Крито-микенская цивилизация и ее достижения. Гомеровский период - “темные века”. Номос и агон - две концепции культурного переворота. Греция и Восток – различия в понимании генезиса знания и его истории. Роль рационализма и скептицизма в преодолении «рецептурного» понимания знания.От мифологического к рациональному объяснению генезиса знания. Трансляция знания в системе античной культуры и различные представления о его истории. Основные характеристики древнегреческой натурфилософии. Натурфилософские образы природы, их специфика. Первый (ионийский) этап развития древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира (Гераклит Эфесский, Фалес Милесский, Анаксимен, Анаксимандр). Математический взгляд на природу Пифагора.Пифагореизм. Второй (афинский) этап развития натурфилософии. Возникновение атомистики (Левкипп, Демокрит) и элементаризма (Эмпедокл). Математическая атомистика Платона. Учение Аристотеля об элементах и его «физика». Атомизация свойств. Континуалистская программа Аристотеля. Аристотелевская систематизация накопленных знаний. Третий (эллинистический) этап в древнегреческой натурфилософии. Систематизация математических знаний – «Начала» Евклида. Физика стоиков, физика и этика Эпикура. Александрийская наука. Крупнейщие ученые эпохи эллинизма и их достижения: систематизация математических знаний – «Начала» Евклида; Апполоний Пергский; величайшие достижения в области механики - Архимед. Многообразие историко-научных описаний. Доксография и обзорная история науки, зарождение отраслевого подхода.
Специфика развития знаний в Римской империи
Зачатки науки в Римской культуре: Марк Теренций Варрон, Марцион Капелла, Авл Корнелий Цельс, Тит Лукреций Кар (“О природе вещей”, “Естественная история”), Луций Анней Сенека, Клавдий Гален, Клавдий Птолемей и создание гелиоцентрической модели Вселенной (“Математическая система”). Технические достижения римлян: мощенные дороги, акведуки, паровое отопление (гипокауст). Механика Герона Александрийского. Пять простых машин Герона: рычаг, ворот, клин, винт и блок. Практическая полезность науки и утилитаристское объяснение ее истории. Распространение концепций кругооборота и регресса знаний. Квазиисторизм римского энциклопедизма и угасание отраслевой истории науки.
Средневековая наука
Отказ от античной атомистической теории возникновения природы.. Основные характеристики средневековой картины мира. Теологически-текстовый характер познавательной деятельности, дедукция как универсальный метод ее. Формирование астрологии, алхимии, натуральной магии как сплава умозрительности, априоризма и грубого наивного эмпиризма. Классификация, систематизация, компиляция и комментарий как формы репрезентации историко-научного знания. Средневековая культура как условие возникновения научного знания.
Значение арабской системы знания в истории науки. Великие имена: Мухаммед бек Муса аль-Хорезми – математик (создатель алгоритма), астроном («Астрономические таблицы»); Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни – ученый-энциклопедист; Абу али Хусейн ибн Абдаллах ибн Синг (Авиценна) – крупнейший мыслитель, врач, ученый-естествоиспытатель; Мухаммед Тарагай Улугбек – математик и астроном («Новые астрономические таблицы»). Арабская алхимия. Открытие азотной кислоты Джабиром ибн Хайямом (Гебер). Серно-ртутная теория происхождения металлов. Оптические исследования Ибн ал-Хайсама (Альхазен). Применение линз для коррекции зрения. Появление астрономической школы в Багдаде.
Особенности системы знаний в развитом средневековье. Особенности символического представления о мире. Природа как символ могущества бога. Антропоцентризм и теоцентризм.
ВОПРОС