Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В основе солидарность или борьба? 14 страница




Ядов В.А. Россия п мировом пространстве // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 27—31.


Jkл.


Темп 3 4FAOBEK В ОБЩЕСТВЕННОМ KOHTEKCTL

Ядов R А Символические и нримордилльные солидарности (социальные идентификац личности) в условиях быстрых социальных перемен // Проблемы теоретическ социологии СПб, 1994

Яковлев ИП Системно-пи <лический подход в исследованиях российского общества // Проблемы теоретическ ли социологии СПб, 1994 С 142—151

Яковлев ИП Системно-динчмические особенности российского общества // Социально-политический журнал 1993 №5—6


Приложение. ПРАКТИКУМ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СОЦИОМАТРИЦЫ

Чтобы составить простейшую социоматрицу студенческой групщ и выявить лидеров («звезд», центры притяжения) и аутсайдеров (тех, кто слабо включен в структуру социальных связей группы)! следует провести специальное анонимное анкетирование (респовд денты не должны указывать свою фамилию)

В анкету можно включить только три открытых вопроса:

С кем бы ты хотел сидеть рядом на контрольной? (указать оди
или несколько фамилий: вписать или поставить крестик в заране
приготовленном списке).
' Кого бы из членов группы ты хотел в первую очередь встретить

на вечеринке (пригласить в компанию)?
\ Кого бы из однокашников ты попросил помочь тебе в крити-

i ческой жизненной ситуации?

Суммирование результатов выборов показывает, кто чаще ока­зывается в центре притяжения и в какой ситуации: деловой,1 досуговой, кризисной Выявляется структура лидеров, групп «под-, держки» и аутсайдеров, которых не выбирает никто.

Участвуя в таком анкетировании, можно освоить его техник Проводить его можно либо в незнакомой группе, либо сред! товарищей, друзей или родственников, но в любом случае по этическим мотивам выявленную структуру разглашать не принято (аутсайдеры, которые подозревают реальное положение дел, могут совсем расстроиться, а лидеры, которые тоже чувствуют эмоцио­нальное притяжение, могут чуть-чуть зазнаться).


ТЕМА 4

Производство социальной структуры

Строение общества — ключ к пониманию его устройства А хранители гайн неохотно расстаются со своими ключами Поэтому любители секретных карт и информационных кладов редко получают «откровения» социальной природы, чаще их кропотливый труд приносит лишь отдель­ные крупицы драгоценного знания, которые не очень складываются в целостную картину По доставшимся «осколкам» профессионалы и «сти­хийные» социологи судят об обществе, его структуре и культуре, строят догадки о развитии социальных событий, концептуализируют представ­ления об организации их общественного мира.

Как мы определили выше, различные взгляды социологов на общество влияют и на определения социальной структуры, «общество людей» позволяет выявить структуру «действующих групп», «общество отноше­ний» — структуру «статусной диспозиции», а «общество культуры» — структуру «символической коммуникации», этой матрицы социальных позиций и статусных траекторий Таким образом, социальная структура может быть представлена в трех различных ракурсах и обрести «объем»

Организация «отношений» и «поведения»

Что такое «социальная структура»? На первый взгляд, ответ на этот вопрос кажется совершенно очевидным. Конечно, это упоря­доченные в одно целое отдельные части общества, это строение, а точнее (в динамической трактовке), внутреннее устройство, осно­ва социальной организации. Структура ■— это каркас всей систе­мы, и социологи, как палеонтологи, могут сделать точные выводы о функциях, особенностях воспроизводства и перспективах разви-


Jk

ТеM.i 4 ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

тия общества по его «скелету»... Но на деле все происходит не так: живое общество оказывается в наличии, и его, фигурально выра­жаясь, надо «разобрать по винтикам», чтобы определить внутрен­нюю структуру и способ организации множества разнородных элементов в единую сложную систему. Зачем? Чтобы понять, как оно «работает» и что может произойти с различными частями «агрегата» в дальнейшем. Это очень интересно и крайне практич­но, особенно для будущих «конструкторов» (идеологов) и «води­телей» (правителей).

Если представить себе общество как самостоятельный организм (в духе классических социологических традиций), то отдельный человек, кем бы он ни был, предстанет перед нами в образе одной-единственной клетки. И даже если эта клетка — «нервная», трудно предположить, что она будет хорошо информирована о состоянии всего организма или сможет оказывать непосредствен­ное влияние на его активность. Этот образ помогает осознать, в сколь сложной ситуации оказывается социолог, пытающийся на­учно определить, из чего состоит, как построен и действует общественный организм. Однако исследователи — народ самоот­верженный, и они постепенно обнаруживают конфигурации ос­новных функциональных органов общественной системы (соци­альные институты) и изучают особенности тканей общественного организма (социальных страт). Как правило, до исследования иннервации (механизмов социокультурного обмена) дело не до­ходит, и этот вопрос можно вынести в курс «продвинутого» факультативного изучения.

Итак, есть по крайней мере две общепризнанные парадигмы (принципиальных способа) рассмотрения социальной структуры: 1) теории социальных институтов и 2) теории социального нера­венства.

Социальные институты Э. Дюркгейм образно определял как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей, т е. под институтами в общем подразумеваются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких неистребимых связей являются церковь, государство, собственность, семья и др.


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Социальные институты определяют общество в целом, они деперсонифицированы, безличны. Когда социальная структура об­щества мыслится как институциональная структура, исследователь не может не стоять на эволюционистских методологических пози­циях, поскольку считается, что каждый институт выполняет обще­ственно значимую функцию, которую из целостной взаимосвязан­ной системы (как слово из песни) не выкинешь.

Социальное неравенство характеризует не столько функцио­нальные сферы общества и их организацию, сколько соотноситель­ное положение отдельных личностей и социальных групп. Сам по еебе такой подход к выделению социальной структуры предпола­гает сравнение, оценку, конкретизацию и персонификацию субъ­ектов, вследствие чего теории социального неравенства зачастую не лишены идеологической предвзятости, ценностных предпочте­ний и конфликтологических трактовок авторов.

Однако социальная структура как система общественного не­равенства не всегда представляется конфликтогенной. Например, марксистская, классовая, теория социального неравенства выдви­гает на первое место противоречия между основными слоями общества, а стратификационные теории, напротив, описывают ситуацию вполне в духе эволюционизма — как распределение устойчивых позиций, соответствующих потенциалу и обществен­ному вкладу конкретных людей и групп.

Структура неравенства отражает общественную диспозицию, в которой разные субъекты занимают определенные (по отношению к другим субъектам) положения. Если эти конкретные групповые или индивидуальные позиции признаны членами общества и в общественном мнении им приписана некая значимость (соответ­ственно, и ценность), они становятся статусными. Т. Парсонс, например, так и представлял себе социальную структуру — как систему статусов в данном обществе.

Институциональная структура

Когда мы говорим о системе общественных институтов, то пред­ставляем социальное строение как комплекс взаимосвязанных функциональных сфер, в котором большие группы людей подраз-


Тема 4. ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

делены на коллективы, выполняющие важные для развития обще­ства задачи. Своей деятельностью они постоянно культивируют (взращивают, восстанавливают, подпитывают, поддерживают, раз­вивают) ткань общественных отношений, характер социальной организации, возможности воспроизводства.

Для того чтобы возник и развился такой структурный элемент общества, как социальный институт, нужны особые условия:

1) в обществе должна возникнуть и распространиться некая
потребность, которая, будучи осознанной многими членами обще­
ства (как общесоциальная, или социумная), становится главной
предпосылкой становления нового института;

2) должны быть в наличии операциональные средства удовле­
творения этой потребности, т.е. сложившаяся система необходи­
мых для общества функций, действий, операций, частных целей,
реализующих новую потребность;

3) чтобы институт мог реально выполнять свою миссию, он
наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансо­
выми, трудовыми, организационными), которые общество должно
стабильно пополнять;

4) для обеспечения самовоспроизводства института необходима
и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться присущая
только ему субкультура (особая система знаков, действий, правил
поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому ин­
ституту).

В каждом социальном институте есть своя система ценностей! и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он суще-1 ствует, что там достойно и недостойно, как действовать в этой! конкретной системе отношений. Например, на переговорах сле-1 дует вести себя чопорно, а на карнавале — раскованно.

Поскольку институты — это взаимосвязанные системы упоря-1 доченных социальных связей, благодаря которым поведение каж-1 дого отдельного члена общества становится достаточно предсказуЛ емым по своим ориентациям и формам проявления, социологи! рассматривают институциональную структуру общества с особое тщательностью, представляя ее как своеобразный многомерный! лабиринт, где действия и перемещения социальных субъектов


ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

осуществляются только согласно определенным правилам ролево­го соответствия.

В этой запутанной системе организованных социальных про­странств люди сталкиваются с определенными предписаниями и, образно говоря, им трудно «подниматься по лестнице в роликовых коньках» или «танцевать вальсы в триконях» (шипованных альпи­нистских ботинках). Иными словами, несмотря на желающих обращаться с женами и детьми, как с младшими по воинскому.шанию или заводить романы с начальниками по службе, институ­циональные правила (т.е. обычаи современной семьи или служеб­ной иерархии) могут существенно препятствовать развитию по­добной практики и направлять конкретное поведение в обычное (привычное, должное, общепринятое) русло.

Однако примеры семейного авторитаризма или служебных романов (а также практика бюрократизма, коррупции, наркопот­ребления, проституции и т.д., и т.п.) доказывают, что институцио-нализация социальных отношений, обеспечивающих удовлетворе­ние общесоциальных потребностей, не происходит «по нотам» теории, а полна оригинальных частностей, отклонений, сиюминут­ной специфики.

С одной стороны, в процессе институционализации возникают
расхождения между интересами всего сообщества (в удовлетворе­
нии некой потребности: в потреблении, общении, защите, воспро­
изводстве и др.) и интересами конкретных функциональных
субъектов, реализующих эту потребность для общества (которые
могут быть настроены не альтруистично, а весьма меркантильно и j

«под шум волны», т.е. под видом решения одних задач, осущест­влять несколько другие). Например, в советской системе образо­вания, которая имела множество разнообразных преимуществ, одним из недостатков была повышенная идеологизация в содер­жании гуманитарных курсов, т.е. социальный институт, решаю­щий задачу профессиональной подготовки, на самом деле осущест­влял и иную практическую цель — политической ориентации.

С другой стороны, потребность может носить массовый харак­тер, но по разным причинам (в основном культурной легитима­ции) не быть признанной как общественно значимая. В результате развиваются «подпольные институты» — не принятые, официаль-


Тема 4 ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

но игнорируемые, не наделяемые специальными ресурсами, но! формирующие свою субкультуру, выполняющие определенные! функции и стандартные операции, находящие пути материального обеспечения своей деятельности. Отношения подобного рода вос­производятся в скрытой (латентной) социальной форме. Они долгое время могут быть не признаны ценными (социально значимыми) в рамках доминирующего культурного стандарта. Однако на определенных этапах развития общества, особенно в критические моменты, скрыто живущие отношения «возрожда­ются» и институционализируются (т.е. признаются обществом, становятся легальными и легитимными).

Р. Мертон, например, различал явные и латентные функции социальных институтов, которые представляют собой не только характеристики социальной структуры общества, но и индикаторы его общей стабильности.

Явные функции социальных институтов записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Поскольку явные функции всегда оглашены и в каждом обществе этому сопутствует довольно строгая традиция или процедура (от помазания на царство или президентской клятвы до конституционных записей и принятия специальных сводов правил или законов: об образовании, здравоохранении, прокуратуре, социальном обеспечении и т.п.), они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Поэтому население то и дело спрашивает у субъектов современного госу­дарства: «А куда идут наши налоги?» и «Почему не выполнены предвыборные обещания?» При этом оно никогда не удовлетво­ряется ответом и продолжает «терпеливо возмущаться» — пере­выбирать, бойкотировать, уклоняться.

Латентные фунщии институтов — те, которые осуществля­ются на самом деле. Иногда они вполне тождественны заявочным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельнос­тью институтов существует лаг (расхождение, разница), неболь­шой или же очень глубокий. В последнем случае социологи говорят о потенциальной нестабильности общества, в котором формальная и реальная структуры существенно различаются.



 


Tcmi 4 ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ


стоятельность церкви). Все это придает дополнительную неста­бильность и амбивалентность (нечеткость, многозначность) инсти­туциональным функциям.

Исследователи социальных институтов всегда уделяли этим процессам повышенное внимание, поскольку именно норматив­ные (институциональные) требования делают поведение отдель­ных людей и организованных групп предсказуемым и «предначер­танным», соответствующим общественным ожиданиям. Поэтому загадки всякого рода «институциональных отклонений» связаны с сущностью проблем социальной структуры и функционального устройства общества, и социология должна потрудиться и рассек­ретить их в первую очередь. Великий «системщик» Т. Парсонс пишет об этом так:

Для нас социологическая теория есть тот аспект теории социальных систем, который занимается явлениями институционализации образцов ценностной ориентации в социальной системе, условиями этой институ­ционализации и изменениями в образцах, условиями подчинения им и отклонения от какой-либо совокупности таких образцов, а также моти-вационными процессами, поскольку они содержатся во всем этом.

Парсонс считал, что ценности, образцы поведения, которые постепенно превращаются в институциональные нормы, направ­ляют не только поведение, но и социальные ориентации людей, а процедура изменения «правил» (как действовать, чего желать, к чему стремиться) тоже происходит по определенным правилам развития социальных систем.

Институционахизация — это процесс, когда некая обществен­ная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.

Известный социальный исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процес­сы институционализации:

1) потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

1 Parsons T The Social System N Y Free Press, 1951 P 552 190


I


СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ

2) потребность в производстве продуктов и услуг;

3) потребность в распределении благ (и привилегий);

4) потребность в безопасности граждан, защите их жизни и
благополучия;

5) потребность в поддержании системы неравенства (разме-
гцении общественных групп по позициям, статусам в зависимости
от разных критериев);

6) потребность в социальном контроле за поведением членов
общества (религия, мораль, право, пенитенциарная система).

Современное общество характеризуется разрастанием и услож­нением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность может порождать существование полдюжины специальных институтов, с другой стороны, каждый институцио­нальный комплекс, например семья, реализует целую гамму базо-ных потребностей: и в коммуникации, и в производстве услуг, и в распределении благ, в индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля.

Социальная стратификация и мобильность

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация — распределение общественных групп в иерар­хически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геоло­гии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение со­циальных слоев и имеет русский понятийный аналог — расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).

Теории социального неравенства подразделяются на два прин­ципиальных направления: функционалистское и конфликтологи­ческое (марксистское).

Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социаль­ное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обу­чения и профессиональной специализации).


Тема 4 ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

Поскольку стратификация рассматривается как продукт разде­ления труда, функционалисты считают, что социальное неравенст­во определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.

Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержден­ным в высокой степени. Действительно, профессия стала опреде­ляющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы) Поэтому образование рас­сматривается как источник приращения социального капитала личности, возможность получить хорошую профессию, обеспечить более высокий уровень жизни, обрести новый статус.

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классо­вого неравенства и эксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается домини­рующая роль в системе социального воспроизводства дифференци­рующих (подразделяющих общество на группы и слои) отноше­ний собственности и власти. Эта логика описания неравенства хорошо применима к динамичным транзитивным обществам, переживающим революции и реформы, поскольку передел соци­альной структуры и изменение общих «правил игры» всегда' связаны с институтами власти — собственности. От того, кому достается контроль над значимыми общественными ресурсами и на каких условиях, зависят характер формирования элит и харак­тер перелива социального капитала (принудительный или трасто­вый, эксплуататорский или эквивалентный).

В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движе­ние, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или ста­тусные (априорные, институциональные) позиции, называют со­циальной мобильностью.

Социальная мобильность является самостоятельным показате­лем «прогресса» общества. Первый показатель, как мы уже


СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ

таем, — это усложнение социальной системы, ее структуры и организации. Второй — повышение внутренней мобильности об­щества, причем не столько реальных социальных перемещений, i колько стабильных возможностей их осуществить. Иначе говоря, к той мере, в какой развита сеть каналов для социальных переме­щений людей и образования новых социальных групп, мы можем юворить о продвинутости общества к современному состоянию, при котором социум в большей степени поощряет развитие человека и его индивидуальности.

П. Сорокин, один из крупнейших теоретиков социальной стра­тификации, отмечал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает застой.

Он же различил вертикальную (возвышающуюся и падающую) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и 1 оризонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются.

Индивидуальная социальная мобильность связана с перехода­ми индивидов из одной общности в другую, а групповая социальная мобильность осуществляется тогда, когда в обществе меняются сами критерии стратификации. Так, еще недавно в России (точнее, is СССР) для "реализации легальной социальной карьеры нужно было вступить в коммунистическую партию, а теперь, чтобы получить необходимые стартовые возможности повышения своего статуса, первым делом надо разбогатеть.

В свою очередь, когда после царского устанавливался советский общественный строй, гимном революционеров был «Интернаци­онал», в котором звучали строки: «Мы наш, мы новый мир костроим! Кто был ничем, тот станет всем!» Разрушители старого мира осознавали и свое стремление к групповой — классовой — мобильности, и необходимость изменения правил социального продвижения и воспроизводства социальной структуры.

Однако, как следует из стратификационной теории Сорокина, i рупповая мобильность может развиваться не только вследствие революций, но и путем реформ.

П- 1689


Темя 4 ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

Изучение социальной диспозиции

Пытаясь выяснить нечто о строении и социальной организации общества, мы опираемся на факты самых разных проявлений и подвергаем их концептуализации, систематизации, теоретической интерпретации. Поскольку общественная трансформация в России предоставляет огромные массивы прямых и косвенных свиде­тельств о состоянии общественных процессов, встает проблема применения подходящих технологических и интеллектуальных «фильтров». В этом информационном обвале приходится действо­вать методом самоограничения, либо:

" сегментируя и последовательно обрабатывая имеющиеся све­дения «тематически», чтобы в конце скоррелировать, обобщить и получить целостную картину;

■ выбирая наиболее репрезентативный (представительный)
срез развития общественных процессов и генерализуя полученные
при его анализе выводы;

■ используя априорные логические модели аналогового или
выводного гипотетического характера для последующей верифика­
ции (проверки) на прикладном материале.

Рассмотрение разных теоретических подходов к анализу соци­альной стратификации в современной России, выявление их эврис­тического потенциала и ограничений в применении к новому (системно нестабильному) объекту позволяют ограничить количе­ство изучаемых аспектов. В первую очередь необходимо сосредо­точиться на трех обзорных точках:

1) на экономическом содержании социального расслоения,
поскольку оно отражает наиболее фундаментальные основания
дифференциации современных обществ;

2) на властных критериях переструктурации, так как социаль­
ная культура и организация российского общества много веков
носит рецидивирующе-редистрибутивный характер, а управление,
подчинение и контроль играют большую роль в поддеРжании
стабильности социальной системы;

3) на символическом оформлении поляризации общества как
наиболее универсальном и обобщенном механизме социальной
маркировки самых разных человеческих общностей, их взаимоот­
ношений, ожиданий, притязаний, занимаемых позиций.


ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДИСПОЗИЦИИ

Опосредованный характер социальных взаимодействий в со-пременном обществе предопределяет закрепление соответствую­щих форм символики, которые достаточно строго соответствуют устойчивым элементам социальной структуры. Новая символи­ческая разметка социального пространства с переходом к рыноч­ным «правилам игры» актуализирует заявочный, демонстратив­ный, имитационный комплексы идентификации на фоне марги­нальных состояний, вызывающих символическую гипериндика­цию.

Социальное положение как конструкт описания динамичной социальной структуры, неравенство как общий принцип расслое­ния, аскриптивные и достигательные доминанты изменения соци­ального положения, признаки расслоения и закрепления социаль­ной диспозиции, рассмотренные в марксовой (классовой) и вебе-рианской (стратификационно-статусной) теоретической перспек­тиве, ориентируют в оценке возможностей описания и трудностей объяснения процессов конституирования новой общественной структуры в России.

Количественный и качественный анализ. Несмотря на признание общей неопределенности и множественности форм и критериев социальной стратификации, большинство исследовате­лей стремится сформулировать как можно более четкие и досто­верные представления о социальной структуре.

Статистические интерпретации общественного расслоения в основном строятся на дифференцированной экономической оцен­ке, в первую очередь на анализе доходов. Исследования Статкоми-тета СНГ, ЦЭНИИ Минэкономики РФ, Института социологии РАН, ВЦИОМ и др. выявляют обогащение наиболее обеспеченных, ежегодный рост децильных коэффициентов, падение жизненного уровня большинства населения в 90-х гг. Структурный профиль российского населения по доходам с небольшими процентными колебаниями представлен беднейшей группой (35% ниже прожи­точного минимума), малообеспеченной (30% тратящих доходы преимущественно на питание), среднеобеспеченной (25% актив­ного населения, обеспечивающих питание за счет трети своих доходов), обеспеченной (10%) и богатой (5%).


Тема 4 ПРОИЗВОДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ

Эти тенденции аналогичны выявленным Р. Форд1 при анализ* стратификационной системы индустриальных обществ на примере США.

Качественные методы используются социологами, изучающими структурирование социальной среды людей, переживающих глу­бокий внутренний кризис, что характерно для современного российского общества. Рассмотрение различных типов структура-ционных параметров, институциональных (в традициях Э. Дюрк-гейма, Р. Мертона, Г. Ленски, Т. Парсонса) и конституциональ­ных оснований общественного структурирования позволяет за­ключить, что критериальный подход к прорисовке «социального профиля» имеет ряд ограничений.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 345 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2477 - | 2272 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.