечества может быть выражен формулой "Три в Одном и Один вТрех". Геометрическая реализация этой идеи - равносторонний треугольник. Этообраз Творца, находящегося в полном покое и созерцающего самого себя. Есликаждое из ребер равностороннего треугольника разбить пополам, то возникнетчетыре маленьких равносторонних треугольника. Это начало творения иодновременно - появление числа "четыре", ведь четыре - это три плюс один.Этот закон содержит секрет ключевого числа трехмерного мира - числа "семь".Для дальнейшей информации на эту тему посмотрите на египетские пирамиды иподождите до 2000 года".Я снимаю шляпу и завидую. Именно в таком стиле следует излагать своютворческую позицию и комментировать музыку.

Show business

Не следует представлять себе драм-н-бэйс и трип-хоп в качестве хотя иобращающих на себя внимание, но в целом маргинальных явлений. И драм-н-бэйс,и трип-хоп являлись несущими столбами грандиозного проекта обновления лицасовременной поп-музыки За этим проектом можно распознать, выражаясь вретро-стиле, оскал британского поп-музыкального империализма.Следует отметить, что шоу-бизнес - это далеко не столь очевидная вещь,как могло бы показаться. Бизнес и шоу, хотя и тесно связаны, но, вообщеговоря, не идентичны, они функционируют по собственным законам в собственныхпространствах. Интернациональные концерны явно относятся к бизнесу, онимогут вложить в маркетинг чего угодно непомерно большие деньги, но этимсфера их возможностей и ограничивается: либо дать большие деньги, либо ихотнять. Собственно бизнес - вещь на редкость неизумительная и, разумеется,существующая в самых разных формах - крупных, средних и мелких. Крупныйбизнес хочет вкладывать деньги в звезд, в перспективные тенденции, в то, чтопользуется массовым спросом. При этом, как именно возникают звезды и почемуименно эти, а не другие, как появляются тенденции и моды, как возникаетспрос и почему он проходит, концерны, похоже, не знают: шоу находится запределами их понимания. Кто же контролирует шоу?Ответ на этот вопрос вовсе не очевиден. Ясно, что никакую инстанцию, тоесть никакой небоскреб с сияющими буквами на крыше, указать невозможно. Яснои то, что шоу (в отличие от бизнеса) существует далеко не везде. Есть оно вВеликобритании, есть оно и в США, а вот в остальных местах, скажем, вГермании, где музыкального бизнеса куда больше, чем в Великобритании, егонет. Шоу - это ярмарка тщеславия, это результат многолетней традициисоздания звезд на конвейере, традиции устроения истерик в автономнодействующих средствах массовой информации. Ведь дело не только в том, чтобыобъявить кого-то звездой: нужно воспитывать массы людей, желающих статьзвездой, знающих, что это такое и зачем нужно, а с другой стороны, нужновоспитывать новые и новые поколения потребителей именно звезд -экстравагантных, капризных, блестящих и недостижимых. И дело тут далеко нетолько в деньгах. Британская музыкальная пресса смакует историю британскойпоп-музыки и буквально толкает музыканта в спину: стань новым Дэвидом Боуи!И демонстрирует при этом компетентность, иронию, вкус, легкость, лихость истрасть.Эйфорию в прессе называют коротким словечком "hype", происходящем от"гипертрофировать". Собственно, наличие или отсутствие этого самогошоу-бизнеса как раз и определяется тем, способны ли масс-медиа подаватьнароду поп-культуру в восторженно-гипертрофированном виде.На британских островах музыкально-критические вакханалии прекраснофункционируют. Весь остальной мир поделен на две части: во-первых, это сераяи безынициативная зона, к которой относится континентальная Европа, и,во-вторых, огромные США со своими собственными автономно функционирующимиярмарками тщеславия.По поводу континентальной Европы британская поп-мода никаких комплексовне испытывает, а вот наличие США с их повернутыми внутрь себя глазами,довольно сильно раздражает: шик должен быть столичным, провинциальностьубивает глэм.Все британские поп-музыкальные явления 90-х объединяет однообстоятельство, а именно то, что они - британские. Chemical Brothers,Massive Attack, Goldie, Aphex Twin, Oasis, Трики, Pulp, Prodigy, Radiohead,The Orb, Fatboy Slim и многие-многие прочие выкопаны, выкормлены, избалованыи проданы за рубеж британским шоу-бизнесом. Для всех них придуманы стили,они многократно вытащены на обложки журналов, на их выступления согнанапублика, прошедшая соответствующую подготовку.Похоже, что с точки зрения британских музыкальных масс-медиа новаямузыка делается из старой, как минимум - стремится быть такой же классной,как и старая. При этом под настоящей музыкой понимается гитарный британскийпоп - от бит-групп 60-х (The Beatles, The Kinks) через длинноволосуюпсиходелику (Pink Floyd) и глэм (David Bowie) до панка конца 70-х (TheClash). Даб и регги никогда не были особенно далекими - в Великобританиитрадиционно много выходцев с Ямайки. В конце 80-х пантеон британской музыкиобогатился эсид-хаусом и брейкбитом.Эсид-хаус = новый панк = новая психоделика - это и есть рецепт новойбританской музыки. Уменьшая или увеличивая количество гитар и ускоряя или,наоборот, замедляя темп, мы получаем весь спектр: Oasis - Chemical Brothers- Goldie - Aphex Twin - Portishead - Oasis.Открытие, что эсид - это психоделический рок сегодня, сделали,разумеется, не Chemical Brothers. И даже не манчестерские рэйв-группы конца80-х: Stone Roses, Blue Modays, Inspiral Carpets. И даже не ди-джей ЭндиУезеролл, который уже в 1989 году изготовил немедленно расхваленные до небесхаус-ремиксы для Happy Mondays и Primal Scream. И даже не Primal Scream сосвоим расхваленным танцевальным рок-альбомом "Screamadelica" (1991). Аисключительно британская музыкальная критика, расхвалившая до небесУезеролла, Primal Scream и The Orb (The Orb тоже изготовили прогрессивныйремикс).Иными словами, если в 89-м еще и не было ясно, в какую именно сторонупойдет развитие, то, по крайней мере, было ясно, кто его будетконтролировать. Модно-музыкальный мир порезвился с эсид-джазом, эсид-хаусом,хеппи-хардкором, этно-трансом, эмбиентом, с отменившим их всех брит-попомновой волны - Oasis, Blur и прочими - и году в 97-м вновь сделал чудесноеоткрытие: эсид - это психоделический рок сегодня. Для убедительности такогорода открытий немаловажно, что никто более пяти лет музиздания, как правило,не читает.

Prodigy

"Этого мужика пора госпитализировать", - заявил возмущенныйтелезритель, позвонивший на телестанцию ВВС, когда та передавала видеоклип"Firestarter". Речь шла, разумеется, о Кейте Флинте.Этот тип, чья истошно вопящая рожа не сходила с глянцевых журнальныхобложек, действительно производит несколько экстравагантное впечатление.Поперек его - когда-то густой - шевелюры пролегла широкая просека. Лишь надушами чудом уцелели остатки растительности. Их музыкант красил вярко-химический цвет, чаще всего - красный.Стоящие дыбом волосы слегка напоминают рога черта или, если угодно, -коровы. Впрочем, с моей точки зрения, больше всего Кейт Флинт смахивает напартийного бонзу областного масштаба, вышедшего из сауны и бодрораспушившего остатки растительности вокруг лысины.Вокруг глаз музыканта - безобразно жирные черные тени. В носу - дырка,сквозь которую пропущено металлическое украшение с двумя шариками на концах.И уши исколоты и увешаны живописным железом, и даже язык.Страшный человек.В начале 1997 года выяснилось, что Prodigy, - в предыдущем годувыпустившие всего лишь два сингла, - музыканты года и к тому же новаторы иобновители подзавявшей альтернативной рок-музыки. В США, где группапроизвела настоящий фурор, ребятам предложили контракт сразу все гигантызвукоиндустрии. Prodigy выбрали компанию Maverick, принадлежащуюнебезызвестной Мадонне.Лиэм Хаулетт, главный человек в Prodigy, признавался, что прикладываетнеобычайно много усилий, чтобы его продукция звучала грубо и примитивно, онполагает, что только в этом случае она будет доходчива и завоюет любовьшироких масс. Не делал он секрета и из того, что вполне сознательноориентировался на продукцию ретро-рок-групп типа Smashing Pumpkins. С точкизрения Хаулетта, техно зашло в тупик и выдохлось, танцевальная музыка вцелом предназначена для беззаботных подростков. Взрослые же люди должныделать и любить что-нибудь более крепкое.Таким образом, можно заключить, что Prodigy - точно так же как и Oasis- это ретро-группа. Она, как и куча других реакционных команд, вполнесознательно ориентируется на ретро-рок, правда, не применяя при этом живыхгитар и барабанов. Достаточное ли это основание, чтобы считатьсяреволюционерами, ваяющими музыку будущего? Весной 1997 года Chemical Brothers и Prodigy попали на обложкибольшинства музыкальных журналов, MTV беззаветно пропагандировало новыйсаунд. Альбом Chemical Brothers "Dig Your Own Hole" был объявлен самымзначительным, влиятельным и эпохальным альбомом со времен "Revolver" TheBeatles. Пресса трубила о революции в музыке, о наступлении новых времен, опоявлении нового жанра - electronica.1997 год был с большой помпой объявлен началом новой эпохи - эпохислияния рока и техно. Для новой музыки тут же изобрели массу названий:Rockno, Post rave или Indie Dance, - правда, ни одно из них не прижилось.Впрочем, факт преодоления границы между роком и техно радовал лишь концернызвукозаписи и критиков. Потребителям же на преодоление этой самой границыбыло совершенно наплевать. Поэтому подвиг Chemical Brothers был сразу жепереформулирован: Chemical Brothers сварганили техно, которое дает жару кудакрепче, чем просто рок. Музыка Chemical Brothers бухает с такой чудовищнойсилой, что ни одной рок-группе мира за ней не угнаться: техно побилорок-н-ролл на его собственном поле.Впрочем, на техно эта музыка совсем не похожа, и в европейскихтехно-кругах отношение к ней было крайне сдержанным. Сами химические братьяЭд и Том свою главную заслугу видели в сращивании эсид-хауса с хип-хопом.В США новая эра рекламировалась в таком ключе: альтернативный рокпроехал, на подходе - новый большой бум вокруг электронной музыки. Но тут жевыяснилось, что подавляющее большинство американских журналистов ирадио-ди-джеев не готовы к новой ситуации: они попросту не в состояниирецензировать пластинки с новой электронной поп-музыкой. Музыкальные критикимного лет подряд получали компакт-диски и грампластинки с этой музыкой, ноне давали себе труда ее послушать, не говоря уже о том чтобы задуматься надней и потом как-то отреагировать. Эти записи попросту выбрасывались вмусорное ведро.Американские рок-журналисты годами, а многие -и десятилетиями, писали омощных гитарных риффах, об искреннем вокале, о куплетах и припевах,трактовали поэтические достоинства текстов, анализировали социальную ифилософскую позицию их авторов, а в целом - рассказывали не столько омузыке, сколько о музыкантах. А тут - на тебе! Когда на сцене дванеподвижных сутулых парня крутят ручки синтезаторов, то оказывается, что нена что смотреть, не во что вникать, а значит - и не о чем писать.Уход альтернативного рока означал исчезновение целого пласта хорошоразработанных тем, в чем журналисты крайне незаинтересованы. Поэтомунастроение момента было таким: во-первых, подождать, не рассосется ли заразачерез полгода сама собой, во-вторых, представлять дело так, будто новаяэлектронная музыка - это разновидность старого рок-н-ролла, а в-третьих,освещать по преимуществу деятельность известных рок-коллективов, которыекак-то реагируют на новые тенденции - имеются в виду U2, Rolling Stones,Дэвид Боуи, Nine Inch Nails.В любом случае, американские журналы 97-го были заполнены восторгами поповоду появления новой электронной музыки. Выглядело это редкостнымидиотизмом.Немецкая музыкальная пресса довольно иронично комментировалабританско-американскую суету вокруг Chemical Brothers. Самое остроумноеобъяснение внезапному изменению вкусов таково: как известно, настоящиемужчины не любят танцевать. Они стоят, прислонившись к стойке бара, пьютпиво и смотрят на отплясывающих девиц. Но в конце 80-х пиво покинулодискотеки. В моду вошли техно-музыка и наркотик экстази, настоящим мужчинамсо своими стаканами пива пришлось перекочевать на рок-концерты. Такобразовалась пропасть между техно и роком. Но в результате усилий Prodigy,Underworld и Chemical Brothers стало возможным в рамках одного концертаслушать музыку, безумно прыгать, глотать экстази и пить пиво. Музыка сталамощной, заводной, ухающей и очень мужественной, то есть как раз подходящейдля простых, но настоящих парней, гордящихся своей простотой, чувствомздравого смысла и своей футбольной командой. Это слияние пива с экстази ипородило феномен нового электронного буханья, преодолевшего узкиестилистические рамки и рока, и техно.

Rammstein

Творчество берлинской группы Rammstein - это немецкий вклад в битву попреодолению пропасти между роком и техно и по созданию новой пролетарскойкультуры.Аналогию с Prodigy и Chemical Brothers можно усмотреть и в том, чтоRammstein были раскручены немецким шоу-бизнесом, который, казалось,специально возник для этого случая, а потом как-то рассосался.Известно, что немецкие журналисты довольно скептически относятся кпрактике британских музыкальных изданий, обкладывающих потребителя как зверяи буквально всучивающих ему новую группу. В Германии царит плюрализм исвоего рода иронично-наплевательское отношение к поп-музыкальным страстям.Правда, именно поэтому в Германии нет настоящих звезд.Так вот, уникальность ситуации с группой Rammstein и состояла в том,что впервые немецкие музыкальные издания предприняли тотальную психическуюатаку на потребителя. Не пожалели даже двенадцатилетних девочек. Журнал длянесовершеннолетних Bravo с маниакальной настойчивостью вешал лапшу на ушиподросткам, а ребята из Rammstein надеялись, что читатели металложурналаMetal Hammer не догадаются заглянуть в Bravo.Музыкальные журналы самых разных направлений пытались убедить своихчитателей, что участники Rammstein вовсе не фашисты, непролетарии-металлисты, не женоненавистники, не сексуальные извращенцы, неподжигатели и не убийцы. А если они и поют страшным голосом обиздевательствах, насилии и убийствах, то это не пропаганда, а всего лишьпровокация.На дебютном альбоме группы присутствовала песенка от имени трупа,который настойчиво приглашал молоденькую девушку выйти за него замуж. Вдовольно бессвязных текстах попадались угрозы "испачкать черной кровью твоечистое платье" и неприятные возгласы типа "человек горит!".Надо заметить, что для андеграундного рока зверски-садистские тексты -вещь самая обычная, но hype вокруг Rammstein был первым случаем в немецкомшоу-бизнесе, когда средства массовой информации дружно пропихивали вхит-парад нечто настолько мрачное и похабное. Самые разные музыкальные инемузыкальные издательства - кто с восторгом, кто с омерзением - в течениенескольких месяцев обсуждали Rammstein как серьезное, новое и оригинальноеявление культуры.Реклама, как известно, двигатель искусства, а народ слаб и склонен кпанике. В сентябре 97-го Rammstein стали немецкой поп-группой номер один.Музыканты уверяли, что и слова-то "сексизм" не знают. Журналисты имобъясняли, что имеется в виду отношение к женщине как к сексуальномуобъекту, созданному для удовлетворения страстей мужчины. В этом отношениипоказательны не только тексты песен, но и странная история возникновениягруппы. Создавая свой славный коллектив, все шестеро музыкантов решили разомразорвать отношения со своими подругами и объединиться в крепкое мужскоебратство. Их ненависть к подлому и коварному, сладострастному и безмозгломупрекрасному полу якобы и определила стилистику группы.Музыканты не знали, чем парировать, и мычали, что девушкам их песнипочему-то нравятся больше, чем парням. По-видимому, этот аргумент надо былопонимать в том смысле, что Rammstein - это бой-группа.Гитарист Пауль Ландерс: "Rammstein были с самого начала запланированыкак коммерческий проект. Мы с самого начала хотели в Bravo. Цель была -стать богатыми и знаменитыми. Мы не самые безумные в смысле текстов. Я бысказал, что из всей существующей попсы мы самые резкие".По общему мнению, причина феноменального успеха команды состояла внеобычном сценическом шоу. Во время концертов Rammstein в прямом смыслеслова играют с огнем.Певец Тиль Линдеман гордо носит восьмидесятикилограммовое металлическоепальто, охваченное пламенем. Во время действия взрываются настоящие дымовыешашки, бьет фейерверк, со всех сторон летят искры, взлетают ракеты, а ребятапотрясают огнеметами, по форме похожими на огнетушители или, скорее, нагероические гениталии. К рукам и ногам музыкантов привязаны подозрительноговида цилиндрики, вдруг начинающие свистеть и плеваться пламенем. Публикабеснуется и орет: "Поджигай!"Rammstein родную Германию покорили, а поскольку, по их собственномувыражению, "протухать и киснуть они не хотели", им предстояло покорятьАмерику. Конечно, главное своеобразие музыки Rammstein состоит в том, чтоона агрессивно немецкая, но - что поделаешь - американцы способнывоспринимать только англоязычную музыку. Тиль Линдеман заявлял, что егогруппа станет третьим немецким чудом, добившимся успеха за океаном, первыедва - это Kraftwerk и Scorpions: "У нас очень много общего с Kraftwerk, ведьво время концерта мы, как и они, практически не двигаемся. Кстати, Kraftwerkна этом же самом основании тоже упрекали в фашизме".Надо отметить, что успех Kraftwerk в США сильно преувеличен. Самаяпопулярная за океаном немецкая группа - это Tangerine Dream. Но бытьтретьими после Tangerine Dream и Scorpions - довольно вялая перспектива.Rammstein пришлись в США по вкусу, группе немало добавили популярностискандалы, возникавшие из-за протестов пожарных и разного рода антифашистскихорганизаций: видеоклип к кавер-версии песенки Depeche Mode "Stripped",изготовленный в эстетике Лени Рифеншталь (гений документального киноТретьего рейха) был очень далек от политкорректности. В итоге Rammsteinпонравились в США больше, чем Chemical Brothers, Rammstein - это евро-Kissтехно-эпохи.Свое главное отличие от американских индустриальных групп музыканты изRammstein видят в том, что американская музыка очень пластична и гибка. Ониее именуют "жидким металлом". Клавишник Флейк Лоренц: "А мы не способныпостепенно нагнетать напряжение и делать такой многослойный саунд, как уNine Inch Nails, нам элементарно не хватает умения. Поэтому мы долбим одно ито же - без грува и безо всякой динамики. Получается довольно тупо, ноустрашающе. В Америке такой музыки нет".Пасмурный день. Гладкая равнина. Посреди поля огромный деревянныйсарай, почерневший от дождя. Метрах в ста от сарая останавливаетсяавтомобиль. За рулем - сурового вида молодой мужчина. Рядом с ним - женщина.Не красотка, но с характером. Они целуются. Парень берет пистолет, вылезаетиз машины и направляется к сараю. Женщина остается в автомобиле. Она смотритему вслед. Его белая рубаха заправлена в черные брюки. Он слегка сутулится.За его спиной спрятан пистолет. Женщина ждет. Ее мужчина пошел на встречу сосвоими друзьями и, по-видимому, намерен избавиться от них насильственнымпутем. Он входит в сарай. Внутри - огромный черный зал, в противоположномконце - пять фигур в белых рубахах и белых масках. Он направляется к ним.Грохот становится громче. Кто-то орет: "Du hasst, du hasst nich!" ("Тыненавидишь, ты ненавидишь меня!") Парень улыбается, остальные тоже рады.Вопль не унимается: "Du hast mich, du hast mich gefragt!" ("Ты спросилменя!") Радость мужской встречи неподдельна, но есть в ней что-то ужасное иомерзительное. Голос повторяет: "Ты меня спросил, и я тебе ничего неответил. Хочешь ли ты быть ей верным навсегда?" "Нет!" - орут мужики.Женщина нервно курит на ветру. Ей кажется, что в ее любимого воткнуликакой-то шприц, а потом подожгли, и он, беспомощный, катается по полу,охваченный пламенем.Наоравшись, шестеро мужчин выходят из сарая и, не замечая женщины,проходят мимо, храня суровость лиц. Она смотрит им в спины и все понимает.Кто-то из них бросает взгляд на часы. Лимузин взрывается, стоящая рядом сним женщина, надо понимать, тоже. В луже плавает ее заколка, розочка и ещекакая-то дрянь. А настоящей мужской дружбе хоть бы хны, она крепка какникогда.

Electro - retro -funk

Самый яркий поп-музыкальный взрыв в мэйнстриме конца 90-х - это биг-бит(big beat), или диковатый брейкбит, на который наложены семплированныерок-гитары. Собственно, дело даже не в гитарах, а в ревущем брейкбите,который колотит слушателя дубиной по голове. Мастера жанра - ChemicalBrothers, Prodigy, Underworld и их эпигоны, скажем, Apollo 440 иPropellerheads. Самый успешный из них - Fatboy Slim.В 1998 году была предпринята попытка превратить не очень конкретныеразговоры о модных тенденциях, о ретро-брейкбите, о хип-хопе старой школы вочто-то реальное, осязаемое и продаваемое.Словно из ниоткуда появилась новая техно-мода, точнее говоря, вернуласьстарая электро! Все гиганты звукозаписи тут же выпустили сборники. Ноединого мнения по поводу того, почему начался бум вокруг электро, не было.Конечно, хочется уличить концерны звукозаписи в хорошо спланированной акциипо одурачиванию молодежи. Но проблема в том, что концерны звукозаписипланируют свои акции очень плохо: как правило, у них ничего не получается.Единственное, что им удается, - это оседлать уже существующую тенденцию,выкинуть на рынок гору халтуры, устроить гиперинфляцию и удушить явление.Димитрий Хегеман (шеф знаменитого берлинского техно-лейбла Tresor)пролил свет на это мутное дело. Димитрий поговорил с менеджерами крупныхамериканских фирм грамзаписи и выяснил, что они очень рассчитывают на успехэлектро-моды. Дескать, в электро есть мелодия, а это для американцев оченьважно.На рынок выходит новое поколение компьютерных программ для тинейджеров,и музыка, которую при их помощи можно делать, весьма напоминает электро. Вней есть мелодия, а голос пользователь программы запишет свой и исказит егос помощью специального фильтра: на отличных певцов программы не рассчитаны,зато они позволяют собственным искаженным голосом спеть любую мелодию изтрех-четырех нот. Образец - Kraftwerk.Димитрий Хегеман: "Никаких альтернатив американские менеджеры не видят,в техно нет рыночного потенциала, успех таких команд, как Propellerheads иProdigy оказался очень быстротечным. Весь бизнес поворачивается в сторонуэлектро. Дети будут осваивать компьютер, играть в игры и заодно научатсяделать и слушать электро. Так развитие и пойдет дальше".В 1998 году на рынок была выброшена масса драм-н-бэйса, который размяки утонул в джаз-саунде. Все больше и больше коллективов действовало в стиле"неуверенный девичий вокал на фоне нервного, но милого барабанногоперестука". Это то, во что превратился драм-н-бэйс в попытке завоеватьлюбовь народных масс. Я постоянно натыкаюсь на результаты применения этогоуниверсального рецепта - сделать более прозрачный ремикс и наложить сверхупротяжный и неумелый девичий голос. Таким образом можно спасти какую угодномузыку.Милый джазоватый эмбиент-драм-н-бэйс - это трип-хоп для бедных,впрочем, его с тем же успехом можно называть трансом для богатых. Эту музыкустыдливо именуют downtempo (небыстрый темп).У Portishead появилась целая куча подражателей - Moloko, Gus Gus, Lamb,Morcheeba, Laika или Sneaker Pimps. Большого восторга никто из них невызвал. Термин "трип-хоп" стали употреблять заметно реже, означало ли это,что зараза пошла на убыль? О нет. Похоже, шел очень мощный процесс изменениясаунда поп-музыки, и трип-хоп играл в этом деле далеко не последнюю роль.Огрубляя, можно сказать, что белая поп-музыка начала открывать для себягрув. Проявилось это и в распространении моды на трип-хоп, и в ретро-моде наранний хип-хоп, и вообще в моде мешать все со всем, получая синтетическийстиль, в котором главную роль играет какое-нибудь грувоносное ретро.Вместо того чтобы употреблять термин "трип-хоп", который уже не вызывалассоциацию ни с каким конкретным саундом, критики не ленились каждый разперечислять: хип-хоп-грув, ретро-брейкбит, фанк, соул, space jazz,саундтреки к теледетективам 70-х годов. При этом имелся в виду своего родатрип-хоп, лишенный провинциальной тоски и шизофрении. В этом, по-видимому, исостояли пресловутые "новые тенденции".В разговорах о новых тенденциях очень часто всплывает слово "семплер" -его поминают как палочку-выручалочку или как символ нового мышления:используешь семплер - мыслишь по-новому, не нужен тебе семплер - значит, немыслишь.Кирк Хеммит (гитарист Металлики) шутил: "Ну уж если Rolling Stonesдошли до такой жизни, что используют семплер, то, действительно, ни от чегонельзя зарекаться".Не остались в стороне от "новых тенденций" Aphex Twin, Beastie Boys,Cibo Mato, Beck, Rolling Stones, Everything But The Girl, Мадонна, U2, ДэвидБоуи, Garbage, PJ Harvey, Asian Dub Foundation, Soul Coughing, Jon SpencerBlues Explosion и Бьорк. Все они захотели семплерного грува. И дажеиндустриальная Godflesh разразилась грув-альбомом "Songs of love and hate"(1996), для которого пригласила живого хип-хоп-барабанщика. И дажеметалло-качок Глен Денсиг (Glen Danzig) не прошел мимо: его альбом "BlackAcid Devil" (1996) был высмеян в металлических кругах, а, по-моему,напрасно: индастриал очень мило ложится на медленный бас и интенсивныйбрейкбит. Есть подозрение, что и замогильный металл примерно в это же времяпревратился в компьютерный аудиодизайн.Алек Эмпайер ваял на компьютере гибрид панка, рэпа, брейкбита, нойза иметалла. Алек, наверное, убил бы меня на месте, услышь он, что я отнес его ктрип-хопу, но не могу ничего с собой поделать: продукция его лейбла DHR -это хардкор именно трип-хоп-эпохи.Важной отличительной особенностью этого нового понимания термина"трип-хоп" как источника грува являлась безумная, прямо-таки садистскаяпроцедура звукозаписи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 263 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2189 - | 2073 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.