Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экскурс 1. Метод: по стопам Маркса 7 страница




Здесь Бахтин переходит от наступления на формализм ко вто­рой главной цели своей книги и использует полифонию повествова­ния Достоевского, чтобы выступить против монологичной или

2.3. Зачатки множества

монофонической литературы. По его словам, противостояние по­лифонии и монолога продолжается на всем протяжении истории европейской литературы. Таким образом, нам нужно вернуться к теории литературного жанра и сюжета, чтобы оценить исклю­чительность творчества Достоевского. «Ни герой, ни идея, ни сам по себе полифонический принцип структурирования целого не укла­дываются в жанровые и сюжетные формы биографического рома­на, социально-психологического романа, романов о текущей жизни или семейного романа, то есть в те формы, которые господствова­ли в литературе во времена Достоевского... Ясно, что работа Дос­тоевского принадлежит к совершенно иному жанровому типу, вполне им чуждому» 127. К какой же иной литературной традиции принад­лежит Достоевский? Бахтин поясняет, что диалогичное повество­вание и структура многоголосия происходят из карнавального фоль­клора и соответствующего видения мира.

Уже в своей книге о Рабле Бахтин показал центральное значе­ние карнавала для европейской литературы, но как мог он утверж­дать, будто видит Достоевского среди кочующих толп карнавала? Как мог он представлять в карнавальном виде такие трагедии, как «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы»? Обратив­шись к бахтинскому понятию карнавального, как оно изложено в других его сочинениях, мы обнаружим, что на самом деле он исполь­зует его, чтобы показать мощь человеческих страстей. Карнаваль­ной является такая проза, которая противоположна монологу и тем самым отказывается претендовать на уже завершенную ис­тину, вместо этого плодя контраст и конфликт в форме потока повествования как такового. Иначе говоря, карнавал приводит в движение огромный инновационный потенциал, способный транс­формировать саму реальность. Конечно, карнавальность, диалог и многоголосное повествование легко могут принять форму грубого натурализма, лишь отражающего, как в зеркале, ежедневную жизнь, Но они также могут стать формой экспериментирования, связы­вающей воображение со стремлением и утопией. С его точки зре-ния, рядом с Рабле стоят Свифт, Вольтер и, в ином, но важном смъкле, Сервантес. Таким образом, литература карнавала стано­вится универсальным жанром, в котором диалог и полифония, даже Нося самь-ш бытовые формы, творят новый мир. Конечно, нельзя °трицатъ, что романы Достоевского трагичны, но их трагич-

261 Часть 2. Множество

ность, прочитанная в свете нарративного жанра карнавальнос-ти, не имеет ничего общего с трагическим внутренним страхом, экзистенциалистских монологов XX столетия. У Достоевского ин­струмент диалога поражен закономерным кризисом русского обще­ства и является образом того тупика, в котором оказались интел­лигенция и рабочие: это материальная трагедия, которая как будто заимствует персонажи у Гоголя и давит их невыносимым и лиша­ющим всяких сил модернизационным прессом. В этом смысле тра­гедии Достоевского всего лишь выводят на сцену неразрешимые противоречия буржуазной жизни в русском обществе конца XIX ве­ка. Невероятное становится реальным, как в карнавальной цере­монии, а жизненные страдания выносятся наружу, чтобы зритель над ними плакал и смеялся.

Впрочем, в карнавальном нарративе присутствует еще один элемент, который даже более важен для описания и выстраивания реальности. Многоголосие языка карнавала, способного и на рабле­зианский смех, и на слезы Достоевского, само по себе обладает боль­шой конструктивной мощью. В полифонической концепции пове­ствования отсутствует центр, диктующий определенный смысл. Скорее, смысл возникает лишь из обменов между всеми исключени­ями в ходе диалога. Все исключения свободно самовыражаются и с помощью диалога вместе создают общие структуры нарратива. Другими словами, у Бахтина полифоническое повествование изла­гает в лингвистических терминах понятие производства общего в рамках открытой, распределенной сетевой структуры.

Это позволяет нам вернуться, наконец, к концепту множе­ства и к трудностям понимания его как особого типа политичес­кой организации. Легко распознать перформативный, карнаваль­ный характер различных протестньи движений, возникших вокруг проблем глобализации. Даже когда их участники настроены свире­по и воинственно, сами демонстрации весьма театральны, они проходят с большими куклами, в костюмах, с танцами, юмористи­ческими зонгами, песенками и тому подобными развлечениями. Иначе говоря, протесты одновременно представляют собой улич­ные фестивали, в которых злость сливается у демонстрантов с карнавальным веселъемт. Но протесты напоминают карнавал не только по атмосфере, но и в организационном отношении. Именно сюда и вступает Бахтин. В политической организации, как и в

23. Зачатки множества

повествовании, идет постоянный диалог между разнообразными, уникальными субъектами, из них складывается полифоническая композиция, и вследствие такого совместного построения происхо­дит общее обогащение каждого. Множество в движении - это сво­его рода наррация, порождающая новые субъективности и новые языки. Конечно, другие политические движения, в особенности те, что имели место в 1960-е и 1970-е годы, тоже преуспели в форми­ровании подобного многоголосного нарратива, но нередко создается впечатление, что все, что от них осталось сегодня, - это история-монолог, как она изложена правящими силами, полицией и судьями. Новые и мощные движения современности, как представляется, уходят от попытки умалить их значение до истории-монолога; они не могут не быть карнавалъньчми. Такова логика множества, которую Бахтин помогает нам постичь: это теория организации, основанная на свободе личностей, которые сходятся, чтобы произ­водить общее. Да здравствует движение! Да здравствует карна­вал! Да здравствует общее!

Мобилизация общего

В этом разделе мы продемонстрировали усиление взаи­модействия общего и личного, а именно - появление един­ства конкретных форм труда, роль личного фактора при ло­кальных контактах людей в рамках совместной всемирной антропологии, а также всеобщность состояния нищеты и про­дуктивности. Эта общность личностей создает то, что мы на­звали плотью множества. Другими словами, речь шла об усло­виях реализации возможности построить такое множество. Мы рассмотрели также силы, неизменно препятствующие форми­рованию из плоти множества политического организма. Они превращают личности в классы и иерархии, низводя общее До средства глобального контроля и экспроприируя его в ка­честве личного богатства. В этой связи выглядит очевидным тот факт, что множество не обретет политическую значимость спонтанно. Его плоть сочетает несколько состояний, которым присуща амбивалентность: они могут привести к освобожде­нию людей или же оказаться частью нового режима эксплуа­тации и контроля.

263 Часть 2. Множество

Чтобы обрести существование, множеству нужен полити­ческий проект. Изучив условия, благодаря которым множе­ство становится возможным, мы должны теперь исследовать какого рода политический проект способен вдохнуть в него жизнь. Мы уже отмечали, как в результате всех отношений эксплуатации, иерархических делений в рамках глобальной системы, попыток контролировать общее и командовать им накапливается горечь. Мы выделили и тот факт, что произ­водство общего всегда приносит избыток, который капитал не способен присвоить и который нельзя разнести по катего­риям всемирного политического организма. Этот избыток, если рассуждать на самом абстрактом философском уровне, состав­ляет основу, на которой неприятие переходит в бунт. Иначе говоря, лишения могут вызвать злобу, негодование и антаго­низм, но бунт возникает лишь на базе богатства, то есть из­бытка информации, опыта, знаний и желаний. Мы предлагаем парадигму, согласно которой сегодня субъективными носите­лями труда выступают бедняки, вовсе не потому, что они ли­шены всего и не участвуют в распределении изобилия. На­против, они включены в кругооборот производства и полны потенций, всегда превышающих то, что капитал и глобаль­ный политический организм способны отнять у них и поста­вить под свой контроль. Совместный избыток - это первая опора, на которой основываются силы, борющиеся против всемирного политического организма и отстаивающие идею множества.

Мятежи мобилизуют общее в двух отношениях. Они по­вышают интенсивность каждой схватки и одновременно рас­пространяются на другие битвы. Интенсивность, отражая внут­реннее состояние каждой локальной битвы, общий антагонизм и общее изобилие тех, кого эксплуатируют и обделяют, транс­лируется в коллективное поведение, привычки и способы выражения. Всякий раз, попав туда, где нарастает мощный бунт, вы немедленно обратите внимание на сходство в одеж­де, жестах, манерах общения и коммуникации людей. Жан Жене, к примеру, замечал, что членов организации «Черные пантеры» отличал главным образом стиль. В него входили не только афрожаргон, но и одежда, а также манера ходить, но-

2.3. Зачатки множества

сигь собственное тело и характер физического присутствия129. Но подобные стилевые компоненты - это всего лишь симптом общих мечтаний, стремлений, образов жизни и общего потен­циала, мобилизованных в движении. Такого рода новый спо­соб жизни неизменно складывается в диалоге с местными тра­дициями и обычаями. Обратим, например, внимание, как у сапатистов в Лакандонских джунглях штата Чиапас элемен­ты национальной истории, такие как фигура самого Сапаты и наследие крестьянских восстаний, перемешаны с местной ми­фологией коренного индейского племени цельтали. Затем все это накрепко переплетается с сетевыми отношениями и де­мократическими практиками, чтобы создать новую совмест­ную жизнь, на которую нацелено движение сапатистов130. Мобилизация общего сообщает ему дополнительную интен­сивность. Далее, из-за прямого конфликта с властью, к добру или к худу, такая совместно достигнутая сила умножается: ед­кий запах слезоточивого газа обостряет чувства, а уличные стычки с полицией заставляют кровь кипеть от гнева, из-за чего напряжение достигает апогея. Наконец, интенсификация общего приводит к антропологической трансформации, ког­да из схватки рождается новый род людей.

В пространственном отношении общее мобилизуется в передаче информации от одной местной битвы к другой. Тра­диционно, как уже было нами замечено в других публикаци­ях, географическое распространение движений принимает форму международного цикла сражений, в котором бунты рас­пространяются из одной местности на другие подобно зараз­ной болезни. Зараза передается через совместные практики и устремления'31. Восстания рабов растеклись по островам Ка­рибского бассейна в начале XIX века. Бунты промышленных рабочих разлились по всей Европе и Северной Америке в конце XIX и в начале XX веков. Герилья и антиколониальные битвы разошлись по Азии, Африке и Латинской Америке в середине XX столетия. В каждом из этих циклов борьбы тем общим, что широко мобилизуется и передается по всему зем­ному шару, являются не только совместно признанный враг -такой как рабство, промышленный капитал или колониаль-

режимы, - но и общие методы ведения боя, общие образы

265 Часть 2. Множество

2.3. Зачатки множества

жизни и общие стремления к лучшей доле. Учитывая то, что мы уже обсудили, не стоит удивляться, что избыток, появляю­щийся в каждом цикле борьбы, кажется монструозным, осо­бенно тем, кто находится у власти. Губернаторы и капитаны английской колониальной экспансии в XVII и XVIII веках, к примеру, описывали цикл восстаний моряков и рабов, обра­щаясь к мифу о Геркулесе и многоглавой гидре. Восстания были чудовищны и, несмотря на геркулесовы усилия, как только уда­валось подавить одно, вспыхивали еще два132. В сущности, каж­дый цикл разрушает традиционные общественные организ­мы и создает им на смену нечто новое и ненормальное, то есть монстра.

После всемирной вспышки битв промышленных рабочих, студентов и антиимпериалистических партизанских движений 1968 года прошли десятилетия без возобновления междуна­родного цикла борьбы. Это не значит, что за эти годы не было значимых случаев восстания. На самом деле они бывали, при­чем многие из них оказались крайне ожесточенными. Вспом­ним борьбу против апартеида в Южно-Африканской Респуб­лике, продолжающееся восстание против британского правления в Северной Ирландии, палестинскую интифаду, феминистские движения, столкновения вокруг гей-бара «Ка­менная стена» в Нью-Йорке и движения геев и лесбиянок, а также многочисленные не столь широко известные местные и национальные бунты промышленных трудящихся, сельскохо­зяйственных работников и подавляемого населения. Эти мя­тежи не сложились, однако, в новый цикл борьбы, в которой общее было бы мобилизовано по всему миру. Конечно, нам не стоит принижать значение многих ограниченных случаев свя­зи между бунтами. Одним из самых удивительных недавних примеров здесь является движение «Справедливость для двор­ников», объединяющее весьма успешные и креативные уси­лия одной профсоюзной организации в Соединенных Шта­тах. Его организаторы имеют дело с вызовами, с которыми традиционные союзы справиться не могли, поскольку речь идет о мобильном населении, в большинстве случаев совсем недав­ними иммигрантами, многие из которых не говорят по-анг­лийски и имеют мало профессиональных умений, пользующих-

ся спросом на рынке. Один из секретов их успеха, вероятно, заключается в том, что, по крайней мере в районе Лос-Андже­леса, где это движение достигло своих первых побед, многие его лидеры являются ветеранами ФНО - Фронта националь­ного освобождения имени Фарабундо Марти. Они участвова­ли в гражданской войне с правительством в Сальвадоре и привезли с собой свой революционный пыл, переместившись с Моразанских гор к небоскребам Лос-Анджелеса. Тут они заразили им других, перенеся борьбу с партизанских войн на арену профсоюзной организации. Вот истинное и мощное проявление общего!133

Новый международный цикл, наконец, открылся схват­ками вокруг проблем глобализации в конце 1990-х годов134. Дебютной партией нового цикла стали протесты против сам­мита ВТО в Сиэтле в 1999 году. Они не только открыли се­рию акций, сопровождавших встречи в верхах представите­лей глобальной власти, которые в последующие годы распространились по Северной Америке и Европе. Они так­же обнажили подлинные истоки данного цикла в прокатив­шихся по глобальному Югу бесчисленных выступлениях про­тив МВФ, Всемирного банка, Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и других институтов новой структуры мировой власти. Внезапно обнаружилось, что бес­порядки, вызванные протестами против программ МВФ по финансовому самоограничению в одной стране, сопротивле­ние плану ВБ в другой и демонстрации против НАФТА в тре­тьей - элементы общего цикла. В каком-то смысле он получил закрепление на ежегодных встречах Всемирного социально­го форума и на различных региональных общественных фору­мах. На всех такого рода встречах активисты НПО и интел­лектуалы встречаются, чтобы обменяться взглядами по проблемам, вызванным нынешней формой глобализации, и обсудить шансы на появление альтернативной формы. Кроме того, каждый общественный форум помогает выделить общ­ность, присущую различным движениям и бунтам по всему миру, которые составляют этот цикл. До сих пор кульминаци­ей нынешнего цикла борьбы, по крайней мере - в количествен­ном плане, были скоординированные протесты против ведо-

267 Часть 2. Множество

мой США войны в Ираке, которые состоялись 15 февраля 2003 года. В их рамках миллионы людей провели марши в круп­ных городах всего мира. Эта война оказалась последним при­мером проявления глобальной власти, против которой сло­жился цикл борьбы. Организационные структуры и связь, установившаяся между участниками сопротивления в разных местах, сделали возможной массированную, скоординирован­ную мобилизацию общих антивоенных выступлений. Нужно вновь подчеркнуть, что в очередном глобальном цикле общим дая мобилизовавшихся сил являются не только один и тот же враг - независимо от того, называем ли мы его неолиберализ­мом, американской гегемонией или всемирной империей, -но и общие практики, языки, поведение, обычаи, жизненные формы и стремления к лучшему будущему. Другими словами, настоящий цикл - это не только реагирование на вызов, но также проявление активности и креативности. Далее в гла­ве 3.2 мы детально рассмотрим некоторые из общих забот и предложений, которыми вдохновляются указанные движения. Всемирная мобилизация общего в рамках нового цикла борьбы не отрицает и даже не заслоняет собой местную спе­цифику или исключительность каждого выступления. Факти­чески, поддержание связи с участниками других баталий ук­репляет силы и наращивает богатство каждой из них в отдельности. Так, вспомним мятеж, который вспыхнул в Ар­гентине 19-20 декабря 2001 года в разгар экономического кризиса и в разных формах, с успехами и провалами, с тех пор продолжается. Эти события во многих отношениях характер­ны для Аргентины и ее истории. В Аргентине давно сложи­лась ситуация общего институционального распада и развала механизма представительства, отчасти вызванная коррупци­ей, причем как в публичной, так и в частной сферах. Это ока­залось серьезным препятствием для применения обычных политических стратегий по управлению кризисом, таких как оформление конституционного альянса между классами под водительством буржуазии. Протестанты, гремя кастрюлями и сковородками, кричали: «Que se vayan todos!» (пусть уходят все, весь политический класс). Однако финансовый крах так­же очевидным образом связывает кризис в Аргентине с гло-

2.3. Зачатки множества

бальной системой и общей нестабильностью всемирного по­литического организма, прежде всего являющейся результа­том неолиберальной политики МВФ. Из-за валютного кризи­са внезапно стало невозможным обслуживать внешний долг Аргентины, и высоко превозносимый средний класс этой стра­ны оказался в общей для населения многих бедных стран мира ситуации: накопления обесценились, защищенность рабочих мест испарилась, безработица подскочила до небес, а все со­циальные программы потерпели крах. Реакция аргентинско­го населения была мгновенной и креативной. Промышлен­ные рабочие не допустили закрытия своих фабрик и взяли управление ими на себя. Были созданы соседские сети и го­родские ассамблеи, чтобы вести политические дебаты и при­нимать решения. Появились новые виды денег для обеспече­ния автономного обмена, а пикетерос, те движения безработных, о которых мы упоминали выше, стали экспериментировать с новыми формами протеста, вступая в конфликт с полицией и прочими властями. Конечно, все это присуще конкретной на­циональной ситуации, но в то же время речь идет об общем для всех, кто страдает и борется против эксплуатации и под­чинения глобальной иерархии. Аргентинский бунт стал зве­ном глобального цикла борьбы и, в свою очередь, начиная с декабря 2001 года активисты в других странах стали смотреть на Аргентину как на источник новаций и вдохновения135.

Глобальный цикл борьбы развивается в форме распреде­ленной сети. Каждая местная схватка функционирует как уз­ловая точка, сообщающаяся со всеми прочими узлами без ка­кого-либо общего центра или места сбора всех данных. Всякая битва остается уникальной и привязана к местным условиям, но в то же время вовлечена в общую сеть. Такая форма орга­низации - наиболее полно реализованный пример концепта множества, который мы сейчас имеем. Всемирное распрост­ранение общего не перечеркивает исключительности каждо­го из участников сети. Новый глобальный цикл борьбы орга­низует и мобилизует множество.

Чтобы в полной мере оценить новизну сетевой формы Рганизации множества, полезно противопоставить ей доми-иРующие организационные формы из нашего недавнего про-

269 2.3. Зачатки множества

Часть 2. Множество

шлого. В конце XX века протестные движения, как и бунты следовали двум основным образцам. Первая и более традици­онная форма организации основывается на облике самой борь­бы, и единство здесь организуется под центральным руковод­ством, осуществляемым, скажем, партией. Могли существовать и другие конфликтные оси, важные для движения, на основе к примеру, статуса меньшинства, но они должны были отойти на второй план во имя единства в преследовании главной цели борьбы. История политики рабочего класса полна подобных примеров. Вторая доминантная модель, находящаяся в пря­мом противопоставлении с первой, основана на праве каж­дой группы на автономное выражение своей специфики и ве­дение самостоятельной борьбы. Эта модель, опирающаяся на различия, получила развитие преимущественно в схватках, ос­нованных на расе, тендере и сексуальной ориентации. Обе доминантные модели составляли ясный выбор: либо объеди­ненная борьба под центральным руководством, либо сепарат­ные схватки, утверждающие наши отличия. Новая сетевая модель множества вытесняет оба этих варианта - или, точнее, она не столько сводит прежние образцы к нулю, сколько дает им новую жизнь в измененной форме. Например, во время протестов 1999 года в Сиэтле, которые мы обсудим подробнее ниже, наблюдателей более всего удивили и заинтриговали те группы, которые, как ранее считалось, находились друг к дру­гу в оппозиции - члены профсоюзов и защитники окружаю­щей среды, церковные группы и анархисты и так далее. Там они действовали заодно без всякой центральной, объединяю­щей их структуры, которая подминала бы или отбрасывала в сторону их различия. В концептуальном плане множество за­мещает противоречивую пару «идентичность-отличие» взаи­модополняющей парой «общность-личность». На практике множество дает пример того, как выражение нами своей ис­ключительности не сокращается и не преуменьшается при коммуникации и в сотрудничестве с другими в ходе борьбы -при том, что мы формируем еще больше общих обычаев, прак­тик, правил поведения и стремлений, короче говоря - в слУ" чае глобальной мобилизации и распространения общего. Новый глобальный цикл борьбы многим неизбежно п°'

кажется ужасным, так как, подобно всякой такой схватке, он зависит от соблюдения условия избыточности, мобилизует об­щее, угрожает привычным общественным и политическим организмами, открывает новые альтернативы. Действитель­но, после событий 11 сентября многие комментаторы в сред­ствах массовой информации не замедлили приравнять чудо­вищность движений против глобализации к чудовищности террористических атак. Конечно, в обоих случаях применя­ются насильственные средства, чтобы атаковать правящую глобальную структуру власти136. Однако, бесспорно, абсурдно ставить знак равенства между насилием, проявляющемся в раз­бивании витрин в «Макдональдсе» во время демонстрации, и убийством почти трех тысяч человек. Однако мы отложим в сторону проблему насилия до тех пор, пока в главе 3.3 у нас не появится шанс обсудить ее должным образом. Здесь же мы вместо этого просто выделим расходящиеся организационные формы. Новый глобальный цикл борьбы есть мобилизация об­щего, принимающая вид открытой, распределенной сети, в которой нет контролирующего центра, а все узлы свободно проявляют себя. Как говорят эксперты, «Аль-Каида» тоже представляет собою сеть, но это сеть с противоположными характеристиками: подпольная, с жесткой иерархией и цент­ральным командованием137. Наконец, и цели у них диаметраль­но противоположные. «Аль-Каида» атакует глобальный поли­тический организм, чтобы реанимировать прежние обществен­ные и политические системы под контролем религиозной власти, тогда как борцы с неолиберальной глобализацией бро­сают вызов глобальному политическому организму, чтобы со­здать более свободный и демократичный мир. Ясно, что не все монстры одинаковы.

В конечном счете, мобилизация общего показывает, что Те движения, которые входят в нынешний глобальный цикл борьбы, - это не просто протестные движения (хотя таково их обличье, наиболее четко проступающее из сообщений в сред­ствах массовой информации). Они к тому же позитивны и кре-ативны. До сих пор мы описывали их позитивный и творчес­кий облик лишь в терминах производства и распространения °бщего внутри самих этих движений. Но мобилизацию обще-

271 Часть 2. Множество

го и политический проект по созданию множества нужно рас­ширить, на все общество, и более надежно его обосновать. Мы полагаем, что созидание демократии - это единственный путь, позволяющий закрепить власть множества и, напротив, что множество дает нам общественный субъект и логику социаль­ной организации, которые сегодня, впервые в истории, дела­ют возможной реализацию демократии. План по демократи­зации множества стоит в центре внимания следующей, заклю­чительной части этой книги.

Экскурс 2. Организация: левое множество

Левые силы уже не одно десятилетие пребывают в кризисе. Правые партии не только выигрывали выборы в большинстве стран мира, а политика правого крыла направляла формирование нового глобального порядка, но и многие из сохранившихся крупных ле­вых партий совершили столь заметный дрейф через центр, что ста­ли уже почти неотличимы от правых. Они свертывают государство благосостояния, наступают на профсоюзы, поддерживают и ведут войны за рубежом. Социальная база в виде профсоюзов и промыш­ленного рабочего класса ныне недостаточно мощна, чтобы левые политические партии могли на нее опереться. В сущности, все об­щественные организации, которые раньше составляли «левый на­род», сошли на нет. Однако, по нашему мнению, самое существен­ное заключается в недостаточной концептуализации того, что такое левые силы и что с ними происходит. Главные образцы из старого набора, государственный социализм советского стиля и модель бла­госостояния социальной демократии, глубоко дискредитированы -и поделом. Кое-кто, ностальгируя по прошедшим временам, обви­няет радикалов из академической среды в похищении левой идеи, отказе от практической работы по разумным планам реформирова­ния и затуманивании политических дискуссий до такой степени, что пройти по их лабиринтам по плечу только другим высоколобым ученым мужам. Другие обвиняют приверженцев мультикультура-лизма и политику формирования идентичности в подрыве стерж­невой политической роли левых и сосредоточении внимания на чисто культурных вопросах - вплоть до исключения из повестки дня подлинно политических и экономических проблем138. Подоб­ные обвинения - серьезные симптомы слабости левого движения, а также отражение того факта, что оно не генерирует новых идеи, позволяющих разрешить кризис. Левые силы можно возродить и реформировать только на базе новых практик, организационных форм и концепций.

Чтобы говорить сегодня о «новъгх левых», приходится, с одной

2.3. Зачатки множества

стороны, рассуждать в духе постсоциалистической и постлибераль­ной программы, исходя из материального и теоретического разры­ва онтологического расставания с идеологическими традициями, присущими организациям промышленного рабочего класса с их ipy^TypaMH и образцами производственного управления. С дру­гой стороны, приходится иметь дело с иной антропологической ре­альностью, с новыми агентами производства и субъектами эксплуа­тации, которые выступают одновременно как личности. Активность таких личностей следует считать матрицей свободы и множествен­ности для каждой из них. Тут демократия становится непосредствен­ной целью, и ее нельзя, как раньше, оценивать в либеральных тер­минах - как предел равенства, или в социалистических - как меру свободы. Отныне она должна стать радикальным выражением как свободы, так и равенства без всяких ограничений. Вероятно, когда-нибудь в недалеком будущем мы придем к тому, что можно будет с иронией оглянуться на варварские прошлые времена, когда ради собственной свободы мы должны были держать в рабстве своих бра­тьев и сестер, или бесчеловечным образом жертвовать свободой, чтобы достичь равенства. С нашей точки зрения, свобода и равен­ство могут стать двигателями революционного созидания качествен­но новой демократии.

Как мы полагаем, множество - это понятие, которое, дав назва­ние определенной форме политической организации и политичес­кому проекту, способно помочь в решении задачи возрождения, реформирования или даже воссоздания заново левых сил. Мы не выдвигаем свою концепцию в качестве директивы - «Формируйте множество!». Скорее, мы даем имя тому, что уже появляется, и при­зываем признать свежую социально-политическую тенденцию. Вскрыть ее - важная задача политической теории и мощный инст­румент дальнейшего развития складывающейся политической фор­мы. Чтобы придать нашей концепции более ясные черты, полезно составить список критических замечаний в адрес концепции мно­жества. Скорее всего, некие сомнения появились уже и у многих наших читателей. Мы ответим на некоторые из них, подобно тому, как Маркс и Энгельс составили каталог нападок на коммунизм во втором разделе «Коммунистического манифеста». Это позволит нам исправить ложные впечатления и, кроме того, выделить проблемы, требующие углубленного анализа.

Прежде чем обратиться к критике, нужно отметить, что в этой книге и в других своих работах мы использовали концепт множе­ства в двух вариантах - в зависимости от избранного нами времен­ного горизонта. В первом случае речь идет о множестве sub speck aeternitatis, то есть в пределах вечности. Это такое множество, кото-Р°е> если вспомнить слова Спинозы, разумом и страстью, в сложной

'фе исторических сил порождает свободу, которую он называет >солютной: на всем протяжении истории люди отвергали власть и





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 340 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2302 - | 2033 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.