Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В основе солидарность или борьба? 2 страница




Две идеи, берущие начало в работах Конта, просматриваются в ходе развития социологии: первая — применение научных ме­тодов для изучения общества; вторая — практическое использова­ние науки для осуществления социальных реформ.

Основные труды «Система позитивной политики» (1851 —1854), «Курс поло­жительной философии» (1899—1900)

Труды на русском языке, рекомендуемые для чтения Дух пототишои философии СПб, 1910

Спенсер Герберт (1820—1903) — английский философ и со­циолог-позитивист, основоположник органической школы в соци­ологии. На Спенсера оказала глубокое влияние теория эволюции Ч. Дарвина. Он полагал, что ее можно применить ко всем аспектам развития Вселенной, включая историю человеческого общества. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и т.д.) — с частями организма (сердцем, нервной системой и др.), каждая из которых влияет на функционирование целого. Спенсер считал, что общества, подобно биологическим организмам, развиваются от


ИИййкда»

ПОРТРЕТЫ СОЦИОЛОГОВ

простейших форм к более сложным. «Естественный отбор» про­исходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных. Процесс адаптации, по Спенсеру, спо­собствует усложнению общественного устройства, так как его части становятся более специализированными. Таким образом, общества развиваются от сравнительно простого состояния, когда все части взаимозаменяемы, в направлении сложной структуры с совершенно несхожими между собой элементами. В сложном обществе одну часть (т.е. институт) нельзя заменить другой. Все части должны функционировать на благо целого; в противном случае общество развалится. Согласно Спенсеру, такая взаимосвязь является основой социальной интеграции.

Спенсер считал, что для человечества полезно избавляться от неприспособленных индивидов с помощью естественного отбора и правительство не должно вмешиваться в этот процесс — такая философия получила название «социальный дарвинизм». Он считал эту философию приемлемой также для коммерческих предпри­ятий и экономических институтов. Спенсер полагал, что при невмешательстве нрава в социальный процесс, на основе свобод­ного взаимодействия между индивидами и организациями будет достигнуто естественное и устойчивое равновесие интересов.

Основные труды «Основания социологии» (1.896) Труды на русском шыке, рекомендуемые для чтения' Сочинения Г 1—7 СПб, 1898 —1900

Лавров Петр Ааврович (1823 —1900) — русский социолог и философ. Социология, по Лаврову, теснейшим образом связана с историей. Предмет первой — формы проявления солидарности в обществе, предмет второй — прогресс смены неповторяющихся явлений. Социологическому наблюдению подлежат: 1) животные общества, в которых выработалось индивидуальное сознание; 2) существующие формы человеческого общежития; 3) общест­венные идеалы как основа солидарности и справедливого общества; 4) практические задачи, вытекающие из стремления личности осуществить свои идеалы. Социолог должен практиковать субъек­тивный метод, т.е. уметь стать на место страждущих членов общества, а не бесстрастного постороннего наблюдателя общест-


Тема 1 ОЧЕНЬ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

венного механизма. Понимание общества воплощено в теории прогресса. Лавров считал, что ведущей силой, «органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм». В качестве побудительных причин деятельности человека Лавров называет обычай, аффекты, интересы и убеждения. С возникнове­нием критических личностей начинается историческая жизнь человечества. Лавров намечает следующие фазы борьбы за прогресс в обществе: появление отдельных провозвестников новых идей; открытое выступление героических одиночек против царящего зла — эпоха мученичества и жертв; организация партии, позво­ляющей одиноким критически мыслящим личностям превратить­ся в реальную силу путем завоевания на свою сторону «неизбеж­ного союзника», «реальной почвы партии», широких народных масс. С 80-х гг XIX в., отойдя от крайностей субъективной социологии, Лавров начинает рассматривать личность и как члена «коллективного организма». В связи с этим меняется и трактовка социального прогресса, понимаемого не только как результат деятельности критически мыслящей личности, но и как «усиление и расширение общественной солидарности», достижение которой во всех сферах общественной жизни — экономике, политике, нравственности, интеллектуальной деятельности — «единственная возможная цель прогресса».

Основные труды «Исторические письмл» (1870), «Задачи попим.шия истории» (СПб, 1903), «Философия и социология. Игранные произведения и 2 tom.ix» (M, 1965), «Избранные сочинения на социально-политические темы» Т. 1—4 (М, 1934—1935, не «вершен)

Кистяковский Богдан Александрович (1868—1920) — россий­ский философ, социолог и правовед. В философии Кистяковский — неокантианец, а его социология — высшее достижение неоканти­анской социологии в дореволюционной России. Цель социологии, по Кистяковскому, выработка «работающих» понятий, таких, как «общество», «личность», «социальное взаимодействие», «толпа», «государство», «право» и т.д. Как теоретическая наука социология призвана объяснить саму идею и способы функционирования «власти» в государстве. При этом Кистяковский приходит к


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

выводу, что идея власти в полном объеме недоступна рациональ­ному познанию и может быть осмыслена лишь методами художе­ственно-интуитивного познания. Однако, по его мнению, для социологии достаточно констатировать, что сама идея власти и связанные с нею понятия господства и подчинения являются результатом психологического взаимодействия индивидов. Будучи сторонником «методологического плюрализма», Кистяковский считал, что в обществе одни элементы подчиняются законам причинности, другие — принципам телеологии. Обе эти сферы общества иногда функционируют независимо друг от друга, иногда пересекаются, усложняя тем самым социальную жизнь. Большую роль в «нормальном обществе» играют элементы культуры, кото­рые превращают власть и все ее атрибуты в элементы «коллектив­ного духа» (т.е. общественного сознания). В противном случае в обществе преобладает правовой нигилизм, чреватый социальными потрясениями. По этой причине Кистяковский критиковал попыт­ки заменить социальные понятия понятиями нравственности (в частности, идею Вс. Соловьева о государстве как «организованной жалости»).

Ос ионные труды «Социальные туки и право» (М, 1916), «Общество и инди­вид» // Социолошческие исследования 1996 № 2.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1 Каковы были научные и общественные причины возникновения со­
циологии?

2 Чем социология отличается от философии, психологии и других
гуманитарных наук?

3 Каков предмет изучения в социологии?

4 Какие методы социального познания Вы знаете и какие из них могут
считаться социологическими?

 

5. Чем отличаются академическая социология от прикладной?

6. Что такое социоцентризм?

7. Чем занимаются макросоциология и микросоциология?

8. Каковы принципиальные различия в научных взглядах конфликтологов
и эволюционистов?

9. Каковы причины сохранения и воспроизводства важнейших черт
общества?

10. В чем особенности русской национальной школы социологии?


Тема 1. ОЧЕНЬ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

11. Назовите известных российских социологов. О чем они писали в своих
научных работах?

12. Развиваются ли традиции русской социологии?

ЛИТЕРАТУРА

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Политика, 1992.

Американских социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-ио МГУ, 1994.

Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькою. М.: Издание Международного университета бизнеса и управления, 1996.

Баранова Е.С Американская социология. Традиции и современность. Екатеринбург, Биш­кек, 1997.

fat/Оснко ПП, Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

Тидденс Э. Социология 90-х гг. Челябинск, 1991.

1'ромов И., ЬЛацкевич А., Семенов В. Западная социология. СПб., 1997.

Мо71сон П. Современная аднадная социология: теории, традиции, перспективы. СПб.: NB, 1992.

Иванов В Н Социология сегодня. М., 1989.

История буржуазной социологии конца XIX и начала XX века. М., 1979.

История социологии в Западной Европе и США. М.: Наука, 1993.

Кондауров В.И. Предмет социологии. Историко-социологическое введение. М., 1992.

Култышн В.П. Ранняя немецкая классическая социология. М., 1991.

Култьтш В.П Французская классическая социология XIX —начала XX пока. М., 1991.

Кутырев В.А Современное социальное пошание. Общенаучные методы и их взаимодейст­вие. М.. Мысль, 1988.

Новые направления г, социологической теории / Филмер П и др. М.: Прогресс, 1978.

Осшюва Е.В. Социология Э. Дюркгейма. М., 1977.

Смелгср Н.Аж. Социология. М., 1994.

Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

Cotfuo-логос. М.: Прогресс, 1991.

Справочное пособие по истории немарксистской «шадной социологии. М., 1986.

Тернер Д. Структура социологической теории. М., 1985.

Трошкина В.П. Социологическая концепция О Конта. М., 1984

Шепаньский Я.Ю. Элементарное понятие социологии. М., 1969.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Приложение 1. МАТЕРИАЛЫ К КОЛЛОКВИУМУ ПО РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Д.С. Клементьев, Л.Н. Панкова

АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В целом процесс становления социологии в России связан с определенным этапом развития русского общества. Период прав­ления Александра III в России связан с началом великих реформ. Именно в этот период зарождаются основы русской национальной социологии. Как отмечал Н.О. Лосский, «в конце XIX и начале XX века значительная часть русской интеллигенции высвободилась из плена... болезненного моноидеизма. Широкая публика начала проявлять интерес к религии... идее нации и вообще... к духовным ценностям».

В этот период начались поиски неизвестных ранее подходов и в социальной сфере. Формирование социологии как науки происходило сразу в нескольких направлениях. Достаточно полно социологическая концепция русского исторического процесса была изложена представителями юридической школы Б.Н. Че-чериным, К.Д. Кавелиным, А.Д. Градовским, В.И. Сергеевичем, С.А. Муромцевым, Н.М. Коркуновым; сравнительно-историчес­кий метод в генетической социологии значительно обогатили М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев, Д.А. Столыпин, Н.П. Павлов-Сильванекий; становлению политической социологии в России способствовали во многом Л.И. Петражицкий, П.Н. Милюков, М.Я. Острогорский, П.А. Сорокин; школа субъективистов — Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков — оказала значительное вли­яние на создание современной социологии интеракционизма; развитие экономической социологии во многом определили Н.Я. Данилевский, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский, П.Б. Струве; основоположником ювенильной социологии в Рос-

1 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 197.


Тем., 1 ОЧЕНЬ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

сии по праву считается С.Н. Трубецкой, а этносоциологии — М.М. Ковалевский, Л.И. Мечников и П.А. Кропоткин. В прин­ципе невозможно даже перечислить имена всех выдающихся ученых, стоявших у истоков классической русской социологии.

Русские социологи стремление к познанию социальной дейст­вительности сочетали с многообразием аналитических подходов. Такие известные ученые, как П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский, в своих трудах отстаивали единство теоретической истины с такой истиной, как справедливость. По сути, русские социологи всех школ и направлений стремились создать всеобъемлющую универ­сальную модель социального познания. При этом духовная эволю­ция каждого ученого была неразрывно связана с эволюцией его теоретических изысканий. Как неоднократно подчеркивали И.В. Киреевский и А.С. Хомяков, цельная истина раскрывается только цельному человеку.

Русская социология конца XIX — начала XX века не только находилась на уровне мировой науки в целом, но по некоторым направлениям предопределила ее развитие.

ДА. Столыпин

ОСНОВНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ И НАУЧНЫЙ МЕТОД ОГЮСТА КОНТА

В сочинениях по социологии наиболее употребимы два научных метода мышления: метод сравнительный и метод исторический.

Конт полагает, что слепое подражание биологическому процес­су, т.е. исключительное применение сравнительного метода к указанию аналогий человеческих обществ с обществами животных, может вести к непризнанию истинных логических отношений обеих наук, биологии и социологии...

Другое применение того же сравнительного метода состоит в сопоставлении различных стадий, в которых находятся человечес­кие общества; рассматриваемые особенно у народностей наиболее независимых одна от другой.

Конт полагает, что при подобном применении сравнительного метода достигается наблюдение фактов в их статическом отноше-


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


нии и одновременно до известной степени получается понятие о динамическом естественном последовании явлений...

Более полным методом в социологии Конт считает метод исторический. Он предостерегает, однако, от иллюзий, могущих произойти при употреблении этого приема мышления, главная из которых «состоит в принятии постоянной убыли за стремление к всецелому уничтожению, или, наоборот, согласно математическо­му софизму, по коему смешиваются постоянные, увеличения и уменьшения, с изменениями безграничными». Отдавая должную справедливость историческому методу, надо признать, что соци­альный вопрос оным не исчерпывается...

Много одно время говорилось и печаталось у нас о научных методах мышления; усиленно применяли дедукцию к решению общественных вопросов; также восхваляли метод развития, а в результате одобряли формы, неподвижность которых несомненна. Так что отвлеченное учение методов в общем оказалось неуспеш­ным.

По мнению Конта, ознакомления с одними методами недоста­точно; для полного метода необходимо знание законов, так как применение законов одних наук к изучению явлений других наук составляет главный общий рациональный научный метод.

Конт признает в основании своего воззрения естественное совпадение законов абстрактных наук: математики, физики, химии, биологии, социологии; так что, по его положению, законы явлений, открытые в одной какой-либо из абстрактных наук, присущи явлениям остальных абстрактных наук, хотя и могут находиться в скрытом виде в оных.

При этом согласно его иерархии наук законы простых явлений одинаково верны для наук высших порядков и обратно.

Можно сказать, что главное научное движение в нашем веке совершается в применении этого приема. Конкуренция, естествен­ное общественное явление, дала повод Дарвину создать теорию о происхождении видов. Психология обновляется в руках натуралис­тов в учении психофизиологии или, как вернее называют, в науке психофизики, так как это название глубже охватывает предмет.


1 Cours de philosophie positive, p.ir August Corate Edition Littre Vol 4 P 332


Тема 1 ОЧЕНЬ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

По воззрению Конта, законы естественных явлений составляют необходимую основу социальной науки. Этот метод эволюцион­ный в широком значении этого слова.

Конт, приступая к изложению отношений социологии к другим основным наукам, ставит подчиненность социологии совокупности этих наук как главный принцип и необходимое условие для успешного изучения общественных вопросов. Не­соблюдение этого условия парализовало усилия лучших умов в социальных трудах; предварительное ознакомление с общими законами — метод необходимый, «возможность которого не­оспорима, хотя никто до сих пор не постиг в достаточной мере совокупность умственных обязательств, возлагаемых подобным обновлением науки»...

Дело идет о методах мышления, а потому надо первее.всего обратиться к философии, так как приемы мышления составляют главную основу оной. Философы XIX века, конечно, допускают математику, в смысле учения о времени и пространстве, основан­ную на идеальной математической точке, не имеющей простран­ства. Они признают Платона, который был геометр, также Декарта; но сколько шума поднялось у них с появлением в середине нашего столетия манускриптов Лейбница и фразы: «Спиноза начинает там, где кончил Декарт, in naturalismo». Но время и пространство это на реальном языке — движение и вещество, а такое применение считается материализмом; а потому эклектики, чтоб более отличить себя от последователей науки, приняли название спиритуалистов и, пренебрегая вообще наукой, взяли в свое исключительное ведение учение о социальных явле­ниях...

Оказывается, что высшие условия и принципы, которым надо отдать первенство, состоят из ошибочных учений или же навеян­ных временными обстоятельствами понятий...

1 Cours de philosophie positive, par August Comte Edition Littre V 4 P 337—338


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ДА. Столыпин

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КЛАССИФИКАЦИИ НАУК ОГЮСТА КОНТА И ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

...Конт построил свою классификацию, поставив науки в последо­вательном порядке, переходя от законов простых явлений к законам, открытым в более сложных явлениях, причем связь этих наук заключается в том, что последующие науки представляются основанными на законах, открытых в предшествующих.

Основные науки в классификации Конта являются в следую­щем последовательном порядке: математика, физика, химия, био­логия, социология.

Положительные науки основаны на измерении, а потому пер­вая в классификации наука — математика; физика основана на математике и законах механики; химическим телам присущи механические законы и в них раскрывается новый естественный закон: кратного соотношения частей в молекулярных составных единицах. Жизненным телам присущи законы механические и химические, и в изучении их открывается новый естественный закон: организации и роста, закон развития или эволюционный; все эти законы, согласно классификации, присущи социальным явлениям..

Организация, как и всякий организм, представляет одно целое или единицу, составленную естественно из разнородных частей.

Общественная экономическая единица тоже состоит из разно­родных частей, но она отличается от биологической единицы (особенно у животных высшего разряда) тем, что в биологической единице грубее и яснее видима неделимость этой единицы. Так, например, если разрезать на части лошадь, то единица, видимо, гибнет и теряет свою ценность. Не так осязателен оказывается вред от деления, если разрушить земледельческую хозяйственную единицу...

Если вред от деления земли и разрушения хозяйственной единицы невидим на поверхностный взгляд, то беспредельное

1 Основные или абстрактные науки отличаются от прикладных тем, что имеют предметом исключительно открытие естественных законов бытия


Тема 1 ОЧЕНЬ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ


i


дробление земель не менее того ведет всех участников к бедности,
| в чем можно удостовериться на фактах. Для высших нравственных

явлений тоже необходимо соблюдение веса и меры; при трудности измерения оно должно заменяться внутренним тактом...

Процесс в биологии обусловливается борьбой за существование. Принимая это положение в грубом буквальном смысле, отвергают принцип прогресса для общественных явлений. Но тут недоразу­мение: право сильного господствует в низших обществах; но с прогрессом и цивилизацией общество регулирует отношения лиц, имея в виду общественное благо, или то, что оно считает таковым. Собственно борьба за существование, конкуренция, составляют принцип развития в социологии, как и в биологии; особенно ярко она выступает в борьбе идей.

В настоящее время научная теория Конта вступает в борьбу с установившимися в социологии революционными принципами 1789 г. Принципы эти, послужившие разрушению феодальных порядков на западе, оказываются, по мнению Конта, непригодны­ми и ретроградными в смысле создания новых нормальных поряд­ков. Принципы 1789 г., полагал Конт, суть понятия, построенные на чистом мышлении a priori, подобные тем априорным понятиям, которые" принимались в основание изучений в начале всех наук (флогистон, искание философского камня, жизненная сила и т.д.), понятия, которые были заменены впоследствии научными закона­ми; в социологии априорные принципы 1789 г. должны быть также заменены научными законами. Законы эти для социологии, по теории Конта, суть общие законы мироздания. Только при знании этих законов и при посредстве их человек может властво­вать и успешно направлять ход явлений.

Вред, происходящий от смуты в социальных понятиях, побудил Конта, по его заявлению, предпринять свой труд для основания социологии как положительной науки, для чего он принял за научный метод мышления эволюционный и тем самым устранил априорные принципы 1789 г., которые составляют в настоящее время главное препятствие нормальному развитию цивилизации...

Первым общим законом Конт ставит закон инерции (закон постоянства силы, постоянства движения в раз данном направле­нии, если не встретится противодействующей силы). Человек


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

мыслящий, которому пришлось в жизни изменить свои взгляд или идею, которой он упорно держался, может по собственному опыту удостовериться, что изменение это произошло от усвоения им новой идеи, которую он нашел более правильною и которая дала новое направление ходу мыслей. А потому надо признать, что закон инерции присущ нашему мышлению.

Что касается другого механического закона: равенства акции и реакции, то при настоящем неустановившемся положении мыш­ления в социологии явление это самое обычное. Крайность вызы­вает крайность... К счастью, на практике, при близком ознаком­лении с действительностью, крайности сглаживаются. Маколей, изучая историю Англии, утверждает, что консерваторы провели столько же либеральных мер, сколько либералы консервативных. Спрашивается, причем тут крайние принципы либеральный и консервативный? Все крайности стушевываются при серьезном, научном ознакомлении с действительностью. Оставляю людям мысли проверить личным их опытом, насколько закон акции и реакции применим к человеческому мышлению.

Третий механический закон касается согласования каждого общего движения с различными частными. Это закон гармонии. Если при создании системы развивать исключительно какую-либо одну часть ее, то исчезает гармония и является естественное стремление к восстановлению нарушенного согласия. Закон этот, можно положить, свойствен также процессу мышления.

Кроме обвинения по поводу этого воззрения учения Конта в ма­териалистическом направлении его упрекают еще в том, что учение это приводит к фаталистическому детерминизму. Но Конт утверж­дает только, что знание ведет к предвидению (т.е. при соблюдении известных условий получается тот или другой результат), а предви­дение не есть фатализм. Так, из этого учения нельзя сделать утеши­тельного вывода, что человеческое общество должно непременно при всяких условиях прогрессировать. Цивилизация или упадок об­щества зависят от господствующих в нем руководящих понятий; от качества их зависит исключительно упадок или прогресс народов.

Подчинение дисциплине метода свободы мысли — это акт самодеятельности просветленного ума «Согласование жи^ни с нуждами Государства не рабоство, я спасение» (Amtotel La pohtique P 344)


Темя 1 ОЧЕНЬ КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ

Конт именно указывает, что в настоящее время одна наука может нас избавить от современных смутных социальных понятий, тормозящих развитие. Ввиду этого вся цель его труда состояла в основании социологии как положительной науки...

С.Н. Южаков

СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИИ

...Субъективная школа в социологии может по справедливости быть названа русской социологической школой. Правда, Конт еще в 1851 году высказался за субъективный метод его «позитивной политики», субъективный метод наших авторов не совсем одно и то же...

Конт отделяет социологию как науку о законах общества от политики, науки о лучшем общественном устройстве. Первую он признает как «terme normal» объективного метода, для второй требует метода субъективного. Очевидно, это не то же, что вообще видеть особенность каждого социологического исследования в субъективном методе, необходимо ему присущем...

Падение Римской империи есть событие, которое раз совер­шилось и больше повториться не может, в такой же мере, как Лиссабонское землетрясение есть факт, недоступный повторению «в данной совокупности», как всякая гроза, всякий ураган, всякое падение метеорита или аэролита суть явления, которые раз совер­шились и больше повториться не могут. Вчера была гроза и прошла; завтра, быть может, будет опять гроза, но то будет не та вчерашняя, а новая — завтрашняя, это не падение Рима, а падение Византии или Венеции, Карфагена или Польши. Явление, как факт данного рода, повторяется, но явление, как данный факт, повториться не может. В этом, и только в этом, последнем смысле можно сказать, что история есть ряд неповторяющихся изменений; но с другой стороны, в этом смысле процесс истории как предмет исследова­ния ничем существеняо не отличается от всех других процессов природы...

1 Допустимую границу


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Повторяемость в неизменной связи есть необходимый крите­рий исследования индуктивного, но не дедуктивного. Таким обра­зом, если бы даже меньшая посылка была вполне справедлива, то и тогда должное ограничение большей посылки привело бы лишь к выводу, что индуктивное исследование общественных явлений невозможно; вероятно, однако, автор не желал назвать всякое дедуктивное исследование субъективным, иначе математика была бы образцом дедуктивного метода. Благодаря слишком безуслов­ному пониманию меньшей посылки явился вывод, что обществен­ные объективные приемы неприложимы при исследовании явле­ний общественных, между тем как если придать этой посылке ее действительный смысл, то будет следовать только, что приложение общенаучных приемов в истории гораздо труднее, многосложнее, чем в других науках. Эта большая сложность и трудность исследо­вания общественных явлений была многими и прежде замечаема, причем были указаны и разнообразные, многочисленные причины этой трудности; субъективной школе принадлежит честь дополне­ния списка этих причин еще одной, и притом одной из важней­ших, основных...

Справедливо и несомненно, что человек всегда остается челове­ком, что он не может понимать иначе, как по-человечески, что он всегда, всюду и все оценивает с своей, человеческой точки зрения. Но какой смысл скрывается под этими положениями? Конечно, не иной, как тот, что понимание наше совершается по психоло­гическим и логическим законам нашей природы, что наука сло­жилась и развивалась сообразно этим же логическим законам и что потому нет ни малейшего основания переносить эти законы из области сцепления человеческих мыслей и соотносительных эгим мыслям человеческих впечатлений (феноменов) в область каких бы то ни было объективных реальностей, в область сцепле­ния вещей самих в себе...

Вдумываясь в ситуацию мыслей приверженцев субъективной школы, можно дать следующее определение защищаемому ими методу: оценка относительной важности явлений на основании нравственного миросозерцания (идеала) исследователя и по­строение научной теории при помощи того же критерия — вот отличительная черта, существенный признак субъективного мето-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 335 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2217 - | 2173 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.