Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Экскурс 1. Метод: по стопам Маркса 8 страница




°пытки ими командовать, выражали свою неистребимую самобыт-

273 Часть 2. Множество

ность, искали свободу с помощью бесчисленных бунтов и переворо­тов. Конечно, такая свобода не дается сама собою; она приходит только если постоянно преодолевать препятствия и барьеры. Точ­но так же, как люди родятся без каких-либо извечных способнос­тей, вписанных в их плоть, в истории отсутствуют конечные цели или телеологические предназначения. Человеческие качества и ис­торическая целесообразность существуют лишь постольку, поскольку являются результатами проявления чувств, ума и воли людей. Мож­но сказать, что дар свободы и склонность отвергать авторитеты ста­ли самыми здоровыми и благородными из инстинктов человека, под­линными знаками вечности. Вероятно, касаясь вечности, нам следовало бы выразиться точнее: множество всегда действует в на­стоящем, не имеющем конечного горизонта. Иначе говоря, первое множество - онтологическое, и мы не могли бы без него понять соб­ственное существование в социуме. В следующем случае речь идет об историческом множестве или, в сущности, о таком, которое мно­жеством пока не стало. До сих пор оно еще не существовало. Во второй части своей книги мы проследили появление культурных, правовых, экономических и политических условий, которые сегод­ня делают такое множество возможным. Это множество политичес­кое, и потребуется политический проект, чтобы осуществить его на базе возникающих условий. Однако оба множества, хотя и разнят­ся в концептуальном смысле, на деле неотделимы друг от друга. Если бы множество уже не присутствовало в нашей общественной жиз­ни в латентном и подразумеваемом состоянии, мы никогда не мог­ли бы выразить его в политическом проекте; точно так же, мы мо­жем сегодня надеяться реализовать его только потому, что оно уже наличествует в качестве реального потенциала. У множества, если свести оба концепта вместе, необычное, двойственное существова­ние во времени: оно есть всегда и уже - и его пока нет.

Первая пара критических замечаний, причем, вероятно, наи­более существенных, в адрес нашей идеи множества состоит в том, что ее считают либо концепцией спонтанной политической орга­низации, либо авангардизмом новой закваски. Одни критики гово­рят нам: «Да вы просто анархисты!» Такие упреки в первую оче­редь звучат со стороны тех, кто способен воспринимать политическую организацию только как партию с ее гегемонией и централизован­ным лидерством. Между тем, концепция множества опирается на тот факт, что имеющиеся у нас политические альтернативы не огра­ничиваются выбором между централизованным руководством и анархией. Выше мы попытались показать, что развитие множества не анархично и не стихийно, поскольку его организация складыва­ется в ходе сотрудничества самобытных общественных субъектов. Подобно формированию привычек или перформативности, а так­же развитию языков, производство общего, о котором мы ведем речь, не направляется из какого-то командного или мозгового цен­тра и не возникает вследствие стихийной гармонии между индиви-

2.3. Зачатки множества

ами, а появляется в пространстве между субъектами, в социальном постранстве коммуникации. Множество создается в коллаборатив-ноМ общественном взаимодействии.

Другие, напротив, усматривают в концепции множества аван-ардизм и считают его новой идентичностью, стремящейся руково-ить другими. «Вы по своей сути ленинисты!» - говорят нам. Иначе, почему мы настаиваем на понятии «множества», а не «множеств»? Вероятно, кое-кто сочтет, к примеру, что, говоря о множестве, мы выводим на первый план мировые движения протеста и тем самым пропагандируем идею нового авангарда. Конечно, забота о свобод­ном выражении разногласий, стоящая за такой критикой, важна как принцип, от которого мы не собираемся отказываться. Однако в концептуальном плане мы пытались доказать, что своеобразие не умаляется общностью, проще говоря - что ее становление (прежде всего - в труде) не отрицает реально существующих местных разли­чий. Таким образом, в своей концепции мы стремимся покончить с противопоставлением единственности и множественности. Как и в случае с гергесинским бесноватым, имя которому Легион, правиль­но будет сказать и множество, и множества. Таков одержимый лик множества. Впрочем, переходя к политическим соображениям, мы решительно настаиваем на том, что следует отдать предпочтение понятию «множество», а не «множества». Ведь, как мы полагаем, для выполнения конституирующей политической роли и формирова­ния общества множество должно быть готово принимать решения и действовать совместно. (О его способности принимать решения мы поговорим подробнее в главе 3.3.) Использование этого поня­тия в единственном числе, на наш взгляд, подчеркивает то, что речь идет не о всяком единстве, а о коллективном социально-политичес­ком потенциале множества.

Другая пара критических замечаний, тесно связанная с пер­вой, сосредоточена на экономическом понимании множества. С од­ной стороны, кое-кто, безусловно, воспринимает идею множества как подкоп под промышленный рабочий класс, хотя мы и уверяем в противоположном. «По существу вы против рабочих!» - говорят нам. Между тем, из нашего анализа вовсе не следует, будто рабочего класса больше не существует или даже что существенно сократи­лась его общемировая численность. Если повторить то, о чем гово­рилось выше, то мы утверждаем, что индустриальный труд смещен с позиций гегемона относительно других видов работы нематери­альным трудом, что ведет к переустройству всех отраслей произ­водства и социума в целом в соответствии с особенностями немате­риального труда. Труд промышленных рабочих сохраняет большое

начение, но уже в контексте изменившейся парадигмы. Здесь воз-чикает второе критическое замечание, согласно которому наше вни-

ание к доминированию нематериального труда подразумевает за-аенУ прежнего авангарда в лице промышленных рабочих новым

ВангаРДом из работников нематериальной сферы - то, что програм-

275 Часть 2. Множество

мисты компании «Майкрософт» ведут нас по пути в светлое буду, щее! «Вы просто постмодернисты-ленинисты в овечьей шкуре!» -кричат нам. Однако доминирование определенного вида производ­ства в экономике вовсе не обязательно предполагает политичес­кую гегемонию. Напротив, наша аргументация по поводу гегемс нии нематериального труда и формирующегося общего начала в всех видах труда направлена как раз на то, чтобы доказать, что нь нешние условия ведут к становлению всеобщей коммуникации сотрудничества в труде, которые могут лечь в основу множества Другими словами, концепция множества действительно противс речит доводам тех, кто по-прежнему утверждает, будто класс про­мышленных рабочих, его представители и партии должны возглав­лять всю прогрессивную политику. Но она отрицает и то, что какой-либо один класс трудящихся вообще может занимать подоб­ное положение. Поэтому ясно, что подобные экономические упре­ки смыкаются с первой парой обвинений в наш адрес по поводу политической стихийности и авангардизма.

С хозяйственным аспектом проблемы связана и гораздо более серьезная критика, когда концепцию множества обвиняют в эконо­мизме, поскольку она не предполагает рассмотрения иных осей об­щественного противостояния и иерархии, таких как раса, тендер и сексуальные предпочтения. «Вас волнуют только труд и работни­ки!» - говорят нам. С одной стороны, следует еще раз подчеркнуть, что при биополитическом производстве постепенно размываются различия между разными сферами - экономической, социальной и культурной. Если смотреть на дело непредвзято, то биополитичес­кая точка зрения всегда непременно стоит над экономическими со­ображениями и имеет больший охват, нежели они. С другой сторо­ны, следует признать, что акцент на труде составляет важное сознательное ограничение задач нашей книги. Выше мы указывали (и это имеет смысл повторить), что сосредоточившись на труде и социально-экономических классах как на базисе анализа множества, мы имели в виду компенсировать относительную скудость свежих исследований проблемы классов. Впрочем, мы отмечали также, что сильные традиции расовой и тендерной политики уже содержат в себе стремление к образованию множества. Это стремление налицо тогда, когда, к примеру, феминистки выдвигают в качестве идеала не такой мир, в котором не было бы различий по признаку пола, а такой, при котором тендер не имеет значения (в том смысле, что он перестает быть источником неравенства); или когда активисты борь­бы с расизмом призывают не к миру без рас, а к системе, в которой расовые различия были бы не важны. Короче говоря, речь идет о процессе освобождения людей, основанном на свободном выраже­нии их различий. Центральный пункт концепции множества - един­ство личного и общего. Однако для того, чтобы эта концепция сыг­рала сколь-либо существенную политическую роль, нужно, конечно же, углублять и развивать ее по всем направлениям.

2.3. Зачатки множества

В третьем наборе критических замечаний ставится под сомне­ние обоснованность нашей идеи с философской точки зрения. Одно направление подобной критики - с гегельянских позиций - усмат­ривает в множестве всего лишь очередную разновидность тради­ционной диалектической связи между «одним» и «многими», осо­бенно когда мы представляем сущность текущей мировой политики как борьбу между Империей и множеством. «Фактически вы про­сто неумелые или непоследовательные диалектики!» - говорят нам. Если бы это было так, то самостоятельность множества была бы очень сильно ограничена, так как оно не могло бы существовать в отрыве / от Империи как своей диалектической пары. Между тем, в фило-софском плане мы пытались показать, что переплетение самобыт­ности и многообразия, характеризующее множество, отвергает ди­алектическое противопоставление «одного» и «многих». Речь идет о том и другом одновременно - и ни об одном из них по отдельнос­ти. В третьей части книги, рассуждая с политических позиций, мы покажем, что Империя и множество не симметричны: если Импе­рия постоянно зависит от множества и его социальной продуктив­ности, то множество потенциально автономно и способно создать общество самостоятельно. Следующий пункт философских упреков -критика с позиций деконструктивизма. Тут выстраивается диалек­тическая связка противоположного свойства, а именно - со сторо­ны экспансивной природы множества, и опротестовывается наше утверждение о том, что множество всеобъемлюще. «Вы забываете о соподчинении!» - говорят нам. Иными словами, речь идет о проти­воречии между множеством и теми, кто из него исключен. По сло­вам наших критиков, всякий образ, даже образ множества, должен быть очерчен с точки зрения остатка, тех, кто в него не укладывает­ся, будь то отверженные, нищие или низшие слои. Мы могли бы вернуться здесь к философской точке зрения, согласно которой мно­жество переводит эксклюзивную и ограничивающую логику обра­за-различия в открытую и расширительную логику личности-общ­ности, но, вероятно, в качестве иллюстрации полезнее будет указать на неограниченный и нечеткий характер распределенных сетей. Конечно, вне сети могут быть узлы или центры, но нет никого, кто неизбежно останется неохваченным ею. Далее, следует помнить, что концепция множества - это план политической организации. Его можно реализовать только путем политической практики. Никто изначально не исключен из множества, но не гарантировано и вклю­чение в него каждого: экспансия общего - дело реальной политики. Философский вызов потенциально всеохватывающей природе множества непосредственно провоцирует важное политическое замечание. Оно состоит в том, что концепция множества примени-Ма ЛИ1»ь в ведущих странах мира и в их общественных условиях, то сть, грубо говоря, на глобальном Севере. В то же время ее якобы ельзя использовать в отношении подчиненных регионов на гло-альном Юге. «В сущности, вы - философы элиты глобального Севе-

277 Часть 2. Множество

pa, берущие на себя смелость рассуждать от имени всего человече­ства!» - говорят нам. Мы попытались отреагировать на такие сооб­ражения, проанализировав в этом разделе книги положение крес­тьян, бедняков и мигрантов и показав, что налицо тенденция к формированию общих условий труда и производства. Впрочем, мы хорошо понимаем (и это было в центре проведенного нами анализа глобального политического организма и топографии эксплуатации), что ситуация в разных частях планеты кардинально различна, что налицо бросающееся в глаза неравенство в распределении власти и богатства. Мы утверждаем, что всеобщий политический проект воз­можен. Бесспорно, такую возможность придется подтвердить и осу­ществить на практике. В любом случае, мы отказываемся призна­вать какое-либо видение, которое устанавливает стадии линейного развития политической организации. Некоторые авторы указыва­ют на то, что те, кто живет в наиболее развитых регионах мира, могут быть готовы к таким демократичным формам организации,, как множество, тогда как те, кто живет во второстепенных регио­нах, обречены на устарелые формы до тех пор, пока не созреют. Мы все готовы к демократии. Задача состоит в том, чтобы организовать ее политически.

Наконец, выдвинутая нами идея множества, вероятно, многим покажется нереалистичной. «Вы попросту утописты!» Мы же ста­рались доказать, что это не просто некая абстрактная, невозможная мечта, оторванная от жизни, а что, скорее, в окружающем нас мире формируются конкретные условия, создающие возможность появ­ления множества. Важно всегда помнить, что вероятен иной, луч­ший, более демократичный мир, - и поощрять стремление к нему. Множество - символ такого стремления.

Часть 3. Демократия

2783.1. Долгий путь демократии

Настоящая демократия, вероятно, недурна, когда пре­обладает чувство патриотизма; если же в Государстве кишат плуты, которых сегодня как раз с избытком, то такой настрой в массах следует немного поприжать.

Из письма Эдварда Ратпеджа Джону Джею,

24 ноября 1776 года

Эл Смит заметил однажды, что «единственное сред­ство от демократических пороков - это еще больше демократии». Как следует из нашего анализа, вполне возможно, что применив подобное лекарство в насто­ящее время, мы попали бы из огня да в полымя. Неко­торые проблемы с управляемостью в Соединенных Штатах сегодня вызваны как раз излишком демокра­тии... Напротив, нам нужно проявлять в отношении демократии несколько большую умеренность.

Самюэль Хантингтон, 1975 год

Кризис демократии в эпоху вооруженной глобализации

Предполагалось, что завершение «холодной войны» оз­наменует собой окончательную победу демократии. Однако ныне соответствующее понятие и демократические практики повсеместно оказались в кризисе. Даже в Соединенных Шта­тах, этом самопровозглашенном маяке демократии, серьезные вопросы вызывают такие основополагающие институты, как избирательная система, а во многих районах мира бледная копия демократических систем правления вообще едва замет­на, причем постоянное глобальное состояние войны подры­вает и те жалкие демократические формы, которые имеются в наличии.

На протяжении большей части XX столетия понятие де­мократии одновременно истощалось и подкреплялось идео­логией «холодной войны». По одну сторону раскола, связан­ного с «холодной войной», демократический концепт обыкновенно определялся в жестких терминах антикоммуниз­му превращаясь в синоним «свободного мира». В этом смысле У слова демократия было мало общего с характером правле-

\ Часть 3. Демократия

ния: всякое государство, не входившее в орбиту подразумева­емого коммунистического тоталитаризма, могло получить де­мократический «ярлык» независимо от того, насколько демок­ратичным оно было на самом деле. По другую сторону этого раскола социалистические страны тоже претендовали на зва­ние «демократических республик». Но и у этой претензии было мало общего с характером правления. Вместо этого речь шла главным образом о противостоянии власти капитала: всякое государство, выступавшее против подразумеваемого капита­листического господства, могло претендовать на звание де­мократической республики. После окончания «холодной вой­ны» концепт демократии оторвался от этих жестких якорей и поплыл по воле волн. Возможно, по этой причине возникает некоторая надежда, что он сумеет вернуть себе прежнюю зна­чимость.

Нынешний кризис демократии связан не только с кор­рупцией и неэффективностью демократических институтов и практики, но и с самим ее содержанием. Отчасти это вызвано тем, что по-прежнему неясно, что же вообще означает демок­ратия в мире, подвергнутом глобализации. Нет сомнения, что глобальная демократия будет предполагать нечто отличное от ее смысла в национальных условиях на протяжении эпохи модернити. Мы можем почерпнуть первые признаки такого демократического кризиса из недавних многотомных ученых писаний о природе глобализации и глобальной войны в связи с демократией. В академической среде приверженность демок­ратии остается исходной посылкой, но между учеными нет согласия в вопросе о том, умножает или сокращает нынешняя форма глобализации силы и возможности демократии в мире. Кроме того, после 11 сентября возросшее военное давление привело к поляризации прежних позиций, а в некоторых умах подчинило потребность в демократии заботам о безопасности и стабильности. Ради прояснения ситуации полезно рассор­тировать эти позиции согласно представлениям о воздействии глобализации на демократию и их общей политической на­правленности. Это даст нам четыре логических категории и отделит тех, кто думает, что глобализация укрепляет демок­ратию, от тех, кто усматривает в ней препятствие, причем как

3.1. Долгий путь демократии

в правой, так и в левой части политического спектра. Конеч­но, нужно учесть, что в разнообразных обсуждениях того, что подразумевает глобализация, в дополнение к тому, что значит демократия, немало скользких мест. Обозначения «правое» и «левое» весьма условны, но все же полезны, если есть желание разобраться в разных точках зрения.

Сначала рассмотрим социал-демократические аргументы, со­гласно которым глобализация угнетает демократию или угро­жает ей. При этом глобализация обычно жестко определяется в экономических терминах. Из этих доводов следует, что в интересах демократии национальным государствам нужно выйти из-под действия сил глобализации. В ту же категорию укладываются и утверждения, будто глобализация экономи­ки - это на самом деле миф, но миф влиятельный и с антиде­мократическими последствиями'. Многие разделяют такую позицию. Они считают, что сегодняшняя интернационализи­рованная экономика не так уж и нова (экономика уже давно интернационализирована); что в подлинном смысле трансна­циональные корпорации (в противоположность многонацио­нальным) встречаются по-прежнему редко; и что преоблада­ющая часть торговли ныне, в сущности, вовсе не глобальна, а сосредоточена между Северной Америкой, Европой и Япони­ей. По их словам, несмотря на то, что глобализация - миф, ее идеология парализует демократию как национальную поли­тическую стратегию. Мифическая глобализация, якобы неиз­бежная, просто используется в противовес национальным уси­лиям по контролю над экономикой. Она содействует неолибе­ральным программам приватизации, разрушению государства благосостояния и тому подобным мерам. Социал-демократы утверждают, что национальные государства, напротив, могут и Должны отстоять свой суверенитет и взять больше власти НЗД экономикой на национальном и наднациональном уров­нях. Такое поведение восстановило бы демократические фун­кции государства, подвергшиеся эрозии, и в особенности - его представительные функции и структуры государства благосо­стояния. Именно такая социал-демократическая позиция осо-енно сильно пострадала от событий, разворачивавшихся в еРиод после атак 11 сентября и до войны в Ираке. Как пред-

283 Часть 3. Демократия

ставляется, состояние глобальной войны действительно сдА 1 лало глобализацию неизбежной (прежде всего с точки зрения безопасности и военного дела), то есть лишило логики всякие антиглобализационные взгляды. Фактически, после наступле­ния состояния войны большая часть социал-демократических авторов совершила дрейф в направлении одной из двух пози­ций в пользу глобализации, обозначенных ниже. Политика Германии при канцлере Шредере - наглядный пример того, насколько серьезно защита социал-демократами национальных интересов стала опираться на многосторонние космополити­ческие альянсы. Что же касается Великобритании при пре­мьер-министре Блэре, то она представляет собой главную ил­люстрацию того, что поддержка Соединенных Штатов и их глобальной гегемонии считается наилучшим способом удов­летворения национальных интересов.

В оппозиции социал-демократической критике глобали­зации, но, тем не менее, при сохранении левых политических взглядов, формулируются либерально-космополитические аргументы. Их авторы полагают, что глобализация, напротив, укрепляет демократию2. Мы не собираемся утверждать, что такие авторы вовсе не критикуют нынешние формы глобали­зации. На деле они этим занимаются, в частности обращая внимание на менее всего подлежащие регулированию сферы деятельности всемирного капитала. Но в данном случае речь идет не об аргументах против капиталистической глобализа­ции как таковой, а о доводах в пользу более совершенного институционального и политического управления хозяйством. В целом эти авторы подчеркивают, что глобализация прино­сит позитивные экономические и политические результаты, а также средства, позволяющие справиться с глобальным состо­янием войны. В дополнение к экономическому развитию, гло­бализация, по их прогнозам, создаст большой потенциал де­мократии, прежде всего из-за новой относительной свободы от власти национальных государств - и в этом отношении ясно, что они противостоят социал-демократической позиции. Это особенно заметно, к примеру, в спорах вокруг вопроса о пра­вах человека, который во многих отношениях стал занимать больше места, вопреки сохранению полномочий национальных

3.1. Долгий путь демократии

государств или вне зависимости от них. Реализация идей о новой космополитической демократии или глобальном управ­лении тоже зависит от перспективы относительного упадка суверенитета национальных государств. Глобальное состояние войны превратило либеральный космополитизм в одну из ос­новных политических позиций, и, как представляется, он со­ставляет единственно жизнеспособную альтернативу глобаль­ному контролю со стороны США. Ввиду реальности односто­ронних американских действий многосторонность - это главный способ космополитической политики, а Соединенные Штаты - ее самый мощный инструмент. В пределы данной категории укладываются и те, кто просто говорит, что США не способны «пройти такой путь в одиночку» и должны разде­лить полномочия глобальной власти, как и ответственность, с другими крупными державами - в соответствии с некой мно­госторонней договоренностью, дабы сохранить мировой по­рядок'.

Многие доводы представителей правого крыла, сосредо­точенные на преимуществах и необходимости всемирной геге­монии США, не противоречат идее либеральных космополи­тов в том, что глобализация способствует демократии. Одна­ко причины на то у них совершенно другие. Такие взгляды сегодня повсеместно представлены в средствах массовой ин­формации, отражающих господствующую тенденцию. Из них в целом следует, что глобализация усиливает демократию по­тому, что сама по себе американская гегемония и распростра­нение власти капитала обязательно требуют экспансии демок­ратии. Некоторые заявляют, будто власть капитала демокра­тична по своей сути, то есть глобализация капитала равнозначна глобализации демократии. Другие полагают, что политическая система США и «американский образ жизни» синонимичны демократии, таким образом, расширение аме­риканской гегемонии обеспечивает распространение демок­ратии. Впрочем, обычно эти нюансы оказываются сторонами одной и той же медали4. Глобальное состояние войны прида­ло этой позиции небывало масштабную политическую плат­форму. То, что получило известность под названием неокон- *\^ Сервативной идеологии, составившей прочный фундамент для /

285 Часть 3. Демократия

/ администрации Дж. Буша, подталкивает Соединенные Шта-/ ты к активной перекройке политической карты мира путеЦ \ выкорчевывания «сорняковых» режимов, составляющих по-^тенциальную угрозу, и насаждения «хороших» режимов. Пра­вительство США подчеркивает, что его вмешательство по все­му миру исходит не просто из национальных интересов, но также из всемирных, универсальных стремлений к свободе и благоденствию. Америка должна действовать в односторон­нем порядке на пользу всей планете, не ограничивая себя мно­госторонними соглашениями или международным правом5. Среди подобных консерваторов, выступающих за глобализа­цию, есть несколько авторов, преимущественно британских, которые видят в нынешней всемирной гегемонии США за­конное наследие благотворных проектов европейского импе­риализма. Но есть и другие писатели, как нетрудно догадать­ся - американские, которые спорят с первыми, усматривая в утверждении мировой власти США принципиально новую и исключительную историческую ситуацию. Так, один амери­канский автор убежден, будто исключительность США сулит небывалые выгоды всей планете: «При всей нашей неловкос­ти, та роль, которую играют Соединенные Штаты, составляет величайший дар всему миру за многие, многие века, возмож­но, за всю известную нам историю»1'.

Наконец, консерваторы, стоящие на страже традиционных ценностей, оспаривают господствующую правую точку зрения, согласно которой нерегулируемый капитализм и американс­кая гегемония непременно несут с собой демократию. Вместо этого они соглашаются с социал-демократами в том, что гло­бализация служит для демократии препятствием, выдвигая для этого собственные резоны: главным образом то, что глобали­зация угрожает традиционным, консервативным ценностям. Такая позиция принимает различные формы внутри Соеди­ненных Штатов и за их пределами. Консервативные авторы вне США, усматривая в глобализации радикальное распрост­ранение американской гегемонии, доказывают, в согласии с социал-демократами, что экономическим рынкам требуется государственное регулирование, поскольку их стабильности грозит анархия сил всемирного хозяйства. Впрочем, главный

3.1. Долгий путь демократии

упор в соответствующих доказательствах сделан на культур­ной, а вовсе не на хозяйственной сфере. Так, консервативные критики вне Соединенных Штатов утверждают, что амери­канское общество столь сильно разложилось - ввиду слабой сплоченности, упадка структур семьи, высоких показателей преступности, количества заключенных в тюрьмах и тому по­добных явлений, - что у него не достает политической силы или нравственного духа. Между тем такие качества необходи­мы, чтобы властвовать над другими странами7. Приверженцы консерватизма, отстаивающие традиционные ценности внут­ри Соединенных Штатов, в свою очередь, считают, что расту­щее вовлечение страны в мировые дела и нарастание нерегу­лируемой власти капитала подрывают моральные основы и традиционные ценности Америки. Поэтому такие тенденции губительны для нее8. Во всех этих случаях традиционные цен­ности или институты общества (или то, что некоторые авторы называют цивилизацией) нуждаются в защите, а национальный интерес - в обеспечении его неприкосновенности перед ли­цом вызова глобализации. Глобальное состояние войны и то давление, которое оно оказывает, принуждая признать глоба­лизацию как реальный факт, несколько усмирило, но не пре­кратило отстаивание такой позиции. Теперь консерваторы, радеющие о традиционных ценностях, обычно выражают скеп­тицизм по поводу глобализации и пессимизм по поводу тех выгод, которые, как утверждается, гегемония США несет аме­риканскому народу и всему миру.

Впрочем, ни одна из приведенных аргументаций - пра­вых и левых, за и против глобализации - не выглядит доста­точной для того, чтобы разрешить вопрос о связи между де­мократией и глобализацией. Скорее, из них становится ясно, что глобализация и глобальная война ставят демократию под сомнение. Конечно, за последние столетия уже неоднократно провозглашался «кризис» демократии. Чаще всего с соответ­ствующими заявлениями выступали либеральные аристокра­ты из опасения перед народной властью или технократы, обес­покоенные беспорядочностью парламентских систем. Но наше 3атРУДнение с демократией - иного рода. Прежде всего, се-ГоДНя демократия сталкивается с резким скачком в масштабе

287 Часть 3. Демократия

(от национального к планетарному), то есть она оторвалась оу привычных значений и практик времен модернити. Как мы еще покажем ниже, в новых рамках и в новом масштабе к де­мократии нужно относиться по-другому и практиковать ее иначе. Это одна из причин, по которой все четыре категории аргументов, выделенные выше, неадекватны: они должным образом не учитывают размаха нынешнего кризиса демокра­тии. Вторая, более комплексная и существенная причина, из-за которой подобные доводы не убеждают, состоит в том, что даже рассуждая о демократии, их авторы преуменьшают ее значение или откладывают ее в долгий ящик. Сегодня либе­рально-аристократическая позиция сводится к тому, чтобы настаивать на необходимости достижения сначала свободы, а уж затем, немного позже - демократии9. В тривиальном выра­жении мандат на свободу сегодня и демократию попозже не­редко переводится в абсолютное господство частной собствен­ности, что подрывает волю каждого. Либеральным аристократам невдомек, что в эпоху биополитического про­изводства либерализм и свобода, опирающиеся на достояние немногих или даже большого числа людей, уже невозможны. (Общественный характер биополитического производства угрожает даже логике частной собственности.) Достояние каж­дого сегодня становится единственно возможной основой для свободы и демократии, которые теперь нельзя разделить.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 285 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.