Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От производителя к потребителю 9 страница




3. Мода и массовые сообщества (конгломерат, толпа, публика)

Массовый характер процессов материального и духовного произ­водства, их результатов, распространения и усвоения обусловил не только необходимость, но и возможность возникновения, развития и функционирования моды в качестве реального регулятора поведе­ния широких социальных слоев. Именно вследствие массовости су­ществует определенная избыточность культурных образцов, без кото­рой невозможны изменения в сфере модных стандартов и объектов. Эта избыточность обусловливает ассимиляцию извечного игрового начала модой в качестве одной из ее «внутренних» ценностей. Расши­рение масштабов массового взаимодействия людей (прямого и косвен­ного) стимулировало усиление значения другой ценности — демонст­ративности, которая ранее была включена в регулятивный механизм обычая. Обе ценности претерпели, естественно, существенные изме­нения в структуре моды. Подрывая традиционализм и культурный изо­ляционизм, массовость способствовала возникновению и утверждению таких «внутренних» ценностей моды, как современность и универсаль­ность.

Итак, модное поведение — это разновидность массового поведения, мода неотделима от массы и массовой культуры. Но что такое, соб­ственно, «масса», вызывающая столь сильное отвращение у многих искусствоведов и литературоведов в тех случаях, когда это понятие оказывается рядом со всеми ценимым понятием «культура»? В исто­рии социальной мысли существует немало попыток ответа па этот вопрос'.

' Ашии Г. К. Эволюция понятия «масса» в концепциях «массового об­щества» // Массовая культура — иллюзии и действительность. — М., 1975. — С. 28-51.'

Термином «масса» обозначают и структурированные, зачастую орга­низованные большие социальные группы (классы, слои и т. л.), и раз­нообразные стихийно формирующиеся множества людей. Отличитель­ные признаки массы хорошо описаны Б. А. Гришиным; в частности, они характерны и для массы как совокупности участников моды. К этим признакам относятся:

1) статистический характер общности:

2)стохастический (вероятностный) характер общности: «вхожде­ние» индивидов в состав общности носит неупорядоченный, слу­чайный характер;

3) ситуативный характер существования общности: неопределенный количественный и качественный состав, «размытость» (откры­тость) границ, неразрывная связь с конкретным видом деятель­ности;

4) явная разнородноеть состава общности, ее тшегруштовая пли меж­групповая природа'.

Можно выделить три разновидности массы участников моды, обла­дающей отмеченными характеристиками. Это конгломерат людей, толпа и публика.

Конгломерат представляет собой кратковременное аморфное мно­жество людей, связанных между собой только близким расположени­ем в физическом пространстве без какого-либо иного объединяющего начала. Примером такого множества могут служить прохожие па опре­деленном участке городскою пространства или пассажиры в город­ском транспорте. Конгломераты — наиболее универсальный вид мас­сового сообщества, существовавший и существующий всегда и везде, хотя масштабы, количество и плотность конгломератов в целом небы­вало увеличились в связи с процессами массовизации.

Общение в конгломератах способствует расширению круга привер­женцев определенных модных стандартов, ускоряет распространение и принятие одних стандартов и соответственно отказ от других, сти­мулирует активность участия в моде. Однако, поскольку обмен сооб­щениями в конгломератах носит мимолетный и поверхностный ха­рактер, этот вид массовых сообществ не может, разумеется, играть

1 Массовая информация в советском промышленном городе / Под ред. Б. А. Грушипа п Л. А. Опикова. — М, 1980. - С. 32 - 34; Гришин Б. Л. Массовое сознание. - М., 1987. - С. 211-212.

решающей роли в процессе модной коммуникации, т. е. в распростра­нении модных стандартов. Их роль состоит главным образом в под­креплении и стимулировании информации о модных стандартах, уже функционирующей и распространяющейся по иным, более эффектив­ным каналам коммуникации.

Толпа представляет собой относительно кратковременное, внутрен­не не организованное скопление людей, объединенных пространствен­ной близостью, каким-либо внешним стимулом и эмоциональной об­щностью. В социальной психологии имеется множество типологий толпы. По характеру осуществляемого поведения выделяют, в частно­сти, следующие четыре типа толпы:

1) случайную;

2) экспрессивную (множество люде]'!, совместно выражающих ра­дость, горе, гнев или протест);

3) конвенциональную, поведение которой изначально строится на основе явных или подразумеваемых условных норм;

4) действующую.

Последнюю, в свою очередь, делят на повстанческую, агрессивную, спасающуюся, стяжательную и экстатическую '.

Попятно, что указанное разделение носит условный характер; в дей­ствительности одни типы толпы могут превращаться в другие, частич­но они пересекаются друг с другом. Так. очевидно, экстатическую тол­пу с не меньшим основанием можно рассматривать и как разновидность экспрессивной толпы.

Как отмечает Ю. А. Шерковин, «психическое состояние индивида в тол­пе изменяется в сторону:

1) повышения эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит;

2) повышения внушаемости и соответственного уменьшения степе­ни критического отношения к самому себе и способности рацио­нальной переработки воспринимаемой информации;

3) подавления чувства ответственности за собственное поведение;

4) появления чувства силы и сознания анонимности»2.

' Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г. П. Предвечного п К). Л. Шерковина. - М., 1975. - С. 289-290. 2 'Гам же. - С. 288.

Относительная слабость нормативной регуляции и внутренних орга­низационных начал в толпе ' компенсируется деятельностью ее лиде­ров или каким-либо внешним событием, привлекающим к себе вни­мание всех участников толпы.

Преднамеренно или непреднамеренно лидеры и события, привле­кающие внимание, таким образом, являются для толпы объединя­ющим фактором.

В случае, если модные стандарты исходят непосредственно от со­бытия или лидера (например, во время разного рода фестивалей или уличных концертов), они сами по себе служат для толпы сплачива­ющим фактором. Прямое или косвенное участие в событии, идентифи­кация с лидерами способствуют усвоению модных стандартов, интен­сифицируют процесс приписывания модных значений. Но и в толпах, объединяемых внемодцыми факторами, процесс модной коммуника­ции имеет место. Названные особенности поведения индивидов в тол­пе: повышение эмоциональности, внушаемости и т. д., — оказывают воздействие на общее принятие определенных модных стандартов, их распространение не только от события или лидеров к основной массе участников толпы, но и от одних участников к другим. Важное значе­ние имеет и взаимное стимулирование в толпе, осуществляемое в раз­личных формах, носящих характер ритуала: аплодисменты, возгласы одобрения и т. п.

Относительная простота и легкость модной коммуникации в тол­пах обусловлены такими факторами, как простота формирования тол­пы, ее «открытость» и возможность быстрой смены участников, не-

' Начиная с Г. Лебоиа и С. Стеле, в социологии и социальной психологии существует традиция трактовки толпы как сугубо иррациональной, стихий­ной и разрушительной силы, направленной против социального порядка во­обще и пробуждающей в человеке всякого рода низменные инстинкты. Одна­ко впоследствии эта трактовка стала все чаще отвергаться социологами, социальными психологами и историками, отмечавшими тенденциозный ха­рактер подобных воззрений, их несоответствие социально-исторической дей­ствительности. Научный анализ этого вида массового сообщества обнаружи­вает, что: 1) агрессивный и иррациональный характер присущ далеко не всем типам толпы: 2) он не столько проистекает из сущности толпы как таковой, сколько бывает подготовлен более глубокими и масштабными социальными процессами, предшествующими формированию таких сообществ; 3) толпа — хотя и не институциональное по своей природе, но отнюдь не «безнормное» образование; 4) толпа зачастую выступает как фактор не разрушения, а под­держания социального порядка.

посредственность и плотность физического контакта между индиви­дами в толпе, наконец, множественность толп. Внутри толпы роли уча­стников жестко не фиксированы. «Актеры» и «зрители», «подражате­ли» и «подражаемые» постоянно меняются местами или одновременно выступают в качестве отправителе]"] и получателе]"] «сообщений»: мод­ных стандартов и включенных в них объектов.

Конгломераты и толпы в истории существовали, разумеется, всегда и везде. Новым историческим явлением, связанным с описанными выше процессами массовизации. стало развитие и широкое распрост­ранение такого вида массы, как публика. В функционировании пуб­лики феномен массовости получил одно из наиболее полных выражений, приобрел небывалый прежде масштаб, без которого возникновение и развитие моды как социально значимого явления были бы невоз­можны.

Широкое развитие различных видов публики составляет характер­ную черту Нового и новейшего времени. Прав был поэтому /'. Тард\ критикуя воззрения Г.Лебона: «Я не могу... согласиться с Лебоном, что наша эра — "эра толпы"; это эра публики или публик, что не одно и то же» 2.

Публика как разновидность массы в сравнении с толпой представ­ляет собой в целом более устойчивое, менее эмоциональное и ситуа­тивное образование. Она формируется и объединяется явлениями (событиями, людьми, образцами культуры и т.д.), привлекающими общественное внимание и воспринимаемыми как важные в каком-либо отношении. Эти явления в публике становятся предметом рациональ­ной оценки и обсуждения;!. Таким образом, публика составляет среду, в которой происходит формирование и функционирование обществен­ного мнения. Если размеры толпы ограничены возможностями не­посредственного физического взаимодействия между индивидами, то масштабы публики могут быть сколь угодно большими. Даже форми­рование толпы, казалось бы, сугубо стихийное, зачастую бывает под­готовлено сформировавшейся ранее публикой.

' Он был, вероятно, первым в социальной пауке, кто обратил внимание на фундаментальное значение этого вида массового сообщества в нашу эпоху, связав его развитие, в частности, с революционными изменениями в технике массовых коммуникации.

2 'Гард Г. Социальные этюды — СПб., 1902. — С. 90.

1 Социальная психология. Краткий очерк / Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковпна. - М., 1975. - С. 282-283.

Из существующих типологий публики наиболее общий характер носит различение, во-первых, контактной (например, собравшиеся в зале зрители фильма или слушатели оперы) и рассеянной публики (например, читатели газет, телезрители и т.д.)' во-вторых, постоян­ной и случайной публики. В рамках социологии искусства выделяют­ся следующие виды публики:

1) публика в целом;

2) публика события (отдельно взятого конкретного концерта, спек­такля, телепередачи и т. д.);

3) публика цикла событий (фестиваль, цикл телепередач и т. д.);

4) публика определенного произведения, исполнителя, композито­ра и т. д.;

5) публика конкретного учреждения (данной филармонии,оперно­го театра и т. д.);

6) публика определенного института искусства в целом (филармо­нии как таковой, массовых аудиовизуальных средств).

Кроме того, публику делят на потенциальную п актуальную'.

Значение публики в функционировании моды в целом исключитель­но велико и в дальнейшем будет возрастать. В отличие от конгломера­та и толпы публика не только воспринимает, усваивает и распространя­ет модные стандарты, но и формирует их, приписывает им в социально значимых масштабах модные значения. До тех пор пока какой-либо культурный образец не признан в качестве модного публикой, т. е. пока она не признала его в качестве знака модных ценностей, он не может считаться модным.

Модные стандарты в отдельных областях социальной жизни и куль­туры связаны со специфическими публиками. Так, публика, потреб­ляющая и формирующая модные стандарты в области музыкальной культуры, отлична от аналогичной публики в сфере изобразительного искусства, дизайна или художественной литературы. Поэтому участ­ники моды в одной сфере культуры отнюдь не обязательно являются участниками моды в других; в последних их поведение может опреде­ляться иными формами социальной регуляции. «Модник» в одежде, например, может не быть таковым в музыке или художественной ли­тературе. При этом, разумеется, между различными областями куль-

1 Сохор А. Социология и музыкальная культура. — М.. 1975. — С. 154; Перов Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искус­ства. -Л., 1980.- С. 155.

туры существуют взаимопроникновение и взаимопересечение публик в процессе функционирования моды.

Принятие публикой определенных стандартов и «внутренних» цен­ностей моды сопровождается дифференциацией на уровне ее «вне­шних» ценностей, так как публика разнородна, а потому приписывает «модам» и «внутренним» ценностям самые разные значения.

Процесс массового создания и распространения модных стандартов и объектов часто, хотя и не всегда, осуществляется специалистами-про­фессионалами. В то же время от имени публики в отдельных областях потребления также выступают профессионалы, эксперты в той или иной области. Возникают особые социально-экономические и куль­турные институты потребления, представляющие публику: художе­ственная критика ', потребительские общества и потребительская экспертиза качества изделий, государственные службы контроля ка­чества п т. д.

Важную роль в формировании публики играют средства массовой коммуникации, означении которых шла речь выше. Средства массо­вой коммуникации выражают устремления различных социальных групп, и контроль над ними одновременно означает влияние на функ­ционирование публики. Ее участники, сколь бы многочисленны и дале­ки друг от друга они ни были, оказываются связанными между собой восприятием, а зачастую в той или иной мере — принятием идентич­ных сообщен и it.

Особое значение для функционирования в публике модного созна­ния имеет феномен новостей. Сама регулярность и частота новостей, сообщаемых газетами, журналами, радио, телевидением, способству­ют распространению и утверждению в массовом сознании не только собственно содержания новостей, но и ценности современности как таковой.

Механизм функционирования новостей во многом подобен меха­низмам модной инновации. Подобно «модам», они, по выражению американского социолога Р. Парка, «представляют собой ожидаемые, но в то же время непредсказуемые вещи» 2.

В средствах массовой коммуникации, помимо остальных качеств, новизна, «свежесть» передаваемой информации ценятся сами по себе,

1 Исторически критик выступал первоначально не как представитель осо­бой профессии, а как «первый среди равных» по отношению к остальной ча­сти публики.

- Park R. On social control and collective behavior. — Chicago; L., 1964. — P. 45.

и каждая «новая» новость в какой-то мере обесценивает предыдущую. При этом новости поступают не в форме продолжающегося, непрерыв­ного повествования (хотя, в действительности, между ними может су­ществовать теснейшая преемственность), а дискретно, в впдеотдельных «квантов» информации, т. е. точно таким же способом, каким проис­ходит смена модных стандартов.

Синхронное создание и потребление идентичной информации пуб­ликой, образуемой читателями газет, радиослушателями или телезри­телями, теснейшим образом связаны с аналогичным характером созда­ния и потребления в массовом масштабе продуктов материального производства. Модные инновации служат средством компенсации это­го синхронного однообразия, они компенсируют его массовым внедре­нием диахронного разнообразия. Таким образом, происходит своего рода постоянное массовое уклонение от массовых стандартов.

Аналогом новости в товарах широкого потребления является новин­ка. Новости и новинки стимулируют процессы модной инновации, в некоторых случаях они сами становятся модными стандартами и объек­тами. Если новость-событие и новость-сообщение производят наибо­лее сильное впечатление и привлекают к себе на какое-то время наи­более интенсивное внимание значительной массы публики, то они становятся сенсацией.

Процесс распространения информации о модных стандартах и объек­тах средствами массовой коммуникации носит однонаправленный ха­рактер: от коммуникатора (отправителя сообщений) к реципиенту (по­лучателю сообщении). Однако если содержание сообщений непонятно или резко и явно противоречит сформировавшимся ценностным ори-ентапиям публпки-рециппеша, коммуникация неэффективна, если вообще имеет место. Поэтому обратное воздействие публики-реци­пиента на коммуникатора и содержание сообщений весьма велико. Публика в театре выражает свое одобрение пьесе аплодисментами, те­лезрители и читатели газет высказывают своп суждения в письмах и телефонных звонках в студии, редакции и т. д. Но особенно важно косвенное воздействие реципиента на коммуникатора, который стре­мится не только воздействовать на публику, но и найти у нее призна­ние, заранее стараясь и редв! щеть ее реакции и строя свою деятельность в соответствии с ними.

Участники рассеянной публики, воспринимая одну и ту же ин­формацию, зачастую в одно и то же время оказываются вовлеченны­ми в контакт не только с коммуникатором, но и косвенным образом между собой. Кроме того, индивиды испытывают воздействие малых

групп (семьи, друзей и т.д.) непосредственно в процессе восприятия сообщении. Наконец, информация о модных стандартах и объектах и стоящих за ними модных ценностях, передающаяся средствами мас­совой коммуникации, передается далее по неформальным каналам, вследствие чего масштабы публики становятся еще более значитель­ными.

Многочисленные исследования в нашей стране и за рубежом свиде­тельствуют о том, что для большинства публики в процессе матери­ального и культурного потребления воздействие неформальных лич­ных влияний, а также производственного коллектива, зачастую более эффективно, чем воздействие средств массовой коммуникации1. Од­нако влияние первых нередко является прямым продолжением влия­ния последних.

В ранних исследованиях публика-реципиент рассматривалась как множество индивидов, не связанных между собой и непосредственно подключенных к средствам массовой коммуникации. В 1940-1950-е гг. этот взгляд сменился (прежде всего в работах П. Ла.шрсфельда и его сотрудников) концепцией «двухступенчатого распространения ком­муникации» (two-step flow oj communication), согласно которой воздей­ствие средств массовой коммуникации проходит две стадии:

1)от коммуникатора к «лидерам в области мнения»;

2)от последних костальным участникам публики2.

В более поздних работах отмечалось, что распространение инфор­мации носит не «двухступенчатый», а «многоступенчатый» и более сложньп"] характер''.

Массовость проявляется, помимо прочего, в чрезвычайных масш­табах распространения модных стандартов, происходящего в «гори­зонтальном» и «вертикальном» направлениях. Величина всей массы участников моды равна числу приверженцев определенного модного стандарта в течение всего модного цикла (цикла II в нашей термино­логии).

'KntzE., Lazmsfehl P. Personal Influence. - Glencoe, 195.5. - P. 180 183,210; Вахеметса Л.Л., Плотников С. П. Человек" и искусство. — М., 1968. — С. 124; Духовным мир советского рабочего. Опыт конкретно-социологического ис­следования. — М., 1972. ■- С. 84-8.5, 93-96; Книга и чтение в жизни неболь­ших городов. — М., 1973.

- Katz Е. The two-step flow of communication: an up-to-date report on an hypothesis// Public Opinion Quarterly, 1957. - Vol. 21. -- P. 61-78.

'Rogers E. Diffusion of innovations. — Glencoe, 1962. - P. 208 -253.

Итак, без массовости пет моды. Каково же будущее феномена мас­совости в связи с функционированием моды как социокультурного явления? Можно ли вслед за Э. Тоффлером ' утверждать, что иод вли­янием научно-технического прогресса в различных сферах социаль­но-экономической и культурной жизни начинается процесс «демас-сификации», который в предстоящие десятилетия получит дальнейшее развитие и всеобщее распространение в индустриально развитых стра­нах? Согласно Э. Тоффлеру, «демассификация» в США уже захватила электронную, судостроительную, химическую, автомобильную промыш­ленность, функционирование средств массовой коммуникации и т. д.

Следует уточнить, что, говоря о «демассификации», Э. Тоффлер имеет в виду только две ее стороны: децентрализацию и деконцентра-нию процессов производства и распределения благ, в том числе ин­формации. Его выводам, однако, противоречат данные других амери­канских исследователей, свидетельствующие, в частности, об усилении процессов концентрации и централизации в средствах массовой ком­муникации, в научных исследованиях и разработках, в сфере меди­цинского обслуживания и т. д.2 В конце 1989 г. произошло слияние нескольких крупнейших информационных фирм в США, Канаде и Ве­ликобритании3.

Что касается стран, освободившихся или освобождающихся от то­талитарных режимов, то здесь проблема децентрализации и деконцен-трации, иными словами, демонополизации социально-экономической, политической и культурной жизни носит чрезвычайно острый харак­тер. Решение этой проблемы прослеживается во многих областях: в ста­новлении самостоятельных субъектов экономической деятельности и средств массовой коммуникации, развитии различных политических партий, возникновении и бурном росте разного рода культурных цен­тров, театров, студий и т. д.

1 TofjlerA. The Third Wave. - N. Y., 1980.

2 Reeves R. Americanjourney: Traveling with Tocqueville in Search of Democracyin America. - N. Y., 1982: см.: реф. изложение: РивсР. Путешествие во Аме­рике вместе с Токнилсм в поисках демократии // США: экономика, поли­тика, идеология, 1983. -■ № 10-12. 1984. — № 1; Ба/дикяи Б. Монополиясредств информации. — М., 1987; Протопопов А. Ю. Концентрация НИОКРв промышленности СШЛ // США: экономика, политика, идеология, 1981. —№8: Шеймап И. М. Концентрация и монополизация в медицинском обслу­живании //' США: экономика, политика, идеология, 1981. — № 6.

* За рубежом, 1989. - № 16. - С. 16.

Но эта «демассификация», т. е. демонополизация социально» жиз­ни в то же время реально означает превращение масс из пассивных объектов бюрократического манипулирования и экспериментирова­ния в активных субъектов социальной деятельности. Будущее именно за такого рода массовизацией. Понятно, что процессы децентрализа­ции и деконцснтрации не могут осуществляться беспредельно, по­стоянно доходя до раздробленных, сугубо мелких очагов социально-экономической, политической и культурной активности населения. Наряду с такого рода мелкими очагами будут развиваться разнообраз­ные крупные центры, вокруг которых будет разворачиваться эта ак­тивность. Но жизнеспособными они стану! только тогда, когда будут формироваться не по приказу начальства, а самими массами.

В процессе демократизации уменьшится различие между элитар­ной и массовой культурой. Эта же тенденция обострит потребность в дифференциации массовых культурных образцов, в увеличении их количества, в расширении их синхронного разнообразия и обновле­ния (диахронного разнообразия). Демократизация будет сопровож­даться увеличением чиста специализированных групп по интересам, связанным с участием в культуре. В перспективе следует ожидать усиления и расширения влияния различных видов публики и на про­цессы создания культурных образцов. Это влияние будет возрастать как за счет непосредственного участия публики в создании культур­ных образцов, так и за счет усиления ее воздействия на профессио­налов-творцов.

Одной из важнейших станет проблема преодоления дефицита не­которых ценных продуктов культуры, расширения доступа к активно­му участию в культуре широких масс и. разумеется, повышения ка­чества продуктов материальной и духовной культуры. Необходимо решительно избавляться от распространенного пагубного предрассуд­ка, в соответствии с которым культура, и в частности художественные ценности, должны «жить» в особых, специально отведенных для этого местах, в своего рода «культурных гетто» («красота— это для музе­ев»), а не повсюду, составляя неотъемлемую часть повседневного и по­всеместного существования.

Масштабы распространения и обмена «модами» и стоящими за ними ценностями будут увеличиваться. Сохранится и даже усилится потреб­ность в массовой коммуникации, культурных контактах и обмене куль­турными ценностями между различными районами земного шара. Ре­гионы, составляющие периферию цивилизованного мира, будут играть

все более активную роль в поставках и потреблении культурных об­разцов, в их превращении в «моды», распространяющиеся по всему миру. Региональные специфические особенности отдельных культур, ареалов как традиционные, так и вновь возникающие, нередко будут быстро «массовизироваться», выходить далеко за пределы своих ре­гионов, становиться всеобщим достоянием и, таким образом, по край­ней мере на время утрачивать свою первоначальную специфику бла­годаря дальнейшему совершенствованию средств коммуникации. С другой стороны, в дальнейшем, попадая на ту или иную культурную почву, в определенную систему социально-экономических отношений, эти особенности неизбежно будут преобразовываться, получать новое истолкование, приобретать специфическую локальную окраску. Это чередование универсализации и дифференциации культурных образ­цов постоянно будет сопровождать планетарное распространение «мод» как реальных, так и потенциальных.

Характеристика феномена массовости чрезвычайно важна для по­нимания моды, но ее, разумеется, недостаточно. Картина модного по­ведения, ограниченная только массовым участием в ней, была бы расплывчатой и неполной; она не давала бы более или менее ясного представления о том, кто и как участвует в моде. Вот почему в после­дующих двух главах мы обратимся к вопросу о том, какие социальные группы участвуют в моде, и что они при этом делают.

Глава 5

Мода как коммуникация:

от производителя к потребителю

И обратно

1к\! производства пет потребления, но м без потребления нет производ­ства, так как производство было бы в гаком случае бесцельно.

Карл Маркс.

Экономические рукописи

1857- 1859 годов

В любом обществе коммуникация осуществляется по крайней мере на трех уровнях: коммуникация жен­щин; коммуникация имущества и ус­луг; коммуникация сообщений.

Клод Лени-Строе. Структурной антропология

1. Взаимодействующие лица и исполнители

Из каких категорий состоит разнородная масса участников моды? Для ответа на этот вопрос необходимо выбрать наиболее существен­ные признаки, критерии, лежащие в основе различий между категори­ями участников. Существуют две группы таких критериев. Первая характеризует роль участников внутри моды как специфического со­циального явления, поэтому соответствующую типологию участников моды уместно назвать внутренней. Принадлежность к той или иной категории в этой типологии будет определяться тем, что человек дела­ет' именно и только в качестве участника моды.

Очевидно, что различия между людьми обусловлены не только их участием в моде, поэтому важно выяснить и другие социально-груп­повые особенности модного поведения. Вторая группа критериев ти­пологии относится к самым разнообразным социальным характери­стикам участников моды. Эти характеристики, лежащие в основе

внешне]! типологии участников, имеют первостепенное значение для функционирования моды. К ним относятся социально-экономические, профессиональные, демографические, культурные и прочие призна­ки, присущие различной роли людей в обществе и его подсистемах. Об этих внешних по отношению к собственно моде типах социальных групп речь пойдет в следующей главе. А пока обратимся к рассмотре­нию внутренней типологии участников моды, оставляя в тени то, что делает их одновременно участниками других социальных процессов и групп. Предметом анализа явится характеристика основных катего­рии участников, их взаимодействия и соотносительной роли в общем процессе функционирования моды.

Как следует уже из предшествующего изложения, участие в моде — это специфическая разновидность коммуникации между людьми. Про­цесс коммуникации состоит в осознанной или неосознанной передаче каких-либо сигналов '. Коммуникация в обществе не может осуще­ствляться без каких-либо знаковых средств. Как было показано выше, в моде такими средствами являются модные стандарты и объекты. Эти знаки вместе с обозначаемыми ими ценностями — своего рода инфор­мационные сообщения; это то, что передается в процессе модной ком­муникации. Теперь необходимо уточнить, кто и как участвует в этой передаче.

В зависимости от того, какова роль участников в процессе модной коммуникации, их можно разделить на три большие внутренне диф­ференцированные категории:

1) «производители», создающие модные стандарты и объекты;





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 586 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2211 - | 2136 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.