Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Время - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью.




Важнейшие свойства: одномерность, необратимость, однородность. Являются ли категории пространства и времени объективно

существующими реалиями или же представляют собой субъективные

 

 


способы восприятия мира и человека? В истории философии были сторонники и той и другой позиции.

Пространство и время абсолютны или относительны?

После создания в начале ХХ века общей теории относительности современная наука считает их относительными категориями,

зависящими от ещё одного фактора существования материи –

движения. Пространство и время, как формы существования материи, выводятся из движения как атрибута материи, выражающего способ её существования.

 

 

Движение – свойство (атрибут) материи, которое заключается в её способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Материя не может существовать без движения (перемещения, взаимодействия и изменения), поэтому движение называют способом существования материи.

Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного абсолютно неподвижного перводвигателя (Бог). У Ньютона и Р.Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм мировых часов, которые далее идут по своим собственным законам. Гегель источник движения видел во внутренней противоречивости явлений.

Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют качественно

различные уровни движения материи, при этом качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась и связана с достижениями современной науки.

В современной философии естествознания приянто выделять три основных группы движения материи:

1.В неорганической природе.

2.В живой природе

3.Общественные формы движения материи.

Между всеми формами движения материи существуют единство и взаимное влияние.

В ХІХ в. Ф.Энгельс назвал вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи основным вопросом философии. В истории

философии последователи марксизма старались увидеть в первую очередь борьбу материализма с идеализмом. Развитие философии в ХХ веке показало, что исчезает прежний интерес к вопросу о первичности материи или сознания. Современные философы уже не претендуют на системотворчество, возникает «специализация» на тех или иных проблемах.

В философском понимании категории «материя»

противопоставляется категория «сознание».

 

 


Сознание

 

 

Сознание – это способность человека к мышлению. Синонимы понятия «сознание» - «идеальное», «дух», «всеобщая идея»,

«божественный разум», «объективный разум», «мировая воля»,

«внутренний мир», «осознанное бытие» и т.д.

Сознание – это явление, реальность, обладающая бытием.

Сознание существует, но проявляется не в явном виде, а опосредованно

– через язык и целеполагающую деятельность людей.

Специфика этого бытия в том, что оно практически не поддаётся определению. Природа сознания не соответствует многим параметрам и характеристикам, которые можно использовать для понимания и обозначения чувственно воспринимаемой реальности.

Сознание связано с мозгом, с физиологией человека.

Но существует нечто особенное, что принципиально несводимо к ним, так же как и бессознательное, которое кратко можно определить так: это фрагмент сознания, который мы в данный момент не можем

поставить под контроль сознания.

 

 

Сознание в истории философии.
Мифологические представления о сознании     Сознание отождествлялось с душой
Первые философские представления о душе Соотносились, как правило, с некими первоначалами и были безличностными, т.е. не отождествлялись с неповторимостью человеческой натуры, её индивидуальностью (досократовская философия ). Например, Гераклит считал огонь мудрым и благородным началом, а воду низменным, полагал, что душа (психея) наполняется огнём или влагой. Та душа. Где больше огня, называется «сухой» - мудрейшая и наилучшая. Увлажняясь, душа слабеет, а становясь «мокрой» - погибает. Поэтому следует стремиться к интенсивной духовной и умственной жизни, чтобы сильнее и ярче горело пламя души. В свою очередь, души отдельных людей связаны с «логосом» - огнём мирового разума, который является первопричиной всего мира и управляет им.
Платон Вводит понятия «идеальное», «идеальный мир», которые противопоставляються понятиям «материальное», «материальный мир». Идеальный мир существует объективно, независимо от человека. Сознание же, по Платону, непосредственно ассоциируется с соответствующим типом его души, которая, будучи бессмертной, переселяется в то или

 


 

  иное тело как в свою «темницу», а до рождения и после смерти тела пребывает в мире вечных идей, созерцая и таким образом познавая их. Платон разделил психические явления на мир чувств(ощущения и восприятия) и интеллект, в котором он выделил ум и рассудок. Ум – явление более высокого порядка, чем рассудок, т.к. он имеет дело с чистыми идеями. Рассудок же – связан с формальными приёмами мышления, например, в математике.
Аристотель Трактат Аристотеля «О душе» можно считать определённым итогом философских рассуждений древнегреческих философов о сознании. Душа у него выступает сущностью и организующим принципом тела, но не является выражением внутренней активности разума. Она подчиняется общим законам жизни космоса.
Философия Средних веков Идеалистическая традиция Сознание понимается как идеальная первопричина мира, как Бога. Человек обладает лишь слабым отблеском божественного сознания.
Философия Средних веков Материалистическая традиция Выводила сознание из «мыслящей материи» (Ибн Сина, Аверроэс, Дунс Скотт, Сигер Брабанский).
Эпоха Возрождения Сознание понимается как атрибут человеческого бытия.
Философия Нового времени. Р.Декарт Отождествлял сознание с мышлением. Выделил его из наиболее общего понятия «психическое». Считал сознание самостоятельной, независимой, мыслящей субстанцией и противопоставлял её другой рядоположенной субстанции – протяжённой, немыслящей, материальной.
Немецкая классическая философия Раскрыв диалектику индивидуального и социального, показала различные уровни организации сознания, его активность и историзм. Г.Гегель индивидуальное сознание рассматривал как одну из конечных форм абсолютной идеи, на основе которой всё развивается.
Материализм (Гоббс, Маркс) Считает сознание свойством материи, т.е. вторичным и производным от неё
Субъективный и объективный Материальное и физическое понимается как вторичное и производное от идеального, психического

 

 


 

идеализм  
Современные представления о природе сознания «Сознание есть инобытие материального. Оно переводит материальное путём отражения в идеальные формы, существующие по законам логики и психологии (воображение). В то же время это идеальное невозможно без материального (человек, общество) и неотделимо от мозга и языка. Вне человека, например, в компьютере, моделирущем процесс мышления, его нет» (Мячин Ю.Н.)

 

 

Идеаль ность

 


Способность к

адаптации


 

 

Объектив ность


 


 

 

Социаль ность


Характерист ики сознания


 

 

Осознание окружающей действитель ности в виде знаний


 


 

 

Способ адаптации


Знаково- символичес кая форма существова ния


 

 

Работы по созданию искусственного интеллекта, появление

«думающих машин» и другие результаты «информационного взрыва» и компьютерной революции по-новому поставили вопрос о сущности и

принципиальных возможностях человеческого сознания, но не

уменьшили количество подходов к решению проблемы сознания.

Концепции разные.

 


- состояние, при котором человек отдаёт себе полный отчёт в собственных мыслях и намерениях;

- функция связи человека с внешним миром;

- некое качество функционирования нервной системы, допускающее

… приобретение знаний и сохранение их в памяти;

- непостижимое чудо, которому невозможно дать определение; Характерно для иррационалистических течений современной философии, которые отрицают возможность рационального постижения сущего. К.Г.Юнг полагал, что научными средствами феномен сознания раскрыть невозможно; предлагал вообще отказаться от попыток его определения и ограничиться описанием с помощью аналогий и метафор. Такое понимание сознания характерно для экзистенциализма, неопозитивизма и др.

В противоположность иррационализму материалистический подход характеризуется стремлением объяснить появление сознания из самой материи, отрицая при этом сверхприродное, вневременное и внематериальное его происхождение.

Научно подтверждённые данные:

Установлено, что в мозгу человека непрерывно работает свыше

100 млрд нервных клеток, каждая из которых, в свою очередь, обменивается информацией и сигналами ещё с 10 тыс. других клеток. Мозг человека потребляет около 20% всей энергии, получаемой организмом из пищи, хотя масса его составляет всего 2-3% от массы тела.

Но, принимая во внимание подобные исследования, философия ставит своей задачей в первую очередь ответить на вопрос о том, какова природа сознания, интересуясь условиями его возникновения, генезисом.

Сознание признаётся результатом эволюции. Для определения

вводится понятие «отражения». Считая его всеобщим свойством материи, диалектический материализм определяет сознание как высший тип отражения и рассматривает генезис сознания в естественноисторическом контексте, увязывая его с появлением труда и языка (позиция марксизма: отражение как всеобщее свойство материи заключается в «воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого субъекта и проявляется на всех уровнях организации материи: в неживой, живой и социальной природе).

Труд как условие появления сознания.

Животные не могут создавать понятия и осуществлять с ними логические операции. Маркс: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача. И пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой

архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове.

 


В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально».

 

 

Философия различает индивидуальное сознание (духовный мир одной личности) и общественное сознание (духовный мир общества).

Бытие индивидуального сознания. Сознание выступает как способность человеческого мозга отражать объективную реальность в идеальных образах и производить интеллектуальную работу на уровне понятий, суждений и умозаключений в процессе мышления. Оно недоступно непосредственному наблюдению может быть исследовано через различные формы его проявления, выраженные в виде мыслей, идей, убеждений, ценностных установок и т.п.

Сознание нельзя выразить через категории пространства и времени. В отличие от бытия материальных вещей сознание обладает рядом особенностей: способностью мгновенно перемещаться по временной

шкале.

Бытие общественного сознания. Общественное сознание – это сознание «общественного организма», взятого в целом в ракурсе его

отличия от животных.

Формы его проявления различны, но есть основания полагать, что в своей совокупности общественное сознание обладает своим специфическим бытием, которое не сводится к сумме индивидуальных сознаний.

природа языка. Язык появился и может существовать только в
человеческом обществе. Его внешнее (словесное, звуковое)

 

В подтверждении этой мысли рассмотрим язык как средство общения, коммуникации, воспитания, социализации людей. Несомненна неразрывность связи языка с сознанием, идеями, мыслями отдельных людей, но с позиций современной науки также бесспорна общественная

 

оформление, содержание, глубина, широта, богатство – результат многовекового взаимодействия и взаиморазвития многих поколений. При этом, отдельный человек усваивает тот или иной язык только в общении. Речь идёт о языке вообще, как естественном, так и искусственном.

Язык и сознание. Сознание неотделимо от языка универсального

средства коммуникации, взаимодействия и общения людей.

Язык имеет социальную природу, атрибутивный характер по отношению к обществу.

Возникновение членораздельной речи стало принципиально новым этапом развития не только общественных отношений, но и самого человека. С помощью языка выработался более мощный – социальный способ передачи опыта и социально значимой информации. Это

обеспечило преемственность знаний, традиций, культур различных поколений и исторических эпох, что, в свою очередь, стало мощным стимулом и основой дальнейшего развития и совершенствования языка.

 


Таким образом, труд, сознание и язык оказались настолько тесно взаимосвязаны, что происхождение и историческое развитие каждого из них невозможно представить в отрыве друг от друга.

При этом язык выступает важнейшей формой, в которой протекает

мыслительная деятельность человека, а она, в свою очередь, развивает и обогащает его.

Сознание индивида социально обусловлено, т.е. оно формируется только в обществе и вне его появиться не может. Оно представляет собой общественное явление не только по происхождению, но и по способу бытия, так как проявляется в актах поведения людей, определяет направленность их деятельности.

Самосознание Благодаря своему сознанию человек составляет

представление о собственном «Я», мысленно анализируя себя, окружающую действительность, и, выделяя себя из этой действительности, формирует, таким образом. Самосознание.

Будучи эмоционально окрашено и ценностно ориентировано, сознание человека выступает как активное начало, так как является не

пассивным отражением действительности, а целенаправленным, контролируемым и управляемым процессом мыслительной деятельности. В этом смысле оно проявляется и как творческий акт, причём не только отражая реальность, но и преобразуя её, создавая новые формы действительности.

Сознательная деятельность людей вплетена в культурный процесс как активное его начало и культурой же определяется. Этим оно отличается от деятельности машин, даже самых «умных».

 

 

Структура сознания.

 

 

Три сферы сознания

 

 


а) познавательная б) рациональное мышление


 

 

Эмоциональная Ценностно-волевая


 

 

а)познавательная – состоит из области чувственных, сенситивных процессов (ощущения, восприятия и представления) и рационального мышления (понятийное и образное).

б)эмоциональная –включает душевные переживания, внутренние чувства человека

 


(эмоции – кратковременные переживания; чувства – устойчивые, длительные переживания).

с)ценностно-волевая – состоит из внутренних целей и духовных усилий к достижению этих целей. Способность осуществлять желания,

стремление к достижению целей – воля.

 

 

Область подсознания – инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы

Область сверхсознания – интуиция, озарение, совесть. Существует проблема источников сознания.

Источники сознания – это те факторы, которые создают, видоизменяют, направляют процессы сознания.

1) внешний материальный мир;

2)социокультурная среда;

3)духовный опыт самого человека.

 

 

ДИАЛЕКТИКА И КАТЕГОРИИ

Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В античной философии под «диалектикой» (от греч.dialektike – искусство вести спор, учёную беседу) вначале понимали такой способ ведения учёной дискуссии, при котором достижение истины происходит путём столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в философский лексикон термин «диалектика» ввёл Сократ. Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения «первой философией» или «мудростью». В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику.

С начала XIX века, после создания Г.Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и

явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.

Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными)

методами познания.

 

 

ДИАЛЕКТИКА– это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.

МЕТАФИЗИКА – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.

 

 

Термин «метафизика» имеет два основных значения:

1.тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия;

2. метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренние, неизменные) и изолированные друг от друга.

 

 


Термин «метафизика» (от греч. – meta – после, physika – физика) появился в первом веке до н.э., когда греч. Философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его труды «о первых родах сущего» (по собственно философской проблематике) и поместил их вслед за физическими трактатами под одним наименованием «Метафизика». Так термин«метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины ХІХ века.

С XVII-XVIII вв., когда естествознание стало противопоставляться философии (в первую очередь в методологическом плане), за словом

«метафизика стало постепенно закрепляться значение «умозрительное, отвлечённое от конкретности, внеопытное знание». После создания Гегелем в начале XIX века диалектического учения, метафизика приобрела значение «старой или додиалектической философии». В философии марксизма за ней закрепилось ещё более узкое значение –

«антидиалектический метод познания».

Другими словами, метафизика создаёт статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга

и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создаёт

динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Метафизика и диалектика как способы познания зародились ещё в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики как способы познания зародились ещё в античности и прошли многовековую историю. Расцвет матафизики как способа научного познания приходится на XVII-XVIII вв., расцвет диалектики – на ХІХ-ХХвв.

Метафизический метод лежал в основе бурного развития естествознания в XVII-XVIII вв, благодаря ему наука этого периода сделала колоссальный прорыв вперёд по сравнению с предыдущими

эпохами. Метафизический метод ввёл в науку приёмы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической методологии является открытие законов механического движения, т.е. движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учёта изменений их внутренних свойств.

С помощью диалектического метода были достигнуты основные успехи науки XIХ-XХ вв., особенно в обществоведении. Содержание диалектики раскрывается в её основных категориях, принципах и законах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. Правда, уровни диалектического мышления на разных этапах развития человечества различны.

Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Принцип всеобщей связи является

отражением организованности и упорядоченности мира, в котором всё связано со всем. Под связью понимается зависимость между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и

 


развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира.

Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных

объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе невозможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являющуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершённого, всё находится в процессе становления и изменения.

 

 

Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи даёт нам принцип развития мира.

Развитие есть не что иное, как необратимое, определённо направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Но закономерно встаёт вопрос о том, что является источником

развития.

Всё многообразие точек зрения по проблеме источника развития можно свести к двум основным: метафизической и диалектической.

Первая считает источником развития внешнее воздействие, вторая –

борьбу противоположных сил и тенденций, т.е. противоречие.

Противоречие – взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений.

Противоречие является философской проблемой. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже вревнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «Инь» и «Ян». Другие же считают, что противоречия существуют только в мышлении человека, т.е. логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (апории Зенона).

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях.

Категории – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

 

 


Основные категории современной диалектики: сущность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует.

Каждое явление было обусловлено какими – то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие- либо последующие явления. Причина – это явление, порождающее другое явление. Следствие – явление, порождённое другим явлением. В диалектике положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие).

ДЕТЕРМИНИЗМ – это учение об объективной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ – это учение, отрицающее объективной связи.

Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

 

 

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое диалектика?

2.Что такое метафизика?

3.Почему противоречие является философской проблемой?

 

 

ГНОСЕОЛОГИЯ План

1. Основные проблемы гносеологии

2. Познание в истории философии

3. Способы познания мира

 

 

Познанием называют деятельность, направленную на получение знаний

Гносеология – часть философского знания, посвящённая проблемам познания мира.

 

 

Проблематика:

1.Насколько познаваем мир?

2.Как человек познаёт мир?

3.Каково соотношение истины и заблуждений?

4.Что может являться критерием истинности знания?

5.Как подтвердить верность наших представлений?

Основная проблема гносеологии – проблема границ познания:

насколько познаваем мир, т.е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно?

 

 


Гностицизм – философское учение, утверждающее, что мир познаваем.

Агностицизм – философское учение о непознаваемости мира.

 

 

Агностики философы, утверждающие, что мир познаваем лишь в ограниченных пределах. (гносеологический пессимизм).

И.Кант о «вещи-в-себе».

Гностики философы, утверждающие, что мир познаваем

исчерпывающе и безусловно (гносеологический оптимизм).

Объективный идеализм (Платон, Гегель).

 

 

Материализм: в процессе развития познания и практической деятельности человек способен всё шире и точнее познавать окружающий мир.

 

 

Спор между гностицизмом и агностицизмом чисто теоретически неразрешим.

Компоненты процесса познания: субъект и объект познания;

уровни и ступени познания; истина как цель познания.

Объектом познания называется то, на что направлено познание, то, что познаётся.

Субъектом познания (т.е. тем, кто познаёт) называют конкретного носителя познавательной деятельности (отдельные люди, группы

людей, общество в целом).

 

 

Долгое время познание рассматривалось как отношение противостоящих друг другу субъекта и объекта познания, причём под субъектом долгое время понимался просто отдельный познающий человек – учёный. Такая позиция порождала целый ряд сложностей. Так, например, в философии Нового времени разгорелся спор об источниках научного знания (Ф.Бекон и Р. Декарт

Рационализм – это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

 

 

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт.

 

 

В самом процессе познания выделяют две формы: чувственное

(опытное) и рациональное (логическое) познание.

Чувственное познание осуществляется с помощью органов

внешних чувств. Ступени: ощущения, восприятия, представления.

Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание.

 

 


Восприятия (совокупность ощущений) создают целостный образ предмета.

Представления – образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий.

 

 

Рациональное (рассудочное) познание выполняет задачу обобщения информации, полученную чувственным путём.

Представляет собой процесс абстрактного, (отвлечённого от частных, несущественных свойств предмета) обобщающего мышления.

Ступени: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – элементарная единица. Из них строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания.

Суждение – совокупность понятий, отражающая связи и отношения между предметами и их свойствами. Выражаются в форме предложений.

Умозаключение – процесс получения из двух или нескольких

суждений нового суждения на основе законов логики.

Умозаключения не зависят от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлечённого (абстрактного) мышления. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык – это система знаков, передающих информацию.

Результатом процесса познания выступают знания Знание, соответствующее действительности, называют истиной. По своему содержанию истина объективна, т.е. независима от познающего её субъекта.

 

 

Одно из первых определений объективной истины было дано Аристотелем: познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям.

Кант выявил проблему противоречивости самого понятия истины, отметив, что хотя признаками объективности истины являются всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна, поскольку является формой деятельности субъекта.

Истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета.

Г.Гегель показал, что истина – не застывшая система, а процесс всё большего совпадения предмета с отражающим его понятием, причём истина предполагает и изменение самого предмета в процессе познания.

Истина бывает относительной и абсолютной.

Относительной истиной называют неполное, приближённое знание, которое дополняется в процессе дальнейшего познания.

Относительные истины, сменяя друг друга, стремятся к абсолютной

истине. К абсолютным истинам относятся, например, так

 


называемые истины факта, «вечные истины», физические константы и т.п.

Понятия абсолютной и относительной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в

определённых исторических условиях. В теории познания обсуждается также соотношение истины и заблуждения. Те представления, которые опровергаются в ходе развития науки, называют заблуждениями.

Истина всегда конкретна, абстрактной истины не существует. Она всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Достоверность предполагает наличие критерия, позволяющего выявить объективную истинность знания.

В современной философии выделяются три концепции истины:

1.концепция соответствия, согласно которой истинными являются высказывания, соответствующие действительности;

2.когерентная концепция истины, в соответствии с которой

высказывания должны быть непротиворечивыми и доказательными;

3.прагматическая концепция истины, в которой истинность и ложность суждений проверяются на практике.

Все эти концепции не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими.

В философской категории «практика», понимаемой как «критерий истины», выражается представление о творческой деятельности человека по преобразованию мира как конечной цели процесса познания

 

 

Практика – это целенаправленная предметная деятельность по преобразованию действительности.

Вопросы для самопроверки

1.Что такое гносеология и какие именно вопросы обсуждаются в этой части философии?

2.В чём суть спора между гностицизмом и агностицизмом?

3.Как менялось представление о субъекте познания в истории философии?

 

 

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

 

Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими человека: антропологией, исследующей естественно-историческое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей социальные особенности человеческого существования; педагогикой – наукой о воспитании человека; психологией, изучающей особенности индивидуального поведения.

 


Философская антропология, в отличие от других наук, исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида. Такими проблемами являются:

4. проблемы антропосоциогенеза - происхождения человека и человеческого общества;

5. смысла существования человека как вида и смысла жизни отдельной человеческой личности;

6. свободы и необходимости человеческой личности;

7. свободы и необходимости в человеческих действиях и т.п..

На рубеже XX – XXI вв. проблема человека становится центральной в философском знании. Проявляется особое внимание к

«экзистенциальной проблематике», т.е. вопросам о смысле жизни и ценности человеческого существования.

Проблема человека приобретает особую актуальность в те периоды развития истории, когда остро встаёт вопрос о смысле жизни и цели существования не только отдельного человека, но и всего общества. Именно такой период переживает как отечественная, так и мировая

история.

Термин «антропология» означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, философское учение о человеке или философия человека.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ – направление, занимающееся изучением человека, его природы и сущности. Отражает философски взгляды на происхождение, эволюцию и специфику человека как особого рода реальности.

Философия, в отличие от обыденного мышления, выходит за пределы очевидности в исследовании человека (Х.Ортега-и-Гассет). Ещё И.Кант пришёл к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?». Все они могут сконцентрироваться в одном вопросе: «Что такое человек?».

Философы считают, что проблема человека содержит в себе много тайн и загадок. По мнению Ф.М.Достоевского, соответствовать своему понятию человек может только занимаясь этой тайной, причём занимаясь всю жизнь.

Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не может быть

вполне применён исключительно рационалистический, сугубо научный подход. Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на его «препарирование». Простая сумма знаний частных наук о человеке не даёт искомого образа, поэтому философия всегда стремилась к постижению его целостности и пыталась выработать собственные средства познания сущности человека.

Современная философская антропология включает в себя многообразные и противоречивые школы и направления, активно обсуждающие такие проблемы как сущность и существование человека,

 


соотношение в его природе биологического и социального, происхождение человека (антропогенез), социализация личности, бытие человека в культуре.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 837 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2414 - | 2126 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.