С конца 19 века начинается третья глобальная научная революция, итогом которой станет формирование принципов неклассической рациональности. В эту эпоху происходит коренное изменение представлений о материи (не вещество из неделимых частиц, со стабильными свойствами), становление квантовой и релятивистской физики, становление генетики в биологии, формирование концепции нестационарной вселенной и т.д. Кроме того осознается специфика социально-гуманитарных наук. Формируется ряд принципов, по новому оценивающих характеристики научного знания. Карпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности Гейзенберга и принцип дополнительности Бора.
Принципы неклассической рациональности:
· Методологизм – содержания знания не может быть независимым от способа исследования, включающего в себя исходные принципы и инструментарий. Таким образом, знание не может быть непосредственно отнесено к реальности.
· Неустранимость субъекта из процесса познания, его активность обусловленная включенностью в изучаемое явление или процесс. Это влечет за собой необходимость учета связей между характером средств и операций деятельности и получаемым знанием.
· Политеоретизм, ведущий к появлению проблемы соотносимости теорий.
Меняется представление о сущности исследуемого объекта, теперь он понимается как сложная саморегулирующаяся система. Любой исследуемый объект находится в процессе постоянного изменения, состояние его частей не сводимы к состоянию целого, поэтому принцип детерминизма начинает включать в себя вероятность.
Описанные изменения оснований науки были связаны с двумя факторами:
· Расширение предметных областей или обнаружение новых типов объектов для исследований.
· Усиливающаяся роль науки как производительной силы общества.
Те изменения, которые произошли в основаниях идеалах и нормах научной деятельности неотделимы от процесса формирования неклассических и иррационалистических философских концепция во второй половине 19 века. Именно в этот период появляются антисциентические взгляды.
Формирование неклассической науки проходило под воздействием двух причин:
- изменение места и функции науки в обществе – в конце 19 века наблюдается кризис установок классической науки. Буржуазные революции и дальнейшие события привели к распространению идей иррациональности истории. Появляется высказывание о том, что сознание человека погружено в мир и зависит от него, а значит мир абсолютно объективен.
- изучение новых предметных областей и новых объектов микро- и мегамира, стимулирующих появление новых фундаментальных теорий.
Подрыву классических представлений в естествознании способствовали некоторые идеи, которые зародились еще в середине XIX века, когда классическая наука находилась в зените славы. Среди этих первых неклассических идей, в первую очередь, следует отметить эволюционную теорию Ч. Дарвина. Как известно, в соответствии с этой теорией биологические процессы в природе протекают сложным, необратимым, зигзагообразным путем, который на индивидуальном уровне совершенно непредсказуем. Явно не вписывались в рамки классического детерминизма и первые попытки Дж. Максвелла и Л. Больцмана применить вероятностно-статистические методы к исследованию тепловых явлений. Г. Лоренц, А. Пуанкаре и Г. Минковский еще в конце XIX века начали развивать идеи релятивизма, подвергая критике устоявшиеся представления об абсолютном характере пространства и времени. Эти и другие революционные с точки зрения классической науки идеи привели в самом начале XX века к кризису естествознания, коренной переоценке ценностей, доставшихся от классического наследия.
Научная революция, ознаменовавшая переход к неклассическому этапу в истории естествознания, в первую очередь, связана с именами двух великих ученых XX века - М. Планком и А. Эйнштейном.
Что же принципиально нового в понимании природы принесло с собой неклассическое естествознание?
1. Прежде всего, следует иметь в виду, что решающие шаги в становлении новых представлений были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую познавательную ситуацию.
2. Второй особенностью неклассического естествознания является преобладание же упомянутого вероятностно-статистического подхода к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции детерминизма.
3. Далеко за рамки естествознания вышла сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности. В соответствии с этим принципом, получение экспериментальной информации об одних физических величинах, описывающих микрообъект, неизбежно связано с потерей информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым.
4. Для неклассического естествознания характерно объединение противоположных классических понятий и категорий. Например, в современной науке идеи непрерывности и дискретности уже не являются взаимоисключающими, а могут быть применены к одному и тому же объекту, в частности, к физическому полю или к микрочастице (корпускулярно-волновой дуализм).
5. Произошла в неклассической науке и переоценка роли опыта и теоретического мышления в движении к новым результатам. Прежде всего, была зафиксирована и осознана парадоксальность новых решений с точки зрения "здравого смысла". В классической науке такого резкого расхождения науки со здравым смыслом не было. Основным средством движения к новому знанию стало не его построение снизу, отталкиваясь от фактической, эмпирической стороны дела, а сверху. Явное предпочтение методу математической гипотезы, усложнение математической символики все чаще стали выступать средствами создания новых теоретических конструкций, связь которых с опытом оказывается не прямой и не тривиальной.
ВОПРОС