Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В основе солидарность или борьба? 15 страница




Критериальные «вертикали» конструируются исследователями путем выделения нескольких доминант (К. Маркс: собственность; Э. Райт: собственность и положение в системе управления; М. Вебер: богатство, престиж, власть; У. Уорнер: богатство и пре­стиж; П. Сорокин: привилегии и власть, собственность и профес­сия; П. Бурдье: «капитал» в широком социальном смысле как любого рода возможность влиять). При этом критерий социаль­ного влияния выступает инвариантом, а «собственность» — не­пременным олицетворением статуса и позиции.

Из такого рода «множественных» моделей теоретической ре­конструкции социального пространства можно вычленить не менее трех, лежащих в основе конкретных технологий изучения стратификации:

1) векторную, или матричную, характеризующую позицию
социального субъекта в многомерном координатном пространстве;

2) доминантную, или периодическую, отмечающую замещение
действующих оснований социального расслоения в разные перио­
ды развития общества;

3) синтетическую, или универсальную, выявляющую общие
организационные механизмы (монополии, иерархии) социального
расслоения в любых типах общностей.

1 См. Ford R Introduction to Industrial Sociology, 1988; а также: Statistical Abstract
of the United States, 1986.

2 Например, Strauss A.L Qualitative Analysis for Social Scientists, 1987.

' To есть субъективной структуры общества, выделения общностей и субобщностей как элементов системной организации.


ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСПОЗИЦИИ

Новые интегративные способы изучения и интерпретации дан­ных построены на приоритетном внимании к синтетическим проявлениям социальной жизни и отображению социумных структур. Такими универсальными демонстрационными формами являются культура игры, знаковой символики, языка. Поэтому теоретические модели стратификации должны строиться не на центробежных конструктах «отношения» и не на центростреми­тельных «влияния», а на исследовании «связывающих» про­странств: коммуникации, взаимодействия, со-бытия.

Особенности социального положения. Рассматривая соци­альную структуру как совокупность групп, различающихся по своему положению в обществе, мы обращаемся к концептам социальной позиции (динамического потенциала), социального статуса (символического потенциала) и социального престижа (корпоративного потенциала) индивидов и общностей. Органи­ческая зависимость между положением, вознаграждением и оцен­кой социальных позиций приводит к тесному переплетению при­чин, результатов и демонстраций социального расслоения.

Социальное положение описывается рядом характеристик со своими метрическими шкалами, причем изменения вызываются как перемещением внутри определенных градаций (аскриптив-ных, предзаданных и достигнутых в процессе мобильности соци­альных характеристик), так и внешними причинами переградуи­рования (переоценки) соответствующих параметров (это могут быть макросоциальные изменения, общественные и природные катаклизмы).

Например, переформатирование российского социального про­странства происходит под влиянием всех трех групп причин. Реформы вызвали изменение частного и общественного жизнен­ного устройства, имущественного, профессионального, функцио­нального, политического и нормативного статуса, «переписали» гражданскую принадлежность, придали одним статус беженцев, другим — положение ущемляемых в социальных правах «мень­шинств».

Поскольку стратификационные преобразования носят интен­сивный, внутренний характер, постольку они задействуют тот социальный материал, который ранее составлял ткань общества;



 


т е м i 4 производство социальной структуры

это именно «пере-стройка» в точном смысле слова. Новые этажи общественного здания, замещающие элиты, изменение диспози­ции старых и внедрение в структуру возникающих новых социаль­ных групп развиваются в прежнем социальном пространстве, сопряжение элементов которого происходит посредством измене­ния человеческих отношений и взаимодействий.

Наличие неудовлетворенных социальных потребностей, кото­рые не обеспечиваются в данной социальной общности (органи­зации) приводит к дестабилизации социального положения людей: сначала в форме мысленного моделирования более благоприятной ситуации, побуждающей к перемене позиции, а затем в виде практического расторжения связей, включающих их в эту об­щность. Сопровождающее процесс маргинализации разрушение привычной этики, культурных норм взаимодействия и структури­рования социального пространства стирает следы вторичной соци­ализации, которая мешает непосредственному вписыванию чело­века в иные ассоциации и общности.

Врастание в новое сообщество не исключает того, что человек во многом остается носителем прежней культуры (регулятивных норм и ценностей), что вызывает «расщепление» идентификации. Неопределенность социальной принадлежности напрямую связана со степенью устойчивости занимаемого социального положения, определяя потенциал мобильности, который легко катализируется, формулируя новые правила и формируя общественные структуры.

Анализ советской «перестройки» с позиций преобразования элит, формирования новых функциональных, монопольных и д<?я-тельностных групп в экономике и политике позволяет рассмотреть социальное расслоение общества в особом ракурсе, заметить транс­формацию общего поля культурных регуляторов социальных вза­имодействий.

Неравенство как источник расслоения

Расслоение — русский понятийный аналог признанного в мировой социологии термина «стратификация» — отражает процесс раз­вития социального неравенства и иерархического группирования людей на социальных уровнях, которые различаются между собой


fptip'

НЕРАВЕНСТВО КАК ИСТОЧНИК РАССЛОЕНИЯ

естижем, собственностью и властью. Э. Гидденс определяет ее как «структурированные неравенства между различными группа­ми людей», каждая из которых различается объемом и характером социальных привилегий. Т. Парсонс рассматривает стратифика­цию через призму интегративных общественных институтов как «главное, хотя отнюдь не единственное, средоточие структурного конфликта в социальных системах», выделяя критерии престижа и власти в качестве ведущих дифференцирующих оснований.

Основы социальной жизни — в обыденных взаимодействиях, и привычные стереотипы помогают людям в их общем смысловом контексте по-своему понимать состояние и поведение друг друга. И чем больше социальная дистанция между представителями раз­ных социальных общностей во временном, пространственном или статусном смысле, тем жестче стереотип восприятия и интерпре­тации. «Социальная структура является общей суммой этих типи-аций и повторяющегося характера взаимодействий, который со­здается с их помощью. Социальная структура как таковая является важным элементом действительности в обыденной жизни». Этот мир взаимных стереотипов и приписанных мотивов суть то же самое структурированное общественное пространство, в котором признание, номинация, общественные нормы и мнения организу­ют, разводят по четко определенным местам людей и целые об­щности, определяя их привилегии, обязанности и правила взаимо­действия. В этом ракурсе изучение социальной структуры и культу­ры (в ее социологическом смысле) становятся тождественны.

Поскольку понятие стратификации охватывает и эволюцион­ные (слоевые), и революционные (расслаивающие) социальные изменения, необходимо обращать внимание на особенности раз­вития неравенства по самым разным основаниям, во всех сегмен­тах общества.

Рассматривая личность как порождение социума (как объект, продукт, результат культуропроизводства в широком смысле),

1 Гидденс Э Социология учебник 90-х годов (реферированное издание) Челябинск,
1991 С 48

2 Цит по Американская социология М, 1972 С 376

3 Bcrgcr L P, luchnan T The Social Construction of Reality N Y, 1976 P 46


Тема 4 ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

можно интерпретировать неравенство как неравноценность уело вий развития, несправедливость, ущемление естественных челове ческих прав, обман, наказание, отчуждение, создание искусствен­ных социальных барьеров, монополизацию условий и правил (про­текционистских и демпинговых) социального воспроизводства.

Рассматривая личность как активного творца социума (как субъекта, производителя, источник постоянных изменений обще­ства), можно представить неравенство как социальное благо, способ выравнивания стартовых позиций вследствие конкуренции, как механизм закрепления вновь завоеванного социального поло­жения и сопровождающих его привилегий, систему стимулирова­ния (вознаграждения и наказания), условие приоритета «пассио-нарности», поддержания потенциала выживания, социальной ак­тивности, творчества, инновации.

Имея разные точки отсчета, мы получаем по одному и тому же критерию (справедливости) альтернативные выводы: во-пер-в ы х, неравенство несправедливо, так как все люди имеют равные права; во-вторых, неравенство справедливо, так как позволяет дифференцированно и адресно компенсировать социальные затра­ты разных людей.

Неравенство как стабилизатор структуры

Люди наделены сознанием, волей и активностью, поэтому в обществе неравенство проявляется как система преимуществ. Система приоритетов очень сложна, но принцип ее действия прост: регулирование факторов социального выживания. Социаль­ные преимущества могут быть связаны с выгодным положением в социальной диспозиции, легкостью перемещения в привилегиро­ванные общественные слои, монополией на социально значимые факторы и аранжированы всеми теми характеристиками, которые демонстрируют повышение степени социальной свободы и защи­щенности.

Классики «классики» (О. Конт, Г. Спенсер), «модерна» (М. Ве-бер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и постмодернистской социологии (например, П. Бурдье) прямо говорят о фундаментальности и не­рушимости принципа социального неравенства и его высокой функ-


НЕРАВЕНСТВО КАК СТАБИЛИЗАТОР СТРУКТУРЫ

|)иональной значимости для организации общностей. Видоизмене­ния претерпевают конкретные формы неравенства, сам принцип проявляется всегда.

«И если на какой-то миг некоторые формы стратификации разрушаются, то они возникают вновь в старом или модифициро­ванном виде и часто создаются руками самих уравнителей»1, — утверждает П. Сорокин. Он связывает неравенство с иерархичес­ким строением общества и называет ряд причин утверждения устойчивых социальных форм неравенства, расслаивающих обще-i тво по вертикали, среди которых рост численности, разнообразие it разнородность объединившихся людей, необходимость поддер-лсания стабильности группы, спонтанная самодифференциация, функциональное распределение деятельности в сообществе.

Иной аспект каузальности просматривается в концептах теории социального действия Т. Парсонса. Он концентрирует внимание иа уникальных и потому фундаментальных функциях социальной системы, которые по этой причине приобретают характер соци-лльной монополии. Незаменимость, обязательность и качественное различие этих функций предопределяют специализацию и профес­сионализацию (закрепление) за ними обособленных социальных групп, где энергетически насыщенные (экономические, произво­дящие) общности подчиняются информационно насыщенным (политическим, правоподдерживающим и культуровоспроизводя-

1ЦИМ).

Другая известная объяснительная модель объективной необхо­димости социального неравенства сформулирована марксизмом. В ней социальное неравенство выводится из экономических отноше­ний, институционализации эксклюзивного права распоряжения полезным эффектом, который создается при использовании средств производства. Социальная монополизация дефицитных ресурсов в индустриальных обществах конституируется в системе субъектов собственности. Таким образом, социальное неравенство, классовое деление, эксплуатация как способ иерархического взаи­модействия крупных социальных групп в экономическую эпоху

1 Сорокин П А Социальная стратификация и мобильность//Человек Цивилизация. Общество М, 1992 С 306


Тем i 4 ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

рассматриваются как объективные следствия внутренних законов развития обществ западного типа.

В стратообразующей модели американского марксиста Э. Райта наряду с фактором владения собственностью выделяется второй не менее значимый фактор — отношение к власти, которое конкретно трактуется как место в системе управления обществом. При этом большую роль играют сама идея многофакторности социального расслоения и признание дифференцирующей роли монополии на социальную функцию общественного управления.

М. Вебер считал, что процесс социального слоения и занятия более выигрышных позиций в обществе организован достаточно сложно, выделяя три координаты, определяющие положение людей и групп в социальном пространстве: богатство, власть, социальный престиж Такая модель является не просто многофак­торной, она знаменует переход от сфокусированного и линейного к пространственному исследовательскому видению проблемы, когда динамика социальных диспозиций фактически рассматрива­ется как система векторных перемещений.

Роль социального престижа, оценки членами сообщества реаль­ной, иллюзорной или сознательно демонстрируемой социальной позиции, действительно чрезвычайно велика. Она создает мифи­ческий, знаковый, символический мир разделяемых большинством ценностей и оценок, наделения социальной значимостью — мир номинаций. Символика социальных «кажимостей», иллюзорно сконструированный имидж проявляются и в простых (демонстра­тивных), и в достаточно экзотических формах Так, в современном обществе аранжировка социальной истории присуща не только группам (как это было в советской России), но и индивидам

Таким образом, значение веберовского подхода состоит и в том, что он по-новому осветил так называемые объективные и субъек­тивные критерии стратификации, что позже было сформулировано следующим образом, то, что люди считают критерием социального положения, становится реальным источником социального струк­турирования и регулирования отношений между ними.

П Бурдье развил концепт роли престижа, репутации, имени, официальной номинации в идее символического капитала, кото­рый наряду с экономическим, культурным и социальным капита-


БОРЬБА ЗА «СПРАВЕДЛИВОЕ НЕРАВЕНСТВО»

лами определяет влияние (власть) и позицию своего носителя в общественном пространстве Представления Бурдье о структури­ровании общества придают новый ракурс развитию теории нера-иенства, с одной стороны, генерализируя идею влияния социаль­ного субъекта на социум (в понятии «капитал»), а с другой — формулируя идею многомерности (следовательно, и «иномернос-ти») социального пространства. «Социальное поле можно описать как такое многомерное пространство позиций, в котором любая существующая позиция может быть определена, исходя из много­мерной системы координат, значения которых коррелируют с соответствующими различными переменными», — считает он.

Многомерность и структурированность социального простран­ства, наличие множества находящихся в разных соотношениях позиций в свою очередь имеют различные теоретические объясне­ния и эмпирические описания.

Борьба за «справедливое неравенство»

Русский философ Н Бердяев считал неравенство одной из фунда­ментальных характеристик жизни, отмечая, что всякий жизнен­ный строй иерархичен и имеет свою аристократию. Изучая фено­мены социального неравенства и структурирования, не только критически настроенные конфликтологи (от К Маркса до Р. Да-рендорфа), но и позитивно воспринимающие их функционалисты (от Э. Дюркгейма до Э. Гидденса), преимущественно обращались к сложным динамическим характеристикам, элементам и следст­виям социальной иерархизации.

Одна из фундаментальных человеческих потребностей — в стабильности и предсказуемости («защищенности», по А Мас-лоу), как показали А Турен в «социологии действия» и Д. Хоманс в «обменной теории взаимодействия», она фиксирует створы каналов социальной мобильности, упорядочивая конкуренцию и задеиствуя особые фильтрационные механизмы системы социаль­ных перемещений. Другая потребность — в социальном продви-

' Бурдье П Социальное пространство и генезис классов // Социология политики М, 1993 С 58


Тема 4 ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

жении и признании, что в рамках разных исследовательских традиций подтверждают В. Парето, К. Кумар, П. Бурдье и даже И. Валлерштайн, — определяет интенсивность социальной дина­мики, распределение каналов социальных перемещений и пульса­цию их наполнения.

Возмущения против неравенства в социальной практике редко носят вульгарный характер борьбы за торжество уравнительных принципов. Стремление к реализации «справедливости» как более адекватной системы неравенства прослеживается в формулах «Рав­ная плата — за равный труд», «Каждому — но потребностям», «Свободу сильным — защиту слабым» и т.д., в которых альтерна­тивные социальные требования демонстрируют общее стремление к парадоксальному (дифференцированному) равенству Так, в каждом обществе создается несимметричная система социального неравенства, где привычные механизмы структурирования разных групп могут носить даже конфронтационный характер, хотя в значительной части они все же согласованы друг с другом.

Наиболее рельефными моделями социальной стратификации являются рабство, касты, сословия и классы. В них отнесение к определенному социальному слою сопровождается жесткой обще­ственной регламентацией деятельности и поведения людей, но сами принципы общественного структурирования детонируют разрушение социального порядка. Именно так Э. Дюркгейм объ­ясняет «несовершенную солидарность». Он рассматривает нару­шение солидарности как естественный ход культурного процесса, вводя концепты «нравственного заражения», внутригруппового порождения талантов, окультурирования («...они стали умнее, богаче, многочисленнее и их вкусы и желания изменились вслед­ствие этого»). Дюркгейм постулирует идею, которую позже подтвердили в своих исследованиях М. Мид и К. Клакхон: для того чтобы культурная и социальная ассимиляция стали возможны, общности, впитывающие и передающие друг другу социальные образцы, должны иметь общие культурные основания. Итак, в ситуации, когда происходит развитие культурного поля, а социаль-

1 Дюргксйм Э О разделении общественного труда Метод социологии М, 1991 С 349


БОРЬБА ЗА «СПРАВЕДЛИВОЕ НЕРАВЕНСТВО»

ные функции уже закреплены, нарушается согласие между способ­ностями индивидов и предназначенными им видами деятельности.

Новелла о символах расслоения. Современное общество с его опосредованной ролевой коммуникацией делает людей субъ­ектами разных, часто дезинтегрированных, социальных статусов. Идентификационная символика упорядочивает социальное про­странство, закрепляя систему устойчивых обозначений общностей и их позиций. Она часто обманчива по существу, однако достаточ­но точно отражает тесную связь знаковых форм с важнейшими социальными характеристиками их носителей.

Поскольку люди действуют, исходя из своего понимания знаков социального пространства (при этом опираясь на общепринятые и личные, стандартные и оригинальные, подтвержденные и гипо­тетические представления), мир общественной символики опос­редует практически все формы коммуникации, собственно и являясь для людей миром их специфической действительности. Социокультурное производство, в котором каждая личность и сам социум предстают как специфический артефакт, в каждом своем акте содержит притязание на культурную легитимность. «Коллек­тивно организованные образцы символических кодов» объективно структурируют социальное пространство, интегрируя страты, кристаллизуя классы, порождая то, что в привычном смысле слова называется «общество».

Сложившаяся в современном обществе сложная ролевая и статусная диспозиция актуализирует проблему социального разли­чения. М. Вебер, определяющий социальный порядок как способ распределения символических почестей, рассматривал социальный статус как корпоративный символ, который формируется постоль­ку, «поскольку он не является индивидуально и социально ирре-левантной имитацией другого стиля жизни, но представляет собой основанное на достигнутом согласии совместное действие закры­того ^ипа». П. Бурдье специально изучал вопрос о том, как «посредством свойств и их распределения социальный мир при-

1 Всбер М Основные понятия стратификации // Социологические исследования 1994 № 5 С 152


Тем 4 4 ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

ходит, в самой своей объективности, к статусу символической системы, которая организуется по типу системы феноменов п соответствии с логикой различий...»1 Прикладным аспектом этой проблемы является оценка статуса человека по определенным! символическим индикаторам.

Внешнее символическое признание, престиж, является, по ] Веберу, индикатором страты, легитимизации ее социальной пози- ] ции и ее потенциальной или реально используемой монополии! «особого рода». В достаточно точном смысле символическая сти-1 лизация жизни отдельных общностей и страт отражает устойчи-1 вость соответствующей структуры общества. Определенная симво­лика, выработанный язык социальной коммуникации, внутренняя культура (субкультура), очень корректно отграничивающая «своих» от «чужих», конструирует не только внутреннее, но и внешнее общественное пространство (отношений, связей с други­ми субъектами) и тем самым способствует институционализации страты.

Российское общество в этом смысле имеет достаточно размытые и пересеченные контуры, хотя мы обоснованно говорим о диффе­ренцированной структуре современных элит, включающих «ста­рую» и «новую» подобщности. Маргинальность новых элит, как и новых слоев аутсайдеров, вынуждает их продолжать использовать сложившиеся прежде символические стереотипы и смысловые цен­ности, держаться традиционного для них знакового ряда; но про­цесс легитимизации статуса не столько связан с отграничением прежнего социального бытия, сколько с символической инициа­цией в новой общности. По мере закрепления в элите осваиваются новая культура и стиль, теряет социальный смысл гипериндикация (символическая демонстрация самопричисления).

Как выявляется в результате сопоставления, символическая социальная «упаковка» субъекта оценивается в современной Рос­сии довольно своеобразно: в первую очередь учитываются знаки принадлежности к власти, демонстрация уровня благосостояния (материальных «возможностей»), наличие «патронажа» и связан-

1 Бурдье П Социальное пространство и генезис классов // Социология политики М, 1993 С 68


БОРЬБА ЗА «СПРАВЕДЛИВОЕ НЕРАВЕНСТВО)

пых с ним возможностей заимствования ресурсов. В связи с этим меняются оценки социального престижа разных видов деятельнос­ти, когда физически или этически «грязная» работа все же счита­ется более привлекательной с точки зрения денежного вознаграж­дения.

Профессиональная стратификация в значительной степени те­ряет свою первостепенность в определении социального статуса и престижа, поскольку вознаграждения очень иррационально соот­носятся и с системными (общефункциональными) ценностями профессии, и с достигнутым уровнем профессионализма как тако-иым. По этим причинам соответствующие индикаторы социаль­ного положения оказываются содержательно запутанными и фак­тически неадекватными. Следовательно, ответы нужно искать в анализе «аксессуаров» социальных «одежд», которые демонстри­руют конкретные субъекты (люди, группы, партии), открывая свое истинное место в общественной диспозиции (стиль социаль­ной символики), свои социальные запросы (гипертрофированная самоиндикация), собственные оценки сложившейся социокуль­турной среды стратификационных отношений (социальные идеа­лы, маркировки «свои — чужие»).

Динамика коэффициентов удовлетворенности, характеризую­щая изменения качества жизни россиян, показывает стабильный приоритет круга общения (0,8) и отношений в семье (0,77), которые определяют сегодня микромир человека. Н. Смелзер, обобщая современные социологические представления о классе, писал, в частности, о том, что многие исследователи отмечают значительно большую вовлеченность в семейные заботы людей из нижних, а не из средних слоев. В примерах, которые он приводит, просматривается социальное сходство с досуговым поведением россиян, характеристики которого подтверждают неразвитость среднего класса, выявленную по функциональным и формальным параметрам.

1 См Беляева А А Средний слой российского общества, проблемы обретения социального статуса // Социологические исследования 1993 № 10, Умов В И Россий­ский средний класс социальная реальность и политический фантом // Политические исследования 1993 № 4, Комаров М С Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования 1992 № 7, и др.


Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

Изучение ценностных оснований идентификации в современ? ном российском обществе (например, исследования С.Г. Климо^ вой, В.А. Ядова и др.) показывает, что по сравнению с начал! 80-х гг. значительно увеличивается эмоциональное переживай проблем витально-мотивационного и семейно-родственного ко, плексов.

Тем не менее и ориентация на «обеспеченность», и ценно' «реализации», смыкаясь на признании высокой значимости микро-, социальных отношений и качества микромира людей как такового,' присущем большинству россиян (по крайней мере, в переломное время), ведут к повышению роли досуга, который и сегодня высту­пает важнейшим символическим индикатором статуса. Объем до­суга, его функциональное и качественное наполнение стали опреде­лять социальное положение весьма характерным образом.

Эволюция индивидуального названия, включая характеристики I номинации, легитимизирующей положение человека в социальной ' структуре, символически закрепляющей его общественный рей­тинг, суть социография, описание происхождения, социализации, жизненных свершений, статусной траектории конкретного чело­века. Даруя символический капитал, конвертируемый в эмоцио­нальные формы поддержки, доверие, авторитет, политическое влияние, прямые материальные выигрыши, название приносит разного рода социальные прибыли.

Номинация в современном обществе создает социальные стра­ты, поскольку перераспределяет статусно подкрепленный пре­стиж, задним числом формирует для поименованного социальную позицию, транслируя возможности «достичь особого рода моно-, полии» (М. Вебер). Речь идет, в сущности, о правилах социальной метаигры, договоре об условиях занятия тех или иных обществен­ных позиций. Д. Белл именно в этом смысле определяет социаль­ный класс как «институционализированную систему основных правил приобретения, удержания и изменения дифференциальной власти и связанных с нею привилегий». Такой договор, такого рода правила устанавливаются путем символической позитивной санкции — легитимизации.

1 Цит. по: Надслъ С Н. Современный капитализм и средние слои. М., 1978. С. 22.


БОРЬБА ЗА «СПРАВЕДЛИВОЕ НЕРАВЕНСТВО»

Номинация, признанная и затверженная норма отношений к субъекту (именно так она может быть рассмотрена в теоретичес­кой перспективе Р.К. Мертона), в случаях уклонения от правил установленной директивно или только рекомендуемой субордина­ции создает более тонко проявленное социальное напряжение.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 261 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2252 - | 2076 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.