Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От производителя к потребителю 5 страница




Первые слабые ростки моды в собственном смысле принесло с со­бой европейское Возрождение. Затем в XVIII в. мода стала влиять на поведение узких кругов знати, нарушавших национальную и регио­нальную замкнутость. Но только в XIX в. сформировалось породив­шее ее созвездие факторов: промышленная революция, технические нововведения, политические революции, ломка сословных, межнаци­ональных и межрегиональных барьеров, урбанизация, массовизация социально-экономической и культурной жизни. Именно поэтому у нас есть основания утверждать, что в социально значимом масштабе мода возникает в европейском обществе в XIX в. Если ранее существова­ли элементы моды в отдельных элементах социальной системы, то начиная с этого времени существует система моды в социальной системе. А в нашем столетии мода становится одним из социальных регуляторов поведения широких слоев населения индустриально раз­витых и, в определенной степени, развивающихся стран. В известном смысле она становится явлением планетарного масштаба.

Глава 3

От моды к моде: содержание и природа модных изменений

По моде и мышь в комоде.

Русская поговорка

Что ново, то и мило.

Французская поговорка

Человек так устроен, что не может всегда идти вперед, — он то идет, то возвращается.

Блез Паскаль. Мысли

1. Мода и «моды»

Сфера действия моды поистине безгранична и распространяется на самые различные области социальной жизни, культуры и поведения человека. Этот факт признает сегодня подавляющее большинство ис­следователей. В принципе в орбиту моды может попадать что угодно и кто угодно. И если до сих пор на что-то не было моды, то нельзя ру­чаться, что ее не будет и впредь.

Хотя функционирование модных стандартов осознается людьми далеко не всегда, оно общепризнано в области оформления внешно­сти человека (одежда, прическа, косметика и т. д.) и непосредственной среды его обитания (интерьер, различные бытовые изделия). Отмеча­ется воздействие моды и на формирование ассортимента электробы­товых изделий, даже тех, которые предназначены для выполнения су­губо утилитарных функций'.

Вне сферы быта воздействие моды не столь очевидно, но это не озна­чает, что оно всегда менее сильно. Многие исследователи издавна ука-

1 Орлов В. С, Миронова Н. А., Коломийцев И. Н. Формирование ассортимен­та электробытовых товаров. — М., 1978. — С. 77.

зывают на то, что модным влияниям в большой степени подвержены искусство и архитектура'.

В качестве модных стандартов и объектов нередко выступают раз­личные философские, социальные, религиозные, моральные учения. Мода функционирует в естественных и общественных науках2.

По данным некоторых исследований, мода — один из факторов рас­пространения потребления наркотиков среди молодежи'*. В то же вре­мя наблюдается и противоположное воздействие моды, стимулиру­ющее отказ от таких разновидностей наркомании, как курение табака и потребление алкоголя. Это влияние моды широко используется в ря­де стран для антиникотиновой и антиалкогольной пропаганды5.

В настоящее время мода стала вторгаться в такую относительно кон­сервативную область человеческого поведения, как питание, воздей­ствуя на рацион и способы приготовления пищи. Это явление, так же как и влияние моды на потребление лекарственных препаратов, вызы­вает серьезные опасения медиков"'. Да и сама медицина и в прошлом, и теперь не свободна от этого влияния даже в постановке диагноза. Вот что писал об этом Б. М. Шубин, медик и литератор, изучавший исто­рию смертельной болезни А. С. Пушкина: «Как это ни странно звучит, но на болезни, словно на платья и прически, существует мода... Случа­лось, особенно в далекие времена, что некоторые диагнозы ставились неоправданно часто. Таким "модным" для первой половины XIX века заболеванием были аневризмы»6.

1 Алпатов М. В. Всеобщая история искусств. — М.; Л., 1948. — Т. 1. — С. 21; Хан-Магомедов С. О. Некоторые вопросы взаимоотношения нового и старогов архитектуре (традиции, преемственность, новаторство) // Проблемы тео­рии советской архитектуры. — М., 1973; Сохор А. Вопросы социологии и эсте­тики музыки. Сб. ст. 1. - Л., 1980. - С. 239-240.

2 Barber В. The functions and dysfunctions of «fashion» in science; a case forthe study of social change. // Mens en maatschappij. — Amst.., Nov. — Dec.1968; Mnmwitz II. Fashions in science // Science, 1953.'- № 118; Лук A. H. Плу­товство в пауке и облик ученого // Вестник АН СССР, 1980. — № 1. — С. 134.

3 Kreuzer A. Drogen und Delinquenz: Eine jugcndkriminologisch — empirischcUntersuchung dcr Erscheingsformcn und Zusammenhange. — Wiesbaden, 1975;см. реферат Б. Ф. Бакцркипа в сб.: Кризис капитализма и социальная патоло­гия. - М., 1979. - С. 139, 148-149.

4 Герасимов Г. Курить не модно//Литературная газета, 1977. — 23 ноября;Не модно, не престижно // Советская Россия. 1986. — 13 апреля.

■' Лаврецкий И. Г. Мода на... медикаменты // Здоровье. 1979. — № 1. 6 Шубин Б. М. Дополнение к портретам. Скорбный лист, или История бо­лезни Александра Пушкина. Доктор Чехов. — М., 1985. — С. 33.

С 1914 по 1941 гг. американский социальный психолог Э. Богардус ежегодно опрашивал в среднем 150 человек, имеющих некоторые по­знания в социальной психологии, по поводу преобладающих «мод» года. Каждый опрашиваемый должен был назвать пять таких «мод». В итоге 2702 «моды», получившие пять и более голосов, были класси­фицированы и распределены по восьми категориям (табл. 1)'.

Таблица 1 Мнения американцев о преобладающих «модах» в различных областях,

Гг. (по Э. Богардусу)

 

«Моды» Число %
Женские одежда и украшения   57,0
Мужские одежда и украшения   16,4
Развлечения и отдых   8,6
Автомобили   4.5
Жаргонные выражения   3,5
Архитектура   1,8
Воспитание   1,6
Неклассифицированные   6,6
Всего    

Итак, в принципе любые классы объектов в различных областях культуры могут наделяться модными значениями. Не случайно, одна­ко, излюбленными и наиболее очевидными сферами действия модных стандартов стали оформление внешности человека (прежде всего одеж­да) и непосредственной среды его обитания. Одежда и дом примыка­ют к телесному «Я» человека, они представляют собой, по выражению известного канадского ученого М. Маклюэна, «продолжение нашей кожи». Отсюда их особое значение для выражения демонстративно­сти. Главный способ сообщения о приверженности этой ценности в дан­ном случае в то же время и наиболее прост — это показ, «демонстра­ция» в самом что ни на есть ходячем смысле этого слова. Очевидно, демонстрация приверженности, скажем, к такому объекту, как науч­ная теория, требует менее явных и более опосредованных действий.

Привилегированное положение, занимаемое модой в одежде, стадо причиной того, что моду и одежду зачастую рассматривают как сино­нимы, хотя вполне понятно, что, с одной стороны, создание и исполь­зование одежды регулируются далеко не только модными факторами, с другой стороны, как уже отмечалось, мода функционирует в самых

1 Bogardus Е. Fundamentals of social psychology. — N. Y.; L, 1942. — P. 308.

различных областях. Как правило, именно одежда чаще всего служила тем объектом, на котором исследовались социологические и социаль­но-психологические проблемы моды. Однако выбор данного объекта, казалось бы вполне логичный и обоснованный, отнюдь не всегда иг­рал положительную роль. Именно в одежде модные и внемодные ас­пекты социального поведения переплелись столь тесно, обыденные представления вторгаются в ее изучение столь властно, что нередко исследователи, обращавшиеся к проблематике моды, прослеживая раз­личные социальные факторы создания и потребления одежды, по су­ществу, не затрагивали собственно моду.

Характерным примером в этом отношении может служить исследова­ние выдающегося американского культур-антрополога А. Крёбера и его соавтора Д. Ричардсон. В работе «Три века моды в женской одежде. Ко­личественный анаппз»(1940)они попытались проследить периоди­ческие изменения в женской одеж­де с XVII в. до 30-х гг. прошлого столетия по шести параметрам: длина юбки, ширина юбки, длина талии, ширина талии, глубина де­кольте и ширина декольте. Источ­ником для сравнительного количе­ственного анализа послужили журналы мод. Полученные резуль­таты были сведены в многочислен­ные таблицы, демонстрирующие различные изменения в указанных параметрах.

Данные Крёбера и Ричардсон весьма интересны и полезны для последующего вторичного анали­за. Но предпринятые ими попытки объяснения и установления фун­кциональных зависимостей разо­чаровывают. Еще в своей ранней работе «Порядок в изменениях Моды» (1919) А. Крёбер справед­ливо утверждал: «Нет никакого Мыслимого основания считать, что есть нечто внутренне присущее

одежде, вызывающее смену широкой юбки узкой и затем вновь широ­кой в течение одного столетия»'. Ричардсон и Крёбер отвергают объяс­нения изучаемого явления в психологических терминах подражания, копирования или соперничества, считая их не поддающимися точно­му определению и измерению, а потому бесполезными в научном от­ношении2. Взамен авторы, опираясь на «бихевиористские и индуктив­ные процедуры», отстаивают объяснение социокультурными факторами.

В принципе против такого объяснения трудно что-либо возразить, но дело в том, что авторам, по существу, нечего больше добавить к это­му бесспорному тезису, кроме спорного и не обосновываемого до­статочно серьезными аргументами вывода: «Социокультурные на­пряжения и неупорядоченность, вероятно, порождают напряжения и нестабильность в моде»3. Так, констатируя высокую степень измен­чивости базового образца европейской женской одежды в периоды 1787-1835 гг. и 1910-1936 гг., Л. Крёбер и Д. Ричардсон объясняют эту изменчивость в конечном счете пертурбациями европейской истории: в нервом случае — Великой французской революцией, наполеонов­скими войнами, революцией 1830 г. во Франции и т. д., а во втором — политической напряженностью начала 1910-х гг., Первой мировой вой­ной и социально-политическими коллизиями последующего периода!. А как же промежуточный период, захватывающий две трети XIX и на­чало XX в. и характеризуемый относительно высокой стабильностью стилевых признаков в одежде? Здесь Крёбер вынужден сделать натяж­ку и объявить «золотой» XIX в. эрой мира и спокойствия3, хотя, как известно, в отмеченный период имели место революции 1848-1849 гг. в Европе, мощные классовые выступления пролетариата, франко-прус­ская война, Парижская коммуна и т. д.

Анализ моды как особого социального явления в работах Крёбера и Ричардсон, по существу, отсутствует. Изменения в женской одежде, которые они констатируют и связывают с социальной напряженно­стью, зачастую, вероятно, вообще не относились к разряду модных из-

1 Kroeber A. Order in changes of fashion / / Kroeber A. The Nature of culture. — Chicago, 1952. - P. 336.

- Richardson J., Kroeber A. Three centuries of women's dress fashions: A Quan­titative analysis // Kroeber A. The Nature of culture. — Chicago, 1952. — P. 372.

>Тамже. ~ С. 371.

1 Там же. См. о том же более позднюю работу А. Крёбера «Style and ci­vilizations» (Ithaca; N. Y., 1957. - P. H).

:' Kroeber A. Style and civilizations. - Ithaca; N. Y., 1957. - P. 11.

менений (например, изменение стилевых параметров одежды в резуль­тате резкого понижения жизненного уровня во время войн и т. п.).

В конечном итоге изъяны объяснений подобного рода коренятся в том, что модные значения неосознанно помещаются внутрь объек­тов (одежды), а это серьезная семиотическая ошибка: значения отнюдь не находятся внутри самих знаков и не сводятся к их материальному воплощению. Модные значения так же не сосредоточены собственно в длине или ширине юбки, как в самой желтизне, треугольной форме или красном окаймлении предупреждающего дорожного знака нет никакой опасности. Подобно тому, как в знаке опасности нет самой опасности, в длине или ширине юбки как таковой нет модности: по­следняя, как мы видели, заключена в ценностях, обозначаемых опре­деленной длиной или шириной.

Аналогичные представления о взаимозависимости одежды и соци­альных процессов были распространены и у пас в стране после Ок­тябрьской революции. Они лежали в основе многочисленных проек­тов приведения одежды в соответствие с новым социальным строем. Характерным примером такого рода представлений и ожиданий мо­жет служить статья В. фон Мекк, опубликованная в 1923 г. в москов­ском журнале «Ателье». Отмечая относительную стабильность моды XIX в., отсутствие резких скачков и изменений в одежде, автор объяс­няет это тем, что «революции XIX в. скорее являлись результатом борь­бы политических партий, а не классов (?), а кроме того, охватывали слишком краткий промежуток времени» '.

Это объяснение так же неубедительно, как и то, что предлагают Крё-бер и Ричардсон, а утверждение о «неклассовом» и «партийном» ха­рактере революций прошлого столетия воспринимается просто как курьезное. Далее автор отмечает слабое влияние коренных социальных преобразований в нашей стране на одежду и отстаивает необходимость создания нового костюма, соответствующего новой эпохе: «Русская революция как революция социальная, длящаяся уже шесть лет, дол­жна была бы отразиться на одежде. Между тем в области одежды мы пока совершенно не видим ее влияния. Городской пролетариат и при-

' Мекк В. Костюм и революция // Ателье, 1923. — № 1. — С. 32. К сожале­нию, интересно задуманный журнал «Ателье» прекратил спое существование, едва успев родиться, разделив таким образом судьбу многих начинаний пер­вых послереволюционных лет. Наряду с выдающимися художниками в жур­нале приняли участие и писатели: А. Ахматова, Евг. Замятии, М. Шагинян, а. Феди», Ф. Солло/уб и др.

городное крестьянство приоделись, рабски копируя парижские моды 1917-1918 гг. Утрированно короткие юбки, до колен и выше, белые ботинки на высоких каблуках, вышитые колпачки вместо шляп у жен-шин и галифе и френчи у мужчин — вот и все завоевания революции в области моды. Вопрос о прозодежде остается пока в теории, а слабые попытки осуществить на практике до сих пор являлись крайне неудач­ными....Остается лишь пожелать продолжения поисков новой формы одежды, соответствующей новым формам жизни, где удобство и де­шевизна производства сочетались бы с требованиями логики и кра­соты» '.

Будущее показало, что воздействие новых форм социального бы­тия на формы одежды не столь просто и что главное в социальном отно­шении коренится не столько в стилистических особенностях модных объектов, сколько в многообразных функциях, которые они выполня­ют, в значениях, которые им приписываются, в основных социальных ценностях, которые стоят за ними.

Сведение модных значений к объектам, помещение первых внутрь последних, минуя модные ценности, обычно тесно связаны с социо-морфистским подходом к моде, т. е. со стремлением видеть в любом аспекте формообразования в предметном мире зеркальное отражение социальных форм. Отсюда, в свою очередь, прямо вытекает вульгар­ный социологизм в анализе модных объектов. Напротив, только вы­ведение модных значений за пределы собственно объектов, умение увидеть то, что стоит «за» ними, позволяет изучать моду как специ­фический социальный процесс, как особую форму социальной регу­ляции и саморегуляции поведения.

Вполне очевидно, что в различных областях культуры мода действу­ет по-разному, и разнородность объектов, обозначающих модные цен­ности, существенно сказывается на поведении участников моды. Дей­ствительно, что общего между модным мебельным гарнитуром, модным словечком, модной теорией и модным лекарством? Однако эти слиш­ком очевидные различия чаще всего скрывают то общее, что присуще единому регулятивному механизму моды. Вот почему при анализе это­го механизма принципиально важно отвлечься от разнородности объек­тов, модные значения которых отнюдь не сосредоточены внутри них самих.

Разумеется, отнюдь не всегда и не во всем объекты, которые стано­вятся модными, требуется рассматривать исключительно с точки зре-

1 МеккВ. Костюм и революция // Ателье, 1923. — № 1. — С. 32.

ния функционирования моды, так как каждый объект является также продуктом различных внемодных факторов. Например, такой объект, как одежда, можно изучать с точки зрения технологии производства и дизайна одежды, природно-климатических или социально-экономи­ческих факторов помимо собственно моды. Анализ какого-либо рас­пространенного стиля в изобразительном искусстве или популярного романа вряд ли уместно начинать с их истолкования в терминах моды, хотя в дальнейшем такая интерпретация может понадобиться. В этих случаях различия между объектами имеют кардинальное значение. Но если мы исследуем не объекты как таковые, а моду как социальный регулятор поведения, в котором объекты выступают в роли знаков модных ценностей, то различия, к примеру, между юбкой, холодиль­ником, прической и теорией становятся не очень существенными.

2. Модные инновации

Как же происходят развитие, функционирование и смена модных стандартов и объектов? Прежде всего следует отметить, и это приме­нительно к одежде справедливо подчеркивают в своем исследовании А. Крёбер и Д. Ричардсон, что многообразные изменения и пертурба­ции в сфере модных стандартов и объектов не выходят за рамки при­сущих данной культуре или цивилизации основных образцов, которые можно рассматривать как достаточно стабильные. Многочисленные «моды» чаще всего представляют собой лишь вариации этих основ­ных образцов. Разумеется, основные культурные образцы, сосредо­точивающие в себе некоторые обобщенные характеристики культу­ры в той или иной области, также подвержены изменениям, но подлинно революционные преобразования в основных образцах — явление от­носительно редкое.

В качестве основных культурных образцов выступают определен­ные традиции, обычаи, стили, социальные и культурные нормы, цен­ности и т. д. Например, несмотря на все многообразие и частые смены «мод», европейский костюм на протяжении длительного времени об­наруживает единство стилевых признаков, отличающих его от костюмов других культурных регионов. Вопреки многочисленным, разнообраз­ным и очевидным модификациям автомобиля его базовые стилевые характеристики очень редко подвергаются коренному пересмотру. Но если даже столь очевидно изменчивые изделия, как одежда и автомо­биль, обнаруживают стабильность основных своих характеристик, то в еще большей мере это относится к великому множеству других пред­метов быта.

Таким образом, основные культурные образцы в сфере стандартов и объектов характеризуют еще один (наряду с атрибутивными ценно­стями) элемент постоянства в моде. Тем не менее модные стандар­ты и объекты воспринимаются как находящиеся в непрерывном дви­жении, изменении, и это отнюдь не оптический обман. Важно выявить реальный смысл и описать регулятивные механизмы смены «мод» в об­щей системе модной регуляции.

Модное изменение, т. е. изменение в области модных стандартов и объектов, имеет два измерения: инновационное и циклическое. Об­ратимся вначале к рассмотрению первого из них.

Процесс модной инновации ' сое i опт в том, что па смену одним стан­дартам и объектам («старомодным», «вышедшим из моды») приходят другие («новомодные», «вошедшие в моду»).

Иногда инновация осуществляется только в стандарте, в то время как объект остается прежним. Примером может служить иной способ носить шляпу того же самого фасона. В других случаях, наоборот, стан­дарт остается тем же, по изменяется объект; это наиболее явный и рас­пространенный вид инновации (например, смена узких брюк на ши­рокие, короткой юбки на длинную). Существует и одновременная инновация в стандартах и объектах. Наконец, модная инновация мо­жет состоять в отказе от объекта, когда этот отказ наделяется модны­ми значениями (например, отказ от пользования головным убором, зонтиком, веером и т.д.). Можно выделить три способа осуществле­ния модной инновации и соответственно три ее вида. Во-первых, она осуществляется посредством актуализации собственной традиции в определенной культуре или области культуры. Этот вид обозна­чим как инновацию посредством традиции, несмотря на внешнюю парадоксальность этого выражения. Многообразие культурного на­следия обусловливает тот факт, что каждое поколение так или ина­че осуществляет выбор в том, что досталось ему по наследству, и в этом смысле выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Мода, по­добно прожектору, высвечивает в прошлом те или иные культур­ные образцы, делая их современными и доступными всеобщему вни­манию.

Вследствие своей временной удаленности актуализированные тра­диционные формы могут обозначать ценность современности, иными

1 Термин «инновация» обозначает, во-первых, то, что является новым («новшество»), во-вторых, процесс внедрения и утверждения нового («ново­введение»). В данном случае мы будем использовать этот термин во втором его значении.

словами, могут восприниматься в качестве «новых» с различными по­ложительными ассоциациями («красивые», «удобные» и т. д.).

Воздействие степени временной удаленности или близости объек­та на его восприятие и оценку можно проиллюстрировать следующей, хотя и не строгой, но достаточно показательной схемой английского исследователя истории костюма Д. Лэйвера'.

Один и тот же костюм будет:

♦ непристойным — за 10 лет до своего времени;

♦ неприличным — за 5 лет;

♦ экстравагантным — за 1 год;

♦ изящным — в свое время;

♦ безвкусным — 1 год спустя (после своего времени);

♦ отвратительным-- 10 лет спустя;

♦ забавным — 30 лет спустя;

♦ причудливым — 50 лет спустя;

♦ очаровательным — 70 лет спустя;

♦ романтичным — 100 лет спустя;

♦ прекрасным — 150 лет спустя.

Другой путь модной инновации — заимствование из других куль­тур или из других областей культуры (например, заимствование в одеж­де стилевых особенностей из станковой живописи или архитектуры, перенесение «приборного» стиля из сферы производства в область бытовых изделий и т. д.). Этот вид инновации — инновация посред­ством заимствования — занимает важное место в изменениях стандар­тов и объектов в связи с важной ролью универсальности (диффузно-сти) в атрибутивных ценностях моды. Стандарты и объекты в данном случае заимствуются либо непосредственно вместе с их модными зна­чениями (т. е. заимствуются «моды» как таковые), либо затем перео­смысливаются в данной культуре или культурной области, наделяются модными значениями, становятся «модами». Примером последнего вида заимствования может служить распространившаяся в западных странах мода на традиционные русские сапоги для женщин; примером же первого вида заимствования является возвращение этих сапог в Рос­сию уже в качестве модных стандартов.

Очевидно, что оба названных вида инновации являются инноваци­ями лишь в определенном социокультурном контексте; «новое» в них — это новое для конкретных социумов и культур в данный момент вре-

1 LaverJ. Taste and fashion. From the French revolution to the present day. — L., 1946.-P. 202.

менп по отношению к определенным культурным образцам («старо­модным»). Только третий способ и соответствующий вид модной инновации — изобретение — представляет собой инновацию в соб­ственном смысле: внедрение подлинно новых в истории элементов или новых комбинаций старых элементов в сфере стандартов и объектов. Этот вид инновации — явление весьма редкое в структуре моды. Во-первых, сами по себе изобретения в различных областях культуры слу­чаются нечасто. Во-вторых, они далеко не всегда наделяются модны­ми значениями. Иными словами, не всякая инновация становится модной, хотя, разумеется, разного рода изобретения (научные и тех­нические открытия, создание новых материалов, новые явления в формо­образовании и т.д.) составляют мощный фактор модных инноваций. Даже научные открытия в области древних культур могут стимулиро­вать модные инновации. Так, знаменитые археологические раскопки гробницы египетского фараона Тутаиха.мона в 19 20-х гг. существен­но повлияли на модные инновации в одежде, украшениях и инте­рьере в различных странах Европы.

В наше время огромное влияние на модные инновации в области бытовых изделий приобретает технология, в особенности экологиче­ски чистая, ресурсо- и энергосберегающая. Возможности технологии существенно расширяют или сужают диапазон возможных дизайнер­ских решений и творческих поисков. Отсюда и понятие «технологи­ческой эстетики» как характерной черты современной модной одеж­ды, предложенное известным специалистом в области дизайна одежды И. Л. Андреевой, которая справедливо подчеркнула, что технология сегодня не просто тиражирует, она сама порождает «моды» в одежде: «Промышленная технология стала неотъемлемой частью творческого процесса современного художника-модельера и условием, все более обязательным для создания массовой моды» '.

Параллельно во всем мире возрождается интерес к ручному, ремес­ленному производству предметов интерьера, одежды, украшений и т. д.

Следует подчеркнуть, что в глазах основной массы участников моды различия между указанными тремя видами инновации не очень суще­ственны в том смысле, что они воспринимаются как одинаково ради­кальные, независимо от того, насколько «новый» стандарт пли объект действительно нов. В чем же здесь дело? Если, как отмечалось: а) за ме­няющимися стандартами и объектами стоят одни и те же «внутрен­ние» ценности моды, б) изменения стандартов и объектов, как прави-

1 Андреева И. Л. Массовая мода и «технологическая эстетика» //Техниче­ская эстетика, 1985. - № 7. - С. 10.

ло, представляют собой лишь вариации основных культурных образцов и не выходят за их рамки и, наконец, в) модные инновации осуществ­ляются чаще всего через посредство традиции и заимствования, то почему мы всегда воспринимаем модные стандарты и объекты как непрерывно и радикально изменяющиеся? В каких отношениях они действительно изменяются непрерывно и радикально? В процессе фун­кционирования моды собственно модный стандарт (объект) всегда сосуществует с непосредственно предшествующим, «вышедшим из моды». Они сосуществуют реально и одновременно, так как вытеснение одно­го другим и приобщение различных категорий участников моды к «но­вомодному» стандарту (объекту) происходит не сразу, не одновремен­но, а постепенно1.

Кроме того, образ «старомодного» незримо присутствует в массо­вом сознании как антипод «модного». Таким образом «новомодное» и «старомодное» образуют одну систему, функционально обусловли­вают друг друга. Их следует рассматривать как две части одного регу­лятивного механизма в области стандартов.

Учитывая это обстоятельство, мы можем теперь сформулировать, в чем состоит основной смысл модных инноваций. Во-первых, соци­альное внимание фиксируется и акцентируется на любых изменени­ях, даже на незначительных нюансах, отличающих «новомодное» от «старомодного», т. е. непосредственно предшествующего. Во-вторых, и это главное, независимо от того, насколько радикальны изменения в стиле, функциях, материале и т. д., с одной стороны, и независимо от реальной временной принадлежности стандартов и объектов — с дру­гой, «новомодное» и «старомодное» резко противопоставляются друг другу во временном отношении: первое помещается в «настоящее», второе — в «прошлое», хотя реально новомодное вполне может быть старее старомодного. Это радикальное ценностно-временное противо­поставление оказывает воздействие на восприятие самых различных сторон модных стандартов и объектов, заставляя зачастую переоцени­вать степень их реальной новизны по отношению к предшествующим1'.

1 «Мода в одежде — это процесс непрерывного медленного изменения ти­пичных мод года, сопровождаемых ежегодно бесчисленными незначительны­ми отклонениями от доминирующего типа» (YoungА. В. Recurring cycles of fashion, 1760-1937. 2nd ed. - N.Y, 1966. - P. 4).

- Вот характерный пример рекламного текста, связывающего между собой и противопоставляющего друг другу непосредственно предшествующий и «но­вомодный» стандарты (из популярного журнала мод «Boi"»): «78-й год повер­нулся спиной к 77-му» (Vogue. Special: Prct-a-porter. Fevr., 1978. — P. 193).

Указанное противопоставление непосредственно базируется на цен­ности современности в структуре моды. На ней же основаны и проти­воположные ценностные установки в отношении помещаемых в раз­ные времена стандартов и объектов. Таким образом, модному сознанию неотъемлемо присущ презентизм в истолковании и оценке культур­ных образцов: модным в нем признается только то, что модно сейчас. Сказанное, разумеется, не означает, что модные инновации не мо­гут сопровождаться коренными стилевыми, техническими и прочими инновациями. Последние выступают либо в качестве элементов (тре­тий из выделенных выше видов инновации), либо в качестве факто­ров изменений в модных стандартах и объектах; в свою очередь, «от­брасывание» различных образцов в «прошлое», присущее собственно модным инновациям, стимулирует реальное изменение этих образцов. Речь идет лишь о том, что модные и внемодные инновации взаимно автономны, далеко не всегда совпадают друг с другом во времени и раз­личны по существу.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 383 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2217 - | 2173 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.