Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


От производителя к потребителю 7 страница




А. Япг подвергла статистическому анализу развитие женского пла­тья за период с 1760 по 1937 гг. в Европе и Америке, определяя господ­ствующую моду каждого года. Основное значение в женской моде и ее изменениях она приписывает форме юбки, выделяя три ее фундамен­тальных типа:

1) юбку «с задней полнотой» («back-fullness»);

2) «трубчатый» тип («tubular type»);

3) форму «колокола» («bell-shaped type»).

В первом типе вся полпота юбки сосредоточена сзади (автор пред­почитает термин «юбка с задней полнотой» термину «турнюр», так как последний в истории костюма имеет специальное и узкое значение). Второй тип по форме напоминает цилиндр, имеющий почти одинако­вую ширину в верхней и нижней частях юбки. Форма третьего типа юбки напоминает колокол, окружающий находящуюся в центре фигу­ру (автор отказывается от обозначений исторических форм этого типа, таких, как фижмы или кринолин, в пользу более широкого термина «форма колокола»).

Указанные три типа, согласно исследованию Л. Яш, доминируют в течение определенных промежутков времени в регулярно повторя­ющейся последовательности. Каждый из них господствует, вытесняя два остальных, на протяжении примерно трети века. Полный цикл смены всех трех типов насчитывает 100 лет.

В рассматриваемый период А. Янг выделяет следующие циклы;

♦ 1760-1795 гг. (36 лет) — юбка «с задней полнотой»;

♦ 1796-1829 гг. (34 года) — «трубчатый» тип;

♦ 1830-1867 гг. (38 лет) — форма «колокола»;

♦ 1868-1899 гг. (32 года) — юбка «с задней полнотой»;

♦ 1900-1937 гг. (38 лет) — «трубчатый» тин.

Автор отмечает, что недостаток источников не позволяет произве­сти погодовой анализ более ранних эпох, но есть основания полагать,

' Young A. Recurring cycles of fashion. 1760-1937. 2ш| ed. - N. Y., 1966. -P. VIII.

что эти циклы имели бы подобную длительность и последовательность. Можно утверждать, что в период 1720-1760 гг. имел место цикл коло­кольной юбки; это видно в живописи Ватто, Буше, Леклерка, Фрагонара.

Согласно А. Ям, выявленная закономерность в истории модных циклов дает возможность точно предсказывать моды и руководство­ваться этими предсказаниями в дизайне одежды: «Лучший пророк бу­дущего есть прошлое» (Байрон). Новым циклом всегда будет тот, ко­торый предшествовал двум предыдущим, или, иначе, который наступил столетие назад.

Отсюда вытекают следующие практические выводы. Дизайнеры должны сознательно руководствоваться теми принципами изменения, которыми ранее они управлялись бессознательно. Необходимы ис­следование и понимание сущности нынешнего цикла, его длительно­сти и пройденных фаз, типичных мод каждого года, изменений в форме юбки. Поскольку ежегодные изменения всегда носят постепенный ха­рактер, дизайнер может быть уверен, что резкая смена моды чаще все­го будет ошибочной. Знание закономерностей эволюции и смены мод не всегда подскажет ему, какие следует вводить изменения, но предо­стережет от заведомо ошибочных решений.

Почему же происходят отмеченные изменения в женском платье? Автор делит этот вопрос на две части:

1) почему ежегодно происходят непрерывные и очевидно бесполезные изменения, делающие старомодными модели предыдущего года?

2) почему эти изменения происходят в выявленных автором регу­лярных циклах?

Ответ на первую часть вопроса не претендует на оригинальность. А. Янг дает чисто психологическое объяснение, выводя ежегодные сме­ны мод из глубинных психических потребностей в новом опыте и при­знании1.

Ответ на вторую часть вопроса самому автору представляется чи­сто предварительным и гипотетическим. Существование и длитель­ность каждого цикла (треть века) она объясняет тем, что это, вероят­но, время, необходимое для реализации эволюционных требований становления, развития и упадка каждого из выделенных ею фундамен­тальных стилевых типов.

Что касается определенного порядка «возвратов» стилей, то ключ к объяснению, по Янг, лежит в различии нашей установки в отношении

1 Young A. Recurring cycles of fashion. 1760-1937. 2,ul ed. - N. Y., 1966. -P. 166-171.

«мод» недавнего и далекого прошлого. В связи с этим она выделяет четыре периода в отношении к каждому стилю: осмеяние, терпимость, желанность, ценность. Длительность этих периодов влияет па поря­док возврата циклов.

А. Янг подчеркивает, что четыре названных периода имеют гораздо более широкую область применения, чем мода в женском платье: «Ве­роятно, все виды художественного выражения, живопись, дизайн до­машней обстановки, архитектура и ремесло вообще проходят через эти четыре фазы... Возможно, мышление и интеллектуальные установки прошлого мы также оцениваем в соответствии с теми же фалами» '.

у\втор книги признает недостаточность даваемых ею объяснений модных циклов, но в то же время отмечает, что знание их причин не столь существенно для целей практического предсказания; к тому же существует множество иных циклов (экономических или природных), существование и точные характеристики которых установлены, хотя адекватного объяснения им не дано.

В отечественных исследованиях стилей женской одежды также де­лались попытки выявления «модных циклов I». Так, Т. В. Козлова при­дает основное значение в циклических изменениях женской одежды силуэту. С ее точки зрения, существуют три условных силуэта, кото­рые сменяют друг друга в четкой последовательности: овал, трапеция и прямоугольник. Резюмируя результаты своих исследований, Т. В. Коз­лова утверждает: «На основе сопоставления структур и движения при­знаков в процессе формообразования мы смогли выделить кодовые структуры периода моды и ее ритмы чередования, в пределах которых идет развитие структур костюма. Оказалось, что существует цикл, в тече­ние которого наиболее полно обновляется структура. Он равен 21-22 го­дам, а полуцикл — 10,5-11 годам. Существуют также циклы продол­жительностью 3,8,13,33-34,50-55 лет, в пределах которых развивается какая-либо форма или деталь, узор или структура ткани. Исторические циклы, в течение которых по существу меняется структура, могут иметь периоды 89, 144-150 лет»2.

Несколько иначе подходит к точному определению циклов в жен­ской одежде Р. А. Гузявичюте в работе «Цикличность моды XX века»:!.

1 Young A. Recurring cycles of fashion. 1760-1937. 2"d ed. - N. Y., 1966. -P. 176.

2 Козлова Т. В. Художественное проектирование костюма. — М., 1982. — С. 93.1 Мода и промышленное моделирование одежды. Тезисы докл. па Всесоюз.

науч. конф. (16-18 января 1979 г.).- М„ 1979. - С, 15-17.

Она рассматривает смену мод в нынешнем столетии как чередование двух направлений стиля женской одежды в зависимости от их отно­шения к человеческой фигуре пластического (подчеркивающего есте­ственное анатомическое строение) и геометрического (нивелирую­щего его посредством геометризации внешней оболочки). Смена направлений происходит тогда, когда одно из них исчерпывает все име­ющиеся в его распоряжении средства выразительности. Каждое направ­ление зарождается, развивается и распадается в течение 16 лет. Нача­лу геометрического периода присуща форма длинного и широкого прямоугольника, которая по мере приближения к кульминации цикла (10-11 лет с его начала) постепенно сжимается. Далее это направле­ние подвергается распаду, приобретая черты нового стиля. Для пла­стического периода характерна обратная закономерность развития: от сжатия к расширению.

В XX в. автор выделяет следующие циклы. Первый геометрический период — 1906-1930 гг. Первый пластический период — 1930-1955 гг. (Из этих периодов исключаются, к сожалению, без объяснения, пери­оды Первой и Второй мировых войн с примыкающими к ним годами: 1912-1921 и 1938-1947 гг.) Второй геометрический период охваты­вает 1955-1971 гг. Далее следует второй пластический период, начав­шийся в 1971 г., достигающий кульминации в 1980-1981 гг. и оканчи­вающийся в 1986-1987 гг. На смену этому циклу вновь должно прийти геометрическое направление.

Каждому периоду соответствуют определенные по структуре и цве­ту ткани: геометрическому циклу — жесткие, плотные ткани с укруп­ненной фактурой, контрастными «чистыми» цветами; пластическому — мягкие, драпирующиеся, мелкофактурные ткани «с широкой градаци­ей оттенков».

Можно было бы привести и другие, весьма отличные друг от друга примеры точного определения и прогноза циклов моды в одежде.

Оценивая попытки выявления особенностей и длительности «мод­ных циклов I», следует подчеркнуть, что они осуществлялись и продол­жают осуществляться в общем русле поисков многообразных и уни­версальных проявлений ритмов в природе, обществе и культуре. Широкое признание в мировой науке получили новаторские исследо­вания А. Л. Чижевского о ритмическом характере массовых эпидемий и других процессов в связи с циклами солнечной активности, работы Н. Я. Парна по теории ритма и влиянию биоритмов на изменения в твор­ческой активности человека. Изучались ритмы в трудовой деятельно­сти и во временных искусствах (поэзия, музыка, танец). Исследова-

ния циклов в различных областях тесно примыкают к исследованиям ритмов, отчасти пересекаются с ними или входят в них. Циклы иссле­довались в экономике (в частности, в выдающихся трудах Н.Д. Конд­ратьева), в истории культуры (в частности, в работах видного социо­лога П. А. Сорокина), в мифологии (в том числе в работах М. Э.чиаде, посвященных «мифу о вечном возвращении»), в политике (исследо­вания поведения избирателен, смены политических партий у власти и др.), в идеологии и т. д.

В контексте всех этих интересных, а иногда и несомненно выда­ющихся исследований и теоретических разработок попытки изучения модных циклов представляются весьма плодотворными, а многие на­учные результаты убедительными и заслуживающими внимания уче­ных и практиков.

Тем не менее достижения в исследованиях «модного цикла I» в целом пока еще весьма скромны, и ряд вопросов остается непроясненным. Смущают значительные расхождения в стилевых критериях, служа­щих основанием выделения циклов (форма юбки, силуэт и т. д.), в оцен­ках длительности циклов и характера их чередования. Уместно по­ставить вопрос и о том, насколько обоснован выбор того или иного стилевого параметра, объявляемого главным при делении на циклы.

Утверждение о том, что развитие и чередование «мод» происходит с такой же необходимостью, с какой происходит смена времен года, можно в лучшем случае истолковать как полемическое преувеличе­ние. Известно, что время природное и время социокультурное не тождественны друг другу; темпы и ритмы социальных процессов варь­ируют в различные исторические эпохи, в различных социальных и куль­турных средах. Важно учитывать поэтому, что модные журналы, на изучении которых обычно базируются исследования модных циклов, дан л далеко не адекватную картину реальной «жизни» модных стандартов и соответственно их реального жизненного никла. Отсюда и трудности оп­ределения пространственных и временных границ «модных циклов 1».

Фаталистское истолкование этих циклов чревато не только серьез­ными ошибками в прогнозах ', оно может оказывать отрицательное воздействие на деятельность «творцов» моды.

В самом деле, роль дизайнера, например, в этом случае оказывае i ся столь же простой, сколь и пассивной: вместо того чтобы делан- мод\, ему остается лишь узнавать, когда, в какой именно момент, какой пмен-

1 Ср., например, явно не подтвердившийся прогноз Л. Яп/ на следующее за 1937 г. тридцатилетие, вытекающий пз ее концепции циклон.

но стандарт ему пеооходимо извлечь из прошлого, лишь несколько «осовременивая» его.

Стилевые и прочие «возвраты» («модные циклы I»), несомненно, су­ществуют; не стоит только пол видом «закономерностей» приписывать им универсальные, внеисторические характеристики. Представление о развитии и смене «мод» как простой совокупности повторений, как веренице циклов, в которых «всякое повое — хорошо забытое старое», так же ошибочно, как и противоположное представление о моде как о восходящей линии новизны, где «новое» сменяется еще более «новым».

Когда «моды» удалены от нас во времени настолько, чтобы быть «хорошо забытыми», т. е. «новыми», тогда возврат возможен, хотя он и не наступает с фатальной неизбежностью '.

Мы можем более пли менее точно установить, когда наступает это «социальное забывание», но с гораздо меньшей точностью можем утверждать, что именно вернется, так как многообразие и богатство «забытых» (разумеется, не навсегда) культурных форм поистине без­граничны. При этом возврата может вообще не быть вследствие цен­ности игры в моде и нововведений в собственном смысле, не имеющих исторических прецедентов, о чем шла речь выше.

Спору нет, исследовать и прогнозировать «модные циклы 1» во мно­гих областях важно н нужно. И все же прогностическая ориентация в данном случае, по-видимому, должна состоять прежде всего не в том, чтобы пытаться вычислить, в каком году или пятилетни что «будет в моде», как будто моды не создаются людьми, а сваливаются с неба. «Длительные прогнозы, по-моему, просто нереальны, — говорит изве­стный дизайнер одежды В. М. Заииеа. — Мало ли что нам могут пред­ложить изобретатели: какую-нибудь неведомую сегодня ткань, или

1 «Социальное забывание» в моде стимулируется, помимо прочих факто­ров (и частности, таких как интенсивный поток инноваций, ломка культур­ной традиции и т. д.), сменой поколений, достаточной для того, чтобы возврат к культурным образцам более или менее отдаленного прошлого для данного поколения выступал как инновация и обеспечивал обозначение атрибутивных ценностей моды. Ватой связи совпадение обнаруживаемого в ряде исследо­ваний чередования трех циклов в столетие, с одной стороны, и существующе­го в социалыю-демографнческпх исследованиях представления о генеалоги­ческих поколениях (отцы, деды, внуки), также исчисляемых тремя в столетие, с другой стороны, выглядит не случайным. Тем не менее поколепческпй фак­тор в «модных циклах I» не может считаться единственным или решающим, так как они определяются целым комплексом факторов социально-истори­ческого характера.

новый способ ее обработки, или необычную технологию. Все это по­зволит заново подойти к решению того или иного вида одежды» '.

Прогнозировать необходимо главным образом не собственно мод­ные стандарты, а те реальности, что стоят «за» ними, т. е. разнообраз­ные тенденции развития образа жизни, ценности, технологии и т.д., перспективы, потребности и проблемы, ими порождаемые и требу­ющие соответствующих решений. Сами же «моды» надо не столько прогнозировать, сколько делать, опираясь на отмеченные тенденции и проблемные ситуации. Успеха, как правило, добивается не тот ди­зайнер, который высчитывает, когда можно будет вернуться к уже су­ществовавшим культурным формам, а тот, который творит их, вни­мательно всматриваясь в окружающую его действительность, в ее прошлое, настоящее п будущее, и руководствуясь гуманистическими идеалами.

Что касается «модного цикла II», характеризующего динамику рас­пространения определенного модного стандарта (от зарождения до упадка и смены другим стандартом), то специалисты в области марке­тинга и теоретики моды часто обращались к определению длительно­сти этих циклов и их стадий с целью принятия оптимальных решений в области формообразования и планирования ассортимента. Так, «мод­ный цикл II» делят на следующие стадии:

1) открытие потенциальной моды;

2) ее продвижение открывателями или первоначальными потреби­телями;

3) присвоение названия (labelling); 4)распространение;

5) потеря исключительности;

6) исчезновение вследствие замены2.

В другой работе выделяются следующие стадии:

1) отличительная;

2) подражательная;

3) стадия экономического подражания (на которой налаживается массовое производство);

4)стадия упадка3.

1 Зайцев В. Такая изменчивая мода. — М., 1980. — С. 171.

2 Meycrsohn R., Katz Е. Notes on a natural history of fads // American Journalof Sociology, 1957. - Vol. LX1I. - Jv> 6.

'' Walters C, Paul G. Consumer behavior. An integrated framework. — I lomewood (111.); Georgetown (Out.), 1970. - P. 466.

Л. В. Архипова делит цикл на пять стадий: возникновение, распро­странение, «пик», стабилизация и спад1.

Уже упоминавшийся Ч. Уоссон приводит восемь основных стадий жизненного цикла продукта (а «модный цикл II», как мы отметили выше, — разновидность этого цикла), обычно рассматриваемых в тео­рии маркетинга:

1) концепция совокупности характеристик, способных осуществить связный набор неосуществленных желании потребителя;

2) инкубационный период разработки продукта;

3) внедрение продукта и разработка рынка (детство);

4) период быстрого роста (юность);

5) созревание (ранняя взрослость) — бурная конкуренция;

6) стабильность и насыщение (полная зрелость -•■ средний возраст);

7) упадок;

8) смерть и замена2.

Длительность «модного цикла II» и отдельных его (раз в товарах мас­сового потребления связана с темпами морального износа и устарева­ния модных стандартов, а это, в свою очередь, обусловлено темпами и ритмами социального развития, инновационным потенциалом об­щества, гибкостью и динамизмом социально-экономических структур и т. д. Общая тенденция в индустриально развитых странах XX в. — сокращение жизненного цикла товаров, ускорение их физического и морального износа. Даже те из них, которые относят к категории «длительного пользования», по длительности пользования нередко уступают своим менее совершенным предкам (если, разумеется, тако­вые вообще существовали, так как огромное множество изделий воз­никло в сравнительно недавнее время).

Анализ изменений в длительности стадий введения и роста жизнен­ного цикла 37 домашних приборов за 50-летний период, проведенный американскими исследователями, дал эмпирическое доказательство предположения об общем сокращении длительности цикла4.

Процесс сокращения жизненного цикла бытовых вещей особен­но энергично подчеркивал известный американский социолог Э. Тоф-

' Архипива Л. В. Мода и ее влияние на спрос населения // Автореф. дисс. канд. экон. наук. — М., 1977. — С. 21.

2 Wasson С. Dynamic competitive strategy and product life cycles. — St. Charles (111.), 1974. -P. 3-5.

4 Quails IV., Olshavski R., Michaels R. Shortening of the PLC — An Empirical Test //Journal of marketing, 1981. - Vol. 45. - № 4. - P. 76-80.

флер в своей некогда нашумевшей книге «Удар будущего» (1970). Он утверждал, что двумя ключами к пониманию современного общества, в частности в области массового потребления, являются, во-первых, принцип недолговечности и эфемерности, во-вторых, новизна. «Мы вступаем в эпоху временных изделий, изготовленных временными методами для удовлетворения временных потребностей. Происхо­дит неизбежная эфемеризация отношений человека с вещами», — заявил он'.

Э. Тоффлер прогнозировал всеобщее распространение принципа «использовал — выбросил» в сфере взаимоотношений человека с ве­щами. Теперь, по прошествии двух десятилетий, мы видим, что его прогноз не подтвердился. Даже в США «недолговечность», провоз­глашенная Э. Тоффлером естественным выражением образа жизни и по­требностей современного человека, затронула гораздо более узкую область потребления, чем некогда предсказывал американский социолог.

Необходимо отметить, что в научном бестселлере Э. Тоффлера описание и прогноз принципа недолговечности незаметно переходили в его воспевание. Однако не у всех этот принцип вызывал и вызывает восторг. Знаменитый немецкий архитектор и один из первых теорети­ков дизайна Г. Земпер (1803-1879) жаловался на сокращение жизнен­ного цикла вещей: «Только что получившее признание нововведение изымается из обихода как устаревшее до того еще, как оно смогло уте­рять свои технические и тем более художественные достоинства; оно заменяется новинкой, далеко не всегда более высокого качества» 2. Впоследствии исследователи и дизайнеры нередко осуждали лихора­дочный темп морального устаревания. «Неужели у художников-кон­структоров нет более важной задачи, чем создавать проекты, продол­жительность жизни которых короче мини-юбки? — спрашивал японский дизайнер И. Уга. — Разве сейчас не случается, что просто в угоду ком­мерческим соображениям и целям предприятия искусственно сокра­щается срок морального износа изделий, которые и хороши, и привле­кательны по своей форме, и выполнены из самых новых материалов, и относительно недороги, и достаточно совершенны технически, и со­ответствуют своему функциональному назначению?»3

1 Тоффлер Э. Столкновение с будущим // Иностранная Литература, 1972. —№3.-С. 233.

2 Земпер Г. Практическая эстетика. — М., 1970. — С. 181.

3 Уга И. Художественное конструирование и моральный износ. — М.,1972. - С. 8.

Несомненно, если изменения в вещном мире приобретают конвуль­сивный характер, то это симптом болезни социального организма. Гиперболизация принципа «использовал — выбросил» применительно к вещам является и признаком, и фактором утраты преемственности в развитии общества и культуры, отрицательно сказывается на станов­лении и развитии самотождественности личности, способствует за­грязнению окружающей среды, /la, искусственное сокращение жиз­ненного цикла продукта, и к частности «модного никла II»,— явление отрицательное со многих точек зрения. Но не менее отрицательным явлением следует признать и искусственное затягивание, продление этого цикла любой ценой. Если первое нередко свойственно развитой рыночной экономике капиталистических стран, то последнее прису­ще дефипитарной экономике государственно-монополистического социализма. При господстве последнего непомерно длительные жиз­ненные циклы продукции (с трудом прерываемые из-за того, что ин­новации буквально «стучатся в дверь» извне, из индустриально раз­витых стран) свидетельствуют об отсутствии внутренних источников обновления, о низком инновационном потенциале общества, об отсут­ствии подлинных стимулов совершенствования продукции, техноло­гии ее создания и продвижения к потребителю. И свидетельство это реальное, в отличие от словесных деклараций о приверженности на­учно-техническому прогрессу и многочисленным экономическим по­казателям.

В этих условиях хозяйственники, запуская в производство после невероятных, героических усилий новый (для них) продукт, бывают искренне убеждены, что он будет жить вечно, и очень удивляются, ког­да происходит иначе. Моральное устаревание и необходимость пре­кращения жизненного цикла вследствие замены продукта восприни­маются как досадное недоразумение или же как эпохальная революция, требующая чуть ли не столетней подготовки. Поскольку прекращение жизненного цикла продукта, если оно все же случается, не носит орга­ничного характера, оно бывает связано с колоссальными затратами, а иногда и с сомнительными преимуществами: имеют место случаи выпуска изделий с худшими, чем у их предшественников, потребитель­скими свойствами.

Очевидно, необходимо разумное и дифференцированное отноше­ние к определению длительности жизненного цикла различных кате­горий «мод». А такое отношение, в свою очередь, обязательно предпо­лагает учет их реальных ритмов и опору на них. Знание длительности «модных циклов II» и стадии, на которой в данный момент находится

та или иная «мода», чрезвычайно важно для принятия оптимальных решений в ассортиментной политике в области товаров массового по­требления. Решения эти должны варьировать в зависимости от того, находится ли данная «мода» в стадии зарождения, максимального рас­пространения или упадка.

В период максимального распространения, расцвета определенная «мода» представляется большинству самой что ни на есть прекрасной, «естественной», «удобной» и т. п. Кажется, что так было всегда, а если нет — то только по недоразумению; что «иначе и быть не может» и что впредь так, безусловно, будет всегда'.

Правда, для старшего поколения такими же «естественными» мо­дами нередко являются моды их молодости, что, в частности, вызыва­ет время от времени борьбу вокруг узких (широких) брюк, коротких (длинных) юбок и причесок, «нормального» вальса и «ненормально­го» брейка (шейка, твиста) и т. д. В условиях сверхидеологизации всей общественной и личной жизни этой борьбе, как правило, приписыва­ется статус идеологической борьбы.

Но модные циклы, так же как и инновации, существуют не где-то в надчеловеческой реальности. В конечном счете их исследование — это исследование создания, распространения, усвоения, потребления модных стандартов людьми. Поэтому более или менее исчерпывающее знание о циклах и инновациях возможно лишь тогда, когда мы знаем, кто и как участвует в моде. К этим вопросам мы и обратимся в после­дующих главах.

1 Кстати, так называемый «классический» стиль часто означает не что иное, как модный стандарт на поздней стадии «модного цикла II», когда большинство участников моды успевают основательно привыкнуть к нему и не восприни­мают его как экстравагантный, считая его чем-то вроде традиции. «Класси­ческий» стиль — это, как правило, наименее утрированный или наименее «свежий» (или воспринимаемый как таковой) вариант модного стиля; в раз­ное время он разный.

Глава 4

Мода — массовое явление

Есть люди, открыто презирающие толпу, есть и другие, которые верят только ей. Ничто не может быть па­губнее для художников, чем подоб­ные взгляды. Альфред де Мюссе. Салон 1836 года

Не смешно ли, сворой стадной Так назойливо, так жадно За штаны толпу хватать — Чтоб схватить, как подаянье, От толпы пятак вниманья, На толпу же и плевать?!

Саша Черный. Эго-черви

Откуда массовость?

Прилагательное «массовый» сегодня весьма часто встречается в сло­варе социальных наук. Мы говорим о «массовом производстве», «массо­вом потреблении», «массовых движениях», «массовых организациях», «массовом сознании», «массовой коммуникации» и т. д. В XX столе­тии массовость стала неотъемлемой чертой многих социальных про­цессов, она прослеживается в самых различных областях социально-экономической, политической и культурной жизни. Но еще в прошлом веке появились пророчества относительно предстоящего наступле­ния эры масс, причем одни мыслители предсказывали наступление этой эры с оптимизмом, другие — с ужасом и отвращением. К. Маркс и Ф. Энгельс связывали с повышением роли масс грядущие революци­онные преобразования, движение человечества к коммунизму: «Вме­сте с основательностью исторического действия будет... расти и объем массы, делом которой оно является»'. С другой стороны, для сторон­ников аристократического элитизма, противников идей равенства, де-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической крити­ки // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 2. — С. 90.

мократии и социализма, например, французского философа Г. Лебона (1841-1931), отождествлявшего массу с толпой, массовость означала неизбежную социальную деградацию. Своеобразным отражением уси­ления роли масс явились на Западе концепции «массового общества». При этом для либеральных и леворадикальных теоретиков (Р. Миллс, Э. Фромм и др.) анализ «массового общества» был средством крити­ки капитализма, а для приверженцев аристократического элитизма (X. Ортега-и-Гассет и др.), наоборот, критика капитализма служила прежде всего инструментом критики масс, явной или неявной идеали­зации прошлого. Как бы то ни было, во всех индустриально развитых странах в XX в. неизмеримо выросла роль масс: иногда в качестве субъектов созидательного исторического действия, а иногда как могу­чей разрушительной силы. Произошла «массовизация» многих соци­альных процессов. И хотя на протяжении нашего столетия массы не раз становились объектом жестоких экспериментов, проводившихся политическими маньяками, мифотворцами и ловкими политиканами, делалось это, как правило, руками самих масс, от их имени и во имя их же «блага».

Истоки и одновременно выражение феномена массовизации кро­ются прежде всего во внушительном и неуклонном росте народонасе­ления. В эпоху средневековья численность населения земного шара росла невысокими темпами: ее оценивают обычно в 250-300 млн че­ловек к концу первого тысячелетия и в 400-500 млн к середине второ­го. К 1900 г., по оценкам демографов, население мира насчитывало примерно 1656 млн человек1. В конце 80-х гг. население Земли уже превысило 5 млрд. Каждые три года население мира увеличивается в среднем на 220 млн. Согласно прогнозам ООН, к 2025 г. его числен­ность достигнет 8,5 млрд человек.

По дело, разумеется, не только и не столько в количественном росте населения, сколько в качественных социально-исторических сдвигах в европейском мире Нового и новейшего времени. Бурный рост произ­водительных сил в начале Нового времени и в XIX в., промышленная революция обусловили массовый характер как процесса производства, так и его результатов, адресованных массовому анонимному потреби­телю.

Рост товарного производства в результате промышленной револю­ции усилил потребность в международном товарном обмене. Начиная





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 449 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2648 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.