Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Доклассический период развития науки (древний восток, античность, средневековье)




 

В отечественной философии науки принято выделять зарождающую науки(пред науку) и, собственно, науку. Такое деление соответствует 2ум разным способам построения научного знания.

Пред наука характеризуется тем, что изучает те вещи и способы ее изменения, с которыми человек сталкивается постоянно в обыденном опыте. Изменение таких вещей позволяет предвидеть результат практической деятельности. Свойства и отношение предметов фиксировались в форме идеальных объектов, с помощью которых человеческое мышление могло проводить различные операции при отсутствии манипулирования реальными вещами.

В процессе изложения знания процедура вывода или доказательства не демонстрировалась.

На Востоке наука развивалась вместе с философией и религией, составляя с ними одно целое. Наука как специфический тип знания возникает только на Западе, так как европейская культура изначально была ориентирована на познание внешнего мира. В восточной культуре мы находим определенные элементы практического знания. Они накапливались в процессе практической деятельности человека и формировались в основном исходя из потребностей практической жизни, не становясь предметом для теоретической деятельности. Эти элементы начали выделяться из практической деятельности в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность: Шумере и Древнем Вавилоне, Египте, Индии, Китае.

Собственно научный подход к исследованию предметной связи мира формируется в античности. Идеальные объекты заимствуются не из практики, а из уже сложившихся систем знания. К этим объектам применяются способы манипулирования, которые могли быть взяты из другой области знания. Соединение исходного идеального объекта с новой системой отношений способно породить новое знание, отражающее еще неизученные стороны знания. К такому знанию применяется процедура обоснования и оно получает статус достоверности. В результате формируется особый тип знания – ТЕОРИЯ, которая позволяет вывести эмпирические зависимости из умозрительных постулатов.

Новый способ получения знания, который можно характеризовать как собственно научный метод, формируется благодаря возникновению определенных установок мышления в культуре античности и эпохи возрождения.

Античная культура продемонстрировала особые социально-политические условия, когда политическая организация жизни реализует фиксацию норм общественной жизни через борьбу мнений свободных граждан. Такая организация обосновывается представлением о множественности возможных форм действительности. Эта же идея постоянно фигурирует в античной философии, когда наличная ситуация бытия признается лишь одним из возможных проявлений сущности и законов мира.

Создавая модели возможных форм действительности (идеальных форм) философия вырабатывает категориальные схемы, основные понятия, позволяющие объяснить основы и принципы изменений.

2 вида знания:

· Эпистеме - обоснованное истинное знание о неизученном разумном миропорядке.

· Докса- практическое знание. Советы по тем или иным видам деятельности.

Античность позволила обособиться на сфере духовной деятельности, суть которой формирование систем теоретического знания.

Начиная с периода существования классической античной философии 5-4вв в европейской культуре складывается классическая рациональность как ряд принципов познавательной деятельности:

· Уверенность человеческого разума постигать суть вещей

· Уверенность в способности человеческого разума выстроить целостную картину мира, исключающую влияние субъективности на результат и процедуру познавательной деятельности.

Понятие природы в античной философии имело свою специфику. Природа воспринимается как качество конкретной вещи или сущности вытек в вещах, тогда лишь вещь изучается как оформленная материя (Аристотель) с учетом ее назначенной цели и функции.

Разнокачественные сущности объединены в гармоничное целое (космос), где каждое из них имеет определенное место и смысл существования.

Для исследования той эпохи чуждой является идея постижения чего-то там в условиях не свойственных естественному бытию. Поэтому главный способ познания является умозрительный (теоретическое созерцание). Разграничение и противопоставление чувственно воспринимаемого и умопостигаемого, в наибольшей степени выраженное в элейской школе, оказалось перспективным и создало возможности для становления науки в тесной связи с философией. Кроме того, к миру знания стало возможным применение математических и логических средств.

Античная наука выстраивается ради поиска истины, а не ради решения практических задач. Наука и философия взаимосвязаны, а научное знание плавно перетекает в философские рассуждения. Они включены в поиск мудрости, в целостное осмысление всего сущего. Высшими критериями этого поиска выступают принципы Блага, Красоты и Истины.

Итак, античная наука характеризуется широким применением математических форм доказательства, созерцательностью.

В мировоззрении средневековья сохранялась идея разнокачественности относительно природы и сущности вещей и явлений.

Поскольку мир есть результат божественного творения, то способ познания связан с божественным откровением:

· Мистический (символы, знамения)

· Схоластический, состоящий в выявлении ответов на различные вопросы в священном тексте.(философского учения, которое расшифровывает религиозные догматы, и стремится построить самостоятельную религиозную философию)

В эпоху средневековья с 8 в. в Европе начинает функционировать механизм передачи знаний, организационной формой которого существует и по сей день (школы, университеты).

При осуществлении разного рода практической деятельности формируется представление о природе явлений, т.е возникало знание выведенное из опыта.

Однако в сфере науки не было совершено прорыва. Говоря языком диалектики, количество не перешло в качество. Отдельные идеи и подходы еще не позволяли совершить научную революцию в сфере теоретического знания.

В эпоху возрождения демонстрировалась новая истина ценностей, связанная с концепцией человека существа, активно действующего и мыслящего.

Меняется понимание категории и природы. Она воспринимается как композиция качественно различных вещей, но обладающая некоторым однородным свойством. Это поле действия законосообразных связей, в которых как будто не повторяются индивидуальные свойства вещей.

В эту эпоху преодолев представление о пространстве как систем качественно различных мест и о времени как последовательности качественно отличных друг от друга моментов. Новые представления о пространстве и времени возникают в философии, науке, искусстве.

Сформировавшиеся представления об однородности пространства и времени создают предпосылки для утверждения экспериментального метода и его математического описания.

Идея о человеке как деятельном, активном, способном на преобразование окружающего мира, стало обоснованием насильственного вмешательства в мир изучений природных явлений, с целью преобразовать эти явления в определенных целях.

В эпоху средневековья было собрано больное количество сведений описательного характера по отношению к природным явлениям. В эпоху возрождения формируется инженерный поход к миру, сутью которого является создание искусственных объектов на основе знаний о закономерности и сущности природных явлений. Зарождается идея всеобщего проектирования.,

ДОПОЛНИТЕЛЬНО





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1219 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2447 - | 2149 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.