Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Трех социальных функциях моды 1 страница




Под социальной функцией в социологии чаще всего понимают вли­яние того или иного явления на социальную систему, его последствия для социальной системы в целом. Соответственно, выявление соци­альных функций моды предполагает ответ на вопрос: «Что она "дела­ет" для социальной системы, какова ее роль в этой системе?»

В самом общем виде на поставленный вопрос можно дать следу­ющий ответ: «Мода регулирует поведение индивидов и групп, составля­ющих социальную систему, и способствует адаптации последней к из­меняющимся внутренним и внешним условиям ее существования». Но столь общего ответа, разумеется, недостаточно, тем более, что ту же

или подобную функцию выполняет практически любое более или ме­нее масштабное социокультурное явление, существующее довольно продолжительное время. Названная общая функция реализуется по­средством ряда частных функций, которые мы и постараемся здесь рассмотреть, не претендуя при этом ни на охват всех функций, ни на полноту их анализа.

Обратимся вначале к уже существующим трактовкам. Естественно, представление об основных функциях моды непосредственно вытека­ет из общей концепции моды; иными словами, ответ на вопрос «Что она "делает" в обществе?» неразрывно связан с ответом на вопрос «Что она представляет собой по существу?» Так, например, интерпретация моды как преимущественно социально-статусного явления выдвигает на первый план функцию выражения социально-статусных различий. Эгалитаристская концепция моды подчеркивает ее уравнительную функцию. Трактовка моды как явления эстетического порождает пред­ставление о том, что ее основная функция — удовлетворение эстети­ческой потребности. Рассмотрение моды в качестве социально-ком­муникативного явления влечет за собой истолкование коммуникации как ее основной функции. Разнообразные психологические трактовки акцентируют внимание на роли моды в удовлетворении тех или иных психических потребностей человека: в новизне, самовыражении, вы­ражении бессознательных импульсов (психоаналитические концеп­ции) и т. д.

В свою очередь, понимание функций моды часто определяет пони­мание исследователем ее сущности; иными словами, общая концеп­ция моды является преимущественно функционалистской: через фун­кции описывается мода как таковая.

В конце 1960-х гг. итог различных трактовок социальных функций моды подвел известный американский социолог и социальный психо­лог Г. Блумер в «Международной энциклопедии социальных наук», и с тех пор в изучении этого вопроса не произошло радикальных из­менений. Отмечая в целом, что вопрос о социальной роли моды еще не получил удовлетворительного ответа, Г. Блумер следующим образом резюмирует наиболее типичные трактовки ее социальных функций. Мода обеспечивает возможность:

1) безобидной игры фантазии и каприза;

2) безболезненного и обоснованного отказа от тирании обычая;

3) социально санкционированного вторжения в сферу новизны;

4) демонстрации и выставления напоказ своего «Я»;

5) замаскированного выражения сексуальных интересов;

6) вызывающей зависть демаркации элитарных классов;

7) внешней и поддельной идентификации людей, обладающих низ­ким статусом, с высокостатусными группами'.

Блумер считает, что на различных фазах своего развития «моды» служат различным целям, однако функция модного процесса не может быть сведена к таким целям. С его точки зрения, в общем виде соци­альная роль моды состоит в том, что она «способствует коллективно­му приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разно­образных возможностей»2. В свою очередь, именно в таком мире, как справедливо полагает Блумер, и может существовать мода. Исходя из этого, он выделяет три ее социальные функции, которым приписыва­ет особое значение.

Во-первых, мода внедряет определенную меру единодушия и еди­нообразия посредством отбора из различных культурных моделей одной, которая интерпретируется как норма, и таким образом принуждает к ее принятию. В противном случае, если бы различные конкуриру­ющие между собой модели принимались в равной степени, возникала бы ситуация беспорядка и вавилонского столпотворения. В этом от­ношении мода в подвижном обществе выполняет ту же регулирующую функцию, что обычай в обществе неподвижном.

Во-вторых, мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, причем она упоря­дочивает этот процесс перехода от прошлого к будущему. Представляя новые разнообразные культурные модели и подвергая их коллектив­ному отбору, мода становится средством приспособления к изменя­ющемуся, непостоянному миру.

В-третьих, модный процесс воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса, так как текущая «мода», в противовес странности и неуместности прошлых «мод», понятна и естественна3.

Уточняя регулятивное значение трех выделяемых им функций, Блу­мер отмечает, что «в областях жизни, в которых достоинства предло-

1 BlumerH. Fashion // International Encyclopedia of the Social Sciences. —N. Y., 1968. Vol.5.-P. 343.

2 BlumerH. Fashion: from class differentiation to collective selection // TheSociological Quarterly, 1969. - Vol. 10. - № 3. - P. 289.

3 Ibid. — P. 289-290; International Encyclopedia of the Social Sciences, Vol. 5. —P. 343-344.

жений не могут быть доказаны (а таких областей много), она (мода — А. Г.) обеспечивает упорядоченное движение и развитие» '.

Нижеследующее описание семи социальных функций моды в це­лом существенно отличается от предыдущих описаний, хотя частично воспроизводит их в той или иной форме или же отталкивается от них.

Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах. Единообразие и разнообразие, на наш взгляд, плодотворно рассматривать как две стороны одной и той же функции моды. В зависимости от критерия различения этих двух сторон, от фазы модного цикла и особенностей взаимодействия моды и социальной системы на первый план выдвигается унифицирующая или дифферен­цирующая функция моды.

Функцию единообразия, как отмечалось, подчеркнул Г. Блумер. Единообразие проявляется в том, что благодаря моде один и тот же культурный образец (художественный стиль, фасон одежды, матери­ал, размер и т. д.) усваивается и принимается в качестве своего множе­ством индивидов, различными социальными группами и глобальными обществами. Наивысшая степень единообразия достигается на высшей фазе модного цикла, когда данный культурный образец, оказавшийся «в моде» (модный стандарт), охватывает максимум приверженцев. Поддерживаемое модой единообразие, как справедливо отметил Блу­мер, играет важную позитивную роль, обеспечивая согласие в совре­менных условиях, когда различные культурные образцы конкуриру­ют между собой. К этому можно добавить, что модное единообразие способствует взаимопониманию и развитию контактов между глобаль­ными обществами, а это сегодня насущнейшая проблема.

' Blumer Н. Fashion: from class differentiation to collective selection // The Sociological Quarterly, 1969. - Vol. 10. - № 3. - P. 290.

Именно за порождаемое ею единообразие моду часто критикуют, обвиняя в повсеместной стандартизации и утверждении одинаковых вкусов. По этому поводу следует заметить, что без определенной сте­пени единообразия в культурных образцах, в образе жизни, в повсед­невном поведении социальная жизнь вообще была бы невозможна. Некоторые ратуют за то, чтобы каждый индивид «творчески» подхо­дил к проблемам повседневной жизни и самостоятельно решал, что и когда ему носить, что приобретать из домашней обстановки и т. д. Если такие люди абсолютно уверены в том, что сами, ни на кого и ни на что не ориентируясь, выбрали себе костюм и шляпу, если они каж­дый день вновь и вновь творчески решают вопрос о том, как ориги­нально держать вилку, то, как говорится, дай им Бог. В реальной жизни нормальный индивид осуществляет свой выбор из образцов, пред­лагаемых обществом, под влиянием общества и социальных групп. Некоторые интериоризованные, усвоенные культурные образцы, ре­гулирующие бытовую жизнедеятельность, превращаются в повседнев­ные привычки, носят автоматический характер и отнюдь не требуют мобилизации творческого потенциала личности, высвобождая его для решения более серьезных задач.

Демонстративный отказ от стандартов, предписываемых модой, чаще всего означает предпочтение других стандартов, предписывае­мых либо обычаем, либо прежними «модами». Точка зрения, согласно которой «раньше», т. е. при господстве обычая, однообразия в куль­турных образцах было меньше, в значительной мере основана на не­доразумении. Несомненно, с планетарной точки зрения разнообразия в культурных образцах, присущих различным регионам, обществам, сословиям, этническим и конфессиональным группам и общинам, было больше. Но сама планетарная точка зрения тогда была невозможна: это мы, люди сегодняшнего дня, с этой позиции хотим и можем оцени­вать степень единообразия (разнообразия) культурных образцов. Что же касается самих этих групп и общин, то внутри каждой из них суще­ствование человека было в высокой степени унифицировано канони­ческим культурным стандартом — обычаем.

Специфичность каждой из общин базировалась на отсутствии свя­зей между ними, на их взаимной географической, социальной и куль­турной изолированности и замкнутости. Своеобразие их бытия нахо­дилось в неразрывной связи с его единообразием.

Вернемся, однако, к моде. Каждый отдельно взятый модный стан­дарт в определенный промежуток времени формирует единообразие среди его приверженцев. Но одновременно и наряду с ним сосуществу-

ют и другие модные стандарты: старомодный, которому еще следуют, и сверхмодный, которому уже следуют. И «старомодное», и «сверх­модное» также относятся к моде: ведь все это звенья в единой и непре­рывной цепи модного процесса. Стало быть, однообразие, формируе­мое отдельными «модами», сочетается с разнообразием, порождаемым модой как социокультурным процессом в целом.

Кроме того, как уже отмечалось выше, вследствие социальной, эко­номической и культурной дифференциации модный стандарт неоди­наков в различных группах, он дробится на ряд модификаций. Одна и та же «мода» зачастую проявляется в бесчисленном множестве ва­риантов, например, определенный вид промышленных изделий раз­личных классов, из разных материалов, с разным набором функций и т. д. Но главное, и это следует еще раз подчеркнуть, одним и тем же «модам» в различных социальных и культурных средах приписыва­ются самые различные значения, они связываются с самыми разнооб­разными ценностями, и в этом смысле «унифицирующая» мода также играет дифференцирующую роль.

Необходимо обратить внимание еще на один аспект функции еди­нообразия-разнообразия, обычно игнорируемый исследователями моды. Известно, что современное массовое поточное производство основано на унификации и стандартизации как процессов, так и ре­зультатов этого производства. Условием его эффективности является синхронизация определенных этапов, ритмов производства и его иден­тичных результатов. Однообразие в той или иной мере — неизбежный спутник массового производства. Но проблема единообразия-разно­образия имеет не только синхроническое, но и диахроническое изме­рение. Обновляя продукцию и соответствующие процессы ее созда­ния и распространения, модные инновации производят диахронное, т. е. неодновременное разнообразие. Осуществляя диахронное разно­образие, мода, таким образом, выполняет важную функцию компен­сации синхронного однообразия, выступающего как условие и резуль­тат массового поточного производства'.

Применительно к социальным группам функция единообразия-раз­нообразия является в значительной мере функцией групповой демар­кации-нивелирования посредством модных стандартов («мод»). Этот

1 Соответственно обычаи, сильно интегрированные, замкнутые в социокуль­турной системе и тем самым вызывающие локальное синхронное разнообра­зие, внутри каждой из общин порождают диахронное однообразие, поскольку они непрерывно воспроизводятся и передаются от поколения к поколению.

вопрос был рассмотрен нами в предыдущей главе, что избавляет нас от необходимости вновь к нему обращаться.

Инновационная функция — одна из основных и наиболее очевид­ных функций моды: то, что мода несет с собой новизну, знает каждый. Процесс и виды модной инновации рассмотрены нами в третьей главе. Здесь же основное внимание будет уделено инновационной роли моды в социальной системе. Поскольку действие моды распространяется на самые различные сферы социально-экономической и культурной жиз­ни, постольку она увеличивает инновационный потенциал общества, готовность к внедрению и принятию нововведений в соответству­ющих сферах. Она влияет на обновление промышленной продукции, технологии, художественных стилей и т. д. В каждом обществе, соци­альной группе, в каждом секторе их жизнедеятельности существует оп­ределенная степень готовности к нововведениям — инновационное™. Мода — источник, результат и показатель высокой степени инноваци­онное™. Поскольку ритм социально-экономической и культурной жизни неодинаков в различные периоды, постольку и степень иннова­ционное™ одного и того же общества или группы изменяется.

Стимулируя инновационное™, мода способствует адаптации обще­ства, групп, индивидов к изменяющимся условиям их существования как внутренним, так и внешним. Дело не в том, что все предлагаемые модой решения заведомо адекватны этим условиям. Основное значе­ние имеет тот факт, что мода стимулирует эвристическое, поисковое, экспериментальное начало в обществе и культуре, развивает в соци­альной системе готовность не только к собственно модным, но и к дру­гим видам нововведений.

Усиливая инновационное™ общества или социальной группы, мода тем самым ослабляет его традиционность и подрывает власть обычая. Причем отказ от унаследованных культурных образцов в пользу но­вых в этом случае не связан с социальной дезинтеграцией, поскольку благодаря моде этот отказ санкционирован обществом и социальны­ми группами.

Однако взаимодействие инновационной функции моды с традици­онными культурными образцами отнюдь не однозначно. Во-первых, эта функция иногда включается в традиционные образцы, ассимили­руется ими. Простейший пример: фасоны брюк постоянно изменяют­ся, обновляются, но ношение самих брюк как таковых традиционно и неизменно. Если первые относятся к сфере моды, то последнее при­надлежит обычаю. «Моды» в данном случае функционируют в рамках обычая.

Во-вторых, инновационная функция моды нередко выступает в фор­ме актуализации культурной традиции. Время от времени модными значениями наделяются те или иные элементы культурного наследия. Дизайнеры широко используют в своем творчестве стилевые особен­ности традиционных культур как в одежде, так и в других областях. Так, Ив Сен-Лоран в своих моделях часто опирается на традиционные черты русской, китайской, индийской, африканской, испанской одеж­ды. Многие модели В. Зайцева основаны на творческой интерпрета­ции русской традиционной одежды.

В наше время актуализация традиции широко распространена и пред­ставлена весьма разнообразно. Здесь и мода на «старину», и «ретро-стили» в различных видах искусства, и консервативные мифы о прошлом как «золотом веке» социокультурного бытия, и вспышки ксенофобии и т. д. О том, что в этих формах сознания сказывается влияние моды (хотя, разумеется, не только моды), говорит тот факт, что аналогичная актуализация традиции и традиционализма происходит одновремен­но в различных странах.

В-третьих, некоторые культурные образцы, наделяемые модными значениями, первоначально выступающие как «моды» или даже при­чуды, со временем традиционализируются, превращаются в обычай. Так произошло, например, с такими «модами» или причудами былых времен, как вилка (XVIII в.), велосипед (XIX в.), авторучка (XX в.).

Или возьмем, например, наручные часы. Они появились в конце XIX в. и вначале воспринимались многими как вульгарная и недолго­вечная диковинка. Еще в 1917 г. один немецкий профессор предска­зывал: «Глупая мода носить часы на руке скоро пройдет». Сегодня этот прогноз кажется странным и смешным, а в то время он выглядел впол­не правдоподобно, тем более, что наручным часам противостояли их старшие и солидные собратья — «нормальные» карманные часы. Пер­выми, как это нередко бывало в истории, на новинку клюнули «легко­мысленные» женщины, столь часто вызывающие осуждение суровых моралистов. В 1914 г. большинство читательниц одного женского немец­кого журнала своим любимым украшением назвали часы-браслеты. За­тем достоинства наручных часов оценили любители верховой езды, авто­мобилисты, пилоты аэропланов и офицеры, участники Первой мировой войны, оценившие преимущества наручных часов в боевой обстановке. В настоящее время в мире ежегодно выпускается около полумиллиарда наручных часов; былая мода превратилась в повсеместный обычай'.

' «Глупая мода», ставшая повседневностью // За рубежом, 1985. — № 49. — С. 23 (перепечатано из журнала «Зюддойчецайтуш■», Мюнхен).

На наших глазах сегодня происходит традиционализация многих «мод», причуд, диковинок и забав. Разумеется, модные стандарты тра-диционализируются сравнительно редко, но длительность модных циклов бывает все же весьма значительна. Отдельные «моды», как бы ни были они летучи и преходящи, все же нельзя уподобить мыльным пузырям. Они обладают социальной и культурной длительностью, могут довольно долго сохраняться, а впоследствии возрождаться. Не­которые из них способны превращаться в устойчивые, традиционные культурные образцы. Стало быть, можно утверждать, что выполняе­мая модой функция инновации нередко способствует сохранению и воз­рождению культурных образцов.

Коммуникативная функция. Эта функция в целом уже рассматри­валась в пятой главе. Все знаковые системы, функционирующие в об­ществе, служат средством коммуникации между людьми; мода — одна из таких систем. Коммуникация — одна из важнейших функций, без которой человеческое общество вообще невозможно.

Подобно многим другим знакам, «моды» служат средством взаимо­действия индивидов, социальных групп и обществ. Как уже отмеча­лось, модная коммуникация состоит в том, что от одних людей к другим передаются модные стандарты, «моды», т. е. определенные культур­ные образцы, наделяемые модными значениями. Вместе с этими стандартами происходит передача обозначаемых ими ценностей моды: «внутренних» (современности, универсальности, игры и демонстра­тивности) и стоящих за ними разнообразных «внешних» ценностей, выражающих глубинные потребности и стремления различных об­ществ, социальных групп и индивидов.

Посредством участия в моде индивиды отправляют друг другу сооб­щения о своей приверженности ее ценностям, а также связывают их со своей группой, профессией и т. д. Эти сообщения выражают образ иде­ального «Я» участника моды. По данным социально-психологического исследования, 50 девушек в возрасте 15-16 лет, которым было предло­жено оценить рисунки современной одежды, представили последнюю прежде всего как средство сообщений о ее носителе. Высокая оценка определенной одежды связана со сходством этих сообщений с образом идеального «Я» субъекта и главным образом с ее модностью'.

В процессе распространения, восприятия и усвоения «мод» проис­ходит их реинтерпретация в соответствии с собственными денотатив-

1 Gibbins К. Communication aspects of women's clothes and their relation to fashionability // The British Journal of social and clinical psychology, 1969. — Vol. 8, part 4.-P. 301-312.

ными («внешними») ценностями воспринимающих эти «моды» об­ществ, групп и индивидов. Таким образом, «моды», с одной стороны, усваиваются, с другой — модифицируются в зависимости от глубин­ных социальных, культурных и психических структур, в которые они включаются. Такое явление, впрочем, вообще характерно для распро­странения культурных образцов.

Модная коммуникация специфична постольку, поскольку специ­фична сама мода как социальное явление. Наиболее существенными особенностями модной коммуникации являются сравнительно частая смена сообщений («мод») и их широкое, иногда практически безгра­ничное распространение. Механизмы, способы и каналы коммуника­ции в моде в значительной мере совпадают с другими знаково-ценно-стными системами '. Подобно другим культурным образцам, модные стандарты и ценности передаются как через непосредственное взаи­модействие (речь, жесты, мимика и т. д.), так и через многообразные специальные средства межличностной и массовой коммуникации: от телефона до газеты и телевизора. В целом проблемы коммуникации многосторонне исследовались в социальных науках, поэтому здесь нет необходимости их специально рассматривать.

Отметим лишь, что психологические аспекты коммуникации опи­сываются в понятиях подражания, внушения, психического зараже­ния, эмпатии, интериоризации социальных норм и ценностей. Меж­личностная коммуникация — «условие психологической нормы» 2 и в реализацию этой нормы мода вносит определенный вклад. Мод­ная коммуникация способствует формированию у индивидов согла­сия и общности в ценностных ориентациях.

Социально-экономические и культурные аспекты коммуникации описываются преимущественно понятиями обмена, влияния, социаль­ного контроля, конкуренции, контактов, аккультурации (культурного заимствования) и т. д. Понятно, что социальная коммуникация в це­лом и модная в частности существенно затруднена в условиях суще­ствования разного рода «железных занавесов», культурной изоляции, ксенофобии, психологической отчужденности и т. д. Перечисленные факторы вообще препятствуют нормальному функционированию и раз­витию культуры. Поскольку мода способствует социальным и куль-

1 Об универсальных механизмах такого рода см.: Коган В. 3. Человек в по­токе информации. — Новосибирск, 1981; Моль А. Социодинамика культуры. —М., 1973.

2 Соколов Э. В. Культура и личность. — Л., 1972. С. 106.

турным контактам, необходимым для нормального функционирова­ния и развития обществ и культур, она выполняет позитивную соци­альную функцию.

При этом, как уже отмечалось, необходимо, чтобы в обществе мод­ные «сообщения» не только принимались, но и творились и отправля­лись вовне. Чтобы быть успешной, модная коммуникация должна быть двусторонней и взаимной, а процессы социальной интериоризации культурных образцов необходимо сочетать с процессами их экстерио-ризации. Иными словами, движения сообщений «извне» и «вовне», или, что то же самое, «вовнутрь» и «изнутри» социальной системы должны идти рядом друг с другом. Кроме того, необходимо, чтобы ус­ваиваемые «моды» гармонично сочетались с уже функционирующи­ми в обществе фундаментальными ценностями. Определенные барье­ры на пути заведомо негативных, антигуманных «мод», несомненно, должны существовать, в противном случае коммуникация из функции моды может превратиться в дисфункцию. Такие «моды», как нарко­мания, терроризм, милитаризм, национализм и т. п., безусловно тре­буется блокировать на «входах» социокультурной системы. По выра­жению Я. Парандовского, «туда, где все двери распахнуты настежь, каждый порыв ветра может занести пыль и грязь» '.

И все же главное сегодня состоит в том, чтобы пересмотреть функ­ции «привратников», т. е. институтов и людей, находящихся на «вхо­дах» и «выходах» модной коммуникации. Их следует рассматривать не как стражников, функция которых — определять, «можно или нельзя», «пускать или не пускать» и т. д., а как умных и компетентных посред­ников, чья основная задача состоит в обмене культурными ценностя­ми. «Мы все время думаем: запретить — не запретить? И пока решаем, согласовываем, а потом все-таки что-то открываем — мода проходит. И это революционное разрешение, на которое ушли годы, уже никому не нужно»2. Эта ситуация, описанная применительно к танцевальным модам в СССР 1950-1980-х гг., довольно типична для тоталитарных обществ.

В современном обществе, не отделенном от остального мира китай­ской стеной, цена (экономическая, социальная, культурная) поздно внедряемой «моды» зачастую бывает непомерно высокой. Такое по­ложение порождает в обществе чувство хронического отставания от всеобщего ритма культурной жизни. Еще выше может быть цена по-

1 Парандовский Я. Алхимия слова. — М., 1972. — С. 153.

2 Юмашев В. Зарисовки в стиле брейк // Юность, 1986. — № 12. — С. 103.

тенциальных «мод», блокированных или просто вовремя не поддер­жанных, не распространенных на «входе» модной коммуникации. Это могут быть и подлинные шедевры культуры, и более скромные ее дос­тижения. Напротив, успешное продвижение таких «мод» в междуна­родном масштабе, не только дает большой экономический эффект стра­не-экспортеру, но и способствует повышению и упрочению ее престижа.

Примером как осуществленных, так и неосуществленных возмож­ностей такого рода может служить история знаменитого кубика Руби-ка, игрушки, завоевавшей мир на рубеже 1970-1980-х гг. Кубик принес славу его создателю и, естественно, рассматривался как достижение венгерской культуры. Венгрия потеряла значительную часть возмож­ных прибылей, в частности, из-за того, что марка не была запатентова­на, и если бы не деятельность американской компании Ideal Toys, осу­ществившей распространение кубика во всем мире, его судьба была бы далеко не столь счастливой'.

Идея кубика родилась в 1974 г. Его изобретатель — преподаватель будапештского Высшего училища прикладного искусства Э. Рубик вначале задумал кубик как учебно-методическое средство. Спустя два года изобретатель собственными усилиями добился того, что за про­изводство его детища уже в качестве игрушки взялся один из про­мышленных кооперативов. К рождественским праздникам 1977 г. на венгерском рынке без всякой рекламы появилась новая игрушка. Коо­ператив установил связь с будапештским внешнеторговым предприя­тием КОНСУМЭКС. На осенней Будапештской международной яр­марке 1979 г., кубик, который к этому времени приобрел популярность в Венгрии только благодаря информации, циркулировавшей среди самих покупателей, был представлен на выставке «Интерплей-Экспо». Кубик получил приз ярмарки. Им заинтересовался представитель аме­риканской фирмы Ideal Toys, купившей лицензию на его продажу. Лицензия предоставляла этой фирме исключительное право прода­жи игрушки под названием «Rubik's Cube» (прежде она называлась «волшебным кубиком»). Началась широчайшая рекламная кампания. В результате кубик в 1980 и 1981 гг. признавался «Игрушкой года», а количество проданных в мире экземпляров достигло огромной циф­ры. В 1982 г. в Будапеште был проведен чемпионат мира по складыва­нию кубика. Венгерская почта выпустила серии марок на эту тему;

1 Кучера М. Возможен ли мировой успех без рекламы. Краткий обзор «ка­рьеры» кубика Рубика // Интерпресс График. Международный журнал но вопросам визуальной культуры. — Будапешт, 1984. — № 4.

17В

изображение кубика появилось на трикотажных футболках, сумках, серьгах и т. д. Затем популярность игрушки стала снижаться.

Среди косвенных факторов успеха деятельности фирмы наиболее важными были использование в пропаганде изделия личности Э. Ру-бика, самого факта его изобретения и внушение мысли об изобрета­тельности венгров'.

Подводя итог своему анализу истории кубика, М. Кучера пишет: «Оказалось, что как в области моды, так и в сфере рыночной реализа­ции кубика существует вполне определенная кривая, и если не прило­жить в определенный момент усилий, не попытаться с помощью са­мых эффективных рыночных методов и соответствующей рекламы активизировать интерес к товару, то оборот быстро пойдет на спад... Ведь само наличие идеи — и это хорошо знает каждый творческий че­ловек — еще не гарантирует ее успеха. Идею нужно реализовать, най­ти для нее покупателя, сделать ее прибыльной, причем в условиях столь настоятельно требующего рекламы рынка, каким является рынок иг­рушек. Для того, чтобы выступить на передний план, добиться успеха, в наше время необходима продуманная, эффективная, целенаправлен­ная в отношении содержательных моментов деятельность. И история кубика служит для этого вывода наглядным аргументом»2. История кубика Рубика (а таких историй, причем гораздо более драматичных, в социально-экономической и культурной практике великое множе­ство) наглядно демонстрирует, что коммуникативная функция — одна из важнейших в моде, и те социальные группы, институты и организа­ции, которые пренебрегают этой функцией, предоставляя ее осуще­ствление другим, несут большие потери, масштабы которых выходят за рамки экономики.

2. Еще о четырех социальных функциях моды

Функция социальной дифференциации и нивелирования. В целом об этой функции речь шла в предыдущей главе. Как уже отмечалось, важное значение в осуществлении этой функции имеет время подклю­чения тех или иных участников к определенному стандарту: на ран­них фазах модного цикла доминирует дифференцирующая сторона

1 Кучера М. Возможен ли мировой успех без рекламы. Краткий обзор «ка­рьеры» кубика Рубика // Интерпресс График. Международный журнал повопросам визуальной культуры. — Будапешт, 1984. — № 4. — С. 54.

2 Там же. — С. 55.

этой функции, на высших фазах, когда стандарт охватывает большие массы людей, — нивелирующая сторона.

Подобно унификации и разнообразию, дифференциацию и нивели­рование уместно рассматривать не столько как две отдельные функ­ции моды, сколько как два аспекта, две стороны одной и той же функции. Отсюда следует, что в конкретных исследованиях модного поведения главная проблема состоит не в том, чтобы доказать наличие диффе­ренциации или нивелирования, а в том, чтобы показать, как в моде вза­имодействуют оба эти процесса.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 922 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2346 - | 2305 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.