Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Вместо заключения За и против




Презирать моду так же неумно, как слишком рьяно ей следовать.

Жан де Лабрюейер. Характеры, или нравы нынешнего века

Мода. Деспот, которого умные люди

высмеивают и которому подчиняются.

Амброз Бирс. Словарь сатаны

Итак, рассмотрение нашего предмета завершено. Но завершено оно, конечно, только в этой книге, а не в науке вообще. Разумеется, автор не льстит себя надеждой, что ему удалось решить или даже поставить все проблемы, относящиеся к моде. Я попытался лишь предложить, иногда опираясь на высказанные ранее идеи и суждения, иногда поле­мизируя с ними, определенный набор попятит!, типологий и объясне­ний, позволяющих, как мне кажется, глубже проникнуть в социальную сущность моды.

Я хорошо себе представляю, что некоторых читателей, живущих в условиях дефицита и очередей, инфляции и дороговизны, в процес­се чтения этой книги время от времени могло охватывать раздраже­ние: «Что это за сказочную теорию моды развивает здесь автор?»

Вполне понимаю этих читателей: ведь я такая же жертва очередей и инфляции, как и они. Конечно, тяжело обсуждать проблемы тепла, когда холодно, теоретизировать по поводу сытости в ситуации недо­едания или же размышлять о свете, находясь в темноте. Но ведь без представления о тепле, сытости и свете прийти к ним невозможно, если только не рассчитывать на то, что кто-то к ним приведет. А в решении важных социальных проблем обществам и социальным группам все­гда можно рассчитывать только на самих себя. Вот почему исследова­ние моды не только не бесполезно, но и необходимо.

Да, мода действует главным образом в обществах и группах, где имеется хоть какое-то изобилие, избыточность благ, материальных и духовных. Но ведь и обратное утверждение верно: изобилие суще­ствует там, где есть мода. Да и в условиях дефицита она все-таки так или иначе всегда пробивала себе дорогу. Мода, как я пытался показать в этой книге, вносит вклад и в ориентацию на человеческие потреб-

ности, и в стимулирование нововведений, и в контакты с другими ве­ществами. Она выполняет ряд важных социальных функций.

Не мода разрушила многие жизненно важные для нашего социаль­ного существования традиции, но она может способствовать их воз­рождению: ведь многие традиции возвращаются сегодня в виде инно­ваций. Обращая наш взор к настоящему, мода помогает нам изживать две утопические временные ориентации: утопии «футуристские», ори­ентированные на отдаленное будущее, куда на протяжении многих десятилетий переносится решение насущных проблем, и утопии тра­диционалистские, утверждающие, что «золотой век» позади нас, и за­дача лишь в том, чтобы обеспечить его «второе пришествие». Главный принцип при ориентации на современность должен состоять, очевид­но, в том, чтобы настоящее не отделяло прошлое от будущего, а слу­жило мостом между ними.

Ориентация на моду будет означать, что экономика реально по­вернется лицом к человеку и его нуждам, что она станет динамичной и открытой для нововведений и контактов, что производство переста­нет быть самоцелью, превратившись в средство удовлетворения чело­веческих потребностей. Нам сегодня необходимы новые взгляды на цели и средства социального развития. Необходимы новые критерии и способы социального отбора, благодаря которым социальная иерар­хия соответствовала бы иерархии нравственных, интеллектуальных, деловых, творческих достоинств людей, а не противоречила ей. Необ­ходима, наконец, новая практическая мораль, прежде всего трудовая, без которой никакие реформы невозможны.

Коренные преобразования в экономике, политике, культуре, проис­ходящие в настоящее время в нашей стране, внушают надежду и опти­мизм. Конечно, достижений пока немного, а трудностей впереди не­мало. Но ведь мы впервые за много-много лет пошли правильной дорогой, а, как гласит китайская народная мудрость, дорога в тысячу ли начинается с одного шага.

В печати, в повседневной жизни мне встречается одно довольно рас­пространенное возражение против исследований социальных процес­сов, теоретических в особенности, возражение, которое я бы назвал возражением с позиций мнимой деловитости. «Хватит слов, — гово­рят такие "деловые" люди. — Надо не говорить, а делать дело».

Пустословие и расхождение слова и дела встречаются, к сожалению, на каждом шагу. Но заявления о том, что мы «слишком много гово­рим», иногда содержат в себе и намек на бессмысленность, ненужность науки и теории в социальных и человеческих делах, а это уже опасное заблуждение. Дело ведь не в том, что говорим мы слишком много, а в том,

что говорим зачастую не то, что истинно, нравственно и полезно; что говорим не то, что думаем, и делаем не то, о чем говорим.

Широко известно, что нет ничего практичнее хорошей теории. И глу­боко заблуждается тот, кто рассчитывает, что работа руками может заменить работу головой или что отсутствие хорошей теории обеспе­чит хорошую практику, когда все (молча!) налягут на «дело». Любовь к работе, умение работать — совсем не то же самое, что бездумность и безгласность. Такой взгляд на труд издавна присущ технобюрокра-тическому сознанию, привыкшему видеть в обществе совокупность без­вольных, бездумных и молчаливых исполнителей воли начальства. Низкая эффективность подобного рода работы продемонстрирована в истории бесчисленное множество раз. А ведь только эффективная работа ведет к изобилию и несет с собой мораль альтруизма и беско­рыстия: для общества, как и для индивида, быть бессребреником при отсутствии серебра — невелика добродетель.

И наконец, последнее. Читатель, жаждущий прямых ответов на прямо поставленные вопросы, может спросить: «Так вы за моду или против нее?» Отвечаю прямо, хотя вопрос считаю не только прямым, но и в значительной мере бессмысленным: «Я — за моду, поскольку это ре­альное явление, выполняющее важные и нужные функции в обществе. Но это не значит, что все, что было или бывает в моде, мне нравится».

Точно так же я отношусь и к обычаям, и к социальным институтам, и к социальным движениям. Я явственно слышу обращенные ко мне негодующие голоса решительных противников моды как таковой, су­ровых моралистов и строгих блюстителей хорошего вкуса: «Так вы что же, за изменчивое против неизменного, за преходящее против вечно­го?» Этим серьезным людям я отвечаю: «Если вы способны лицезреть вечность вне и помимо ее разнообразных повседневных воплощений, колебаний, изменений, напряжений, коллизий, из которых состоит реальная жизнь, то я желаю вам успеха в сохранении этой способно­сти при условии, что она не будет мешать другим людям».

Мы знаем, что вечность не существует вне отдельных временных отрезков: дней, недель, месяцев, лет и т. д. Так же происходит и с вечны­ми ценностями, такими, как добро и любовь, свобода и справедливость, истина и красота. Они существуют не вопреки преходящим и измен­чивым ценностям, а составляют их основание, в них проявляются, че­рез них пробивают себе дорогу. Каждый человек не только должен, но и вынужден постоянно осуществлять в своей жизни выбор между раз­личными ценностями и образцами поведения. Знание о том, что есть мода, может помочь осуществлять этот выбор ответственно, в интере­сах развития личности и общества, без которого личность не существует.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 416 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2239 - | 2072 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.